Антимонопольщики возбудили дело в отношении ООО «Да Юань» предпринимателя Рафита Хакимьянова за копирование дизайна упаковки туалетной бумаги Набережночелнинского картонно-бумажного комбината им. Титова (НКБК) Антимонопольщики возбудили дело в отношении ООО «Да Юань» предпринимателя Рафита Хакимьянова за копирование дизайна упаковки туалетной бумаги Набережночелнинского картонно-бумажного комбината им. Титова (НКБК) Фото: neftekamskbf.ru

Зачем башкирские бизнесмены копируют челнинцев?

Антимонопольщики возбудили дело в отношении ООО «Да Юань» предпринимателя Рафита Хакимьянова за копирование дизайна упаковки туалетной бумаги Набережночелнинского картонно-бумажного комбината им. Титова (НКБК). Этикетка «Нежной толстушки» — так называется бренд, который производится на Нефтекамской бумажной фабрике в соседнем Башкортостане, — копирует ключевые элементы фирменного стиля челнинского продукта: оформление, размеры используемых шрифтов, цветовую гамму. Дело возбуждено по ч. 1 и 2 ст. 14.6 ФЗ «О защите конкуренции» («Недобросовестная конкуренция»). НКБК владеет зарегистрированными товарными знаками, которые, по мнению УФАС, были скопированы.

В УФАС по РТ сочли, что действия ООО «Да Юань» «направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности», поскольку при имитации упаковки товара производитель несет минимальные затраты, связанных с разработкой и выводом на рынок своей продукции, за счет узнаваемости потребителями продукции НКБК.

Фото: nkbk.ru

«У покупателей может сложиться впечатление, что „Нежная толстушка“ от ООО „Да Юань“ изготовлена челнинским предприятием. Действия компании-конкурента создают угрозу смешения товаров на рынке и показывают намерение воспользоваться репутацией и узнаваемостью татарстанского производителя», — прокомментировали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе татарстанского управления ФАС России.

Дело было возбуждено по инициативе НКБК. УФАС установило, что «Да Юань» реализует туалетную бумагу с использованием спорного композиционно-стилистического решения этикетки с 2024 года. Оно уже произвело более 310 тыс. рулонов на сумму почти 2,7 млн рублей.

В свою очередь, НКБК выпускает туалетную бумагу с узнаваемым дизайном еще с 2003 года. «Туалетная бумага из Набережных Челнов» — раскрученный бренд. Когда-то комбинат снабжал своей дефицитной продукцией четвертую часть страны. По данным аналитического агентства «Агроан» за декабрь 2024 года, бренд «Набережные Челны» занимал 13,6% доли рынка туалетной бумаги.

«По итогам 2024 года комбинат достиг выручки в 17,6 миллиарда рублей и добился максимальных объемов производства картона, бумаги и гофроупаковки. Это лучший год в истории нашего предприятия», — сказал генеральный директор Набережночелнинского КБК Андрей Фомичев на годовом общем собрании акционеров.

При этом выпуск санитарно-гигиенических изделий из туалетной бумаги составил 410 млн штук, снизившись на 2%. Возможно, причина в обострившейся конкуренции, которая к тому же не всегда бывает честной?

Если нарушение подтвердится, ООО «Да Юань» грозит административная ответственность в соответствии со ст. 14.33 КоАП РФ. Речь идет о наложении оборотного штрафа, рассчитанного исходя из выручки, полученной за период реализации спорного товара, пояснили в УФАС.

Штраф для юридических лиц по данной статье составляет от 1 до 15% от суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тыс. рублей.

Выпуск санитарно-гигиенических изделий из туалетной бумаги составил 410 млн штук, снизившись на 2% Выпуск санитарно-гигиенических изделий из туалетной бумаги составил 410 млн штук, снизившись на 2% Фото: «БИЗНЕС Online»

«Бумага НЕ из Набережных Челнов»: отличить можно по качеству

НКБК борется с контрафактом довольно давно. В 2014 году на самом предприятии оценивали, что 10% продукции, реализуемой под брендом НКБК, является подделкой. У юридической службы предприятия имелась целая коллекция подделок под известную «Бумагу из Набережных Челнов», которую пополняли оптовики из разных регионов — от Самары до Читы. Некоторые фирмы выпускали рулоны точь-в-точь похожими на челнинскую, но хотя бы честно писали: «Бумага НЕ из Набережных Челнов». Контрафактная туалетная бумага стала даже экспонатом музея подделок, собранного челябинскими патентными поверенными. Образцы «Туалетной бумаги из Набережных Челнов» поступали им на экспертизу из Оренбурга, Красноярска, Орска, Самары и других городов.

«Вроде бы копеечное изделие, но подделывают его очень активно, — отмечала патентный поверенный Елена Крешнянская. — В Челябинске есть фирмы, которые под своей маркой производят дешевую бумагу, а контрафакт „Набережных Челнов“ чуть ли не в 2 раза дороже продают. Внешне они один в один, отличить можно по качеству бумаги. Оригинальная — плотная и не тянется. У подделок часто мятая этикетка, наклеена криво, рулон неровный, бумага мятая, грязного неоднородного цвета с включениями и отверстиями».

За паленый пипифакс можно поплатиться, и весьма сурово. Так, в марте 2019 года Советский районный суд Челябинска приговорил двух местных жителей к лишению свободы на 2 года каждого условно с испытательным сроком 2 года за подделку туалетной бумаги Набережночелнинского картонно-бумажного комбината. Мужчины организовали подпольный цех и четыре года гнали контрафакт. В результате незаконного использования чужого товарного знака правообладателю (КБК) был причинен ущерб в размере около 2,5 млн рублей.

Вместе с тем «Лорд Компани» из Новосибирска, которая выпускала туалетную бумагу «Набережная стандарт», оформление которой было схоже с упаковкой «Туалетной бумаги из Набережных Челнов», в прошлом году отделалась сравнительно легко. Управление ФАС по Новосибирской области выписало недобросовестным конкурентам штраф за использование товарного знака НКБК в размере 100 тыс. рублей.

Местные антимонопольщики в свою очередь также обратили внимание на деятельность ООО «Лорд Компани». В 2023 году татарстанским УФАС России было выдано предупреждение в отношении данной компании. «В феврале 2023 года в сети магазинов „Находка“ реализовывалась туалетная бумага с надписью „Туалетная бумага „Набережная“ MAXI производства ООО „Лорд Компани“. Потребители посчитали указанный товар новой линейкой продукции Набережночелнинского картонно-бумажного комбината и были введены в заблуждение относительно места его производства. Предупреждение о прекращении размещения недостоверной информации „Лорд Компани“ выполнила», — сообщили в УФАС по РТ.

За паленый пипифакс можно поплатиться, и весьма сурово За паленый пипифакс можно поплатиться, и весьма сурово Фото: © Bulkin Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

«На основании решения можно будет зачистить рынок»

Компания «Да Юань», владеющая «Нефтекамской бумажной фабрикой», обязана предоставить татарстанскому УФАС пояснения до 5 августа. «Пока идет разбирательство дела, комментировать нечего», — ответила на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора башкирской фабрики Елена Исмагилова.

На сайте компании указано, что Нефтекамская бумажная фабрика — ведущий производитель и оптовый поставщик продукции санитарно-гигиенического назначения в Республике Башкортостан. С 2000 года предприятие специализируется на выпуске туалетной бумаги и бумажной основы, предлагая качественную продукцию как для оптовых, так и для мелкооптовых клиентов. Каталог продукции невелик — четыре позиции, включая оскандалившуюся «Нежную толстушку». Вторсырьем для производства служит макулатура. По данным базы «Контур.Фокус», выручка компании за 2024 год составила 18,5 млн рублей, чистая прибыль за этот же период — 1,4 млн рублей.

По мнению управляющего партнера юридической фирмы Kazan Legal Group Руслана Курбаниязова, если потребители при взгляде на продукцию разных производителей могут посчитать, что она принадлежит одному субъекту, факт нарушения может быть установлен. Судя по доступным фото, наш эксперт пришел к выводу, что башкиры, скорее всего, действительно имитируют соответствующую упаковку. Потому что случайно такое сделать трудно. И у народного предприятия из Челнов защитить свои права в УФАС достаточно хорошие шансы.

Наш собеседник обращает внимание на любопытную деталь. Челнинский комбинат решил защищать свои права не в рамках искового частного спора, где все бремя доказывания в суде было бы возложено на него как на правообладателя. Он пошел через административную процедуру, где все бремя доказывания нарушения его исключительного права и нарушения конкуренции возложено на антимонопольный орган, который, выполняя публично-правовые функции, подспудно защищает частные интересы.

«Это хороший заход, — оценивает Курбаниязов. — Если башкир признают нарушившими положения 14.6 „Закона о защите конкуренции“, им запретят использовать сходное обозначение, сходную упаковку своей продукции. Также будет поставлен вопрос о возбуждении дела по статье 14.33 КоАП РФ, ответственность за антиконкурентное поведение. На основании этого прецедента НКБК смогут вычищать с рынка других подражателей-конкурентов».