Сумму компенсаций перевозчикам за льготных пассажиров предлагают увеличить с 20 до 30 рублей в городах, в пригородах с 2,4 до 2,7 рубля за пассажиро-километр Сумму компенсаций перевозчикам за льготных пассажиров предлагают увеличить с 20 до 30 рублей в городах, в пригородах — с 2,4 до 2,7 рубля за пассажиро-километр Фото: kzn.ru

Перевозчикам доплатят за льготников, но не всем

Антикоррупционную экспертизу на днях начал проходить проект постановления кабинета министров РТ об увеличении компенсаций перевозчикам за льготных пассажиров. Сумму возмещения предлагают увеличить с 20 до 30 рублей в городах, в пригородах — с 2,4 до 2,7 рубля за пассажиро-километр, в Альметьевском, Зеленодольском и Нижнекамском районах — до 3,35 рубля. Изменения затронут 12 муниципалитетов, в которых госкомитет Татарстана по тарифам не устанавливает, не регулирует стоимость проезда.

«Размер выплат увеличат для всех муниципалитетов, где пассажирские предприятия работают по нерегулируемым тарифам», — подчеркнули в миндортрансе республики в ответ на запрос «БИЗНЕС Online». 

Дополнительные расходы бюджета РТ на компенсации за перевозку льготников 12 муниципалитетов за 2025 год ориентировочно составят 47 млн рублей, следует из описания проекта нормативно-правового акта. В 2024-м на поддержку общественного транспорта из регионального бюджета направили 2,7 млрд рублей, из которых бо́льшая часть — это субсидия на перевозку льготников по всем действовавшим маршрутам.

Минниханов – Ханифову: «Очень много жалоб на работу общественного транспорта!»

Изменения затронут Зеленодольск, Азнакаево, Арск, Чистополь, Нурлат, Мензелинск, Менделеевск, Богатые Сабы, Мамадыш, Кукмор, Бугульму и пригородные маршруты Казани с нерегулируемым тарифом — например, сезонные до садовых обществ.

С острожной радостью отнесся к появлению проекта постановления владелец зеленодольского перевозчика «Экспресс» Дмитрий Грузков, предложив дождаться утверждения опубликованной версии документа без изменений. К слову, глава предприятия публично поднимал проблему неполной компенсации и на коллегии миндортранса Татарстана с участием раиса республики Рустама Минниханова.

«Давно ждем, индексации не было четыре года! — напомнил Грузков. — Наконец что-то происходит. Надеюсь, этот вопрос будет решен».

Почему компенсацию поднимают только сейчас? На этот вопрос в министерстве не ответили. По словам собеседника нашего издания, ведомство ежегодно в течение последних четырех лет направляло заявку в правительство и минфин РТ на корректировку размера выплат, но добро получило только в этом году.

В Казани, где тарифы регулируемые, цена проезда составляет тоже 43 рубля, но в столице РТ за одного льготника доплачивают 33 рубля и эту сумму ежегодно индексировали В Казани, где тарифы регулируемые, цена проезда составляет тоже 43 рубля, но в столице РТ за одного льготника доплачивают 33 рубля и эту сумму ежегодно индексировали Фото: «БИЗНЕС Online»

«Конечно, хотим, чтобы платили полным рублем»

Действие постановления предлагают распространить на правоотношения, возникшие с 1 июля 2025 года. Перевозчики будут перезаключать договоры? Оказывается, соглашения на 2025-й и не заключены — предприятия отказались их подписывать на текущих условиях. Например, по этой же причине зеленодольский перевозчик не получает ни копейки субсидий с января.

«Просто не подписываем договор и не соглашаемся на расценки, имеющие отрицательный результат. Говорим, что так не будет, — описывает ситуацию владелец зеленодольского предприятия. — На описанных в проекте постановления условиях мы заключим договор, да».

В Зеленодольске цена проезда по городским маршрутам с нерегулируемым тарифом составляет 43 рубля, в случае принятия постановления за льготников там будут компенсировать уже не 20 рублей, а 30. Недобор будет 13 рублей вместо 23. «Конечно, хотим, чтобы платили полным рублем, но и за это большое спасибо раису, миндортрансу и правительству республики», — сказал Грузков.

«Водители повально увольняются»: общественный транспорт Казани не спасут даже новые автобусы

Для сравнения: в Казани, где тарифы регулируемые, цена проезда составляет тоже 43 рубля, но в столице РТ за одного льготника доплачивают 33 рубля и эту сумму ежегодно индексировали. В последний раз компенсацию на 5 рублей повысили 1 января 2025-го. В результате льготник так и остался «¾ пассажира». А из 206,9 млн казанских пассажиров это 71,8 млн человек. Если учесть, что за льготника недоплачивают как минимум 10 рублей, получается, что транспортники только за 2024 год недополучили свыше 720 миллионов.

Уравнять льготников и пассажиров — эта просьба перевозчиков Татарстана с нерегулируемыми и регулируемыми тарифами звучит свыше пяти лет. Пока безуспешно: власти республики данный призыв то ли не слышат, то ли не хотят слышать.

Всем мерзнущим на остановках посвящается: как в Татарстане продолжают гробить общественный транспорт

В итоге денег пассажиров по-прежнему не хватает для нормативной работы транспорта. Неполноценная компенсация убытков не позволяет нормально обслуживать автобусы. Замену расходников и ремонт агрегатов делают «по факту»: ездят, пока не сломается. Например, неделю назад в боксе казанского МУП «ПАТП-2» ночью сгорело пять автобусов. Предварительная причина: неисправность узлов, систем и механизмов транспортного средства. Частые сходы с линий и падающий комфорт в салоне, сокращенные или закрытые маршруты в городах и пригородах. Все это ведет, напомним, к потере пассажиров: люди стремятся ездить на своих машинах.