По данным минэкономразвития, годовая инфляция с 10 по 16 июня замедлилась до 9,59% с 9,71% По данным минэкономразвития, годовая инфляция с 10 по 16 июня замедлилась до 9,59% с 9,71% Фото: © Petrov Sergey/news.ru / www.globallookpress.com

«Продолжается какое-то безумие с шоколадками»

Второй в этом году «Индекс „Магнита“, „Бахетле“ и „Самоката“» порадовал сезонным снижением цен, однако говорить о принципиальном удешевлении продуктов питания все же не приходится. По данным минэкономразвития, годовая инфляция с 10 по 16 июня замедлилась до 9,59% с 9,71%. Статистика Банка России по РТ соответствующая: в мае индекс потребительских цен в Татарстане по сравнению с апрелем увеличился на 0,6%, а годовая инфляция в республике составила 10,56%, что выше общефедерального уровня.

«Безусловно, в летний период всегда у нас традиционно дешевеют овощи, фрукты, ягоды. Правда, в этом году я не наблюдаю такого резкого снижения цен. Хотя вроде бы в сетях говорят, что к июлю, августу цены, может быть, даже по некоторым позициям достигнут прошлогоднего или позапрошлогоднего уровня», — рассказывает «БИЗНЕС Online» учредитель отраслевого портала «Продукт Медиа», эксперт по ретейлу Михаил Лачугин. Пока, по наблюдениям эксперта, стабильны цены на молочку и мясную продукцию.

Из-за акцизов дорожают напитки, соки. Бакалея (макароны, мука, чай, сахар, кофе) растет в цене из-за ожидания маркировки «Честный знак», которая поэтапно вводится с 1 мая этого года. «„Честный знак“ может сколько угодно говорить, что никакого дополнительного роста цен маркировка не несет, я с этим не могу согласиться: стоят денег сами марки, оборудование, которое их наносит. Тем более если это автоматизация огромных производственных линий, то счет идет на десятки тысяч долларов. Понятно, что в цене это выливается в несколько рублей, но тем не менее эти издержки закладываются и, как правило, наперед», — объясняет наш собеседник.

Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» ведет с декабря 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость трех наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю).

В «Бахетле» мы включаем в корзину не только хлеб, молоко и другие базовые продукты, но и филе говядины, слабосоленую рыбу, вино, выпечку, блюда узбекской кухни, продукцию собственного производства сети.

В казанских магазинах федеральной сети «Магнит» ориентируемся на более доступный набор — в нем 26 продуктов от кофе до капусты. А последние несколько лет мы стали рассчитывать еще и индекс «„Магнит“ базовый», в который вошли только 15 продуктов первой необходимости, без каких-либо излишеств. Этот набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в простых базовых продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.

Совсем недавно мы решили добавить к нашему обзору корзину, собранную в «Самокате». Она стала своеобразным синтезом покупок в двух маркетах. В этой корзине гречка, газировка, сахар и капуста из бюджетного магазина и пельмени, йогурт и готовая еда из списка покупок в премиальной сети. В качестве постоянной выпечки мы выбрали круассан с малиной, а из готовой еды — пасту «Карбонара». Эти позиции неизменяемые и практически всегда есть в ассортименте.

Напомним, что, согласно методике, мы не используем карты лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.

Напряженная ситуация в кондитерке: помимо какао-бобов, дорожают и растительные жиры. «Это основной ингредиент кондитерской промышленности — нравится нам это или нет. Шринкфляция, конечно, дает свой результат: сдерживает немного цены. У нас продолжается какое-то безумие с шоколадками, которые уменьшаются.  Если раньше были плитки по 80–90 граммов, то сейчас уже появились шоколадки по 75, 70, 60 и 50 граммов даже!» — добавляет Лачугин.

И «Магнит», и «Бахетле» продолжают радовать покупателей обилием желтых ценников — по ним цены снижены для всех, вне зависимости от наличия дисконтных карт И «Магнит», и «Бахетле» продолжают радовать покупателей обилием желтых ценников — по ним цены снижены для всех, вне зависимости от наличия дисконтных карт Фото: Татьяна Леухина

Но в последнее время людей волновали не подорожавшие сласти, а картофель, который из «второго хлеба» превратился едва ли не в «овощной деликатес» и вырос в цене минимум в 1,5 раза. Сейчас на полках магазинов лежит картошка из Израиля, Египта и Азербайджана. На подходе должен быть и «родной» картофель из Астраханской области — там уже начали сбор урожая, говорит совладелец ГК «Сервис Агро» (агрофирма «Кырлай») Марат Каримов. У самого фермера копка ранней картошки начнется через месяц-полтора.

Производителям не позавидуешь. «За четыре года именно по технике и запчастям рост составляет 50 и более процентов. Цены на удобрения тоже на месте не стоят. А еще есть открытые цены на солярку, плюс всем зарплату поднимать надо», — говорит о росте издержек Каримов. Причина роста цен на картофель, по мнению спикера, в том, что люди стали его меньше сажать. «Тех людей, которые занимались картошкой, — бабушек, дедушек — все меньше и меньше, а молодежь не станет заниматься этим. Из-за того что цены на картошку были невысокие, все предпочитали ходить в магазины и покупать ее за 30–40 рублей», — считает он.

«Самокат» пытается привлечь покупателей акциями и скидками на продукцию в определенные часы «Самокат» пытается привлечь покупателей акциями и скидками на продукцию в определенные часы Фото: «БИЗНЕС Online»

Какова обстановка в магазинах сейчас? И «Магнит», и «Бахетле» продолжают радовать покупателей обилием желтых ценников — по ним цены снижены для всех, вне зависимости от наличия дисконтных карт. В «Бахетле» ассортимент сластей расширился итальянскими печеньями, но рис для ризотто так и не появился — вместо него на полках зерна из Краснодара и Воронежа. С шоколадом все грустно: 270-граммовая плитка Milka продается за 950 рублей… Перевалит ли цена шоколадки за тысячу — вопрос открытый.

«Самокат» также пытается привлечь покупателей акциями и скидками на продукцию в определенные часы. Итоговую корзину это действительно удешевляет, но, по всей видимости, новых покупателей значительно не прибавляет. Как писал «Коммерсантъ», доля потребителей, делающих онлайн-заказы продуктов ежедневно, не превышает 13%. А росту рынка доставок, помимо нехватки курьеров, может помешать зависимость существенной доли покупателей от скидок и промоакций. Рассмотрим подробнее, что происходит с продуктами этим летом.

Подешевели импортные макароны: на фоне популярного бренда Barilla, ранее повысившего цены на 15–30%, иранские Tak выглядят, несомненно, привлекательнее и стоят 79 рублей за упаковку Подешевели импортные макароны: на фоне популярного бренда Barilla, ранее повысившего цены на 15–30%, иранские Tak выглядят, несомненно, привлекательнее и стоят 79 рублей за упаковку Фото: Татьяна Леухина

«Бахетле»: «золотые» рыба с эчпочмаками и демократичные иранские макароны

Корзина в сети Муслимы Латыповой за квартал подешевела на незначительные 3%, а за год выросла в цене на 28%. Динамика ровно та же, что была и кварталом ранее. Самый подорожавший продукт — картофель, он сейчас в «Бахетле» азербайджанский, по 159,9 рубля за кило (вместо мартовских 65,9 рубля, за год рост на 65%).

В мае цены на картофель подскочили аж на 147%, сообщал Татарстанстат. Запасы в стране небольшие из-за неурожая и дефицита посевных площадей, впрочем, министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут пообещала, что цены на картошку в стране упадут уже в июле этого года. Замруководителя татарстанского УФАС Андрей Розенталь в конце мая заверил, что республика обеспечена картофелем в достаточном объеме, неоправданных наценок в магазинах нет.

«Серебро» по темпам роста цен достается оливковому маслу, подорожавшему на 62% с прошлого июня. Рост за квартал менее значительный: всего на 100 рублей. Виной всему… изменения климата, писал Forbes. Долгие периоды экстремальной жары, чередующиеся с кратковременными ливнями, приводят к замедлению роста деревьев и снижению продуктивности плантаций. Испания — мировой лидер по производству оливок — ежегодно теряет почти 40% урожая из-за все более продолжительных засушливых периодов. Отсюда и такие цены. 

Снова в топе подорожавших продуктов — рыба. Цена на слабосоленую семгу хоть и не менялась с момента последнего обзора, но за год выросла на 51%. Здесь ситуация объясняется минимальным за 20 лет уловом (235,5 тыс. т) и растущими издержками рыбаков.

Неприятно удивляет хлеб, выросший в цене за год на 37%. О подорожании хлебопекари предупреждали еще в начале весны, объясняя это повышением стоимости складской и транспортной логистики, увеличением налоговой нагрузки и ростом цен на сырье. В результате отпускные цены увеличились на 10–12%. Теперь буханку «Бородинского» можно купить за 87 рублей, тогда как год назад она стоила 54 рубля.

За год вырос на 36,14% (с 53 до 83 рублей) эчпочмак. Сложно сказать, что сказалось сильнее: подорожание картофеля, масла или мяса. Говядина в магазине премиальной сети за год прибавила в цене 15% — теперь она обойдется в 1 290 рублей за кило.

Но есть и хорошие новости. Сильнее всего за квартал подешевели яйца (минус 53%), сегодня десяток первой категории стоит 104 рубля, а не 160, как в марте. На 47,4% упало в цене каберне — до 675 рублей вместо 995 рублей ранее. Упаковка риса в «Бахетле» теперь стоит 140 рублей вместо 229 (минус 27%): не зря же в прошлом году в мире собрали рекордный урожай, а Индия сняла ограничения на экспорт продукта.

Подешевели импортные макароны: на фоне популярного бренда Barilla, ранее повысившего цены на 15–30%, иранские Tak выглядят, несомненно, привлекательнее и стоят 79 рублей за упаковку. Незначительно снизились цены на пельмени с бараниной, брауншвейгскую колбасу и говядину.

Чемпион подорожания в «Магните» — картошка: рост почти в 2 раза Чемпион подорожания в «Магните» — картошка: рост почти в 2 раза Фото: Татьяна Леухина

«Магнит»: дорогие капуста с макаронами и подешевевшие бананы с колой

Корзина «Магнита» за год подешевела на 9%, за квартал — сразу на 22,5%: полный набор продуктов сейчас обойдется меньше чем в 3 тыс. рублей. «Базовый» пакет за квартал потерял 13%, но чек все равно выходит на 11% дороже, чем годом ранее.

Чемпион подорожания тут тоже картошка: рост почти в 2 раза. Если год назад килограмм обходился в 39,9 рубля, то теперь — в 79,9, почти как в марте. В магазине на Пушкина продается два вида картошки: молодая за 77 рублей и нового урожая за 103 рубля.

Банка кофе Jacobs Monarch за 699,99 рубля с марта подешевела почти вдвое, три месяца назад она стоила 1 299 рублей (минус 46,1%). Однако это все равно не уберегло кофе от попадания в топ самых подорожавших продуктов: за год сублимированный напиток увеличился в стоимости на 51,7%. Еще в декабре гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия предрек любителям кофе «год больших испытаний». За 2024-й биржевые цены на робусту выросли более чем в 2 раза, а на арабику — на 80%. Закупочные цены на кофе увеличились на фоне спекуляций на бирже из-за аномальной засухи в Бразилии.

На 41% подорожали макароны. Самые доступные «перья» «Шебекинские» теперь стоят 67 рублей, в прошлом году — 47,2 рубля. Основным фактором, влияющим на рост стоимости макарон, эксперты называли муку. Оптовая стоимость муки высшего сорта в феврале составляла 26,2 тыс. рублей за тонну. Год к году показатель вырос почти на 16%, говорил «Коммерсанту» зампредседателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.

Капуста за год выросла в цене на 32% до 50 рублей за кило. Как объясняли в минсельхозе РФ, сейчас прошлогодний урожай своих овощей почти закончился, а на полках в магазинах продается импортная продукция, которая и формирует цены на рынке.

Продолжает дорожать шоколад. Лакомство за год «набрало» 29,5% стоимости. Самая простая плитка шоколада «Россия» теперь продается за 89,9 рубля. Главная причина — удорожание какао-бобов. Мировые цены на них достигли в прошлом году рекордных значений, это связано с неблагоприятными погодными условиями в странах Западной Африки — именно там производится больше половины мирового какао.

Сильное подорожала гречка. Упаковка «Экстры» от «Увелки» обойдется в 79 рублей, тогда как в прошлом году мы клали ее в корзину за 33 рубля. Годовой прирост — 141%. Говорить об аномальном скачке не приходится, ведь сейчас популярная крупа по соццене обойдется еще дешевле, чем в прошлом году, — 29 рублей за килограмм. При этом эксперты предупреждали, что из-за высокого урожая гречки в этом году возможно сокращение посевных площадей.

Что удешевило корзину? Стали более доступными яйца, которые вошли в перечень социально значимых продуктов питания (минус 35% за квартал и минус 42,4% за год), и курица (минус 40% с марта 2025-го и минус 16% с июня прошлого года). Также снизились цены на круглозерный рис (минус 33%), колу (минус 20%), хлеб (минус 18%) и бананы (минус 17%).

В «Магните» стали более доступными яйца, которые вошли в перечень социально значимых продуктов питания В «Магните» стали более доступными яйца, которые вошли в перечень социально значимых продуктов питания Фото: Татьяна Леухина

Корзина «Самоката»: сколько переплатим за доставку?

«Самокатовская» корзина также поддалась тренду на удешевление и упала в цене на 2,2%. Снизилась в цене капуста — сразу на 48,3% по сравнению с мартом. На 27% стал дешевле йогурт, но, вероятнее всего, это связано лишь с распродажей сервиса, а не с внешними факторами. Меньше стали стоить макароны (минус 16,7%), яйца (минус 15,5%), курица (минус 12,2%).

А вот килограмм картофеля привезут за 189 рублей, рост с марта на 54,9%. Остальные продукты в «Самокате» дорожают не так стремительно: шоколад Milka подорожал на 10%, пельмени с говядиной в пересчете на килограммы — на 7,8%, а гречневая крупа — на 6,6%.

В этот раз корзина «Самоката» оказалась дороже «магнитовской» на 655,75 рубля: 3 758,6 против 2 909,25. Тренд на то, что цены на доставку будут закладываться в стоимость товаров, однозначно будет продолжен, считает Лачугин. «Другого варианта нет. Люди не хотят платить за доставку. Одна крупная торговая сеть делала исследование в фокус-группах, и люди прямо говорили: „Мы подсознательно понимаем, что цена выше на тот или иной продукт, что мы переплачиваем, но нам важно видеть, что доставка бесплатная“. Ретейлеры прекрасно это понимают и будут отталкиваться от этого. Например, расширять ассортимент только в онлайне, за счет чего людям станет тяжелее сравнивать цены на тот или иной товар. Есть примеры поставщиков, которые на маркетплейсах или в онлайн-магазинах крупных ретейлеров делают совершенно нереальные наценки, и их продукт берут, потому что его больше нигде нет. Соответственно, реальную стоимость узнать сложно или вообще невозможно», — говорит эксперт.

«Рано или поздно, когда уже закончатся возможности для снижения веса, что будут дальше делать производители? Менять рецептуры»

«Ждать снижения цен в нынешней ситуации глупо. Будет небольшой, незначительный рост», — резюмирует эксперт по ретейлу. Уроки из ситуации с ростом цен на яйца и сливочное масло извлекли, и пока что на горизонте не маячат категории, рискующие стать «проблемными».

Дальнейшее повышение цен, а следом и рост корзин «Магнита» и «Бахетле» в первую очередь связаны с нехваткой ресурсов, убежден Лачугин. «У нас пока экономика достаточно сильно перекошена, военно-промышленный и промышленный комплексы в приоритете у государства. Туда направляются все финансы и трудовые ресурсы. Из-за этой нагрузки издержки будут сильно расти. Это даже вне зависимости от курсов валют и каких-то еще факторов».

Производители продолжат экспериментировать с уменьшением веса или объема товара. «Рано или поздно, когда уже закончатся возможности для снижения веса, мне интересно, что будут дальше делать производители? Я предполагаю, что они начнут менять рецептуры. Например, был просто шоколад, потом сделали шоколад с начинкой на основе растительных жиров. Потом долю этой начинки постепенно увеличивают, уменьшая долю какао-продуктов. Вот такая кропотливая работа идет для того, чтобы снизить себестоимость конечной продукции», — прогнозирует Лачугин.