Встреча Прилепина с гостями была посвящена выходу новой книги писателя «Тума», написанной о временах воинских походов России и «ее украйен» против Речи Посполитой в XVII веке Встреча Прилепина с гостями была посвящена выходу новой книги писателя «Тума», написанной о временах воинских походов России и «ее украйен» против Речи Посполитой в XVII веке

Освободительная война XVII века и СВО XXI столетия

Национальная библиотека РТ в эти дни стала центром культурно-просветительского форума «Культурный десант 45/25», который стартовал в Нижнем Новгороде. Накануне в центре Казани собрались писатели и деятели культуры, среди которых были Петр Лундстрем, Сергей Лукьяненко и Захар Прилепин.

«Такие силы и ресурсы вкладываются, чтобы дезориентировать наше национальное сознание, чтобы превратить нас в „Иванов, не помнящих родства“… Такие [огромные] культурные диверсии! И каким-то образом наши прекрасные многонациональные люди держатся за землю. Все понимают, все осознают. И мы, перемещаясь по стране, возвращаем себе ощущение, что не все потеряно», — говорил Прилепин журналистам сразу после пленарной сессии форума.


И после этого началась отдельная встреча Прилепина с гостями. Она была посвящена выходу новой книги писателя «Тума», написанной о временах воинских походов России и «ее украйен» (в таком написании термин указан в книге Прилепина) против Речи Посполитой в XVII веке, занимавшей тогда территории современной Украины. «Место действия — казачий Дон, Россия и ее кровоточащие украйены, Крым, Киев и Соловецкий монастырь. Среди персонажей — братья Разины, Степан, Иван и Фрол, царские бояре и османские беи, патриарх Никон, атаманы войска донского, есаулы и казаки», — сказано в аннотации.

Прилепин особо отмечал параллели описываемых им событий в историческом романе-эпосе с современными событиями на Украине. «Казачество начало середины XVII века очень часто воспринимается через призму романа „Тихий Дон“ и его экранизации. Вот представляются такие ребята, как Гришка Мелехов, которые занимаются войной, а в промежутках живут как простые русские мужики. Пашут землю, собирают урожай, ловят рыбу, и вот они владеют этим пространством нашей степи. Так вот, эта история, которая описана Шолоховым в романе „Тихий Дон“, не имеет никакого отношения к тому казачеству, которое было в XVII веке. То есть жизнь казачества была совершенно, радикально иная. Они, конечно же, не владели никаким диким полем. Они жили на маленьких островках на Дону. Казачество было малочисленное, их было 5−7−10 тысяч, на пике 15−20 тысяч человек», — окунал в историю Прилепин более 200 своих слушателей.

Захар Прилепин: «Наша война донбасская до 2022 года длилась 8 лет, а в XVII веке такая же война продолжалась 6 лет» Захар Прилепин: «Наша война донбасская до 2022 года длилась 8 лет, а в XVII веке такая же война продолжалась 6 лет»

По словам писателя, он поставил перед собой цель приблизить эту историю. Ведь там происходит ровно то же самое, что и сейчас на территории Украины. Тогда, в XVII веке, Малороссия, запорожское войско находились в составе Речи Посполитой. К XVII столетию недовольство местного населения национальным унижением, порядками достигло такой степени, что часть запорожского войска подняла восстание под руководством Богдана Хмельницкого, которое началось в 1648 году.

«Оно, по сути, вполне себе соприродно тому восстанию, которое подняли в 2014 году Александр Захарченко, Алексей Мозговой и все к этому причастные замечательные люди. И наша война донбасская до 2022 года длилась 8 лет, а в XVII веке такая же война продолжалась 6 лет», — «параллелил» Прилепин.

Писатель напоминал: Богдан Хмельницкий обращался к Москве и просил взять ополченцев под свое крыло. А Москва тогда прошла всего 33 года после Великой Смуты (как сегодня после развала СССР). Бояре тогда обращались к царю Алексею Михайловичу с просьбой не связываться с Украиной. Опять же аналогия. Но Алексей Михайлович пошел наперекор боярской аристократии и все-таки ввел войска. В XVII веке войска сразу же дошли до Киева и пошли дальше — до Львова.

«Львов тогда находился на территории русского воеводства, между прочим, надо иметь это в виду. Хотя Львов располагался на территории русского воеводства, он был на самом деле очень полонизированным городом. И, так сказать, еврейская финансовая аристократия там тоже очень серьезное положение занимала. И между прочим, Львов тогда откупился. Сказал: „Нет, мы не хотим, чтобы Львов забирали. Хоть у нас русское воеводство, идите обратно“. Вот Львов не взяли», — говорил Прилепин.

«Очень часто сегодня спрашивают: «Захар, а сколько война еще продлится?» Я говорю: «Сколько продлится сейчас, я не знаю, но в прошлый раз, в XVII веке, она шла 12 лет», — говорил Прилепин гостям «Очень часто сегодня спрашивают: «Захар, а сколько война еще продлится?» Я говорю: «Сколько продлится сейчас, я не знаю, но в прошлый раз, в XVII веке, она шла 12 лет», — говорил Прилепин гостям

В 2022 году войска также окружили большинство крупных городов. Но и в XVII веке, и в 2022-м пришлось воевать еще и с европейской коалицией. И тогда, и сейчас войска откатились на левобережье Днепра, после чего начались переговоры.

«Очень часто сегодня спрашивают: „Захар, а сколько война еще продлится?“ Я говорю: „Сколько продлится сейчас, я не знаю, но в прошлый раз, в XVII веке, она шла 12 лет“», — говорил Прилепин гостям.

Сегодня события XVII века называют воссоединением Украины с Россией, хотя, по словам Прилепина, тогда мы просто не смогли завоевать или освободить правобережье Днепра. Прилепин также сравнил Степана Разина с Евгением Пригожиным и их «марши» на Волгу и Москву соответственно. Напомним, Разина в 1671 году четвертовали на Болотной площади.

«Когда смотришь на все эти события, думаешь: надо же, вот вроде 350 лет прошло, а совпадает все буквально подетально. Правда, тогда мы не захватили Киев, но смогли взять его в наем. И вот в Киеве наше воеводство осталось, мы взяли его на несколько десятилетий, просто заплатив колоссальные деньги за то, что он останется на время в составе Российского государства. Не знаю, чем сейчас у нас закончится история, но тогда она закончилась так. И эти многие годы, которые я провел в Донбассе со своими товарищами, командирами, подталкивали меня к тому, чтобы написать о них что-то. Я написал об этом несколько текстов. Но нужен эпос, осмысляющий эти времена. В какой-то момент я понял, после взрыва, после того как меня подорвали, что я могу писать этот эпос не из дня нынешнего, а из XVII века», — рассказывал Прилепин.

В «Туме» герои разговаривают на крымско-татарском и других языках. И Прилепин отмечает, что ему помогали многие языковеды и полиглоты В «Туме» герои разговаривают на крымско-татарском и других языках. И Прилепин отмечает, что ему помогали многие языковеды и полиглоты

«В свое время меня вдохновил режиссер Мэл Гибсон»

Один из первых вопросов Прилепину задали учителя из Москвы и Чувашской Республики — о ближайших планах. Евгений Николаевич (настоящее имя писателя) напомнил о стереотипе, который старается разрушить, и вот как он формулируется: «Русские поэты всегда были против войны».

«Я слушал-слушал и думаю: что за бред вообще происходит? Русской литературы, что ли, не знают совсем? Я взял и написал толстенную книгу „Взвод офицеров и ополченцев русской литературы“. Кстати, попутно выяснил, что ряд русских крупнейших литераторов, в том числе Державин, Батюшков, Денис Давыдов, имели ордынские, татарские корни. Я даже сам про это не знал. Но, конечно же, самое важное, что они все были бесконечными участниками всех войн подряд. В том числе любых экспансий, подавления восстаний, Кавказ, Польша. Воевали, не прекращали. Я еще три тома таких задумал, но пока написал только частично. Надо сделать эту книгу обязательно. Сейчас я пишу книгу – путеводитель по современной литературе, потому что очень часто люди говорят: непонятно, что читать. Сейчас я сделаю обзор литературы новейшей за последние 15 лет — что на самом деле, на мой взгляд, стоит прочитать, кто у нас самые многообещающие писатели, поэты, на кого нужно обратить внимание. Потому что, конечно же, классическая русская литература никуда не делась, она по-прежнему сохраняется», — говорил он.

Еще один вопрос касался нового романа. В «Туме» герои разговаривают на крымско-татарском и других языках. И Прилепин отмечает, что ему помогали многие языковеды и полиглоты. «В свое время меня вдохновил режиссер Мэл Гибсон. В „Храбром сердце“ у него говорят на шотландском языке. Потом он снял „Страсти Христовы“ на древнеарамейском, хотя до сих пор все, что снимали про Христа, было на английском. „Апокалипсис“ — древнейшие языки индейских времен», — говорил писатель.

По его словам, он ввел новшество в литературу, чтобы люди не мучились, как со множеством страниц на французском Льва Толстого. Он взял речь на других языках и ввел ее мелким курсивом прямо по тексту романа. Т. е., те, кому интересно, могут прочитать его на крымско-татарском, сербском и других языках, а те, кому нет, продолжат читать в переводе на русский без поиска примечаний в конце страницы.

Еще один вопрос был от слушателя-историка. По словам «интервьюера», сегодня очень многие, включая самого Прилепина, используют слова «фашизм, нацизм». Но «юридически» эти слова якобы не закреплены.

«Я-то был убежден, что формулировки, в том числе юридические, определения нацизма и фашизма существуют, потому что каким-то образом был произведен Нюрнбергский процесс, и идеология нацизма и фашизма была признана преступной. Значит, в какой-то форме, согласно юрисдикции того момента, как минимум это должно было быть сформулировано. Если этого нет, безусловно, я с вами согласен, нужно, чтобы были формулировки, понятные для всех. Потому что, конечно же, нацизм и фашизм, во-первых, — это (как нас уверяют, и так оно отчасти и есть) разные вещи, разные политические понятия. Их надо разделить, сформулировать, подвести к каким-то юридическим нормам», — говорил Прилепин.

Но он не был согласен с тем, чтобы не использовать эти термины, пока их не закрепят юридически. «Ну а как мы будем говорить про то, что происходит на Украине? Мы все равно выросли в семьях, которые воевали с нацизмом и фашизмом. Мы потеряли огромное количество родни, людей всех наций и народов на этой самой страшной войне», — говорил он.

Россия, по словам Прилепина, не может быть частью Европы. Ведь как Владивосток или Хабаровск может быть частью Европы, когда там через залив Северная Корея? Россия, по словам Прилепина, не может быть частью Европы. Ведь как Владивосток или Хабаровск может быть частью Европы, когда там через залив Северная Корея?

«Сейчас для меня очень актуально увести Россию от бесконечного проевропейского, прозападного тренда»

Еще один вопрос звучал так: «Нет ли конкурентов идеологии Русского мира в самой России?»

«Огромный сложный вопрос, безусловно. Сам я по своим убеждениям евразиец, если вам наверняка известно, что это означает. Это идеология, придуманная, кстати, белыми иммигрантами Трубецким, Савицким и так далее. Это методология, позволяющая понять колоссальную этническую сложность России и в том числе (что сейчас для меня очень актуально) увести Россию от бесконечного проевропейского, прозападного тренда», — говорил он.

Россия, по его словам, не может быть частью Европы. Ведь как Владивосток или Хабаровск может быть частью Европы, когда там через залив Северная Корея? При этом сегодня Европа поставляет миллиарды долларов и евро, чтобы убивать россиян. А среди нас находятся люди, которые до сих пор говорят, что мы должны вернуться в мир белой Европы.

«Да к чертям эту „белую Европу“. Россия — это не Запад и не Восток, а уникальная цивилизация, и мы сами для себя должны это проговорить за идеологию евразийства. Перестать наконец кривляться, в том числе и в культурном смысле, перестать изображать из себя европейцев и пародировать их культурные или антикультурные образцы», — говорил он. По его словам, это одна из задач, которая является для России определяющей.

В конце встречи Прилепин задался вопросом: «Вот у меня есть одна загадка неразрешимая. В начале XVII века была Смута. Россия распалась ко всем чертям, все развалилось, власти никакой не было, а Казань не отвалилась от России. Почему она не ушла?»

После встречи состоялась автограф-сессия, где Прилепин на протяжении почти часа без остановки общался с гостями После встречи состоялась автограф-сессия, где Прилепин на протяжении почти часа без остановки общался с гостями

Одна из теорий, прозвучавшая из зала и понравившаяся Прилепину, звучала так: во времена Смуты идентичности были не этнические, а династические и конфессиональные. И в Казани в те годы был дьякон Шульгин, который тогда задумал создать христианское государство в Поволжье с центром в Казани. Он сам хотел стать царем, но сделать этого ему не дали местные татары. Так и осталась Казань со своей страной.

После встречи состоялась автограф-сессия, где Прилепин на протяжении почти часа без остановки общался с гостями, а очередь к нему заняла фактически половину второго этажа Национальной библиотеки РТ.