Сибиризация России неизбежна, один из аргументов, подтверждающих это, заключается в том, что освоение Сибири сформировало один из лучших образцов россиянина — сибиряка. Так считает главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Эксперт в своей статье для «БИЗНЕС Online» рассуждает о том, насколько задача по сибиризации должна быть первостепенной для российского государства.
«В июле прошла презентация доклада „Поворот на Восток 2.0, или Сибиризация России“. Ответственный редактор доклада — Сергей Караганов. Меня неприятно поразила фраза, которая есть в докладе и 2 раза прозвучала на презентации как ключевая: „Зачем нам Луна, когда у нас есть Сибирь?“, — подчеркивает Грачев. — Это совершенно фундаментальное утверждение. Самый главный вопрос экономики — распределение всегда ограниченных ресурсов между разными направлениями и проектами. И ответ на этот вопрос никогда не может быть получен точными расчетами. Это вопрос о том, сколько надо вкладывать в Сергея Королева, сколько — в добычу нефти, в урожайность кукурузы, а сколько — в ядерное оружие и так далее».
Чтобы оценить, может ли сибиризация быть главным и первым проектом, а следовательно, инвестиционно первым, необходимо учесть некоторые фундаментальные соображения, продолжил спикер. «Я попробую это сделать, начав, как всегда, с фундаментальной аксиомы о том, что целью деятельности любых живых систем является повышение вероятности выживания, — говорит Грачев. — И если мы непредвзято проанализируем все известные инновации, они могут быть классифицированы как повышающие коэффициент полезного действия (КПД) экономических систем и принципиально расширяющие доступные к использованию природные ресурсы (а следовательно, увеличивающие вероятность выживания)».
К примеру, переход от паровых двигателей к двигателям внутреннего сгорания — это инновация первого типа, объясняет эксперт, а открытие и освоение деления и синтеза ядер — инновация второго типа, поскольку она кардинально увеличивает ресурсную базу человечества. И тут отдельно стоит сказать о военных инновациях. Если одна страна тратит 4% ВВП на оружие, на инновации в сфере вооружения, она может через 20–30 лет получить все ресурсы той страны, которая тратит до 2% от ВВП. «Это значит, первая страна может обнулить вероятность выживания второй в любой необходимый момент. А события последних десятилетий показывают, что это „может“ может реализоваться с очень высокой вероятностью», — объяснил Грачев.
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.