В России запретили продавать грузовики еще четырех китайских марок В России запретили продавать грузовики еще четырех китайских марок Фото: «БИЗНЕС Online»

Что запретили

Кажется, обкатка запрета на продажу грузовой техники из Китая прошла успешно. Сегодня Росстандарт сообщил о запретительных мерах в отношении ряда моделей популярных китайских грузовиков — Dongfeng, Foton, FAW и Sitrak, а также шасси Foton. Решение принято «по результатам внеплановых выездных проверок», сообщили в ведомстве. Что стало поводом для таких действий, в ведомстве не объясняют, лишь уточняя, что мероприятия прошли в официальных представительствах изготовителей грузовиков.

Так, по итогам проверок Росстандарт приостановил действие одобрений типа транспортного средства (ОТТС), выданных в отношении грузовиков:

  • Dongfeng типа DFH4180;
  • Foton типа BJ4189;
  • FAW типа CA4250 и CA4180;
  • Sitrak типа ZZHS;
  • шасси Foton типа M4L.

Одобрение типа транспортного средства — это обязательный документ, который нужен, чтобы зарегистрировать машины, которые раньше не использовались в России. Его получают как на импортные машины, так и на автомобили российской сборки.

ОТТС подтверждает, что машина соответствует всем техническим характеристикам, которые заявлены заводом-изготовителем, экологическим стандартам и требованиям по безопасности. ОТТС получают для ввоза и экспорта машин во все страны таможенного союза (кроме России, это Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия).

ОТТС должен получать завод-изготовитель. Если предприятие находится в стране, которая не является резидентом таможенного союза ЕАЭС (а Китай не резидент), то за него это ОТТС получает представитель, который у него должен быть на территории страны.

Представитель завода-изготовителя сам выбирает, где получать ОТТС. В России его выдачей занимаются аккредитованные организации (их около 20). Кроме того, он может получить ОТТС в странах таможенного союза — в РФ этот документ тоже будет действовать.

ОТТС можно получить на одну машину, на партию и на серию автомобилей. «Партийное» ОТТС действует, пока не израсходуется партия машин, серийное — не более трех лет. Затем документ нужно продлевать.

Что будет, если завод-изготовитель не получит ОТТС? Владелец авто не сможет оформить ПТС.

Что значит приостановка ОТТС? Как следует из сообщения Росстандарта, вышеперечисленную линейку грузовиков теперь нельзя продавать. За нарушение запрета ведомство грозит административной ответственностью. Да и, скорее всего, чисто физически эту сделку будет провести нельзя — без действующего ОТТС оформить паспорт транспортного средства невозможно. Тем более что, например, у Dongfeng типа DFH4180 ранее по решению Росстандарта электронные ПТС вообще были аннулированы. Так что и перепродажа из рук в руки тоже под большим вопросом.

Но на этом ведомство не остановилось. Росстандарт обратил внимание и на грузовики Dongfeng типа DFH5200B, Foton типа H5 и FAW типа JH6-B 8X4. Отмечается, что документы об оценке соответствия на них были получены в других странах – членах ЕЭС. «Выпуск в обращение таких транспортных средств на территории Российской Федерации запрещен», — указано в сообщении Росстандарта.

«Китайские компании и их дистрибьюторы в России действуют, конечно, по-хитрому. Не всегда и не во всем, но есть известные примеры, когда то, что продается в торговой сети, не совсем соответствует тому, что было заявлено при сертифицировании автомобилей. Особенно при подаче сертификатов, которые получали где-нибудь за рубежом. В Европе, еще где-то», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

«С европейскими [сертификатами] еще ничего. Есть еще сертификаты на какие-то отдельные виды испытаний или в целом на весь автомобиль. Были, например, сертификаты, полученные в Беларуси, Казахстане, Киргизии. И если в Беларуси еще худо-бедно есть некая испытательная база, то в Киргизии и Казахстане ее нет вообще. Как там можно получать какие-то сертификаты, мне, например, не очень понятно. А мы их обязаны принимать. Поэтому если мы этими действиями действительно убираем с дороги опасные автомобили, то это правильно. Нужно выпускать и продавать автомобили, которые соответствуют требованиям российского законодательства, требованиям наших стандартов», — сказал спикер.


Во время проверки Росстандарт обнаружил, что в этих грузовиках нарушаются «обязательные требования», что опасно для здоровья и жизни как самих водителей грузовиков, так и для других участников дорожного движения, в том числе и пешеходов Во время проверки Росстандарт обнаружил, что в этих грузовиках нарушаются «обязательные требования», что опасно для здоровья и жизни как самих водителей грузовиков, так и других участников дорожного движения, в том числе и пешеходов Фото: «БИЗНЕС Online»

Почему запретили

Причина банальна: во время проверки Росстандарт обнаружил, что в этих грузовиках нарушаются «обязательные требования», что опасно для здоровья и жизни как самих водителей грузовиков, так и других участников дорожного движения, в том числе и пешеходов.

Как следует из выводов, озвученных ведомством, китайские грузовики не соответствуют обязательным требованиям в части:

  • эффективности тормозов;
  • уровня звука, который издают грузовики во время движения (т. е слишком шумные);
  • идентификации органов управления транспортным средством;
  • установки устройства вызова экстренных оперативных служб.

Это четыре основные претензии, которые выделяет ведомство. Но не все. Как оказалось, «многочисленные документарные нарушения» обнаружены еще по многим пунктам — начиная от мест креплений ремней безопасности и заканчивая устойчивостью самой машины.

Нарушения выявлены в части:

— подтверждения устойчивости транспортных средств к воздействию внешних источников электромагнитного излучения и электромагнитной совместимости;

— мест крепления ремней безопасности;

— установки ремней безопасности, сидений, их креплений и подголовников;

— защиты транспортного средства от несанкционированного использования, выбросов;

— оснащения задними защитными устройствами;

— боковых защитных устройств;

— рулевого управления;

— передних противоподкатных устройств;

— содержания вредных веществ в обитаемом помещении;

— устойчивости и прочее.

«Вышеуказанные нарушения, выявленные в ходе проведенных проверок, несут прямую угрозу жизни и здоровью граждан», — делает категоричный вывод Росстандарт.

По словам экспертов, самые сильные позиции на российском рынке были у Sitrak, он был главным конкурентом КАМАЗа пятого поколения в плане тягачей По словам экспертов, самые сильные позиции на российском рынке были у Sitrak, он был главным конкурентом «КАМАЗа» пятого поколения в плане тягачей Фото: © Bulkin Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Что будет с грузовиками дальше

Официальным представительствам китайских Dongfeng, Foton, FAW и Sitrak Росстандарт выдал «ряд предписаний».

Во-первых, им нельзя дальше продавать эти машины. Точнее, в предписании это звучит как запрет «любого рода реализации» грузовиков.

Во-вторых, им придется устранить нарушения, которые выявил Росстандарт, и причины, по которым они в принципе возникли.

В-третьих, китайских производителей обязали разработать программу отзывной кампании. Они должны будут расписать, какие конкретные мероприятия станут проводить в отношении грузовиков, которые уже ездят по дорогам, и тех, которые еще не проданы. Представители «китайцев» должны будут определить VIN-номер каждого грузовика, попавшего под запрет, а также то, кому и когда они были проданы. Затем дилерские центры должны связаться с владельцами грузовиков, попадающих под отзыв, и сообщить, когда, где и как можно будет устранить нарушения. Причем для владельцев грузовиков эти ремонты должны быть бесплатными.

Отзывная программа начнет действовать только после того, как ее согласует Росстандарт. В ведомстве отмечают, что все представительства китайских автопроизводителей отчитались, что уже остановили продажу этих грузовиков. И одновременно начали разработку отзывных программ. «[Программы] будут проанализированы Росстандартом и в случае достаточности в них соответствующих мероприятий по устранению нарушений согласованы», — сообщили в ведомстве.

Но есть один нюанс. Аналогичная ситуация в начале этого года случилась с самосвалом Shacman SX3258: Росстандарт из-за нарушений (причем похожих) отозвал у него ОТТС и запретил их продажу. Производителя обязали разработать отзывную программу, но в ООО «Шакман моторс» заявили, что ведомство ее не согласовывало аж с 2023-го. В итоге в этом году по поручению Генпрокуратуры была проведена проверка. К слову, сейчас на сайте Росстандарта нет никакой информации о проведении отзывной кампании по этим самосвалам — можно предположить, что она до сих пор не разработана.

«Shacman-гейт» в пользу КАМАЗа? Как в России ищут управу на китайские самосвалы

В этом не сомневался и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. «У них (китайских производителей грузовиковприм. ред.) просто нет культуры проведения отзывных кампаний. Они пошли по простому принципу: пока российское законодательство спит, мы действуем», — говорил он в своем интервью этой весной.

Dongfeng только начал набирать популярность Dongfeng только начал набирать популярность Фото: © Anton Belitsky / Global Look Press / www.globallookpress.com

Что это за грузовики

По словам экспертов, опрошенных «БИЗНЕС Online», из всех четырех марок самые сильные позиции на российском рынке были у Sitrak. «Он был главным конкурентом „КАМАЗа“ пятого поколения в плане тягачей и машин много напродавал», — рассказал нашему изданию главный редактор журнала «Грузовик Пресс» Даниил Минаев. FAW также очень популярен в РФ, Dongfeng только начал набирать популярность, а вот Foton так и не обрел своего клиента — у них всегда были очень плохие продажи, оценивает основатель транспортной компании ООО «Капитал» Рамиль Хакимзянов.

Sitrak типа ZZHS — это спецтехника, на сайтах дилеров машины представлены как лесовозы (сортиментовозы) для использования в сложных дорожных условиях (бездорожье, лесные дороги). Ценник — от 16 млн рублей.

Когогин о китайцах: «Завозили транспорт, который опасен! Несоответствий уйма!»

Точной оценки количества проданных машин этого типа нет. По данным «Автостата», на которые в комментарии нашему изданию ссылается Вадим Филатов, президент «АвтоГрузЭкс», совладелец и заместитель директора ПЭК, с 2022-го по апрель 2025 года в России было продано 186,6 тыс. китайских тяжелых грузовиков — это около 60% всего рынка новой техники этого класса. «Тем не менее в 2025 году доля китайских брендов на российском рынке незначительно сократилась. Это связано как с общим снижением спроса, так и с усилением позиций российских производителей — КАМАЗа и ГАЗа», — отмечает Филатов. По итогам I квартала 2025-го иномарки занимали 53% рынка, а отечественные грузовики — 47%.

«БИЗНЕС Online» ранее анализировал, что в целом Sitrak по продажам в Татарстане за 2024 год занял 3-е место (812 машин, минус 48% год к году в целом из-за кризиса в сфере грузоперевозок). На 1-м месте находился «КАМАЗ» (2 049 проданных единиц транспорта, минус 17%). FAW занял 2-е место (1 044, минус 23%), Dongfeng был на 5-м (591, плюс 45%), Foton — на 7-м (280, минус 34%). Так что в целом, с учетом того что все четыре китайских производителя находятся в топ-7, можно говорить об их популярности.

Большегрузы идут на дно: как ставка ЦБ и цены рушат продажи «КАМАЗов» и «китайцев»

Интересно, что если Shacman, который запретили в начале года, и нынешний «запрещенный» Sitrak — это спецтехника, то остальные запрещенные машины — это седельные тягачи. Стоимость новых Foton начинается от 7 млн рублей, Dongfeng и FAW — от 8 млн рублей.

Хакимзянов о китайской технике в своем автопарке отзывается положительно. «Есть китайские производители, которые у нас проехали около 250 тысяч километров. И эта машина значительно крепче, чем, к сожалению, наш отечественный „КАМАЗ“. Так что преимущество этих марок в надежности», — говорит он, отмечая, что и машины российского производителя у него в автопарке присутствуют — что называется, сравнение проведено на собственном опыте. К слову, у каждой из «запрещенных» моделей китайских грузовиков в Казани есть свои официальные дилеры. Например, только у Sitrak их пять в Казани, 9 в Набережных Челнах и один в Нижнекамске, если верить официальной информации на сайте ООО «Синотрак Рус». Не меньше их у FAW — 10 в Казани, 13 в Набережных Челнах. Это если учитывать сервисные центры, обслуживающие китайские грузовики. У Dongfeng картина с дилерскими центрами выглядит «поскромнее»: по одному в Набережных Челнах и Нижнекамске. У Foton только два дилера в Казани.

Представитель ООО «Казанская транспортная компания» (бренд ZilantMotors), которое продает китайские тягачи Sitrak, FAW, Dongfeng в Казани, Набережных Челнах, Екатеринбурге, Самаре и других городах, заявил в разговоре с «БИЗНЕС Online», что запрет на продажу новой техники уже действует. «Новую сейчас не ставят на учет. Если вы сейчас будете новую технику покупать, то не сможете на ней передвигаться, потому что аннулируются ПТС», — отметил собеседник, который не пожелал представляться и логично предположил, что у дилеров сейчас будет «просадка по продажам».

Стоимость новых Foton начинается от 7 млн рублей Стоимость новых Foton начинается от 7 млн рублей Фото: © Cfoto / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Почему запретили сейчас?

Как рассказали «БИЗНЕС Online в национальном автомобильном союзе, организация «давно боролась» за то, чтобы было принято подобное решение. «Мы подавали иск к Росстандарту из-за того, что он не применил все возможные меры принуждения к компании Sitrak, которая явно нарушала российское законодательство и совершенно не собиралась выполнять требования по отзывной кампании, — рассказал „БИЗНЕС Online“ вице-президент союза Антон Шапарин. — Мы надеемся, что будут и штрафы применены. Что же касается остальных китайских марок в списке, то они занимались по большому счету тем же — сертифицируются одни автомобили, поставляются другие».

А вот председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ, директор ООО «Реверс» Сергей Сотников в этом запрете не видит позитива. «Мне это напоминает времена [главного санитарного врача России Геннадия] Онищенко с запретом грузинских продуктов и товаров. А если серьезно, то жаль, что у перевозчиков нет возможности вводить запреты на ту технику, которая выпускается в России. Потому что у нас такое количество претензий к отечественной технике по качеству, надежности. А заявление о запрете китайских машин выглядит по меньшей мере слабо, мне кажется, здесь присутствуют элементы лоббизма», — считает он.

При этом, по словам Сотникова, у его коллег изначально были сомнения по поводу надежности китайских грузовиков. Но в итоге пользуются ими без нареканий, так что, как говорится, потребитель голосует рублем. «Самый мягкий комментарий от них, что техника не хуже „КАМАЗа“, — говорит Сотников. — А если нашу технику нужно постоянно в ремонте содержать, это говорит о том, что что-то не в порядке. Поэтому ощущение предвзятости присутствует».

Почему этот запрет вводится именно сейчас? «Ну а когда это должно быть введено? Вчера? Завтра? Вы поймите: чтобы ввести такой запрет, нужно провести большой комплекс испытаний. То есть нужно или закупить автомобили, или провести какие-то контрольные проверки и найти эти существенные недостатки. Вот их нашли. Ну пожалуйста, получите, распишитесь. Раньше, значит, не нашли», — говорит Кадаков.

Как на этот запрет отреагируют китайские производители? Будут ли они исправлять эти грузовики? Кадаков полагает, что компании учтут нарекания. «До тех пор пока российский рынок для них будет оставаться интересным, они, конечно, будут это учитывать, безусловно. К тому же там нет какого-то запредельного количества проблем. У каких-то машин одно, у каких-то автомобилей — другое. Какие-то проблемы по уровню шума и вибрации, проблемы по противоподкатным брусам. Их можно исправить относительно легко. А вот претензии к некоторым машинам по тормозным системам гораздо сложнее исправить», — сказал собеседник.

«Некоторые грузовики, даже в состоянии новых, когда приезжают на сертификацию, по эффективности тормозной системы проходят, что называется, на тоненького, и то не всегда. Это во время сертификации. А когда они еще и производят и поставляют автомобили без должного контроля… Когда они начинают баловаться такими серьезными системами, как тормозная, то это, конечно, ни в какие ворота не лезет. Поэтому мы периодически видим новости, что китайский грузовик со щебнем „собрал“ 10 легковых автомобилей. КАМАЗ в такие игры не играет, насколько я это себе представляю», — добавил эксперт.


Такое решение, однозначно, поможет КАМАЗу, потому что затоваренность на рынке сейчас большая, автоконцерн переходит на четырехдневку Такое решение, однозначно, поможет КАМАЗу, потому что затоваренность на рынке сейчас большая, автоконцерн переходит на четырехдневку Фото: «БИЗНЕС Online»

Игра на руку КАМАЗу?

«Конечно, тут вопрос политический. Недоделки-то у всех есть, — полагает главред „Грузовик Пресс“ Минаев. — Понятное дело, это сделано в угоду нашему производителю, в частности КАМАЗу. Кратковременный эффект, может, будет небольшой. Если бы делал КАМАЗ такой ассортимент, какой Китай нам поставляет, это другой разговор…»

Такое решение однозначно поможет КАМАЗу, считает Шапарин, потому что затоваренность на рынке сейчас большая, автоконцерн переходит на четырехдневку. «За счет временного прекращения поставок китайских автомобилей возникнет существенная передышка для КАМАЗа», — отмечает он. Тем не менее это не отменит «болезненного удара» для строителей, лизинговых компаний и банков, потому что выкуплены большие объемы техники. «Теперь эти объемы нельзя продать, зарегистрировать, сдать в лизинг и так далее. Следовательно, эти машины и деньги, на них потраченные, зависают», — оценивает масштаб проблемы собеседник. «Дело в том, что лизинговые компании сейчас эти машины в стоп-лист поставят. А грузовики на 90 процентов покупаются в лизинг», — соглашается с ним Минаев. При этом он полагает, что дилеры какое-то время посуетятся, но после «некоторых манипуляций» недостатки все равно будут устранены, так что проблема временная: «Эти машины будут реализованы, никуда не денутся».

«Выборочным» кажется подход Росстандарта бизнесмену Хакимзянову. «На нашем сжимающемся рынке сейчас нет никакой возможности иметь большое количество предложений. К сожалению, Росстандарт вынужденно занялся грязной игрой по устранению конкурентов для отечественного производителя. Ничего хорошего в долгосрочной перспективе не предвидится, но локально, возможно, КамАЗ это поддержит», — рассуждает эксперт. По его словам, сейчас главный вопрос в том, в каких объемах уберут китайских производителей. «Если Росстандарт будет заниматься этим долгосрочно, то это может убить китайские инвестиции в нашу экономику. Потому что китайцы развернули дилеров, склады с запчастями, маркетингом занимались — если сейчас все это обнулить, то они больше вообще ни одного своего собственного юаня в нашу экономику не вложат!» — сетует перевозчик.

«Есть вероятность, что больше будут покупать „КАМАЗ“, у отечественных производителей ситуация нормализуется. Но опять же тут стоит вопрос, что у них своя техника относительно дорогая и стоят склады. Как они будут их распродавать, будут ли какие-то субсидии, сложно сказать. Коснется ли нашей компании? Да всех коснется», — добавил собеседник в одной из казанских компаний – дилеров китайских грузовиков.

При этом Хакимзянов считает, что если российские производители будут работать без конкуренции, то ничего хорошего из этого не выйдет: себестоимость грузовиков будет высокой, это вмешается в тарифы на перевозки, что в конечном счете может отразиться и на потребителе. «Придется платить всем вместе со всех товаров. Это будет в цене хлеба, молока, металла и так далее, если мы все это будем перевозить на единственном отечественном грузовике КАМАЗа. Конкуренция нужна!» — говорит он.

В пресс-службе челнинского автогиганта комментировать «БИЗНЕС Online» решение Росстандарта не стали, поскольку не имеют к нему «никакого отношения». «В прогнозах деятельности компании мы ориентируемся на ситуацию на рынке, а не на решения органов стандартизации», — сообщили в пресс-службе.