«Воспитание» Ирака и Казахстана, которые традиционно перебирают квоты на добычу нефти, дорого обходится всем участникам рынка. Пока доллар нащупал новый коридор — в районе $63 за баррель, но эксперты рассматривают разные сценарии развития событий — вплоть до падения цены до $38–40. ОПЕК+ сама загнала себя в вилку: прибавишь добычу еще — добьешь цену, не прибавишь — уступишь долю рынка Бразилии и Гайане, пишет известный экономист Александр Виноградов в своем блоге для «БИЗНЕС Online». Пока же на рынке тихо звучит один лозунг: Drill, baby, drill.
«Brent уверенно ползает в коридоре 60–63 долларов, отмечая самые низкие уровни с лета 2021-го»
Нефть: хрупкое равновесие
Стоит раскрыть сводки за май, и закрадывается ощущение: рынок снова попал в то странное состояние, где избыток очевиден, а бурить становится лишь азартнее. ОПЕК+ будто вспоминает юность и в третий раз подряд подкручивает вентиль: с июля прибавит еще плюс 411 тыс. баррелей в сутки (б/с), доведя суммарный «нефтяной возврат» после «ковидных» сокращений до 1,37 млн б/с. Расчет прост — вернуть долю рынка, пока цена не обрушилась окончательно, и показать дисциплину тем, кто ею пренебрегает. Только вот цена уже не слушается риторики: Brent уверенно ползает в коридоре $60–63, отмечая самые низкие уровни с лета 2021-го.
Когда в Вене объявили о новом приросте, слова «третий раз подряд» прозвучали как лозунг реванша. На языке цифр это еще один шаг на пути к полному снятию добровольных ограничений 2022-го, а на языке трейдеров — сигнал «готовьтесь к избытку». Саудиты убеждают, что сезонный пик потребления «впитает» лишние баррели, но даже внутри альянса слышны сомнения: Алжир публично просил «не рушить баланс», понимая, что лишние 400 тыс. б/с могут стоить рынку нескольких долларов за баррель.
Новый коридор найден?
Банк Barclays отреагировал мгновенно, срезав прогноз стоимости Brent на 2025 год на $4 — до $66. Еще месяц назад банк ждал медленного выхода к докризисным объемам, но теперь заложил полное снятие ограничений уже к октябрю. В сухом остатке для рынка это означает плюс почти полмиллиона баррелей к ежедневной мировой реке нефти раньше, чем рассчитывала консенсус-модель. И если апрельский провал котировок до $60 заставил многих вздрогнуть, то майская стагнация под $63 показывает: новый коридор найден.
Ставку на «воспитание» недисциплинированных участников саудиты сделали неслучайно. Именно Ирак и Казахстан традиционно перебирают квоты, но теперь Астана пошла дальше: в мае замминистра энергетики прямо заявил, что республика не собирается сокращать добычу, сославшись на внутренние проекты и даже «техническую невозможность». Bloomberg назвало это «публичным дефолтом по дисциплине», иронизируя, что в Вену теперь чаще летают пресс-секретари, чем министры. Пока цифры небольшие — речь о лишних 40–60 тыс. б/с до конца года, но жест первопроходческий: если один может, завтра решатся другие. КСА готовят штрафные «дисконты» к официальной цене для нарушителей, однако юристы сомневаются, что механизм сработает без прямого конфликта.
США: порог рентабельности теперь $65
Тем временем, пока ОПЕК+ наращивает темп, США внезапно проживают собственный «пик сланца». Буровые падают 6-ю неделю из 8: минус 10 установок до 566 по последнему отчету Baker Hughes. Рост стоимости на стальную трубу и оборудование поднял себестоимость метра ствола на 11%, а с Brent под $63 экономика многих скважин вышла в ноль, хотя лучшие участки, как и ранее, способны функционировать в прибыль при $48–50.
Как заявил Клей Гаспар, глава Devon Energy: «Наш порог рентабельности теперь 65 долларов, ниже мы не инвестируем». Financial Times добавляет драматизма: S&P предсказывает первое годовое падение добычи США минус 1,1% в 2026-м — аналог 2020-го, только без ковида. На макространице EIA (правительственное энергетическое агентство США) свежий STEO (краткосрочный прогноз добычи) рисует ползучую траекторию: 13,49 млн б/с к концу 2025-го против 13,4 млн сегодня, т. е. рост едва 90 тыс. б/с за год. Для рынка, привыкшего к годовому приросту на миллион, это изрядный шок.
Южноамериканская нефтяная четверка
Но жизнь продолжается. Если где и чувствуется запах азартной экспансии, то в Южной Атлантике. Национальное агентство Бразилии (ANP) счастливо рапортовало: февраль стал рекордным — 3,488 млн баррелей в день, из них 79% дали пресалтовые поля (pre-salt fields — геологическая формация, относится к нетрадиционным углеводородам). Главный герой сезона — FPSO Bacalhau, плавучая добывающая платформа. Монстр с добычей 220 тыс. баррелей в день приполз в Сантос в феврале и должен выдать «первую нефть» до октябрьского шельфового штиля.
Помним и про Гайану, где четвертый FPSO, One Guyana, доведет страну почти до миллиона баррелей в сутки к декабрю. Помним и про упоминавшуюся уже в прошлом нефтяном обзоре Vaca Muerta: аргентинская сланцевая «мертвая корова» уже бьет 400 тыс. б/с и прицеливается к миллиону к 2030-му.
Итого южноамериканская четверка — Бразилия, Гайана, Аргентина, Суринам (который подтянется в 2026-м) — способна дать 1,5 млн баррелей нового предложения за пять лет без оглядки на Вену, сиречь ОПЕК+ и Хьюстон, сиречь США.
В Китае падает спрос на бензин
Но нефть — это не только производство, но еще и потребление. Пока производители гонятся за долей, главная потребительская машина теряет обороты. В Китае падает спрос на бензин, и причина очевидна — электромобили. В 2024-м Китай продал 11 млн «электричек» и гибридов, т. е. каждую вторую новую машину, притом что на складах их затоваривание. IEA уже занизила мировой прирост 2025-го до плюс 730 тыс. б/с, сославшись на «эскалацию тарифных войн и рекордные EV-продажи». А JPMorgan в майском обзоре заявляет: если тренд сохранится, Китай перестанет быть главным источником прироста нефтеспроса уже в 2026 году.
Даже в Дели говорят о чипах и аккумуляторах
Остается Индия — единственный крупный рынок, где автопарк все еще бензиновый. ОПЕК прогнозирует рост потребления плюс 188 тыс. б/с (плюс 3,4%) в 2025-м, индийский минэнерго даже более оптимистично говорит о плюс 220 тыс. б/с. Но даже этот аппетит не перекрывает китайский минус. Да и в Дели под давлением ЦБ уже говорят о чипах и аккумуляторах: Tata Motors настаивает, что к 2026-му каждая четвертая легковушка в стране будет электрической. Суммарно же в 2024 году мир продал 17 млн EV, это уже 21% всех новых автомобилей. Совокупное вытеснение нефтяного спроса электротранспортом достигло 1,7 млн б/с — втрое больше, чем еще пять лет назад. IEA оценивает чистую «нефтяную экономию» 2024-го в 1,3 млн б/с и прогнозирует 4 млн б/с к 2030 году.
Три сценария развития
В хедж-фондах сейчас рисуют три-четыре сценария, но суть сводится к диапазону ценника.
Базовый: ОПЕК+ доводит отдачу квот до конца года, рынок «переваривает» плюс 0,7 млн б/с спроса, Brent балансирует у $60–70.
Медвежий: дисциплина срывается, выходят все 4 млн б/с резервных мощностей Залива и России, цена падает в район $38–40. Goldman и Citi считают этот вариант «минимально вероятным, но крайне разрушительным».
Бычий: геополитический взрыв на Ближнем Востоке (риск всегда выше нуля) плюс напряг в сланце — короткий заплыв к $80–85, но сценарий этот фундаментально неустойчивый.
Бури́, пока не поздно
Что в итоге? С одной стороны, $60 не $30 и дальневосточные проекты, как «Сахалин-1», еще в плюсе. С другой — госбюджеты Саудовской Аравии и России настроены на $80+. Для сланцевика с долгом под 8% и хеджами на $70 это зыбкая грань. FT приводит слова руководителя Pioneer Natural Resources: «В этом цикле выиграет тот, кто научится бурить меньше». Бразильцы, к слову, давно уловили суть: пресалтовый баррель обойдется им в $35 с учетом капитальных затрат, потому Bacalhau-1 уже окупается при $50. У саудитов удельные издержки еще ниже, но и бюджетные аппетиты выше. Рынок превращается в гонку удешевления, где скорость бурения уступает место качеству активов.
Легендарный лозунг родился в 2008-м, когда $147 за баррель обещали любой нефти золотой век. Через 17 лет он звучит иначе: бури́, пока не поздно. ОПЕК+ загнала сама себя в вилку: прибавишь еще — добьешь цену, не прибавишь — уступишь долю Бразилии и Гайане, ибо спрос неэластичен по цене. Сланцевики режут капексы, но и это не спасает баланс. Все, что мы видим, — прелюдия к эпохе дешевой нефти. И если мировой спрос перестанет расти через два-три года, то нынешний избыток станет хроническим. Победит тот, кто адаптирует бизнес-модель к $60: меньше долгов, горизонт проектов пять лет, ставка на низкие издержки и быстрый возврат капитала. Все остальные будут спорить о квотах, штрафах и графиках, но по-настоящему важным останется лишь одно — уметь жить, когда $90 уже не будет никогда, если не случится катастрофы, а $60 превращается в долговременную норму.
Так что да, мир все еще бурит. Но Drill, baby, drill теперь звучит тише — как грустный шепот тех, кто понимает: каждое новое скважинное «бах!» приближает момент, когда баррель из символа богатства превратится в обычную биржевую фишку, цену которой определяет вовсе не шейх, а чип в электромобиле.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.