Доходы российского бюджета от нефтегазового сектора в первом полугодии 2025-го сократились почти на 17% из-за падения цен на нефть, укрепления рубля и санкционного давления. Даже Индия, кажется, начала отказываться от российской нефти, испугавшись угроз новых пошлин со стороны США. На этом фоне татарстанская «Татнефть» столкнулась с резким снижением прибыли. Эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации, если курс рубля не ослабеет, а санкционные риски реализуются. О том, сколько денег в виде налога на прибыль недосчиталась казна Татарстана и сколько недополучат акционеры в виде дивидендов, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Татнефть» столкнулась с резким снижением прибыли
Геополитика, санкции и дефицит давят на российский бюджет
Цены на нефть бо́льшую часть первого полугодия 2025-го оставались под давлением из-за опасений снижения спроса на черное золото, в том числе со стороны Китая. Как итог нефтегазовые поступления в федеральную казну за январь – июнь 2025-го составили 4,73 трлн рублей, что почти на 17% меньше, чем было получено в аналогичном периоде прошлого года. Дополнительно к этому упали поступления в бюджет от НДПИ (поступления по нему снижаются уже 6-й месяц подряд). Все это вкупе привело к тому, что доля нефтегазовых доходов в бюджете сократилась с 34% в 2024 году до 27% в 2025-м.
Разберем ключевые факторы этого снижения более подробно. Во-первых, средняя цена российской нефти марки Urals в первом полугодии 2025-го составила $68 за баррель против $82 за баррель в 2024 году. Падение стоимости российской нефти на $14 за баррель существенно повлияло на валютную выручку от экспорта. Во-вторых, снизились поступления от продажи газа. Несмотря на рост мировых цен на газ, физические объемы экспорта значительно сократились. Кроме того, сильное влияние оказал рубль, который к концу июня укрепился по отношению к доллару до 78 рублей.
Из-за снижения доходов нефтяных компаний уменьшились и выплаты нефтяникам. Так, выплаты из российского бюджета по топливному демпферу в июне 2025 года составили 34,5 млрд рублей, тогда как в январе они были на уровне 156,4 млрд рублей. В мае аналогичные выплаты составили 42,5 млрд рублей. В апреле они находились на уровне 62,7 млрд, в марте — 100,3 млрд, в феврале — 148,3 млрд рублей. Совокупно за прошедшее полугодие демпферные выплаты нефтяным компаниям составили 544,7 млрд рублей. Ранее глава минфина РФ Антон Силуанов говорил, что объем выплат нефтяникам по демпферу в 2025 году ожидается на уровне порядка 2,6 трлн рублей, что на 1,4 трлн рублей меньше, чем было запланировано.
Никуда не делись и внешние ограничения по добыче нефти в рамках ОПЕК+. В настоящее время в Бюджетном кодексе восстановлен расчет бюджетного правила исходя из базовой цены на нефть в $60 за баррель с индексацией на 2% в год начиная с 2027-го. Силуанов говорил о возможности корректировки цены отсечения в бюджетном правиле, но на брифинге в начале мая заявил, что в проектировках трехлетнего бюджета (2026–2028) изменение цены отсечения не будет предусмотрено.
На фоне этого участники альянса ОПЕК+, в который входит в том числе Россия, в начале июля утвердили решение со следующего месяца увеличить добычу суммарно на 548 тыс. баррелей в сутки. Ранее, в июне и июле, они наращивали добычу на 411 баррелей в сутки. А буквально в воскресенье, 4 августа, было принято решение расширить добычу еще на 548 тыс. баррелей. Таким образом, участники альянса пытаются восстановить свою долю на мировом рынке черного золота, которую они потеряли с 2016 года, когда занялись самоограничением добычи ради поддержания цен на сырье.
Средняя цена российской нефти марки Urals в первом полугодии 2025-го составила $68 за баррель против $82 за баррель в 2024 году
В последние несколько месяцев ОПЕК+ стала значительно наращивать добычу нефти. Так, уже с начала года объемы выросли на 1 млн баррелей в сутки, а к августу увеличение может составить еще 1 млн баррелей.
При этом в июле цены на нефть пытались восстановиться от локальных минимумов. Это произошло из-за возникновения рисков ограниченного предложения во втором полугодии в случае резкого ужесточения санкций против российской нефти со стороны США и ЕС. Ключевой риск — установление озвученных 14 июля президентом США Дональдом Трампом 100% пошлин США для покупателей российской нефти. В данный момент это в основном Китай и Индия. Уже в конце июля государственные нефтезаводы в Индии начали приостанавливать закупку российской нефти после угроз Трампа. Речь идет об Indian Oil Corp, Hindustan Petroleum Corp, Bharat Petroleum Corp и Mangalore Refinery Petrochemical Ltd. Правда, позже власти Индии заявили, что не давали указаний нефтеперерабатывающим заводам страны прекратить закупки российской нефти.
Так или иначе, в начале августа крупнейшая нефтеперерабатывающая компания Индии Indian Oil Corp (IOC) приобрела 7 млн баррелей сырой нефти с поставкой в сентябре у США, Канады и на Ближнем Востоке. Отказ Индии от российской нефти и сокращение ее закупок могут стать ощутимым ударом для России, ведь Индия — крупнейший покупатель российской сырой нефти, транспортируемой морем.
Кроме того, 25 июля Центробанк снизил прогноз цен на нефть с $60 до $55 за баррель. Прогноз охватывает период до конца 2026 года. При таком раскладе бюджетная ситуация может улучшиться только в случае ослабления рубля, а также за счет поиска новых логистических цепочек, которые позволят транспортировать нефть в крупнейшие регионы – потребители российской нефти. Но здесь присутствует и обратная сторона медали — ослабление рубля создаст дополнительное инфляционное давление, что в последующем также негативно отразится на российской экономике в целом.
Выручка «Татнефти» за год снизилась на 9,8% — с 747,2 млрд до 674 млрд рублей
Бензин удержал выручку от большего падения
Пока нефтегазовый сектор продолжает адаптироваться к непростой ситуации на мировом рынке в условиях санкций, нефтяные компании получают все меньше доходов. За первое полугодие этого года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го добыча полезных ископаемых в Татарстане снизилась на 24% в рублевом эквиваленте.
Это привело к тому, что чистая прибыль «Татнефти» по РСБУ в первом полугодии 2025-го оказалась на 51,7 млрд рублей, или в 1,8 раза, ниже, чем за тот же период прошлого года. Было 118,5 млрд — стало 66,8 млрд рублей.
Выручка «Татнефти» за год снизилась на 9,8% — с 747,2 млрд до 674 млрд рублей. Если продажи собственных нефтепродуктов, куда входит и бензин, выросли на 0,5% до 404,5 млрд рублей, то поступления от реализации собственной нефти, наоборот, резко сократились на 22,5%. Если в январе – июне 2024-го нефти было продано на 327,6 млрд рублей, то в этом году — всего на 254 млрд рублей. Хоть это и незначительно для нефтяной компании, но на 14,7% выросли поступления от продажи прочей продукции (8,5 млрд рублей), а также почти в 3 раза сократился объем услуг и работ по строительству — с 3 млрд до 953 млн рублей.
Кроме того, почти на 10 млрд рублей снизилась выручка по договорам встречных поставок нефти на общую сумму 224,8 млрд рублей. Выручка по договорам реализации нефти малых нефтяных компаний, по которым закупка и реализация происходят в один момент времени, упала в 2,5 раза — с 19,4 млрд до 7,95 млрд рублей.
За год количество контрагентов, выручка от продаж которым составила более 10%, увеличилась вдвое. Если в первом полугодии 2024-го таких покупателей было двое, то уже по итогам первых 6 месяцев текущего года — четверо. Причем на них пришлась почти половина всей поступившей на счета «Татнефти» денежной массы.
Себестоимость реализации собственной нефти снизилась на 16,7% — с 210,8 млрд до 175,5 млрд рублей
«Татнефть» стала платить больше комиссионерам
Что касается расходов, то, несмотря на падение выручки, себестоимость продаж хоть и незначительно, но выросла на 1,5% до 531,8 млрд рублей. Если продажи собственных нефтепродуктов, куда входит и бензин, увеличились на 0,5%, то себестоимость продаж по данному направлению выросла на 15% — с 295,6 млрд до 339,9 млрд рублей. Такое увеличение связано в первую очередь со значительным снижением демпферных платежей при продаже бензина и дизтоплива в РФ. Сумма возвратного акциза за первое полугодие 2025-го составила 116,6 млрд рублей, тогда как в аналогичном периоде прошлого года — 174,1 млрд рублей, падение в 1,5 раза.
Себестоимость реализации собственной нефти снизилась на 16,7% — с 210,8 млрд до 175,5 млрд рублей. По этим суммарным причинам валовая прибыль «Татнефти» снизилась почти в 1,6 раза — с 224,2 млрд до 142,2 млрд рублей.
Коммерческие расходы предприятия также уменьшились. Если в первом полугодии 2024-го «Татнефть» отобразила 55,2 млрд рублей таких расходов, то в прошедшем полугодии текущего года на 6,5 млрд меньше — 48,7 млрд рублей. При этом на 22% выросли управленческие расходы — с 6,1 млрд до 7,5 млрд рублей. Итогом стало падение прибыли от продаж в 1,9 раза — с 162,9 млрд до 86 млрд рублей. Интересен тот факт, что в этом году «Татнефть» увеличила почти в 24 раза свои расходы по платежам по комиссионным договорам, где компания выступает по существу агентом. Выплаты комиссионерам выросли с 95,5 млн до 2,25 млрд рублей.
Дополнительную нагрузку на финансовое состояние «Татнефти» оказало укрепление рубля. Если в прошлом году на курсовых разницах компания заработала 4,4 млрд рублей, то в этом в составе прочих были отражены расходы по курсовым разницам в размере 25 млрд рублей. Это в том числе послужило основной причиной роста прочих расходов, которые увеличились в 2,4 раза — с 44,3 млрд до 106,3 млрд рублей. Что касается прочих доходов, то они выросли почти в 3 раза — с 21,9 млрд до 62 млрд рублей, где свыше 40 млрд рублей пришлось на поступление дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям от долевого участия в других компаниях, их которых 32 млрд рублей — от дочерних и зависимых обществ (в 2024-м — 8,3 млрд рублей).
«Татнефть» набирает кредиты
За счет размещения свободных денежных средств «Татнефть» получила за исследуемый период 10 млрд рублей в виде процентов (в 2024-м — 6,8 млрд рублей), при этом с 6,9 млрд до 3,9 млрд рублей снизились уплаченные проценты. И это удивительно, ведь обязательства компании перед кредиторами выросли в 2,6 раза. Так, если объем краткосрочных заемных средств по итогам первого полугодия 2024-го составлял 35,3 млрд рублей, то уже на 1 июля 2025-го — 92,5 млрд рублей. При этом еще на начало текущего года доля компании была на уровне 50,5 млрд рублей. Всего же за прошедшие 6 месяцев «Татнефть» получила кредитов и займов в размере 61,4 млрд рублей, из которых 7,4 млрд рублей были даны ей в долг ее дочерними организациями.
Итогом всей финансовой деятельности «Татнефти» стало падение прибыли до налогообложения почти в 1,9 раза — с 150,2 млрд до 81,1 млрд рублей. Это привело к падению налога на прибыль с 31,9 млрд до 14,5 млрд рублей (первое полугодие 2025-го к первому полугодию 2024-го). На республиканском совещании финансовых, казначейских и налоговых органов по итогам первого полугодия 2025-го «Татнефть» (вместе с ТАНЕКО) была отмечена как компания, допустившая наибольшее снижение поступлений по налогу на прибыль — минус 2,6 млрд рублей (к плановым показателям минфина).
Что касается других платежей в бюджет, то за год платежи в виде таможенных пошлин компании упали в 10,5 тыс. раз — с 422 млн до 40 тыс. рублей, налог на добычу полезных ископаемых снизился на 20% — с 297,6 млрд до 235,9 млрд рублей, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на 21,7% — с 84 млрд до 65,7 млрд рублей.
«Результаты «Татнефти» выглядят достаточно слабо. Снижение финансовых результатов в первую очередь объясняется более низкими рублевыми ценами на нефть»
Республика получит меньше?
Если динамика чистой прибыли сохранит отрицательный вектор, то владельцы акций «Татнефти», в том числе и республика, у которой сосредоточена треть акций «Татнефти», на дивидендах в 2025 году заработают меньше, чем в прошлом. Если отталкиваться от чистой прибыли по РСБУ, на базе которой считаются промежуточные дивиденды и при сохранении этих дивидендных выплат, то при выплате 75% прибыли вклад первого полугодия 2025-го в размер дивиденда составит 21,5 рубля на акцию, что по текущим ценам обеспечивает дивидендную доходность на уровне 3,3% на одну обыкновенную акцию и 3,5% — на привилегированную.
Для сравнения: по итогам первого полугодия 2024-го дивиденды составили 38,2 рубля, а всего за год держатели ценных бумаг компании получили 98,7 рубля на акцию. Тогда суммарно за год «Татнефть» выплатила акционерам почти 230 млрд рублей.
«Результаты «Татнефти» выглядят достаточно слабо»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов прокомментировать итоги работы главной нефтяной компании Татарстана в первом полугодии 2025-го.
Андрей Кочетков — частный инвестиционный консультант:
— Факторы, влияющие на доходы нефтяных компаний, никуда не делись. Доходы компаний, которые имеют хоть какой-то экспорт, очень часто зависят от курса рубля. Если считать в рублях, то прибыль и выручка снизились из-за курса. У нас практически с апреля рубль был в районе 80 за доллар, а иногда даже и ниже.
Если сравнивать это с показателями прошлого года и считать доходы в валюте, то показатель не должен был очень сильно снизиться, хотя сейчас цена нефти не особо привлекательная: в течение последнего квартала она была ближе к 65−70 долларам за баррель. Эти два фактора оказались наиболее значимыми для показателей «Татнефти».
Что касается цен на нефть, то они будут болтаться в районе 70 – плюс-минус 5 долларов за баррель. Сейчас пока особых предпосылок на серьезные изменения цены нет. Это даже наблюдалось и во время ирано-израильского конфликта, когда котировки не сильно реагировали на геополитические изменения. Сейчас военные риски уже особо не влияют на стоимость нефти.
Скорее всего, санкции США в отношении торговых партнеров России не сработают, так как по большому счету транзакции по нефти идут вне долларовой зоны, что не находит никакого отражения: то есть товар уходит, деньги приходят, но сберкасса в Нью-Йорке об этом не знает. Соответственно, торговля, скорее всего, продолжится, но будет происходить очень интересным образом. И это именно тот фактор, который влияет на курс рубля.
У нас финансирование экспортно-импортных операций идет вне основной банковской системы. Есть зеркальные счета, через которые проводятся платежи, в частности, эта схема очень хорошо отработана с Китаем, где есть китайские импортеры, и при такой схеме практически нет движения валюты через границу. По этой причине спрос на валюту сейчас очень незначительный, и из-за этого курс рубля относительно стабилен.
По поводу того, что индийские НПЗ отказываются от нефти, — это уже не первый раз, когда они отказываются. Проходит время, и они снова в охотку берут нашу нефть. Российские компании снова найдут способы обходить дополнительные санкции или тарифы американские. Это будут уже другие схемы с другими зеркальными счетами. Нефть так и будет перегружаться, может быть, на какие-то другие сторонние танкеры. И здесь появится незначительное увеличение стоимости логистики. Просто нужно дождаться, когда вступят в действие схемы, которые, я думаю, наверняка уже разработаны. Просто в них нужно более внимательно вникнуть.
При дальнейшем снижении ставки ЦБ и РФ не стоит ждать, что рубль станет менее привлекательным, есть только среднесрочные и долгосрочные перспективы. Сейчас большой интерес вызывает рынок облигаций, где нужны рублевые, а не валютные средства. Чем ниже ставка ЦБ, тем выше стоимость облигаций, хотя их доходность будет, естественно, снижаться. Но эта игра на повышение стоимости облигаций привлекает очень большие серьезные банковские структуры, чьи средства отвлекаются от валютных вложений.
Соответственно, на ближайший квартал, скорее всего, курс рубля не поднимется выше 85, что, соответственно, отразится и на финансовой отчетности компании по сравнению с прошлым годом.
Сергей Кауфман — аналитик ФГ «Финам»:
— Результаты «Татнефти» выглядят достаточно слабо. Снижение финансовых результатов в первую очередь объясняется более низкими рублевыми ценами на нефть. При этом «Татнефть» на фоне фокуса компании на эффективной нефтепереработке дополнительно пострадала от снижения маржинальности данного направления. Из-за этих факторов промежуточные дивиденды компании, по нашим оценкам, могут составить 21,5 рубля на акцию, что соответствует 3,3 процента доходности на обыкновенную акцию и 3,5 процента доходности на привилегированную акцию — скромные значения для сектора.
Во втором полугодии пока что рыночная конъюнктура остается достаточно негативной, хотя мы и ожидаем умеренного восстановления рублевых цен на нефть на фоне ожидаемого нами ослабления рубля до конца года.
Мы не прогнозируем отдельно результаты по РСБУ, однако, по нашим оценкам, прибыль «Татнефти» по МСФО по итогам 2025 года может сократиться почти на 41 процент (г/г) до 181 миллиарда рублей. На этом фоне мы ожидаем снижения дивидендов по итогам 2025-го в целом до 58 рублей на акцию. Отметим, что прогнозируемые нами более высокие дивиденды за второе полугодие связаны с тем, что в качестве промежуточных дивидендов «Татнефть» обычно выплачивает 75 процентов прибыли по РСБУ, а по итогам года в целом доводит норму выплат до 75 процентов прибыли по МСФО.
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.