«Ингушетия сама напрашивается. Они ревниво отнеслись к тому, что их не включили в эксперимент, а Чечня работает с этими инструментами», — заявил председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков. На профильной сессии в рамках KazanForum 2025 обсудили промежуточные итоги эксперимента по внедрению исламского финансирования. Сейчас он действует лишь в четырех регионах, но интерес проявляют еще около 10 субъектов. О том, почему Татарстан лидирует в этом направлении, как власти планируют увеличить обороты партнерских сделок до 1 трлн рублей и какие риски отпугивают иностранных инвесторов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Айрат Фаррахов: «В Татарстане слышат людей быстрее и лучше. Люди у нас давно транслировали запрос на развитие исламских финансов»
«В Татарстане слышат людей быстрее и лучше»
«Клиенты [услуг исламского финансирования] не ограничиваются мусульманами. Для нас это было открытие! Люди воспринимают партнерское финансирование как знак качества и этических стандартов», — заявил накануне замминистра финансов России Иван Чебесков на сессии KazanForum 2025, посвященной потенциалу партнерских финансов в экономическом развитии страны. Заседание прошло в рамках международной конференции AAOIFI, которую впервые принимает Казань.
В цифрах результаты тревожные. Эксперимент по внедрению исламского банкинга стартовал в России в сентябре 2023 года. Сейчас в соответствующем реестре Банка России всего 32 организации, причем 14 — из Татарстана. Секретом успеха республики поделился депутат Госдумы от РТ Айрат Фаррахов: «В Татарстане слышат людей быстрее и лучше. Люди у нас давно транслировали запрос на развитие исламских финансов».
«Это очень маленькие цифры (участников эксперимента — прим. ред.)… Спасибо Татарстану за то, что они стимулируют активность на этом рынке. Тем не менее объем операций [в 2024 году] составил 3,1 миллиарда рублей. Это очень мало! Убежден, что потенциал этого направления огромный», — поделился председатель комитета ГД по финансовому рынку, председатель совета ассоциации банков России Анатолий Аксаков.
Анатолий Аксаков: «Спасибо Татарстану за то, что они стимулируют активность на этом рынке. Тем не менее объем операций [в 2024 году] составил 3,1 миллиарда рублей. Это очень мало!»
Итак, потенциал рынка исламского банкинга, считают власти, — 1 трлн рублей. Как прийти к этой цифре? Аксаков видит драйвером развитие аренды жилья и каршеринга. Мол, люди сегодня более мобильные и не склонны инвестировать в собственное жилье и транспорт. Исламские финансы как раз не предполагают кредитование, так что подобные сервисы можно легко привести к нормам шариата. «Кроме того, мы специально ограничиваем число участников. В реестр не могут попасть проблемные организации, близкие к банкротству. Так люди будут им больше доверять», — указал депутат в беседе со СМИ. Он подчеркнул, что главный тормоз эксперимента — непонимание со стороны населения и бизнеса.
Другой насущный вопрос — расширение числа регионов – участников эксперимента. Сейчас он действует только в Татарстане, Чечне, Дагестане и Башкортостане. Интерес при этом проявляет «с десяток» субъектов, включая Ингушетию, Крым и Чувашию. «Ингушетия сама напрашивается. Они ревниво отнеслись к тому, что их не включили, а Чечня работает с этими инструментами», — заявил Аксаков. Другой рассматриваемый вариант — закончить эксперимент и сразу внедрить закон на всю Россию. Об этом просят сами участники рынка, поделился зампредседателя Банка России Алексей Гузнов.
Как раз сейчас готовятся к первому чтению поправки к закону об исламском финансировании — ко второму чтению, рассказал Аксаков, в законопроект добавят новые регионы. Также предлагается увеличить список партнерских финансовых операций, включив в него страхование, открытие и ведение банковских счетов, проведение переводов денежных средств. В общем все, что не касается процентов.
Другой принципиальный момент — продлить эксперимент еще на три года (по действующей нормативке, он должен завершиться в сентябре 2025-го). Аксаков же предлагает и вовсе продолжить пилот до 2030 года.
Ибрагим бен Халифа аль-Халифа: «Сейчас санкции, поездки затруднены, и нам нужно с этим мириться и учитывать. Но очень хорошим аспектом является то, что здесь, в Казани, мы видим расширение возможностей перевода денежных средств по всему миру»
Исламские инвесторы видят риски в России
«Мы очень рассчитываем, что принятие данного закона позволит привлекать иностранные инвестиции, которые доступны только в форме исламских финансов. Очень ждем, когда кто-то из бизнеса найдет такой проект, партнеров [из исламских стран], приведет их в Россию, сможет реализовать его. Это будет главным доказательством того, что закон принят не зря», — заявлял замминистра финансов РФ Алексей Моисеев на заседании в Татарстане в 2023 году. Удалось ли привлечь хоть какие-то исламские инвестиции с помощью этих инструментов? Увы, нет, сообщил «БИЗНЕС Online» Аксаков.
В чем же проблема? На этот вопрос ответил председатель попечительского совета AAOIFI Ибрагим бен Халифа аль-Халифа. Он акцентировал внимание на кредитных и валютных рисках. Другой вопрос — это платежи и передача денежных средств. «Сейчас санкции, поездки затруднены, и нам нужно с этим мириться и учитывать. Но очень хорошим аспектом является то, что здесь, в Казани, мы видим расширение возможностей перевода денежных средств по всему миру», — сказал председатель AAOIFI.
Чтобы иностранные инвесторы не боялись санкций, нужно развивать цифровые валютные инструменты и блокчейн, уверен Аксаков. Так компании смогут финансировать российские проекты, не приезжая сюда. Кстати, в России уже выпустили халяльный инструмент на блокчейне, правда, всего на 1 млн рублей. В этом плане традиционный банкинг в принципе может перестать существовать, добавил председатель совета ассоциации банков России.
«Развивается краудфандинг, B2B-финансирование, иные прямые формы участия инвесторов в разных проектах, в том числе с небольшими деньгами. Блокчейн, цифровые финансовые активы, криптовалюта входят в нашу жизнь. Все идет мимо банков! Этот процесс будет набирать обороты. Вот этот распределенный реестр фактически убийство сложившейся системы, которая веками работала. Процесс необратим», — спрогнозировал глава финансового комитета ГД.
Исламским финансам пропишут стандарты
Для дальнейшего развития отрасли нужны стандарты — своеобразные ГОСТы для продуктов исламского банкинга. В России такие стандарты появятся в этом году, стало известно на KazanForum. Этим вопросом занимается ассоциация банков РФ. Международные стандарты уже есть, они будут скорректированы под нашу реальность, уточнил Аксаков. Лидером в этой области как раз считается AAOFI. Ассоциация обеспечивает надежность и устойчивость финансовой системы всего исламского мира, поделился генеральный секретарь организации Омар Мустафа Анасари.
Принципам AAOFI следует Сбер, сообщил старший вице-президент ПАО «Сбербанк» Олег Ганеев. «Видим здесь большой потенциал. Очень большой сегмент в нашей стране ждет структурирования продуктов по данным принципам»
«Не нужно все изобретать заново, когда есть готовые стандарты. Надеемся, что благодаря работе Центробанка России и правительства Татарстана мы сможем легко внедрить [в России] те или иные аспекты. Работа с этим набором стандартов поможет вам избежать ошибок, — сказал он. — Кроме того, когда есть необходимый набор инструментов, можно правильно направлять международные инвестиции. Так и у самих инвесторов появляется больше возможностей для прогнозирования, если они опираются на понятный и четко разработанный набор стандартов».
Принципам AAOFI следует Сбер, сообщил старший вице-президент ПАО «Сбербанк» Олег Ганеев. «Видим здесь большой потенциал. Очень большой сегмент в нашей стране ждет структурирования продуктов по данным принципам», — сказал он. Экспертный совет по исламским финансам в России он попросил более оперативно реагировать на запросы участников рынка.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.