Музыкальный фестиваль «Yзгәреш җиле», на который за 8 лет существования потратили порядка полумиллиарда рублей, после полуторагодового затишья подал признаки жизни. В разговоре с «БИЗНЕС Online», говоря о будущем форума, вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева подтвердила, что «проект будет». По данным источников, за его реформу как раз отвечает «социальный» вице-премьер РТ. Наша редакция вместе с экспертами решила поразмышлять о том, каким должен стать «Yзгәреш җиле» после обновления, какие смыслы и формы должен обрести, чтобы вписать национальное искусство в мировой контекст, как и хотели в 2016 году, запуская проект с отмашки Рустама Минниханова. Призываем и читателей делиться своими идеями в комментариях.
Музыкальный фестиваль «Yзгәреш җиле» после полуторагодового затишья подал признаки жизни
В ожидании «Yзгәреш җиле 2.0»?
У безнадежно больного пациента внезапно появились шансы выкарабкаться. Такая аналогия приходит на ум после того, как вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», сообщила, что фестиваль «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен») будет продолжен. «„Ветер перемен“ потому и ветер, потому что он: а) меняется, б) несет что-то новое. Проект продолжает изменяться. Сегодня у него новый этап, который обсуждается с творческими коллективами РТ и будет представлен нашей публике», — прокомментировала Фазлеева.
Впрочем, никакой конкретики не прозвучало. По информации источников газеты, именно «социальному» вице-премьеру поручено реформирование музыкального фестиваля, на который, по некоторым оценкам, за 8 лет проведения было потрачено около полумиллиарда рублей. Ранее фигурировали слухи, что этим займется Марат Ахметов как глава языковой комиссии при раисе РТ, последний как минимум интересовался экспертным мнением на этот счет. Однако в любом случае, по данным газеты, никакого конкретного проекта условного «Yзгәреш җиле 2.0» на сегодняшний день нет, отсутствуют и четкие сроки возращения фестиваля на сцену, а также неизвестно, что за творческие силы этим займутся.
Кто знает, может, и вовсе придется поменять название мероприятия, уж слишком у «Yзгәреш җиле» сложная репутация. Кроме того, этот музыкальный форум неразрывно связан с двумя именами — генерального продюсера Рауфаля Мухаметзянова и художественного руководителя Вадима Эйленкрига. А пока все указывает на то, что их больше в проекте не будет.
Итоги работы тандема Мухаметзянов – Эйленкриг мы подробно анализировали меньше года назад. И вклад этой команды в модернизацию татарской песни категорично отрицать нельзя. По крайней мере, в первые сезоны фестиваль показал довольно свежий взгляд на звучание золотого фонда татарской музыки, упаковав его в джазовый фит. И только затем стал ежегодно повторять сам себя, чего предпочитали особо не замечать авторы проекта, чье ЧСВ, кажется, тоже повлияло на то, что последний по времени гала-концерт «Ветра перемен» прошел уже в конце 2023-го. А ведь если бы не пропуск прошлого года, в 2025-м «Yзгәреш җиле» мог состояться в 10-й раз.
Итак, власти республики решили не хоронить окончательно проект, значит, при продолжении достойного финансирования это по-прежнему в потенциале флагман татарской музыкальной культуры, что особенно важно в текущих условиях с точки зрения популяризации родного языка и национальной культуры, переживающих непростые времена. Учитывая, что «Yзгәреш җиле 2.0» сейчас нет даже на бумаге, наша редакция и ее эксперты, в том числе имевшие непосредственное отношение к «Ветру перемен» все эти годы, решили помочь Фазлеевой и Ко.
Сразу заметим, что многие пункты получившихся «майских тезисов» носят полемичный характер, вызывая споры даже у самих собеседников газеты. Однако в этих тезисах есть немало разумного и практического, да и сама общественная дискуссия может помочь не позволить «Yзгәреш җиле» в новой версии, во-первых, «замуровать» в одних стенах (театра им. Джалиля или любого другого культурного учреждения) и, во-вторых, не сделать решение важнейших задач развития татарской музыки зависимым от вкусов и прихотей одного рандомного эффективного менеджера.
«Yзгәреш җиле», 2016 год
1. У фестиваля должна появиться четкая цель, амбициозная, но реалистичная
Напомним, что на заре «Yзгәреш җиле» его генпродюсер, «консильери» татарстанской культуры Мухаметзянов поражал всех рассказами о необходимости «видоизменить татарскую песню», а также предложениями петь национальную классику по-английски. Впрочем, его реформаторский пыл довольно быстро угас и в последние годы «Ветер перемен» был обычным качественно сделанным «зур концертом», который должен был понравиться ровно одному зрителю — Рустаму Минниханову, дававшему добро на продолжение фестиваля.
Поэтому главный вопрос, на который нужно ответить: для какой цели мы возрождаем «Yзгәреш җиле»? Иначе, сходятся во мнении эксперты «БИЗНЕС Online», это будут очередные закопанные в землю десятки и сотни миллионов рублей.
«Что мы преследуем? Чтобы татарская песня стала популярной среди широкого слушателя — это одно, поддержать современных авторов и исполнителей — другое», — справедливо интересуется композитор Эльмир Низамов. «Обновленный фестиваль должен стать инкубатором татарской современной культуры. Механизм продумать можно, сейчас важнее понять суть», — отметил его коллега по цеху Радик Салимов, заведующий музыкальной частью Госансамбля песни и танца РТ.
Можно поставить и более глобальную задачу, рассуждает генпродюсер театра SDVIG, режиссер и ведущий Михаил Волконадский. «Если цель — масштабное развитие татарской музыкальной индустрии, для этого нужна международная площадка, с которой можно будет выводить татарскую музыку на международный уровень, — указывает наш собеседник. — Причем эта площадка должна быть создана не только Татарстаном, необходимо подтянуть татарские диаспоры со всего мира. Без масштабирования это все останется у нас внутри республики. У Зули Камаловой, царствие ей небесное, почему был такой угол зрения, такое прочтение татарской музыки? Потому что она жила в другом социуме и, используя опыт западный и европейский, перерабатывала материал и создавала нечто другое».
Так какая цель должна быть у «Ветра перемен 2.0»? Однозначно масштабирование татарской музыкальной культуры. Однако это должно быть амбициозно, но реалистично, с насколько это возможно четким механизмом достижения искомой цели.
Радик Салимов: «Обновленный фестиваль должен стать инкубатором татарской современной культуры. Механизм продумать можно, сейчас важнее понять суть»
2. Форум должен стать конкурсом
Сразу заметим, что среди наших экспертов были и противники этой идеи. Однако часть из них уверена, что соревновательность — важный элемент, который позволяет не застояться творческим силам. Как тут не вспомнить, что первые госзакупки вокруг «Yзгәреш җиле» касались именно «конкурса татарской песни», но от этого решили отказаться.
Часть спикеров «БИЗНЕС Online» отмечает, что конкурсная основа «Ветра перемен» позволит создать «экосистему» вокруг фестиваля и довести ее до состояния «культурного магнитного поля», которое притянет композиторов, поэтов, блогеров, продюсеров и т. д. «Я бы сделал фестиваль больше на европейский манер. Можно организовать его на конкурсной основе в том числе, чтобы звучала музыка наших авторов и было больше приобщения к казанской школе, поскольку у нас на самом деле высокий уровень музыкантов», — говорит один из главных татарстанских саунд-продюсеров Юрий Федоров.
А вот основатель татарского инди-лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров добавляет: если и делать конкурс, то он должен предложить сопоставимую аудиторию, сопоставимый уровень PR и продвижения финалистам, который дают существующие сегодня известные музыкальные конкурсы, тогда молодым артистам будет польза. «У скольких победителей „Голоса“ успешная карьера на данный момент? Сколько длился эффект от конкурса? Все это надо учитывать», — подчеркивает Гафаров.
Ильяс Гафаров добавляет: если и делать конкурс, то он должен предложить сопоставимую аудиторию, сопоставимый уровень PR и продвижения финалистам, который дают существующие сегодня известные музыкальные конкурсы, тогда молодым артистам будет польза
3. Телешоу, что-то среднее между «Голосом» и «Песнями на ТНТ»
Возможно, нужен телеформат проекта, считают спикеры «БИЗНЕС Online». Будет ли это полностью телевизионный конкурс или только «полутелевизионный» (т. е. с трансляцией некоторых эпизодов), вопрос дискуссионный.
Крупные федеральные каналы имеют свои музыкальные шоу-конкурсы: «Голос» на Первом канале, «Царица» на «Пятнице», «Песни на ТНТ» и т. д. Они приглашают на свои проекты представителей разных музыкальных жанров, лейблов, продюсеров, чтобы повысить компетенцию конкурса и показать участникам, что проект имеет прямое отношение к музыкальному рынку, а не просто замыкается на отдельном телеканале. Аналогично работают проекты известных соцсетей, например у VK — «VK Музыка трамплин» для начинающих исполнителей, где в жюри сидят Баста, Дима Билан, Мари Краймбрери, Seville и другие селебрити российского шоубиза. Вполне можно было бы доверить татарстанским телеканалам показ нового «Ветра перемен», чтобы зритель мог отслеживать ход проекта. А может, договориться с одним из кабельных российских телеканалов?
Одно из важных замечаний экспертов: фестиваль должен идти не один день, иначе культурного выхлопа не случится
Но не нужно забывать и о всемирной паутине. «Современное телевидение не замыкается только на телевизоре, даже если премьера выходит по ТВ. Есть соцсети, и основную аудиторию такие проекты получают там. Так они приучают аудиторию и к контенту телеканала, и к контенту участников и партнеров конкурса», — добавляет Гафаров из Yummy Music.
Одно из важных замечаний экспертов: фестиваль должен идти не один день, иначе культурного выхлопа не случится. Мероприятие, которое проходит раз в год, не может поменять правила индустрии, работающей 365 дней в году. Это должна быть комплексная работа на протяжении года. «Нужно организовывать фестиваль чаще, чтобы это была серия концертов, например», — считает композитор Низамов. «Из нового „Yзгәреш җиле“ можно сделать мультиформатную платформу, где проводятся концерты, лагерь авторов, лаборатории, резиденции, которые, возможно, будут работать в течение всего года», — делится идеей Салимов.
4. Решительное «нет» монополии одного человека или одного жанра
Модернизированный «Yзгәреш җиле» не должен замыкаться на одной организации, где «правит» один руководитель, насаждая всем свои взгляды и вкусы, а также проталкивая только угодных ему артистов. К сожалению, с фестивалем так и получилось на протяжении 8 лет его проведения. Это касается и политики генпродюсера Мухаметзянова, и, например, того факта, что все аранжировки песен для фестиваля делал один питерский автор — Вячеслав Артеменко, кстати, лично приезжавший только на один из последних «Ветров перемен».
Привлечение разных экспертов к разработке музыкальной идеологии форума даст свежий взгляд на звучание, ведь «на одном джазе далеко не уедешь». «Я считаю, что татарская музыка очень плохо смешивается с джазом. Дело в том, что джаз — это афроамериканская музыка. Есть параметры тела человека, от которых зависит интонация. У афроамериканцев звук зарождается ниже пояса, в органах малого таза, а татарская интонация — выше пояса, в сердечных чакрах. Она целомудренна по сути своей! А ее впихивают в малый таз! Пожалуйста, делай обрамление, но не меняй сути произведения! Когда татарскую песню поют афроамериканским звуком, я считаю это вокальной порнографией. Такое мерзко и пошло», — убеждена руководитель Государственного камерного хора РТ Миляуша Таминдарова.
Пока у нас есть стереотип: если конкурс проходит на конкретной площадке либо силами какого-то медиа, результаты проекта, контент должны жить только там, огорчен Гафаров. «Надо понимать, что, если конкурс будет направлен на молодых исполнителей, авторов либо станет работать с рынком современной музыки, он должен учитывать коммуникацию со зрителем не только через свою площадку, но и через все другие популярные платформы, которые сейчас есть», — уверен продюсер.
Миляуша Таминдарова: «Я считаю, что татарская музыка очень плохо смешивается с джазом»
«Тут вопрос к организаторам: кто возьмется за все это дело и не получится ли у нас та же самая история, когда все будет делаться руками сторонних музыкантов? При всем моем огромном уважении к ним нашу татарскую музыку лучше понимают те, кто варится внутри нашей творческой истории. Если мы хотим добавить правильный колорит, нужно приглашать людей, которые задействованы в этом», — говорит Федоров.
5. Жюри из звезд разных стилей и направлений
В конкурсе всегда есть жюри. Большинство собеседников газеты уверены: судейство и отбор участников для нового «Ветра перемен» нужно не только доверить локальным музыкальным профессионалам, но и приглашать федеральных спецов, продюсеров независимых лейблов, в том числе иностранных музыкальных критиков, музыкальных редакторов, PR-менеджеров. Во-первых, это повысит престиж конкурса, его бренда. Во-вторых, продемонстрирует открытость татарской музыки всему миру. Приглашенные эксперты в рамках феста должны давать мастер-классы: участникам — бесплатно, остальным — вход по билетам.
Жюри должно меняться ежегодно, предлагает Салимов, часть, например зарубежные гости, может быть в наблюдательном составе с правом совещательного голоса. А некоторые спикеры предлагают сделать открытый кастинг народного жюри, чтобы несколько человек в составе были из публики, это «создаст вирусный эффект и чувство участия каждого зрителя».
Нужны продюсеры нового поколения и молодые кураторы. В данном случае жюри — это не просто судьи, а «зеркало идеологии» фестиваля. Кого «Yзгәреш җиле» посадит в жюри, такой сигнал и отправит артисту и зрителю. При этом даже если говорить о татарстанских звездах, это должны быть музыканты, представляющие разные стили и направления. Скажем, Салават — татарская эстрада, Аида Гарифуллина — академическое искусство, Альберт Асадуллин — советская и российская эстрада, тот же Гафаров — татарская инди-музыка.
«Несмотря на красивые голоса, многих участников «Yзгәреш җиле» не знали. А если придет тот же Фирдус Тямаев и споет песню под джазовое музыкальное оформление, народ на это придет»
6. Ставка на новые имена
Фестивалю нужны фрешмены: новые певцы, музыканты-инструменталисты. Он должен открывать новые имена. И не просто давать шанс выступить, а создавать условия для рождения ярких, самобытных татарских голосов, музыкантов, подчеркивают спикеры. Почему с каждым годом «Ветер перемен» становился скучнее? Потому что лица исполнительского состава — да, красивые и талантливые — почти не менялись. Хотя стоит признать, что «Yзгәреш җиле» помог с известностью, скажем, Алине Шарипжановой, Ильнару Миранову и Ильгизу Шайхразиеву.
Возможно, сначала достаточно будет два-три новых имени в год, считает известная ведущая Гульназ Сафарова
Однако стартануть сразу только с новых имен, по крайней мере на первых порах, будет сложно, признают некоторые эксперты. Зритель может на них не клюнуть. Поэтому нужны коллаборации начинающих музыкантов с уже известными татарскими артистами, дуэты с ними и т. д. Возможно, сначала достаточно будет два-три новых имени в год, считает известная ведущая Гульназ Сафарова: «Несмотря на красивые голоса, многих участников „Yзгәреш җиле“ не знали. А если придет тот же Фирдус Тямаев и споет песню под джазовое музыкальное оформление, народ на это придет».
«Сегодня в татарской музыке есть множество ярких артистов, которые пока существуют немного параллельно с фестивалем „Yзгәреш җиле“. Это не проблема, а просто этап. Чтобы эти миры начинали пересекаться, важно создавать площадки: резиденции, творческие лаборатории, где опытные и молодые музыканты могли бы работать вместе. Это путь к новой синергии — не конкуренции, а коллаборации», — считает Салимов.
Часть экспертов предлагает разделить фестиваль на кавер-дни и дни новых авторских песен, опять же на конкурсной основе, чтобы мотивировать авторов на новые «продукты»
7. Новые песни на татарском языке
После «реконструкции» «Ветер перемен» должен стать площадкой, где появляются новые песни на татарском языке. И это должны быть не только «моңлы, милли» композиции, а смелый стилистический разброс. Таковы веяния современной культуры, иначе как говорить о живом музыкальном процессе? Татарская песня может быть рэпом, синти-попом, нойзом, драм-н-бейсом, техно, главное — искренность, качество и энергия, сходятся во мнении наши музыкальные эксперты. Безусловно, ремейк песен — важный этап, но пройденный, нужен новый материал «не против прошлого, а ради будущего».
И граница языка в данном случае не граница идеи. Татарский должен быть приглашением, а не фильтром для музыкантов. Однако не стоит забывать о татарском озын көй (мелодический стиль, долгая протяжная песня), без которого нашу эстраду нельзя представлять, добавляет Таминдарова.
И да, в рамках форума татарские песни могут писать и исполнять не только татары, а кто угодно. «„Yзгәреш җиле“ должен быть открытым пространством, куда могут входить разные культуры, если они хотят разговаривать с нами открыто, искренне и действительно хотят коллабарирования, — считает Салимов. — Это нормальная мировая практика. Во французской песне поют сенегальцы, в корейской поп-музыке — канадцы. Есть такие прецеденты. Татарская культура может стать вдохновляющей и экспортируемой. Главное здесь — наше отношение: мы не маленькая сцена, мы трендмейкеры, если осмелимся стать ими».
Часть экспертов предлагает разделить фестиваль на кавер-дни и дни новых авторских песен, опять же на конкурсной основе, чтобы мотивировать авторов на новые «продукты». «Можно ли сочинять новые песни для фестиваля? Да, 100 процентов. Проблема лишь в том, что данный формат будет сложен для публики. Готовы ли люди идти на новые песни на этом фестивале, большой вопрос. Использование известного материала дает заинтересованность публики, но в то же время я согласен, что нужно что-то новое показывать. Индустрия должна развиваться, нельзя опираться только на ретропесни», — говорит саунд-продюсер Федоров.
«Как композитор, конечно, я за то, чтобы сочинять новые песни для фестиваля, а не только перепевать старые. Нужно работать побольше с авторами, это было бы здорово», — резюмировал Низамов.
Любопытный способ развития новой татарской песни предложил один из наших экспертов: «Каждый год нужна новая тема на „Yзгәреш җиле“, как, например, на Венецианской биеннале, где ежегодно представлены различные художественные темы. Тогда фестиваль мог бы фокусироваться на идеях. Это должен быть не просто концерт, а интеллектуальное высказывание, исследование, а не повторение. Можно задавать разные темы для творчества: семья, космос, электроника и акустика и так далее. Разная проблематика», — высказался собеседник.
8. Продвижение фестиваля не менее важно, чем творческая составляющая
Где послушать песни «Yзгәреш җиле» прошлых лет? Почти нигде. И это одна из главных к нему претензий. Пока можно полностью посмотреть концерты на официальном YouTube-канале проекта (кстати, последний, за 2023 год, посмотрели меньше 1 тыс. раз) или послушать 150 песен в аккаунте «Yзгәреш җиле» во «ВКонтакте». Получается, постпродакшеном фестиваля никто не занимался и его наследие не интересовало даже авторов проекта. Между тем там были классные песни, которые с удовольствием можно переслушать.
Чтобы такого не повторилось, нужен цифровой след — каждый год выпускать сборник песен, которые записаны в рамках «Ветра перемен», единогласны в этом вопросе спикеры «БИЗНЕС Online». «Нужна полная медийная упаковка фестиваля: плейлисты на стриминг-платформах, подкасты и даже документалки о процессе подготовки проекта, различные шоу для YouTube и VK, TikTok-челенджи. Без этого фестиваль не получает статус события, а останется местечковым „зур концертом“», — считает Салимов.
С ним согласен и Низамов. По его мнению, чтобы популяризировать новый фестиваль, его нужно показывать в интернет-пространстве. «Делать клипы, много их крутить, внедрять таргет, условно говоря, чтобы люди видели записи везде. Мы же как узнаем другую музыку? Слышим ее на улице, в машине, торговом комплексе. Нужно, чтобы музыки было много, иначе ничего не получится», — подчеркивает автор мюзикла «Алтын Казан», появившегося в рамках «Yзгәреш җиле» в 2020 году.
9. Приглашение топовых российских звезд
Одним из финальных аккордов обновленного музыкального форума может быть выступление большой известной звезды, которая споет с победителем конкурса новую татарскую песню. Как говорил певец Юрий Лоза, приглашение на фестиваль артистов с мировым именем лишь вопрос денег. «Есть даже такая шуточка: что такое дорого? Дорого — это заставить Мадонну разучить гимн Нефтеюганска».
Лара Фабиан и Игорь Крутой
«На данный момент у нас ощущается некоторая отсталость от российского шоу-бизнеса. Я удаленно работаю со многими артистами, и с зарубежными немножко, эта разница ощущается даже в методологии и подходе. Можно было бы приглашать на новый „Yзгәреш җиле“ кого-то из российских исполнителей, необязательно ультратоповых звезд, но опять же показать коллаборацию, насколько можно, ту же самую татарскую музыку сделать более интересной в тандеме с русским исполнителем. Это в целом нормальная история. Мы же наблюдали картину, когда Игорь Крутой приглашал Лару Фабиан», — напоминает Федоров.
Некоторые эксперты согласны, что open air расширит аудиторию музыкального форума и сделает его частью городской культурной жизни. В качестве примера вспомнили легендарное «Сотворение мира», собиравшее десятки тысяч зрителей под стенами Кремля
10. Гала-концерт — open air в центре Казани
Возможный ежегодный финальный аккорд нового «Ветра перемен» — бесплатный open air, который призван стать главным музыкальным проектом Татарстана на открытом воздухе.
Некоторые эксперты согласны, что open air расширит аудиторию музыкального форума и сделает его частью городской культурной жизни. В качестве примера вспомнили легендарное «Сотворение мира», собиравшее десятки тысяч зрителей под стенами Кремля.
Но есть и другие мнения. Ведущая Сафарова считает, что «Yзгәреш җиле» должен оставаться «камерным и для интеллигенции», его не нужно масштабировать до уровня «попсового концерта», а Низамов предостерегает, что на открытом воздухе «лирическая песня может потеряться».
«У нас, к сожалению, нет традиции [проводить открытые фестивали], кроме как концерты крупных поп-звезд на мероприятиях вроде Дня республики, — соглашается с коллегами саунд-продюсер Федоров. — На сегодняшний день у нас нет готовности ходить на open air на новое что-то по одной простой причине: фестиваль еще не раскручен. Если посмотреть на „Дэрт фест“ (преемник Tat Cult Fest, проходящий в Казани 30 августа, — прим. ред.), туда ходит определенная публика, молодые рок-группы собираются. Но все равно люди идут на имена. Я думаю, с air-форматом преждевременная история, хотя сама идея сделать фестиваль более общедоступным классная».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 185
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.