«Может быть, кому-то казалось, что 1 сентября [запрета на работу] еще не будет, агрегаторы отели не вычеркнут или будут долго систему внедрять — нет! Есть четкая договоренность, даже проводились учения с агрегаторами», — предупреждал татарстанских отельеров глава Росаккредитации Дмитрий Вольвач. До 1 сентября все средства размещения должны пройти процедуру самооценки и войти в реестр, который ведет его ведомство. В противном случае — запрет на деятельность и оборотные штрафы. И хоть до дня икс остались считаные недели, лишь половина татарстанских объектов прошла новую процедуру. Подробнее о том, как федеральный гость наставлял отельеров и с какими головными болями столкнулись владельцы гостиниц и глэмпингов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сергей Иванов отметил, что серьезных трудностей при прохождении процедуры у отельеров нет и глобальных последствий для туротрасли Татарстана не предвидится
«За 8 месяцев уже дети рождаются, но у нас, к сожалению, родилось немножко, половина почему-то!»
«Сентябрь — это бархатный туристический сезон, поэтому очень бы не хотелось, чтобы для кого-то он прервался, даже на несколько дней…» — начал встречу с татарстанскими отельерами глава Росаккредитации Дмитрий Вольвач. Глава ведомства посетил Татарстан спустя месяц после назначения на должность — республика стала вторым регионом после Санкт-Петербурга, куда он нанес визит. Цель встречи с республиканскими отельерами — разъяснение новой системы классификации, которая с 1 января обязательна для гостиниц, санаториев, баз отдыха и кемпингов. Дедлайн по самооценке, которую должны пройти средства размещения, истекает 1 сентября. После этого объектам, не прошедшим процедуру, принимать гостей будет запрещено. А с 6 сентября для недобросовестных отельеров введут штрафы: для юридических лиц — от 300 тыс. до 450 тыс. рублей, а при повторном нарушении — оборотный штраф от 2,5 до 4% от выручки за прошлый год, но не менее 50 тыс. рублей.
Сейчас в реестре около 26,5 тыс. средств размещений со всей России. Многие решили подсуетиться к концу лета: сейчас в Росаккредитацию поступает более 2 тыс. заявок в неделю. Для того чтобы успеть обработать весь поток заявок, в ведомстве сделали круглосуточными чат технической поддержки и кол-центр.
Новая система классификации заработала с 1 января 2025 года. Тогда Росаккредитация автоматически перенесла в новый реестр все гостиницы, которые были классифицированы до начала реформы.
Следующей важной точкой во внедрении системы стало 1 марта. До этого срока все остальные средства размещения (ранее неклассифицированные) — базы отдыха и кемпинги — должны были сообщить о своей деятельности и пройти упрощенную самооценку: заполнить сведения о своем названии, адресе и месте нахождения.
Средства размещения, которые не попали в новый реестр, не имеют права принимать гостей. Надзор за исполнением этого требования возложен на регионы.
1 сентября 2025 года — финальная точка реформы. До осени все средства размещения — и гостиницы, которые автоматически вошли в новый реестр, и кемпинги, и базы отдыха — должны полностью пройти первый этап классификации — самооценку, обновить информацию о своей деятельности и с помощью фотографий, сделанных в мобильном приложении «Инспектор», подтвердить свое соответствие обязательным требованиям.
Категорию «без звезд» для отелей убрали. Для того, чтобы подтвердить свой одно-, двух-, трех-, четырех- и пятизвездочный статус, отели должны обратиться в специальную аккредитованную организацию. Требования к ним стали строже. Теперь вместо одного эксперта в штате организация обязана иметь пять экспертов по основному месту работы. Специалисту запрещено совмещать работу в отеле и аккредитованной организации.
В Татарстане, несмотря на заверения о «зрелости и цивилизованности» рынка, процедуру самооценки прошел только 51% средств размещения. Так, в реестр попали 208 гостиниц, 38 баз отдыха и 10 кемпингов. Всего в республике насчитывается 669 отелей и других средств размещения. Дела у некоторых регионов (несмотря на заверения Вольвача о простоте процедуры, которую можно пройти за два часа) более удручающие: например, в Приморье в июле только 14% отелей прошли самооценку, а в Ростовской области — 40% из общего числа объектов. При этом глава госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов, общаясь с журналистами, отметил, что серьезных трудностей при прохождении процедуры у отельеров нет и глобальных последствий для туротрасли Татарстана не предвидится: «Процедура, поверьте, несложная, и бояться ее не надо. В целом наша отрасль работает и продолжит работать, но могут наступить неприятные последствия для отдельных игроков».
«Нас, конечно, хвалят, но все-таки 50 процентов — это маловато. По состоянию на 1 августа я ожидала, что у нас будет 70−75 процентов, потому что эту работу мы ведем с 1 января текущего года. За 8 месяцев уже дети рождаются, но у нас, к сожалению, родилось немножко, половина почему-то!» — сетовала руководитель управления федеральной службы по аккредитации по ПФО Юлия Данилина. Она пообещала присутствовавшим на встрече отельерам, что сотрудники ведомства будут еженедельно на связи с ними, и выразила надежду: «Все-таки еще процентов 20 мы должны дать».
Сейчас в реестре около 26,5 тыс. средств размещений со всей России. Многие решили подсуетиться к концу лета: сейчас в Росаккредитацию поступает более 2 тыс. заявок в неделю
Вольвач пошел не по пути устрашения, а решил успокоить, развеять мифы и рассказать о новых горизонтах, которые открываются перед гостиницами после процедуры самооценки. «Даже если вы сегодня впервые слышите о том, что надо проходить эту процедуру, совершенно не поздно это сделать. У нас достаточно времени и нет никаких преград», — заверил чиновник. По его словам, все проходит настолько быстро, что даже отели Radisson с их огромным номерным фондом прошли самооценку за два дня.
Также Вольвач заверил, что отель после самооценки не лишается присвоенных ему ранее звезд: «Наоборот, ваши звезды, которые вы получили еще тогда, засияют еще ярче, потому что они будут на объекте размещения, который прошел самооценку! Звезды будут сиять столько, сколько им положено по сертификату, который был выдан вместе с ними. А по его истечении вы можете прийти в одну из аккредитованных организации и получить еще больше звезд!»
Отельный рынок с 1 сентября может сильно измениться, поэтому бизнесменам необходимо подсуетиться: «На место тех, кто уйдет, придет тот, кто классифицировался и заберет клиентов. Человек зайдет на агрегатор, увидит, что отель, в котором он ранее останавливался, недоступен, выберет похожий и поедет туда. Это будет моментальное перераспределение денег и финансовых потоков. Поэтому я желаю оказаться как раз в этом перераспределении среди тех, в чью пользу это перераспределение произойдет», — наставлял глава Росаккредитации.
Вольвач заверил, что отель после самооценки не лишается присвоенных ему ранее звезд
«Может быть, кому-то казалось, что 1 сентября этого еще не будет, агрегаторы этого не сделают или будут долго это внедрять — нет!»
Впрочем, из последующих выступлений отельеров стало понятно, что не все так радужно и просто с самооценкой. Первой руку подняла представитель сети отелей «Регина». Она напомнила, что гостиницы работают уже 20 лет, сегодня это 7 объектов в РТ и Абхазии. «У нас проблема возникла с одним отелем. Мы не можем войти в реестр в связи с тем, что у нас в правоустанавливающих документах написано: „Жилое помещение“. Мы получили отказ», — развела руками она. — Этот отель работает 20 лет, никаких вопросов к нам не было. Есть решение суда Советского района города Казани о том, что здание соответствует требованиям для оказания гостиничных услуг».
«В целом решение суда является значимым в данном случае. Но тем не менее с точки зрения логики захода в наш реестр здание все-таки не должно быть жилым, — туманно начал объяснения замруководителя Национального института аккредитации Александр Андринатьев. — Поэтому мы предварительно с минэком проконсультировались. В целом здесь нет какого-то четкого барьера для того, чтобы вы не зашли [в реестр] с учетом решения суда». Но спикер пришел к выводу, что до 1 сентября «Регина» однозначно окажется в реестре. «Соблюсти легкий формализм с точки зрения документов с нашей стороны и с вашей стороны», — обозначил условия спикер.
Вице-президент ассоциации отельеров Казани и РТ Лилия Усманова интересовалась судьбой гостевых домов — как им оказаться в реестре на добровольной основе и что делать базам отдыха, которые мечтают о звездах. «Базы отдыха все разные, а на агрегатах представлены одинаково», — транслировала выступающая вопиющую несправедливость, беспокоящую ее неназванных коллег, которые не смогли приехать.
«Татарстан не вошел в перечень экспериментальных территорий [по гостевым домам]. И по состоянию на сегодня, если рассматривать с точки зрения законодательства, они не попадут [в реестр]», — признал Андринатьев, но уточнил, что правительство прорабатывает возможности расширения географии эксперимента. А пока ответ отрицательный.
Со звездами такая же история: законодательство сегодня этого базам отдыха не позволяет. Но опять же, «перед министерством экономического развития стоит эта задача, это следующая итерация реформы». Ситуация может проясниться лишь в следующем году, а пока гламурные домики, позиционирующие себя как загородные отели со «звездным» сервисом, должны стать беззвездными.
Кого-то интересовало, могут ли они называть себя глэмпингом, если прошли аккредитацию под видом базы отдыха. «Вы должны четко указывать тип средства размещения, которым вы являетесь. Но если у вас коммерческое название, например, „Глэмпинг „Сосны“, то вы не противоречите законодательству. Здесь очень важно не вводить в заблуждение потребителя», — предупредил Андринатьев.
«А не будет ли расхождения, если объект является базой отдыха, а позиционирует себя как глэмпинг?», — забеспокоилась представитель глэмпинга «Сосны». Ей напомнили, что торговое наименование может быть любым. «Условно, кавычки открываете и пишете что хотите», — разъяснил Иванов.
Встречались и нестандартные запросы. Например, от представителя «Татнефть-Заботы», владеющей 26 объектами, 8 из которых — санатории. 7 из них уже «самооценились», но с одним возникли трудности. «„Ромашкино“ имеет разную звездность: есть корпуса с нулевой звездностью, есть две звезды. И в реестре оказалось три карточки объекта. По этой причине нам отклонили прохождение самооценки, сказав, что надо отписать обращение, чтобы эти карточки были объединены. Обращение было написано, но пришел отказ, потому что разные категории звездности. Мы звонили специалистам, нам сказали, что нет такой технической возможности, надо подождать звонка. Звонка мы не дождались, написали в чат, в чате нам сказали, что надо эти карточки просто удалить, написать обращение. Как раз мы его и написали. В общем, мы немножко переживаем, что не успеем. Верно ли мы все делаем?» — описала бюрократические круги выступающая.
Дмитрий Вольвач: «Наша самая главная задача — чтобы все оказались в реестре, а дальше уже внутри реестра будем вырабатывать ответы на вопросы, которые, может быть, сейчас не очевидны, потому что жизнь нас еще с ними не столкнула»
— Нам действительно нужно доказательство того, что вам действительно нужно удалить эту карточку. Если есть подтверждающие документы… — поспешила на помощь замглавы госкомитета РТ по туризму Анастасия Софьина.
— Подтверждающие? А что я могу приложить? — растерялась представитель «Татнефть-Заботы».
— Допустим, ответ от техподдержки, отказ, который вы получили. И мы в принципе достаточно быстро отрабатываем — не переживайте, до 1 сентября все успеете, — успокоила Софьина. Замруководителя Национального института аккредитации увидел другой выход — просто объединить «санаторную» карточку со «звездной».
Волновало средства размещения и то, будут ли выкладывать куда-то в открытый доступ фотографии, которые снимает мобильный инспектор. Их заверили, что это исключено. «Даже аккредитованным лицам, которые будут проводить вашу классификацию, эти фотографии не полагается смотреть. Когда они будут приходить, они будут делать свою необходимую съемку», — заверил Андринатьев.
База отдыха «Кама», входящая в «Татнефть-Заботу», столкнулась с тем, что адрес поселка Смыловка, где она находится, в системе подгружается в другие районы. «И нам заявление отклонили, сказав, что адрес не совпадает с выпиской земельных участков. Мы поменяли адрес на Сухаревское сельское поселение. Нужно ли его изменить на сайте и найдут ли нам потом вообще наши гости?» — переживала представитель объекта. «Все данные из реестра должны полностью совпадать с теми данными, которые вы размещаете на доступных ресурсах и сайтах-агрегаторах, должно быть полное соответствие, — Вольвач был неумолим: — Разве что вы можете указывать локацию, геотег какой-то, маршрут прописывать, но это уже коммерческая история».
«Наша самая главная задача — чтобы все оказались в реестре, а дальше уже внутри реестра будем вырабатывать ответы на вопросы, которые, может быть, сейчас не очевидны, потому что жизнь нас еще с ними не столкнула», — закончил обсуждение данной темы Вольвач. В ожидании новых вопросов глава Росаккредитации напомнил еще раз о важности прохождения процедуры самооценки до 1 сентября. «Может быть, кому-то казалось, что 1 сентября этого еще не будет, агрегаторы этого не сделают или будут долго это внедрять — нет! Есть четкая договоренность, даже проводились учения с агрегаторами: как они получают от нас актуальный выпуск реестра, как они начинают стыковать это со своей базой и убирать из выдачи информацию о средствах размещения, напротив которых есть пометка. Этот механизм сработает очень быстро и наша задача, чтобы как можно меньше действующих реальных бизнесов этот механизм зацепил. Здесь все в руках бизнеса, которому надо просто уделить два часа и пройти самооценку! Нет ни одного сложного вопроса, который бы мы не решили! Я боюсь, что в последние три дня будет перебор по всем каналам». У тех, кто не прошел аккредитацию к сентябрю и остался за периметром реестра, Вольвач наметил два пути: «Либо люди заходят все-таки через боль и штрафы, либо просто с рынка уходят».
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.