«Например, в Мордовии есть эрзя и есть мокша, есть эрзянский и мокшанский языки. Что из них язык народа? Оба языка? Мордовский язык? Или тогда использовать слова «языки народа»? Если родной язык, то понятно, что у эрзи — эрзянский, а у мокши — мокшанский. А в Дагестане разве не проживает народ Дагестана? Но это два десятка родных языков!» — так отреагировали эксперты «БИЗНЕС Online» на новую инициативу минпросвещения России, которое предлагает заменить в федеральном государственном образовательном стандарте «родной язык» на «язык народа РФ», исполняя протокольное поручение президента страны. О том, почему это может вернуть в наши школы «ситуацию 2000-х» и как инициатива вступает в противоречие с Конституцией России, — в нашем материале.
Елена Ямпольская горячо приветствует предложение президента не противопоставлять в школьной программе понятия «русский» и «родной»
Ямпольская: «Если русский не родной, то и Россия не Родина»
Понятие «родной язык» исчезнет в ближайшее время из системы российского среднего образования. Такой вывод можно сделать, исходя из содержания проекта приказа минпросвещения РФ, текст которого размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Согласно ему, планируется внести изменения в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и начального общего образования (ФГОС). И в документе почти на 150 страниц есть положения, которые наверняка вызовут резонанс как минимум в национальных регионах Российской Федерации.
В частности, во ФГОС 5–9-х классов предлагается заменить положение о «реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке» на слова о «реализации права на изучение языка народа Российской Федерации, возможности получения основного общего образования на языке народа Российской Федерации».
В самом ведомстве Сергея Кравцова «БИЗНЕС Online» сообщили, что изменение наименования учебного предмета осуществляется на основании поручений президента РФ от 30 декабря 2024 года. Они появились по итогам заседания совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России, которое состоялось 5 ноября 2024-го. Пункт №7 в поручении гласит: «Обеспечить в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования изменение наименования учебного предмета (учебного модуля) „Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации“ на „Язык народа Российской Федерации и (или) государственный язык республики Российской Федерации“». К слову, минпросвещение РФ должно было исполнить это поручение еще до 1 мая 2025 года.
На ноябрьском заседании совета Владимир Путин подчеркивал, что при всем уникальном этнокультурном и религиозном разнообразии страны именно русский язык во многом определяет духовную и национальную идентичность. «Из этого, полагаю, и следует исходить, формируя программы общего образования по таким учебным предметам, как „Русский язык“ и „Язык народа, государственный язык республики Российской Федерации“», — отметил Владимир Владимирович. Тему подхватила советник президента России Елена Ямпольская, сказав: «Мы твердо знаем, что каждый язык бесценен, а русский при этом является родным для всех граждан России». Она также добавила, что горячо приветствует предложение президента не противопоставлять в школьной программе понятия «русский» и «родной». Хотя в речи Путина подобной формулировки на самом деле не было. При этом экс-депутат Госдумы от Татарстана ранее в своем телеграм-канале писала, что противопоставление русского и родного языков недопустимо: «Если русский не родной, то и Россия не Родина».
Видимо, сыграло свою роль и выступление завкафедрой Московского лингвистического университета Искры Космарской. «В нашей школе есть предмет, который называется „Родной язык“, — напомнила она. — Мы только что слышали: важно, чтобы люди, у которых русский не родной, могли изучать и русский как государственный язык, и родной. Но для детей, для которых русский язык — родной, наличие этого предмета кажется очень странным — возникает противопоставление: хотите или не хотите. Понятно, что оно не закладывалось». После этого оратор предложила исключить «нежелательное противопоставление русского и русского родного».
После чего Космарская привела в пример Татарстан, где такая логика понятна: у школьника есть русский язык и есть родной язык. «А ребенок, для которого русский — родной, имеет два предмета: русский язык, а потом родной язык. Это какой у него родной? Тоже русский», — указывала она. Путин на это заявил, что в начале заседания прозвучало, что русский должен быть родным для всех граждан страны, однако он не говорит, что «так обязательно должно быть». Поэтому руководитель государства отметил, что с этим «надо разобраться», чтобы понятия одинаково понимались всеми и не было путаницы. И что закон «О языках народов РФ», принятый в 1991 году, нуждается в существенной переработке — от создания официального реестра этих языков до приведения закона в соответствие с современными реалиями, действующим законодательством.
При этом стоит напомнить: в Конституции РФ прямо записана гарантия всем народам «на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». А в нынешней редакции закона «Об образовании» указано на право получения дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ, а также право на изучение родного языка. Именно родного языка, а не «языка народа РФ».
«Языковая идентичность является этнообразующим фактором, поэтому данный законопроект фактически отказывает татарину быть татарином, саха быть саха и так далее»
Голос противников нововведений слышен лишь из Якутии
Общественное обсуждение нового приказа минпросвещения РФ завершилось еще 9 мая, однако никакой публичной реакции официальных лиц на него в Татарстане не прозвучало. Так, член комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, председатель союза писателей РТ Ркаил Зайдулла сказал «БИЗНЕС Online», что республиканскими депутатами документ пока не рассматривался: «Непонятно, для чего он принимается. Я хочу в дальнейшем поднять данный вопрос». Начальник управления национального образования минобрнауки РТ Алсу Шарипова сообщила нашей газете, что в ведомстве пока не видели пояснений к проекту приказа.
Зато активны общественники в Якутии. Причиной корректировок, как обращает внимание председатель общественной организация «Саха Конгресс» Иван Шамаев, мог стать разрабатываемый новый законопроект «О языках народов Российской Федерации», который возглавляемый Ямпольской совет по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ направил в феврале в минобрнауки РФ. Со слов нашего эксперта, в документе был пункт об «особой роли русского языка, являющегося родным языком для всех граждан РФ, и понимания РФ как ядра цивилизационной общности Русского мира», который после мартовских обсуждений в минобрнауки изменили на «особой роли русского языка, являющегося родным (одним из родных) для всех граждан РФ».
«Законодатель решил осчастливить меня тем, что все-таки разрешил мне признать родным мой родной язык саха, но только наряду с русским, — сказал Шамаев „БИЗНЕС Online“. — Реформаторы языковой политики спешат искоренить понятие „родной язык“ — законопроекта еще нет, а в минпросвещения РФ уже начался процесс изменения наименования предмета „Родной язык“ на безликое „Язык народа РФ“. Возникает вопрос: почему госпожа Ямпольская, за которой стоят эти, пусть даже очень-очень высокопоставленные, чиновники, может законодательно указывать каждому россиянину, какой у него родной язык? Ведь языковая идентичность является этнообразующим фактором, поэтому данный законопроект фактически отказывает татарину быть татарином, саха быть саха и так далее».
В связи с этим «Саха Конгресс» принял обращение в адрес народов России со словами: «Мы видим, что основной принцип, на котором базируется создание нового законопроекта, гласит, что каждый гражданин РФ, будь он русским, татарином, лезгином, саха, обязан считать русский язык своим родным. Почему наша власть решила, что пришло время законодательным путем заставить всех граждан признать русский язык родным?»
Прокомментировала инициативу минпросвещения РФ нашей газете и депутат Госдумы от Башкортостана, член комитета ГД по просвещению Эльвира Аиткулова. По ее словам, в том первоначальном виде, как был представлен документ, вызывает вопросы правоприменение, потому что это не соотносится с Конституцией и базовыми принципами, на которых сейчас выстроена система изучения родных языков в школах. По ее словам, была проделана большая работа, чтобы реализовать право на добровольное изучение любого родного языка народов РФ, поэтому хотелось бы услышать четкую аргументацию инициаторов предложенных изменений, для чего это делается и какой результат хотим получить.
«Острой необходимости для кардинальных решений, на мой взгляд, нет. Сегодня все достаточно понятно. Родители по заявлению выбирают, какой именно изучать родной язык детям. В регионах инициатива вызывает, мягко говоря, недоумение, потому что есть риски сломать существующую систему поддержки родных языков», — уверена Аиткулова.
«Кто будет выступать в качестве народа для определения, какой язык будет преподаваться в школе? Скорее всего, администрация, органы управления образования»
«Термин «язык народа» научно не определен, поэтому он и отсутствует в педагогическом поле»
Эксперты «БИЗНЕС Online» в сфере национального образования разошлись в оценках предлагаемых изменений и их последствий.
«Термин „язык народа“ научно не определен, поэтому он и отсутствует в педагогическом поле. На мой взгляд, этот термин в школьном пространстве вызовет большое количество вопросов», — уверена завкафедрой лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ Елизавета Хамраева. По словам собеседницы газеты, правильнее было бы оставить в педагогическом использовании термин «родной язык», т. к. он определен и в лингвистике, и в педагогике, и в культурологии. А прежде чем вводить понятие «язык народа РФ» в школьное пространство, нужно сперва договориться о его содержании в полиэтническом государстве, т. к. оно нивелирует эмоциональную и культуросберегающую функцию, которую выполняет родной язык.
«Родной язык — это язык первой эмоциональной реакции, язык, с которым ты себя чувствуешь этнически связанным, который дает тебе возможность культурной идентификации, — говорит Хамраева. — Ты можешь даже им плохо владеть, но считаешь себя принадлежащим к этому этносу. Я пока не очень понимаю, что теперь вкладывать в содержание термина и в название школьного предмета. Вот, например, в Мордовии есть эрзя и есть мокша, есть эрзянский и мокшанский языки. Что из них язык народа? Оба языка? Мордовский язык? Или тогда использовать слова „языки народа“? Если родной язык, то понятно, что у эрзи — эрзянский, а у мокши — мокшанский. А в Дагестане разве не проживает народ Дагестана? Но это два десятка родных языков! Тоже вопрос. А как будет называться предмет „Родной русский язык“?»
На аналогичную проблему указывает этнолог Дамир Исхаков, который напоминает, что Институт языкознания РАН недавно признал язык сибирских татар самостоятельным. В таком случае с маркировкой «язык народа РФ» возникает проблема формирования учебников, по которым они будут преподаваться.
Практическое применение нововведений может вызвать межнациональное напряжение, считает председатель правления ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка Ольга Артеменко, которую в свое время называли одним из идеологов решения федерального центра, согласно которому изучение государственных языков национальных регионов, включая Татарстан, перестало быть обязательным для школьников.
Однако, по словам Артеменко, сегодня мы можем вновь вернуться в «ситуацию 2000-х». Напомним, что сейчас выбор «Родного языка» идет по заявлению родителей учеников, которые и определяют, какой родной язык у их ребенка. «Но кто будет решать этот вопрос в случае с предметом „Язык народа РФ“?» — задается вопросом эксперт.
«Кто будет выступать в качестве народа для определения, какой язык будет преподаваться в школе? Скорее всего, администрация, органы управления образования, — сказала Артеменко нашему корреспонденту. — Значит, если туда вписывается конкретный язык, то все будут обязаны независимо от этнической принадлежности изучать его. Скорее всего, и русскоязычное население независимо от этнической принадлежности. То есть я могу быть по национальности башкиром, но желать изучать русский язык и общаться на русском языке. И это право в данном случае ущемляется, потому что я обязана буду пойти на тот язык, который вписали в скобки в учебном плане ФГОС, очевидно, органы управления образования».
Скорее всего, сейчас «в этих скобках» появится язык народа, название которого вошло в название республики, уверена она. А что будет на Кавказе, в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии — там, где несколько государственных языков, озадачена Артеменко.
«Даже в случае, если это будет „Язык народа РФ“, то, как и сегодня, должно быть указано: „Родной (татарский) язык“, „Родной (чувашский) язык“, „Родной (марийский) язык“, — в свою очередь считает директор ИЯЛИ им. Ибрагимова Ильгиз Халиков. — Так как родных языков много, но у каждого человека свой родной язык. Обобщение, по моему мнению, приведет к уменьшению значимости языков, отрицанию их особенностей».
А вот президент ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф» Марат Лотфуллин уверен, что новая редакция ФГОС никак не повлияет на существующее положение народов России, а «язык народа РФ» звучит более научно. Тем более, как он полагает, этот предмет родители, как и раньше, будут выбирать по заявлению, указав там любой язык. «Это юридические нюансы, которые освобождают русскоязычное население от изучения предмета „Родной язык“», — добавил спикер.
По данным минобрнауки РТ, в 2022/2023 учебном году татарский изучали 298 420 детей (62,9%), в 2023/2024 — 308 717 (62,97%), в 2024/2025 — 315 342 (63,58%)
Как начинался «языковой кризис»?
«Языковой кризис», который очень остро восприняли в ряде национальных регионов России и особенно в Татарстане, разразился 8 лет назад. «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского», — сказал глава государства на заседании совета по делам национальностей в 2017 году в Йошкар-Оле. Путин тогда подчеркнул, что изучение родных языков, включая те, которые в некоторых республиках признаны государственными наравне с русским, должно вестись только добровольно.
Генпрокуратуре и Рособрнадзору было предложено проверить школы на добровольность изучения национальных языков. Надзорные органы медлить не стали и потребовали от школ исключения родных языков из обязательной программы и перевода их в факультатив. Не медлил и татарстанский Госсовет. 29 ноября 2017 года депутаты единогласно проголосовали за то, чтобы в школах республики отменили обязательное изучение языка Тукая.
В июле 2018-го Госдумой в третьем чтении был принят скандальный закон об изучении родных языков, согласно которому все школьники должны изучать русский язык как государственный, а конкретный родной язык выбирается по заявлению родителей детей. В результате появились предметы «Родной язык» и «Родная литература» (по одному уроку в неделю).
Летом того же года вместе с поправками приняли постановление Госдумы, в котором прописали предложение о создании специального фонда по поддержке языков народов России. Путин инициативу поддержал и поручил минпросвещения РФ и ФАДН учредить фонд, для которого были выделены деньги из федерального бюджета. Но эта инициатива приказала долго жить — фонд прекратил свое существование меньше чем через три года после основания, не показав реальных результатов работы. Зато успел засветиться в криминальных сводках (бывшего директора Владимира Соболева обвиняли в мошенничестве и миллионных хищениях).
Что говорят сегодняшние цифры, как татарский учат в республике и стране в целом? По данным минобрнауки РТ, в 2022/2023 учебном году татарский изучали 298 420 детей (62,9%), в 2023/2024 — 308 717 (62,97%), в 2024/2025 — 315 342 (63,58%). Надо учитывать, что 63,58% — это те, кто выбрал татарский в качестве родного, а на татарском обучаются 26% детей. При этом школы с татарским языком обучения сокращаются. В 2022 году их было 610, в 2023-м — 600, в 2024-м — 591. По словам министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина, причина тому — отсутствие детей школьного возраста в сельской местности: упраздненные ныне школы действовали в деревнях, где в последние годы учеников было в лучшем случае 10. Что касается регионов, татарский изучается в образовательных организациях 28 субъектов Федерации, в том числе в рамках учебных планов, а также кружков и факультативных занятий. Всего язык Тукая за пределами РТ изучают 170 тыс. учащихся.
И прошедшая в 2021 году всероссийская перепись населения также не дает повода для радости. По ее результатам число татар в России сократилось (с 2010-го) почти на 600 тыс., а носителей татарского языка и вовсе на 1 миллион.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 249
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.