«В категории fashion retail количество посетителей год к году снизилось на 5–7 процентов, в категории «Электроника и бытовая техника» — на 12–15 процентов», — оценивают эксперты ситуацию с посещаемостью в торговых центрах Казани. Сами ТЦ не теряют надежд и, несмотря на высокую себестоимость эксплуатации, рост налогов и конкуренцию с e-com, заполняют площади как могут. Поэтому в «МЕГЕ» теперь есть «стритовый», демократичный магазин lady & gentleman, в Kazan Mall появится китайский «Спормастер», а кто-то решил привлечь выставкой тарантулов и всяких насекомых. О неслучившемся бутике Putin Team в Казани, провале попытки импортозаместить Uniqlo и развитии рынка в целом — в весеннем обзоре «БИЗНЕС Online».
Посещаемость торговых центров Казани за первые четыре месяца 2025-го оказалась на 4% ниже аналогичного периода прошлого года
Что происходит на рынке?
Рынок торговой недвижимости России сейчас находится в стагнации, сходятся во мнении отраслевые эксперты. Казань здесь не исключение. «Один из ключевых показателей, на который мы смотрим, — доля вакантных помещений. По качественным торговым центрам в Казани она составляет 6 процентов, — констатирует и полномочный представитель российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ Елена Стрюкова. — За первый квартал в Казани открылось 16 магазинов. Темп появления новых замедлился, но это напрямую связано с наличием свободных помещений — их остается все меньше». По ее словам, достаточно большая доля свободных помещений остается в «МЕГЕ» (на месте OBI): были планы переоборудовать эту часть ТЦ под развлекательный концепт, а не стандартную торговую галерею, но на это нужны серьезные инвестиции.
Посещаемость казанских ТЦ, по оценке руководителя направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаила Васильева, отстает от прошлогодних показателей. Mall Index (число посетителей на 1 тыс. кв. м) за первые четыре месяца 2025 года оказался на 4% ниже аналогичного периода прошлого года. Сильнее всего проседание заметно в категориях одежды — минус 5–7%, электроники — до 15%, товаров для дома — до 12%. Любопытное наблюдение: «БИЗНЕС Online» разослал запросы во все ТЦ, но ответили только «МЕГА», «Южный», «Арт Центр» и «Кольцо», заявив либо о положительной динамике посещаемости, либо о стабильном трафике. Неужели проседание во всех остальных?
Васильев объясняет общую картину совокупностью факторов. Во-первых, повлияли долгосрочные тренды в виде растущей конкуренции с e-com и эффекта относительно высокой базы начала 2024 года. Васильев объясняет, что на конец 2023-го – начало 2024-го пришелся пик отложенного спроса — как последствие сберегательного режима, в котором потребители жили в 2022–2023 годах. Злую шутку сыграли и погодные аномалии: покупатели стали приобретать меньше теплых вещей. Зато общепит удержал прошлогодние позиции. Есть и еще один аспект. «Безусловно, открытие новых объектов на локальном рынке ожидаемо приводит к перераспределению потоков посетителей между существующими объектами офлайн-сегмента (включая торговые центры), что в той или иной степени выражается в снижении средней посещаемости ТЦ», — заключил Васильев.
«Крупных заходов или уходов не было — рынок в целом чувствует себя не очень хорошо», — констатирует Владимир Шайхиев, генеральный директор компании A-Development. По его словам, на ситуацию влияет совокупность факторов: высокая себестоимость эксплуатации ТЦ, рост налоговой нагрузки, отток кадров, удорожание коммунальных платежей и аренда, которая «скорее не растет, а замерла».
Почти каждый ТЦ в Казани пополняет досуговую зону: от арт-мастерских до VR-зон и контактных зоопарков. Упор делается на детские активности
На фоне спавшего потребительского спроса ТЦ и арендаторы начали менять стратегию. Игроки, которые ранее занимали выжидательную позицию, стали активнее заходить на крупные локации, а собственники торговых центров — пересматривать подход к наполнению. В фокусе — три ключевых тренда.
Во-первых, происходит укрупнение. На фоне «выхода из тени» прежних арендаторов бренды начали расширять свои площади, занимая соседние пустующие помещения. Некоторые из них заходят сразу в формат флагманов: не просто «быть в ТЦ», а предлагать полноценный, комфортный шопинг. «Происходит диверсификация форматов: один ретейлер начинает предлагать несколько типов магазинов одного бренда: там может быть и 500, и 50 квадратных метров. Это прекрасно, потому что позволяет жонглировать форматами. Пока это некое поле экспериментов, где не все оказываются успешными», — говорит Стрюкова.
Второй тренд — рост числа локальных брендов. Производства с татарстанской пропиской больше не ограничиваются маленькими магазинами на первых этажах жилых комплексов. Выбирают полноценные площади в востребованных ТЦ — и делают это не через поп-апы, а помещения в проходимых местах.
Третье направление — развлечения. Почти каждый ТЦ в Казани пополняет досуговую зону: от арт-мастерских до VR-зон и контактных зоопарков. Упор, разумеется, делается на детские активности.
В «МЕГЕ» на месте ушедшего бренда Just Clothes теперь появился магазин lady & gentleman Street, ориентированный на более молодую аудиторию, с акцентом на повседневную моду в стиле кежуал
«МЕГА»: молодежный магазин lady & gentleman Street и умная техника
Посещаемость «МЕГИ» в I квартале 2025-го выросла на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Нам удалось привлечь интересных арендаторов», — объясняет Фарида Халиуллина, руководитель пресс-службы ТЦ. Впрочем, один «Стокманн» ежемесячно принимает более 34 тыс. покупателей.
Среди обновлений — уход бренда Just Clothes, который был заявлен как аналог японского Uniqlo. Это проект российской компании «Трейд Менеджмент», которая также управляет сетью lady & gentleman CITY. Всего по стране было открыто 13 магазинов Just Clothes. На месте казанского теперь появился новый формат — lady & gentleman Street. В отличие от премиального CITY, расположенного в «элитной» части ТЦ, этот ориентирован на более молодую аудиторию, с акцентом на повседневную моду в стиле кежуал. Это, кстати, отражение общероссийского тренда: по данным CORE.XP, число новых универмагов в России выросло на 71% по сравнению с 2024 годом — и основной рост продемонстрировала именно сеть lady & gentleman.
Добрался до «МЕГИ» магазин Peplos, который специализируется на продаже деловой и кежуальной мужской одежды, а также школьной формы для мальчиков. Это уже третья точка в Казани: он уже представлен в «Южном» и — в виде шоурума — на Квартале. На месте мармеладного уголка «Жуй колдуй» теперь товары для умного дома — магазин Collection by vsesmart, предлагающий технику на любой вкус и кошелек: от стайлера Dyson за 70 тыс. до ночника за 780 рублей.
В новом формате откроется «Снежная королева» — после ремонта и с увеличенной площадью. Их примеру вскоре последует и Lacoste, анонсируют в пресс-службе «МЕГИ». А вот бренд Putin Team, который еще недавно планировали открывать в люксовой части ТЦ, похоже, так и не появится: все анонсы исчезли, а пустующую площадь прикрывает реклама одного из ресторанов на «Вкусном бульваре». «Открытие Putin Team в ближайшее время не планируется», — заявила Халиуллина.
В новом формате откроется «Снежная королева» — после ремонта и с увеличенной площадью
Слева от ресторана «Греческая таверна» новенький корнер с продукцией израильского бренда Zielinski & Rozen. Помимо парфюма и косметики, там продается фирменный мерч: худи, футболки, сумки и косметички. По соседству с ним поставили фургончик со сладкой ватой небесного цвета, ненадолго превращающего всех желающих ее попробовать в человекообразных смурфиков.
Рядом с уже знакомым стендом Carte D’Or теперь работает еще одна точка аксессуаров — Didi Stones с украшениями ручной работы и натуральными камнями.
Слева от ресторана «Греческая таверна» новенький корнер с продукцией израильского бренда Zielinski & Rozen. Помимо парфюма и косметики, там продается фирменный мерч: худи, футболки, сумки и косметички
Обновления в части еды в «МЕГЕ» скромные. В конце марта на фуд-корте заработало 11-е в Казани кафе «Тюбетей». Оно заменило бургерную артиста Тимати Black Star Burger. В ближайшее время планируется запуск очередной точки кофейни Surf и кафе с бабл-чаем Met Tea. Возле «Спортмастер Pro» открыли «нейро бар», видимо, чтобы учесть все потребности спортсменов сразу. Там продают протеиновые десерты, энергетики, витамины, замешивают белковые коктейли. «Выпью вместо обеда и похудею? Реально, что ли?» — с недоверием интересуются у продавцов бара для фитоняшек гости.
Свободных площадей в ТЦ немного, но они есть. Закрылся Etam — там продавалось нижнее белье и пижамы для женщин. Все еще пустует место между Milavitsa и Guess, а также локации бывших Adidas и Nike. Халиуллина отмечает, что сегодня ТЦ — место не только для шопинга, но и для удовлетворения базовых нужд. «Спортивный центр, клиника, МФЦ, ветуслуги или „Почта России“», — перечисляет она. Возможно, все это мы вскоре увидим в «МЕГЕ».
В «Арт Центре» за весну добавились «Рив Гош», украшения Sunlight, итальянские сумки и аксессуары Fabretti, а также Trend Optika со стильным дизайном от бюро Duplex Group
«Арт Центр»: со вкусом Москвы, Петербурга и запахом черного перца
В «Арт Центре» главными генераторами трафика выступают гастрономические проекты: ради петербургского «Счастья» и «Горыныча» от White Rabbit Family, говорят, сюда приезжают даже из других городов. В последние три месяца пул вкусностей здесь пополнила уже вторая по счету в Казани чайная Pims.
В фешен-сегменте ротация проходит чуть медленнее. За весну добавились «Рив Гош», украшения Sunlight, итальянские сумки и аксессуары Fabretti, а также Trend Optika со стильным дизайном от бюро Duplex Group. Еще одно примечательное обновление — корнер Zielinski & Rozen, идентичный тому, что в «МЕГЕ». Но пока это кажется скорее заявкой на имидж, чем на коммерцию. Популярная косметика расположилась возле будущего магазина женской одежды Serginnetti — он станет 6-м в Казани. В хобби-зоне появилась арт-студия и студия кастомизации джинсовой одежды.
Еще одно примечательное обновление — корнер Zielinski & Rozen, идентичный тому, что в «МЕГЕ»
Впрочем, заполняемость еще далека от идеала — на первом этаже пустуют три помещения: у брендов одежды Marella и Sela, а также по соседству с «Горынычем». На втором этаже вакантны четыре помещения подряд, даже на фуд-корте еще есть свободная точка. На нулевом этаже осталось незанятым место у нового офиса турагентства Pegas. В планах «Арт Центра» запуск летних веранд ресторанов, открытие лаунджа и детской площадки.
Скоро здесь откроется 6-й в Казани магазин женской одежды Serginnetti
По словам Клары Ритман, руководителя проекта UD Group, прирост посещаемости к концу марта в «Арт Центре» составил 25%, на что во многом повлияли мероприятия, которые проводятся внутри ТЦ. На фуд-холле проходят вечеринки с диджеями, бесплатные арт-бранчи с ограниченным количеством мест и форматы квиза.
На втором этаже KazanMall открылся магазин женской одежды Wish by You — казанский бренд с собственным производством переехал в данный ТЦ из «Тандема»
KazanMall: бренды с татарстанской пропиской и кроссовки от партнера NBA
KazanMall стабилен. Есть небольшие перемены в представленности арендаторов. Самое заметное — расширение салона оптики «Корд» на первом этаже. Он занял локацию закрывшегося, долго пустующего помещения «Носкофф».
Корнер известных балийских украшений Island Soul заменили аксессуары Vdox, причем с аналогичной продукцией и схожей ценовой политикой. На втором этаже открылся магазин женской одежды Wish by You — казанский бренд с собственным производством переехал в KazanMall из «Тандема».
Относительно новый для ТЦ мультибрендовый магазин одежды O Da Brands тоже решил двигаться путем экспансии: он забрал себе небольшой уголок по соседству со «Святой», в котором уже давно надолго не задерживался ни один арендатор.
На месте пространства с женской одеждой Noun появится китайский Peak. Эта марка спортивной одежды и обуви родом из города Цюаньчжоу уже освоила Москву, Пермь, Махачкалу, Симферополь и Севастополь, а теперь добралась до Казани. Обувь бренда стоит от 4 тыс. до 10 тыс. рублей, где самая дорогая — баскетбольная, с амортизацией и прочими фишками под профессиональный спорт. В 2005 году Peak сотрудничал с баскетбольной лигой NBA. Очевидно, этот магазин призван компенсировать уход бренда одежды Bona Fide, очень популярного среди фитоняшек. Кстати, неподалеку от будущего Peak закрылся детский Button Blue — что придет ему на замену, пока неизвестно.
После нескольких месяцев простоя в ТЦ «Тандем» переехал магазин женской одежды «Glэm»
«Тандем»: не тот Levi's и игровые автоматы
ТЦ «Тандем» удивил непривычно большим количеством закрытых магазинов: на каждом этаже по несколько локаций занавешены обещаниями скорых открытий. Отчасти это связано с перетасовкой арендаторов внутри торгового центра. Так, в локацию у главного входа, которую еще недавно занимали ижевские спортивные костюмы Cult Off, после нескольких месяцев простоя переехал магазин женской одежды «Glэm»: он ощутимо вырос по площади и обновился, привнеся в ТЦ элементы эстетики люкса в виде золотых рейлов и хрустальных люстр. Кто займет бывшие площади «Glэm» рядом с турецким Koton, не раскрывается. Сам Koton, кстати, ушел на ремонт до июня.
Возле кинотеатра открылся полнометражный салон игровых автоматов-«хватаек» Game Attack
Аксессуары в ТЦ, судя по всему, не востребованы. Съехал долгожитель Lady Collection, на его месте появится «премиум-реселлер» «яблочной» техники Ostore. Давно пора — в «Тандеме» уже полгода нет корнеров с айфонами. А на месте Pun Club, бывшей Pandora, открывается второй «Корд» — только под солнцезащитные очки. Линзы с диоптриями можно будет купить на старом месте, проверка зрения также останется там.


А вот Max & Co долго не протянул. Премиальная женская одежда в итоге объединилась с Marella той же сети, а на этом месте появился еще один Sokolov. Он занимает площади сразу двух магазинов, стену между ними снесли, а получившийся бутик оказался сквозным: через него можно сократить путь в «Перекресток». Но самое заметное открытие случилось на втором этаже: распахнул свои двери мир джинсов Levi’s, причем сразу на приличной площади. Интересно, что это другая франшиза, отличная от той, которая есть, допустим, в KazanMall, поэтому и ассортимент иной. Из потерь на втором этаже — Calista и женский Elis.
Самое заметное открытие случилось на втором этаже: распахнул свои двери мир джинсов Levi’s
На фуд-корте все стабильно, восточный ресторан Maram закрывался на ремонт, но уже снова работает, а «4 кухни» уже несколько месяцев как выставлены на продажу. Зато возле кинотеатра открылся полнометражный салон игровых автоматов-«хватаек» Game Attack. Зазывно переливаются разными цветами 20 машин, из которых по жетонам можно попытаться выудить мягкую игрушку, конфеты Raffaello или… «Доширак». И это плюсом к многочисленным кран-машинам, которые и так хаотично расставлены по третьему этажу, причем их с каждым годом становится все больше и больше. Неужели целевая аудитория «Тандема» настолько изменилась?
«Парк Хаус»: камбэк Fissman
В «Парк Хаусе» текущей весной изменения точечные. Самое заметное мартовское открытие — посуда и аксессуары для кухни Fissman. Да и то де-факто это возвращение — когда-то давно бренд уже обитал в этом ТЦ.
Самое заметное мартовское открытие в «Парк Хаусе» — посуда и аксессуары для кухни Fissman
Еще на первом этаже после реновации открылся салон украшений Sokolov и салон связи «Связь On», а баннеры обещают скорое открытие магазина «Яблоко», где, судя по всему, будут продавать айфоны. Видимо, он должен стать заменой закрывшемуся магазину гаджетов Appzone.
Остальные обновления в основном касаются островков. Так, федеральная сеть Alltime, имеющая полноформатный магазин часов и аксессуаров на Пушкина, запустила первый в Казани мультибрендовый корнер в ТЦ (монобрендовый Cassio этой же сети уже работает в «МЕГЕ»). Палитра — от ноунеймов до Swarovski и Armani Exchange.
Покинул «Парк Хаус» магазин одежды Lilians. Что откроется на его месте, пока неизвестно
На втором этаже возле фуд-корта в апреле появился островок с китайскими конструкторами Blokiboom, предлагающий собрать из сотен (а то и тысячи с лишним деталей) робота или машину на радиоуправлении. Наконец, возле «Ашана» колоритный восточный мужчина в окружении гор гранатов начал продавать свежевыжатый сок, активно зазывая всех желающих на дегустацию.
Закрытий и того меньше: покинул «Парк Хаус» магазин одежды Lilians. Что откроется на его месте, пока неизвестно. Видимо, все основные рокировки арендаторов завершились еще зимой. Зато ежегодный луна-парк на парковке заработал — надо же как-то компенсировать отсутствие в Казани нормального парка аттракционов.
Сегодня «Кольцо» — развлекательный комплекс контрастов
«Кольцо»: «Шоколадница» не дождалась свершения наполеоновских планов по реновации
Сегодня «Кольцо» — развлекательный комплекс контрастов. Здесь ремонт в самом разгаре, поэтому закрыта почти половина первого этажа. Арендаторы ротируются, ремонтируются, съезжают и заезжают быстрее, чем успеваешь их запомнить. Только на втором этаже пустует 9 площадей самой разной квадратуры, еще пять — на третьем.
«В первом квартале 2025 года мы зафиксировали заметное повышение посещаемости по сравнению с аналогичным периодом 2024-го», — делится с «БИЗНЕС Online» Нармина Гатауллина, руководитель пресс-службы «Кольца».
В «Кольце» тоже скоро откроется магазин Sokolov. Похоже, ювелирный бренд поставил задачу охватить все ТЦ Казани
В «Кольце» тоже скоро откроется магазин Sokolov. Похоже, ювелирный бренд поставил задачу охватить все ТЦ Казани. Здесь он потеснил обувной Respect, которому придется переехать подальше. Сразу на двух этажах развернулась индийская ярмарка: продают украшения из бисера, специи, лечебные мази и пр.
Также тут добавился сладкий уголок «Сласти здрасьте»
Салон красоты Enigma, на месте которого сейчас зоомагазин «Четыре лапы», переехал на второй этаж. Уровнем выше, на третьем, добавился сладкий уголок «Сласти здрасьте». Он разбавил своим появлением фуд-корт, т. к. побаловаться сладостями до этого было негде.
Серьезная смена произошла аж на целой третьей части четвертого этажа. Ее раньше занимал «М.Видео», а теперь там появится магазин обуви Kari. Он уже представлен в «Кольце», в более скромных масштабах. Теперь бюджетной обуви станет в 2 раза больше. Вскоре там начнут работу магазины Sela, Befree, O’Stin и Monro.
В «Южном», кажется, пытаются поймать баланс в соотношении малоизвестных арендаторов и востребованных брендов
«Южный»: от скорпионов до BMW
Динамика посещаемости в «Южном», по оценкам директора ТЦ Лилии Ибатуллиной, в I квартале этого года аналогична показателям указанного периода прошлого. В «Южном», кажется, пытаются поймать баланс в соотношении малоизвестных арендаторов и востребованных брендов. Но первых пока все же больше…
Вместо Cozy Home будет демократичная женская одежда Romantic
Зато вскоре (после ремонта) здесь вновь откроется немецкий Gipfel. Закрылся Cozy Home с товарами для дома, вместо него будет демократичная женская одежда Romantic. Открылся спортивный Demix. Не проработал и года магазин Elis с женственными юбками и платьями — его место пока пустует. Не закрепился и пивной ларек напротив «Ашана». В части еды из обновлений ждут только кафе «Крошка Картошка».
«ТЦ превращаются в центры притяжения, где развлечения и шопинг идут рука об руку. Фокус на развлекательных зонах значительно увеличивает время пребывания посетителей, что в свою очередь стимулирует спонтанные покупки», — говорит директор «Южного». Поэтому теперь в левом крыле комплекса выставка с живыми богомолами, пауками и скорпионами.
Ресторан «Перчини» занял площадь популярного детского магазина Acoola, который переехал в другую часть развлекательного комплекса
Этажом выше начал работу итальянский ресторан «Перчини». Он занял площадь популярного детского магазина Acoola, который переехал в другую часть развлекательного комплекса. Интересно появление «Алгамоторс by Ga.Garage» — офиса, специализирующегося на заказе и продаже автомобилей, снегоходов и прочей техники. На 70 «квадратах» предлагают машины марок BMW, Mercedes, Toyota, снегоходы BRP Canada, «импортируемые из Европы, США, Азии и Ближнего Востока с соблюдением всех законов РФ». Хоть в лизинг, хоть в кредит — с обслуживанием после покупки, оформлением документов и быстрой доставкой.
«На летний период мы ожидаем сдержанный рост трафика в ТРЦ. Резкого увеличения трафика не прогнозируется», — честно заявляет Ибатуллина. Вероятно, потому работы над привлечением гостей в «Южный» еще полно. Например, борьба с сомнительной торговлей. Сейчас у входа в «Перчини» уголок с турецкими сладостями, правее — корнер с бюджетными солнечными очками. Помнится, еще недавно на этих же местах на заказ рисовали картины… В общем, арендаторы там по каким-то причинам надолго не задерживаются.
У XL тоже все стабильно: полупустые этажи, реликтовые вывески и настигающее ощущение застывших двухтысячных
XL: неизбежный Sokolov и «М.Видео»
У XL тоже все стабильно: полупустые этажи, реликтовые вывески и настигающее ощущение застывших двухтысячных… Однако некоторые бренды видят в XL потенциал, поэтому у ТЦ еще есть шанс на второе дыхание — пусть и с оглядкой на экономсегмент и массового покупателя. Сюда тоже добрался Sokolov, а «М.Видео» потеснило «Эльдорадо» на первом этаже. На втором этаже открылся мужской шоурум Ricci.
Но закрытий ощутимо больше. Прекратил работу большой дисконтный Incity, набирающая обороты в последнее время Sela и магазин женских сумок Barocco. Рыночный дух ТЦ подкрепляют многочисленные островки с масляными духами в упаковке под желтое золото, детскими платьями, головными уборами, чемоданами… А вот с развлечениями не задалось: фотобудку неблагодарные посетители превратили в мусорку.
Владимир Шайхиев: «Мы не знаем, что произойдет в будущем. Вопрос даже не в том, вернутся ли бренды, а в том, пустят ли их вообще обратно. Тех огромных локаций, которые они занимали, больше нет»
«Торговым центрам в старом формате оставаться не получится»
С февраля в России ведутся осторожные разговоры о возвращении иностранных брендов. То союз торговых центров обратится к Uniqlo, H & M и Inditex (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear), предложив им вернуться в РФ на фоне изменений в текущем политическом ландшафте. Основателю Uniqlo потребовалось несколько месяцев, чтобы сформулировать, что он давал обещание не возвращаться и не вернется. То IKEA зарегистрирует в России новый товарный знак, правда, быстро выяснилось, что это технический шаг, связанный с защитой интеллектуальной собственности. «Мы не знаем, что произойдет в будущем. Вопрос даже не в том, вернутся ли бренды, а в том, пустят ли их вообще обратно. Тех огромных локаций, которые они занимали, больше нет», — рассуждает Шайхиев.
Но и без этого ТЦ есть над чем поломать голову. Сегодня они находятся не в самой простой ситуации, предпосылок к ее разрешению пока нет, скорее наоборот. Себестоимость торговых центров достаточно высокая с точки зрения эксплуатации, обслуживания, налогов, «коммуналки», ФОТ и пр. Арендные же ставки не выросли и, скорее всего, по прогнозам A-Development, не будут расти — рынок не позволяет. Возникает в лучшем случае недополучение средств, бизнес становится нерентабельным.
«Возьмем пятилетний отрезок — с 2020 по 2025 год. Если ТЦ хорошо и эффективно управляется, то доходы от аренды растут в среднем на 7−10 процентов в год. Это уровень инфляции и та индексация, которую собственник мог делать. А расходы по среднерыночным показателям растут минимум на 20 процентов, местами на 30−35 процентов. Если протянуть этот график еще на пять лет, мы увидим, что тонкая прослойка маржинальности, которую имеют владельцы торговых центров, стремительно сокращается», — констатирует Стрюкова.
«Люди прекрасно понимают, что торговым центрам в старом формате оставаться не получится, тут два варианта: либо продать и уйти с рынка, либо, условно говоря, работать в минус, либо вкладывать деньги. Любой торговый центр, если не занимается концептуальным развитием, ремонтом, стагнирует. Соответственно, спрос на него снижается. Интерес к ТЦ требует средств, а деньги дорогие. У кого-то есть возможность „кредитнуться“, у кого-то — нет, — говорит Шайхиев. — Мало каких бизнесменов интересует восприятие его бизнеса. Поэтому рассуждать в духе: „Как-то некрасиво… вложу полмиллиарда рублей, чтобы стало красиво“, — экономически невыгодно».
Есть и еще один тренд развития рынка — формат районных ТЦ. «Уже какое-то время происходит переход от строительства крупных объектов к районным торговым центрам небольшого формата. Тренд этот характерен для всей России», — говорит Стрюкова. Таким, пожалуй, можно считать «Арт Центр». Но и тот, как говорит один из игроков рынка, пока вызывает много вопросов. «Это экспериментальный проект. Это не ТЦ, а пространство с кучей пустого места. Как, за счет чего там выстраивается финмодель? Непонятно», — задается вопросом эксперт рынка коммерческой недвижимости. «Открытие комьюнити-центра „АРТ“ стало важным событием прошлого года. Чтобы делать какие-то выводы об успехе объекта, он хотя бы год должен отработать. Ставки в этом ТЦ достаточно высокие, особенно на фуд-корте, но и посещаемость там достаточно большая», — рассуждает Стрюкова.
Есть более яркие примеры (например, магазин «Бахетле»), которым, по формулировке гендиректора компании A-Development, требуется глоток свежего воздуха. «На первый этаж сел Spar, и, по-моему, у них все нормально. Второй этаж заполнен на 100 процентов. Но с точки зрения качества арендаторов… Они абсолютно неконцептуальны. Идентичный этому ТЦ на Оренбургском тракте. Эти районные торговые центры реально требуют серьезного подхода», — объясняет Шайхиев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.