В минувшую среду, 28 мая, в Казани прошла церемония награждения ежегодного регионального конкурса «Экспортер года» Татарстана. Торжественное мероприятие проходило в Доме предпринимателя, организатор проекта — подведомственный Министерству экономики Республики Татарстан Фонд поддержки предпринимательства РТ. Как отметили в ФПП РТ, на конкурс, который проводился среди предприятий малого и среднего бизнеса, поступило 249 заявок от хозяйствующих субъектов – экспортеров. Победители определены в 13 номинациях, кроме того, впервые был проведен конкурс и среди студентов — на решение кейса экспортеров. Подробности — в нашем репортаже с мероприятия.
28 мая прошла церемония награждения конкурса «Экспортер-2024»
Кто из МСБ Татарстана стал успешным на внешних рынках
28 мая зал Алафузова Дома предпринимателя в Казани принимал гостей — здесь проходила церемония награждения конкурса среди одних из успешных экспортеров среди представителей малого и среднего бизнеса — «Экспортер-2024».
Как рассказала руководитель Центра поддержки экспорта ФПП РТ Альбина Гергерт, количество экспортеров в Татарстане растет, и это несмотря на сложности во внешнеполитической ситуации. Проблемы, безусловно, есть, и они известны: логистика поставок и трудности с межбанковскими переводами. «Но наши компании быстро мобилизовались, перестроились. Поэтому показывают хорошие результаты работы на внешних рынках»», — отметила она.
Как пояснила руководитель Центра поддержки экспорта, основной вектор в экспорте занимает продукция АПК и промышленности — оборудование, инструменты, в том числе и медицинские, техника, химическая и нефтехимическая продукция. Но появились и новые направления — в IT-технологиях, например. До сих пор существуют некоторые заблуждения, что экспорт — деятельность исключительно крупных компаний, а мелким и средним предприятиям трудно, а порой и невозможно выйти на внешние рынки. ВЭД требует определенных первоначальных вложений, юридических знаний тонкостей тех стран, с кем бизнес планирует сотрудничать. И без помощи МСБ действительно не обойтись.
Фонд поддержки предпринимательства предоставляет целый спектр мер поддержки компаниям, начиная с того момента, когда они только задумались о выходе на внешние рынки, и заканчивая уже конкретной транспортировкой продукции. Организация проводит бесплатные образовательные программы для предпринимателей, в том числе совместно со Школой экспорта Российского экспортного центра: обучают правильно определять рынки, смотреть аналитику, просчитывать экономику, логистику, оформлять документы. «Главное, не допустить ошибок и не понести финансового ущерба, — говорит Альбина Гергерт. — Кроме того, мы помогаем найти иностранного контрагента, сопровождаем экспортный контракт: разрабатываем документ, переводим на язык страны экспорта, консультируем по налогообложению, валютному регулированию. Все эти услуги бесплатны». Еще один вид деятельности, который необходим для бизнеса, стремящегося покорить внешние рынки, — участие в международных выставках, где есть возможность и себя показать, и завести полезные деловые связи, — здесь также Фонд помогает с организацией выезда и стендов для местных предпринимателей. Как отмечалось ранее, вхождение на зарубежные рынки требует существенных затрат — на международную сертификацию, регистрацию прав интеллектуальной собственности и т. д. Подобные расходы малому бизнесу порой потянуть практически невозможно. Если бы не программы господдержки: Центр поддержки экспорта софинансирует до 80% затрат на международную сертификацию, до 70% затрат на защиту и оформление прав на результаты интеллектуальной деятельности, на транспортировку продукции до границы России.
«Мы являемся, по сути, единым окном для экспортно ориентированных компаний Республики Татарстан по всем мерам государственной поддержки. В прошлом году порядка 3,5 тысячи компаний получило разного рода услуги», — говорит Альбина Гергерт.
На конкурс, который проводился среди предприятий малого и среднего бизнеса, поступило 249 заявок от хозяйствующих субъектов – экспортеров
Какой сегодня экспорт, говорят предприниматели
В кулуарах конкурса мы побеседовали с некоторыми предпринимателями, которые успешно работают с зарубежными партнерами.
Елабужская компания ООО «Альтернатива+» занимается поставками сельскохозяйственной продукции. Как рассказала руководитель экспортного отдела компании Анна Смирнова, основные культуры трейдинга — горох, ячмень, лен, сахар и другие сельскохозяйственные культуры. А в прошлом году компания освоила новый вид продукции на экспорт — свекловичный жом. «В России его в переизбытке. Поэтому в основном сейчас поток экспорта идет в Китай, Турцию и Марокко. Жом свекловичный используется как полезный корм, особенно для КРС, потому что он дает большую питательную ценность молока. Этих отходов от производства сахара отгрузили в Китай более 100 тысяч тонн — хороший объем. Знаете, китайцы очень изобретательны, они делают из него субстрат, на котором выращивают грибы и даже чай, — поделилась Смирнова. — В этом году при поддержке Центра развития предпринимательства мы хотим удвоить наши объемы — они помогают нам с поиском новых покупателей. Планируем выйти на новые рынки, не только в Китай, но еще и в Южную Корею и Турцию. Для этого необходимо собрать достаточно много документов, учесть требования страны-импортера. Это сложно, тем более наши восточные соседи достаточно специфические, к ним нужен особый подход. Нам, как трейдинговой компании, это сделать легче, чем напрямую сельхозпроизводителям: запакуем, вывезем, организуем доставку — прямым железнодорожным сообщением через Казахстан или по морю».
Казанская компания ООО «Агро-Рост» также работает в сфере АПК — экспортирует сельскохозяйственную продукцию, в частности масличные, бобовые и зерновые культуры. География поставок одна из самых обширных — порядка 17 стран, причем бо́льшая часть из них — страны Евросоюза. Директор компании Ильдар Саляхов поделился, какие культуры идут на экспорт: горчица белая, черная и желтая, лен масличный коричневый и золотой, вика яровая, продуктовая чечевица, а также многолетние и однолетние травы. По признанию предпринимателя, порядка половины его европейских контрагентов после известных событий отсеялись, но с оставшимися продолжаются тесные деловые связи, несмотря на санкции.
Победители определены в 13 номинациях
«Мы поставляем на заводы Евросоюза в том числе горчицу белую, они готовят из нее соусы, порошки, приправы на основе горчицы. Германия является одним из первых импортеров готовой продукции горчицы, горчичного соуса. То есть если вы приехали в Германию и зашли, условно говоря, в „Макдак“, то там вы можете почувствовать вкус татарской горчицы», — рассказал Саляхов. По словам директора «Агро-Роста», в год компания экспортирует порядка 5–6 тыс. тонн продукции, и это серьезные объемы для такого вида бизнеса: «У нас высокомаржинальные культуры. Мы не отгружаем зерно кораблями по три-пять тысяч тонн за раз».
Бугульминский завод TRIS — производитель строительных материалов в аэрозольных баллонах. Директор ООО «ТРИС» Тимур Булушев рассказал, что продукция его компании экспортируется в более 10 стран. Когда-то поставляли и в Европу, но сегодня в основном это страны ближнего зарубежья и Монголия. Продукция также представлена во всех крупных строительных сетях России, а по некоторым позициям занимает 50% рынка. «Наш завод находится в Бугульме, производим уникальные клеи в аэрозольном баллоне, такие как клей для газобетона, минеральной ваты, полистирола. Мы занимаем одну из лидирующих позиций по объемам продаж в том числе и на маркетплейсах, поставляем по всей России, и на экспорт. В прошлом году мы произвели более шести миллионов штук. А после того как поставили еще одну производственную линию, увеличили мощности до 18 миллионов штук в год. Рынок готов потреблять этот объем, и мы рассчитываем загрузить производство полностью», — рассказал Булушев. Он также поделился, что в свое время на этапе выхода на зарубежные рынки компании помогла поддержка в виде софинансирования сертификации для зарубежных стран от Центра поддержки экспорта: «Мы одни из первых клиентов Центра поддержки экспорта, ездили на первые выставки и на бизнес-миссии и получали поддержку на сертификацию за границей».
Отметим, что по результатам конкурса его победители и призеры получили не только дипломы и памятные призы, но и сертификаты на участие в международном выставочно-ярмарочном мероприятии за пределами Российской Федерации
В сложной ситуации развиваетесь и покоряете другие рынки
А между тем началась церемония награждения победителей и призеров конкурса.


С приветственным словом перед собравшимися предпринимателями выступила первый заместитель министра – директор Департамента развития предпринимательства Министерства экономики Республики Татарстан Наталья Кондратова: «В 2024 году в Татарстане экспортной деятельностью занимались порядка 2 300 субъектов малого и среднего бизнеса. Хочется сказать вам спасибо, что в столь сложной экономической ситуации вы не только не останавливаетесь, но и развиваетесь и еще покоряете другие рынки». В свою очередь генеральный директор НО МКК «Фонд поддержки предпринимательства РТ» Айдар Салихов поздравил всех с Неделей российского предпринимателя: «Благодаря этим мероприятиям мы хотим довести до как можно большего числа предпринимателей, какие меры поддержки реализуются в России, в Татарстане, они работают и помогают вам достигать еще больших результатов».
Отметим, что по результатам конкурса его победители и призеры получили не только дипломы и памятные призы, но и сертификаты на участие в международном выставочно-ярмарочном мероприятии за пределами Российской Федерации в формате индивидуального стенда. В дополнительных номинациях — сертификаты на изучение английского языка.
Наталья Кондратова: «Хочется сказать вам спасибо, что в столь сложной экономической ситуации вы не только не останавливаетесь, но и развиваетесь и еще покоряете другие рынки»
Единый контакт-центр по мерам поддержки бизнеса: +7 (843) 524-90-90
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.