Власти республики, по информации «БИЗНЕС Online», определились с судьбой старого здания театра им. Камала. На улицу Татарстан, 1 переезжает Тинчуринский театр, эту информацию нам подтвердил директор учреждения культуры Фанис Мусагитов. Объявить официально о знаменательном событии могут уже в День республики, а первые спектакли на новом месте тинчуринцы планируют сыграть в октябре. О том, почему этот переезд может изменить традиционный расклад сил в татарском театре, кого прочат в сменщики Туфана Имамутдинова на посту главного режиссера и какие спектакли эксперты предлагают Тинчуринскому театру не переносить в новое здание, — в нашем материале.
«Здание-парус» по адресу ул. Татарстан, 1 обрело нового хозяина. Как стало известно «БИЗНЕС Online», старое здание театра им. Камала уже с начала осени будет отдано коллегам по цеху из театра им. Тинчурина
«То, что здание передадут нам, — это уже точно»
Одна из многолетних визитных карточек Казани — «здание-парус» по адресу ул. Татарстан, 1 — обрела нового хозяина. Как стало известно «БИЗНЕС Online», старое здание театра им. Камала уже с начала осени будет отдано коллегам по цеху из театра им. Тинчурина. По данным источников газеты, официально тинчуринцы должны получить новый дом уже 1 сентября, а объявить о новоселье культурного учреждения могут в День республики (30 августа).
Директор театра им. Тинчурина Фанис Мусагитов в разговоре с нашим корреспондентом подтвердил факт переезда. «Постановление еще не принято, есть только письмо от 11 июля, которое завизировал Рустам Нургалиевич Минниханов с пометкой „согласовано“. Мы в понедельник передали необходимые документы, после этого может выйти постановление. А то, что здание передадут нам, — это уже точно», — сказал Мусагитов. По его словам, если все пойдет по плану, то уже в октябре театр сможет играть спектакли на новом месте. «Конечно, работа в новом здании должна открываться премьерой, — продолжает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Но еще не решено, что поставим. В сентябре спектакли еще будут идти в старом здании на улице Горького».
Прямо сейчас в театре им. Тинчурина режиссер из Башкортостана Зиннур Сулейманов репетирует новый спектакль по пьесе Айгуль Ахметгалиевой. Премьера намечена на сентябрь и, видимо, состоится еще на улице Горького, 13. А вот то, какой постановкой тинчуринцы начнут творческую жизнь на новом месте, пока интрига. Причем интрига еще сильнее в связи с тем, что в медиа уже анонсировались планы главной молодой звезды татарского театра режиссера Айдара Заббарова представить именно с этой труппой сценическую версию легендарной повести Гаяза Исхаки «Ике йөз елдан соң инкыйраз» («Исчезновение через двести лет»), где будущий классик национальной литературы предсказывал печальные перспективы нации.
Текущая афиша на улице Татарстан, 1 ограничена августовскими концертами Салавата Фатхетдинова, хотя уже можно купить билеты на спектакли в новом пространстве вплоть до конца сентября
Что касается других заинтересованных структур, то получить оперативный комментарий от минкультуры РТ не удалось. В театре им. Камала от комментариев отказались. Между тем ранее новый худрук камаловцев Ильгиз Зайниев публично изъявлял желание сохранить за собой старое здание и после окончательного переезда в ультрасовременную «ледяную глыбу» за 30 млрд рублей, расположенную неподалеку. Впрочем, текущая афиша на улице Татарстан, 1 ограничена августовскими концертами Салавата Фатхетдинова, хотя уже можно купить билеты на спектакли в новом пространстве вплоть до конца сентября.
Отметим, что нынешний Татарский государственный театр драмы и комедии им. Тинчурина уже во второй раз переезжает в здание, которое оставили их «старшие братья». Поначалу с 1933 года это был филиал татарского государственного театра (будущего театра им. Камала), позже ставший республиканским татарским передвижным театром. Собственного здания тинчуринцы не имели вплоть до 1988-го, пока в пользование им не передали особняк 1850 года на улице Горького. До них здесь много лет квартировали как раз камаловцы, переехавшие на улицу Татарстан, 1.
Собственного здания тинчуринцы не имели вплоть до 1988-го, пока в пользование им не передали особняк 1850 года на улице Горького. До них здесь много лет квартировали как раз камаловцы, переехавшие на улицу Татарстан, 1
Ни татарский центр, ни музыкальный театр
Таким образом, на этом заканчивается эпопея с определением судьбы «здания-паруса», будущее которого так волновало культурное сообщество Татарстана с того самого момента, когда стало понятно, что новой «ледяной глыбе» театра им. Камала быть. «БИЗНЕС Online» еще в мае 2024 года предлагал вместе со своими экспертами 7 вариантов будущей эксплуатации строения. В результате власти выбрали самый предсказуемый — переезд другого учреждения вместо создания новой культурной институции.
При этом стоит напомнить, что первоначально министерство культуры РТ планировало создать здесь татарский культурный центр, где первую скрипку должен был сыграть основатель татарского инди-лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров, фактически главный человек сегодня в мире современной национальной музыки. Однако на уровне первых лиц республики этот проект одобрен не был.
Но слово «музыка» рядом со «зданием-парусом» звучало постоянно, а раис Татарстана Рустам Минниханов поручал обсудить с общественностью создание здесь нового музыкального театра. Например, о том, каким может быть этот театр, на наших страницах размышлял заслуженный артист РФ, народный артист РТ Рамиль Тухватуллин. А известный продюсер Рифат Фаттахов на «БИЗНЕС Online» предлагал открыть в старом здании Камаловского театра Дом татарской музыки. Однако ни одна из этих идей также не была поддержана.
Одновременно стоит сказать, что в театре им. Тинчурина есть свой оркестр, который довольно активно задействован в спектаклях, а его главным дирижером с 2019 года является не кто иной, как Ильяс Камал — нынешний руководитель союза композиторов Татарстана.
До 31 августа действует контракт нынешнего главного режиссера Тинчуринского театра Туфана Имамутдинова, работающего в этой должности с 2021 года. Скорее всего, он не будет продлен
«Дуэль» через Кабан?
Впрочем, у нынешнего переезда есть и еще один важнейший, хотя на первый взгляд неочевидный аспект. По сути, речь идет о том, чтобы впервые за многие десятилетия серьезно изменить расстановку сил на театральной карте Татарстана.
О чем идет речь? До 31 августа действует контракт нынешнего главного режиссера Тинчуринского театра Туфана Имамутдинова, работающего в этой должности с 2021 года. Скорее всего, он не будет продлен. Мусагитов многозначительно сообщил, что у Имамутдинова «собственные планы, он свободный человек и волен принимать решения». Сам Туфан Рифович, который в июле выпустил спектакль по Мольеру в Астане, в русской драме им. Горького, сказал нашему корреспонденту: «Насчет продления контракта мы еще с директором не встречались. На днях все выйдут из отпусков, мы с директором встретимся и будем разговаривать».
Думается, что Имамутдинов, именитый режиссер (с проектов творческого объединения «Алиф», которое он создал вместе с танцовщиком Нурбеком Батуллой, хореографом Марселем Нуриевым и композитором Эльмиром Низамовым, фактически начался феномен «нового татарского искусства», вышедшего далеко за пределы республики), без работы не останется, хотя и перестанет руководить театральным учреждением. Важнее то, кто придет ему на смену.
Айдар Заббаров сам публично не скрывает, что имеет предложение от театра им. Тинчурина
И здесь возникает имя уже вышеупомянутого Заббарова. 34-летний постановщик, выпускник ГИТИСа и ученик знаменитого режиссера и педагога Сергея Женовача и сам публично не скрывает, что имеет предложение от театра им. Тинчурина. «Что касается сотрудничества с Айдаром Заббаровым, он обещал дать ответ в августе», — сказал «БИЗНЕС Online» Мусагитов, который якобы и был одним из инициаторов того, чтобы позвать молодую звезду в качестве главного режиссера, а сам потенциальный главреж был не прочь появиться в новом качестве на театральной сцене, где вырос.
Напомним, что Заббаров в свое время окончил актерский курс в Казанском театральном училище у Фарида Бикчантаева, был принят в театр им. Камала, но через год уехал учиться в Москву. Сейчас он не только штатный режиссер Камаловского, но и главный хитмейкер татарской сцены. На его счету сегодня и самые кассовые спектакли родного театра — «Ситцевая свадьба» и «Альфия Авзалова. Путь в вечность», и главные интеллектуальные блокбастеры — «Пепел» и «Возвращение Тукая». Кроме того, режиссер в 2022 году из рук Владимира Путина получил премию президента РФ для молодых деятелей культуры. Заббаров уже ставил в питерском театре им. Ленсовета, московских «Современнике», МХТ им. Чехова, театре им. Вахтангова…
На счету Заббаров сегодня и самые кассовые спектакли родного театра — «Ситцевая свадьба» и «Альфия Авзалова. Путь в вечность», и главные интеллектуальные блокбастеры — «Пепел» и «Возвращение Тукая»
Поговаривают, что между 34-летним Заббаровым и 63-летним главрежем театра им. Камала Бикчантаевым, который и сподвиг своего юного ученика на получение режиссерского образования в Москве, в какой-то момент даже возникло недопонимание. Впрочем, творческая ревность — это явление обычное для театрального мира, она может и подстегивать художников, заставляя их выдавать на-гора лучший результат, отчего выиграем только мы, зрители.
В общем, возможное появление на «капитанском мостике» в театре им. Тинчурина молодого, талантливого, амбициозного и, очевидно, находящегося в отличной профессиональной форме художника обещает настоящую творческую дуэль «вечно второго» Тинчуринского и «вечно первого» Камаловского театров, которые смотрят друг на друга через Кабан. Причем главный татарский театр мира здесь сегодня не выглядит фаворитом. Творческие планы искусственно созданного тандема худрук Зайниев – главреж Бикчантаев пока непонятны, а возможный уход Заббарова порождает еще больше вопросов о том, кто же будет ставить спектакли в театре им. Камала.
Творческие планы искусственно созданного тандема худрук Зайниев – главреж Бикчантаев пока непонятны, а возможный уход Заббарова порождает еще больше вопросов о том, кто же будет ставить спектакли в театре им. Камала
Конечно, есть и другой вопрос: а готова ли труппа Тинчуринского к серьезным свершениям? Впрочем, многие говорят о том, что Заббаров умеет увлекать артистов своим энтузиазмом. Не зря он уговорил одну из главных актерских звезд татарского театра Искандера Хайруллина сыграть на русском языке в своем спектакле «История одного побега», который показывают в «Особняке Демидова» в зале на несколько десятков зрителей. К тому же потенциальный новый главный режиссер воспитан в традициях театральной классики, прекрасно знаком с татарской литературой и умеет с ней работать.
Нияз Игламов: «Выпустить пять спектаклей в год одному человеку, не повторяясь, не превращая режиссуру и актерскую игру в халтуру, практически невозможно»
«Это лучше, чем если бы устроили планетарий, организовали оркестр или сделали кинотеатр»
«Переезд театра имени Тинчурина в старое здание театра имени Камала не случайность, — рассуждает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ известный театральный критик Нияз Игламов. — Представим, что туда переедет коллектив, не имеющий национальной окраски. Это может быть воспринято обществом неоднозначно, поскольку место обладает особой аурой, которая еще с советских времен была центром притяжения татарской культуры. Поэтому я понимаю и в общем-то одобряю переезд театра имени Тинчурина».
По словам нашего собеседника, в таком здании нужно выпускать минимум три премьеры на большой сцене и две на малой за сезон. «Выпустить пять спектаклей в год одному человеку, не повторяясь, не превращая режиссуру и актерскую игру в халтуру, практически невозможно, — уверен Игламов. — Поскольку ресурсов немного, приглашать режиссеров со стороны сложно».
И в этом одна из проблем переезда, ведь театр должен будет умудриться заполнить большой и малый залы на 1 005 мест в сумме, в то время как тинчуринцы привыкли играть на 423 зрителей. Хотя должно помочь и то, что старое здание Камаловского «лежит» на туристическом маршруте, а это дополнительные 10–15% в зрительном зале, если грамотно с этим работать.
Также наш эксперт уверен, что многие спектакли из репертуара Тинчуринского просто потеряются, если перенести их на большую сцену Камаловского. «Мне кажется, тинчуринцы не захотят услышать в свой адрес: „Раньше здесь был театр, а сейчас что-то не то“. Очень бы хотелось, чтобы минкультуры РТ дало карт-бланш на освоение здания, но это займет несколько лет», — рассуждает Игламов.
«То, что я видел за последние годы в театре имени Тинчурина, было очень разного качества, — говорит собеседник „БИЗНЕС Online“. — Порой были хорошие спектакли, такие как „Родные люди“ Ильгиза Зайниева, „Принцесса Турандот“ Сардара Тагировского (нынешний главный режиссер Альметьевской татдрамы — прим. ред.) и несколько постановок Имамутдинова, а спектакли Камиля Гатауллина и Ильнура Гарифуллина были гораздо слабее. Постановки Рашида Загидуллина (бывшего главного режиссера театра — прим. ред.), которые до сих пор сохраняются в репертуаре, морально устарели, и тащить их в здание театра имени Камала нет смысла».
«Когда у татарского зрителя будет выбор между такими двумя крупными зданиями, как Тинчуринский театр и Камаловский, это очень здорово, — сказал нашему корреспонденту драматург, лауреат Тукаевской премии Мансур Гилязов. — У меня такое ощущение, что татарский театр сейчас переживает ренессанс. Все говорят о театре, все ходят в театр, билеты вообще невозможно купить, поэтому я с таким большим оптимизмом и радостью воспринимаю переезд».
Также Гилязов поздравляет и Казань с решением властей республики. «Так как это лучше, чем если бы в старом здании Камаловского устроили планетарий, организовали оркестр или сделали кинотеатр», — уверен он.
Комментарии 103
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.