«В местном дилерском центре Harley-Davidson стоит один мотоцикл, цена которого 6 миллионов рублей. Как думаете, кто его купил? Этот человек вообще из другого города. Раз в год он прилетает в Казань, берет этот Harley и катается три дня», — рассказывают представители мотодвижения Татарстана. За последние пару-тройку лет байкерский движ очень вырос: появились новые клубы и мотосообщества. Причиной стала доступность мощных мотоциклов — в основном за счет китайского ширпотреба. О том, как сегодня устроено байкерское сообщество республики, кто есть кто, к кому и как присоединяться, а главное, зачем, — в материале «БИЗНЕС Online».
В последние несколько лет наблюдается общий рост мотокультуры, безопасного вождения двухколесного транспорта, а вместе со всем этим семимильными шагами развиваются и мотосообщества
Альтернатива спорткарам
Популярность двухколесного транспорта в Татарстане растет стремительными темпами. Если смотреть в сравнении с автомобилями, то прирост числа мотоциклов происходит в 2, а в некоторые годы и в 3 раза интенсивнее. И речь даже не о пресловутых питбайках, информация о ДТП с которыми не сходит с еженедельных новостных сводок, а о классических железных монстрах.
Если оценивать в масштабах страны, то за прошлый год, по данным агентства «Автостат», в России был поставлен исторический рекорд по числу реализованных мотоциклов. Плюс 43 тыс. единиц — это на 58% больше, чем годом ранее. И двухколесный сегмент рынка стремительно растет последние два года. А Татарстан уверенно входит в топ-5 регионов — лидеров по числу проданных мотоциклов. Что довольно удивительно, т. к. все это происходит не благодаря, а вопреки.
Конечно, цифры в абсолютных показателях по мотоциклам и автомобилям будут выглядеть несопоставимыми. На 1,45 млн зарегистрированных авто в республике (по данным Госавтоинспекции по РТ на конец 2024-й) приходится сегодня лишь 15,2 тыс. зарегистрированных байков. Но если оценивать именно темпы прироста… Например, за прошлый год в Татарстане стало на 787 мотоциклов больше, что составляет примерно плюс 5,1%. Машин при этом приросло только на 3,2% (плюс 47,4 тыс. единиц в сравнении с 2023-м). При этом по продажам данные выглядят куда более завораживающими.
С началом спецоперации на Украине многие известные зарубежные мотобренды покинули нашу страну. В 2022 году это привело к резкому взлету цен на оставшиеся в салонах байки — в среднем на 80–100%, что вроде бы должно было бы оттолкнуть покупателей. Но нет, произошел рост — на место европейских, японских и американских марок пришли, как и в случае с автомобилями, китайские бренды. Они и раньше были представлены на рынке, но традиционно уступали именитым конкурентам. А сейчас вырвались вперед, несмотря на общее подорожание (по словам наших собеседников, на 15% — на популярные марки и на 7–8% — на «китайцев»).
«В России сейчас экономический спад, — говорит один из наших собеседников с 10-летним байкерским стажем. — Автомобили стоят очень дорого. А есть люди, которые горят крутыми спортивными автомобилями. Но если раньше такое авто стоило, условно, 1,5 миллиона рублей, то сейчас оно стоит уже 10 миллионов. Человек не может его купить. И что он делает? Он идет и покупает мотоцикл. Старый японский мотоцикл начала 2000-х годов стоит, условно, 250 тысяч рублей. И этот мотоцикл может ехать 300 километров в час! Это доступно».
По оценке наших собеседников, заданный тренд на мотоциклизацию будет только усиливаться. Бума можно ждать после окончания СВО, реалии которой помогли взглянуть на двухколесный транспорт по-новому. На фоне появления на фронте мобильных штурмовых мотогрупп серьезно заговорили о нехватке собственных серийных байков. Ситуация чем-то напоминает рубеж 1940–1950-х. Именно после возвращения военнослужащих с фронтов Второй мировой, где они вплотную познакомились с современной инженерной техникой, резко возрос интерес к мотоциклам, приведший к наращиванию как их производства, так и применения. После войны же исторически сформировалось большинство мотоклубов и мотосообществ, существующих и по сей день.
Григорий Марков: «Мотоциклы становятся все популярнее, но не потому, что цены выросли. А просто байков стало больше благодаря китайскому рынку. Да вообще все стало доступнее: защита, шлемы, обслуживание… Поэтому мотодвижение набирает обороты»
Все они не стоят на месте, постоянно развиваясь, наращивая свою численность. «Если проедете рядом с автодромом, где обучают мотоциклистов, там всегда битком», — говорит один из экспертов. Идейный основатель и руководитель казанской мотошколы BKE (Big Kazan Extreme), известный стантрайдер Григорий Марков это подтверждает: «Мотоциклы становятся все популярнее, но не потому, что цены выросли. А просто байков стало больше, они доступны благодаря большому китайскому рынку. Да вообще все стало доступнее: защита, шлемы, обслуживание… Поэтому мотодвижение набирает обороты. Каждый год мы наблюдаем примерно 15-процентный прирост увлеченных мотоциклами. И думаю, спада в ближайшие лет пять точно не будет».
За 2024 год через мотошколу BKE, по словам Маркова, прошло 1 211 взрослых учеников и 1 301 подросток. Для сравнения: в 2023-м их было 944 и 1 105 соответственно. Прирост по общим цифрам примерно на 18% за год.
В этом году также наблюдается рост интереса к получению прав категории А. Если за четыре месяца 2024-го мотошколу проходили 336 взрослых и 273 ребенка, то в этом году их уже 372 и 322 соответственно. Прирост по общим цифрам уже примерно на 12,2%.
И это речь только об одной школе, профильно занимающейся подготовкой мотоциклистов. Как правило, в каждой автошколе есть свои курсы для будущих байкеров. Их часто совмещают с обучением на категорию В. Причина — теория экзамена в ГАИ одинакова что на категорию А (мото), что на категорию В (авто).
По словам наших собеседников, в последние несколько лет наблюдается общий рост мотокультуры, безопасного вождения двухколесного транспорта, а вместе со всем этим семимильными шагами развиваются и мотосообщества.
Подробно об этих объединениях мотоциклистов «БИЗНЕС Online» рассказывал еще в 2021 году. С тех пор никто из них никуда не ушел, а даже, наоборот, полку прибыло.
У российских мотоклубов — своя культура и ментальность, для которой характерна порой крайняя форма свободы
Что такое мотоклубы
В организованном движении мотоциклистов есть несколько форм объединений. Самые распространенные — мотоклубы (MC — Motorсycles Club) и мотосообщества (MCC — Motorcycles Club). Первые — это своего рода элита среди мотоциклистов, построенная по армейскому принципу, вторые же чуть-чуть попроще. В мотоклубах есть свой устав, правила и нормы поведения, обязательства, но прежде всего четкая структура и жесткая иерархия.
В мотоклубах имеется свой офицерский состав: президент, вице-президент, казначей, сержант по вооружению, дорожный капитан и т. д. Кто есть кто, расскажут нашивки на куртках и жилетах его участников. На них так и написано: president, sergeant at arms, road captain, еще можно встретить нашивки с надписью prospect — претендент в ряды мотоклуба — или support — сочувствующий и разделяющий миссию клуба, но сам не входящий в его состав. Армейский принцип устройства мотоклубов — установленная международная неписанная традиция. Своего рода эхо войны, отсылающее все к тому же послевоенному времени и первым создателям мотоклубов из числа ветеранов (например, Hells Angels MC).
Вторая их отличительная черта — закрытость. У мотоциклистов даже есть нечто общее с героями известного романа Чака Паланика: «Первое правило бойцовского клуба — никому не рассказывать о бойцовском клубе». Например, сколько бы мы ни задавали членам казанских мотоклубов вопросы об их численности, никто не раскрыл эту информацию даже приблизительно, скромно ограничиваясь фразой «не так много». Не принято здесь говорить и о размерах взносов (а именно на них существуют все клубы), не раскрываются толком даже имена руководителей.
Эта манера поведения мотоклубов также отсылает к истории вопроса. Прототипом российских мотоклубов выступают их американские аналоги. А там своя культура и ментальность, для которой характерна крайняя форма свободы, порой граничащая с беззаконием.
В байкерском сообществе есть такое понятие, как «однопроцентники» (на нашивках так и пишут — 1%), — это представители, можно сказать, радикального объединения, отличающегося от остальных 99% отрицанием любых государственных законов и общепринятых в обществе моральных норм. Это преступники, занимающиеся продажей наркотиков, оружия, крышеванием проституции и прочим. Многие первые мотоклубы в США на заре своего становления как раз были «однопроцентниками»: Hells Angels, Outlaws, Pagans, Bandidos, Mongols и т. д. Именно с них был списан впоследствии Голливудом образ типичного байкера. Им обязательно должен быть суровый бородатый мужик бомжеватого вида на огромном чоппере с высоким рулем, с пистолетом, и который только и делает, что нарушает закон. Такими их и изображают в кино. Герои сериала «Сыны анархии» или фильма «Байкеры» с Томом Харди в главной роли — яркие представители «однопроцентных» мотоклубов. Причем часто герои фильмов списываются с реальных исторических прототипов.
Все эти косухи с нашивками на спине, татуировки, мощные железные мотоциклы (желательно американского идола Harley-Davidson), а вместе с ними и негласные правила мотоклубов, принципы их устройства — все это дань традициям
Но по факту таких отпетых байкеров единицы. Но образ «однопроцентников» глубоко укоренился в массовом сознании, а это уже повлияло на все остальное, даже на производство мотоциклов. Например, высокие рули на американских чопперах устанавливают сегодня не из практических соображений, просто в эпоху байкерских войн 60–70-х такие конструкции спасали мотоциклистов от натянутых противниками тросов на дорогах. Сейчас этим уже никто не занимается (нынешние «однопроцентники» вообще позиционируют себя благотворителями, помогающими больным детям и т. д.). Но образ сохранился, как и все остальное.
Все эти косухи с нашивками на спине, татуировки, мощные железные мотоциклы (желательно американского идола Harley-Davidson), а вместе с ними и негласные правила мотоклубов, принципы их устройства — все это дань традициям. Их много, не все они известны. Например, чтобы мотоклубу открыть свой филиал (на «байкерском» это называется chapter) в другом городе, надо, чтобы там было не менее пяти его представителей, в иных случаях никто не имеет права называться филиалом. Но где прописано это правило, непонятно. Просто так принято.
Причем в России чувствуется явный уклон на связь с местной культурой: тут тоже есть мотоклубы-«однопроцентники», но никто из них не занимается открытым противопоставлением государству (хочется в это верить). И в РФ представители одного мотоклуба вряд ли будут тормозить на дороге членов другого с целью убийства за «не те цвета» (colours — так называют герб клуба, который всячески охраняется его членами: например, запрещено носить куртки с гербом мотоклуба человеку, не являющемуся его членом, за такое могут и побить). «Символика, каждый цвет, каждая нашивка — они священы для представителя мотосообщества, и ты обязан их защищать. Мы защищаем их в рамках, установленных законом», — говорит нам один из представителей мотосообщества по прозвищу Татарин.
«Что такое мотоклуб? Это легальный и законный аналог организованного преступного сообщества, только непреступного. А что? Там своя субординация, свои правила поведения, распределение обязанностей, одна цель, сеть из филиалов, — говорит нам prospect одного из мотосообществ. — На самом деле все это просто игра. Порой сидишь, смотришь и говоришь себе: ну что за бред вообще? Убивать тут никто не будет друг друга, территории никто не станет делить, никто за своего брата не сядет… Все просто. На самом деле одному на мотоцикле капец как скучно…»
«Изначально наше сообщество создавалось с целью объединения себе подобных, — говорит Юлия, одна из основательниц женского казанского мотосообщества WindRose MCC. — Нам тоже хочется с кем-то поговорить о железках. Вот и решили собраться»
Поэтому байкеры объединяются в мотосообщества (MCC). Это группы людей по интересам: им нравятся мотоциклы, и они просто хотят проводить время с единомышленниками. «Мы МСС, но стараемся придерживаться клубных традиций MC. MC нам не стать никогда, это только мужской клуб (еще одна традиция, мотоклубы — это чисто мужское сообщество — прим. ред.). Но есть FMC, женские клубы, — говорит Юлия, одна из основательниц женского казанского мотосообщества WindRose MCC. — Изначально наше сообщество создавалось с целью объединения себе подобных. Нам тоже хочется с кем-то поговорить о железках. Вот и решили собраться».
У казанских мотоциклисток есть свой закрытый чат «только для девочек». Там более 200 участниц, и чату скоро исполнится 10 лет. Самому WindRose в этом году исполняется уже 17 лет. Можно сказать, это одно из старейших местных сообществ, но далеко не единственное.
Старейший из казанских мотоклуб — Freemen МС, существующий аж с 2003-го. За почти 22 года состав мотоклуба несколько раз обновлялся
Какие сообщества есть в Татарстане
Если говорить о классических мотоклубах, то их не так уж и много. Старейший из них — Freemen МС, существующий в Казани аж с 2003-го. За почти 22 года состав мотоклуба несколько раз обновлялся, из старичков остался только Дмитрий, он же действующий лидер клуба. У объединения есть свои площадки для сборов — нечто вроде Club-House (так называют штаб-квартиры мотоклубов): ресторан «Порт» на улице Щапова и сервис-салон «Моторегион16».
Еще есть в Казани филиал небезызвестных «Ночных волков». Возглавляет их Виктор Мочалов, причем его называют шефом «волков» по Поволжскому округу. Наверняка казанцы обращали внимание на их причудливую штаб-квартиру на улице Тэцевской. Правда, в последнее время, утверждают наши собеседники, самих «волков» не видно в публичном поле, как и их лидера Хирурга (Александра Залдостанова). Виной всему якобы некие давние разногласия в байкерской среде, которые вроде уже и урегулированы, но осадочек остался. Косвенным свидетельством этого является крайне неохотное желание что-то рассказывать о «волках» их коллегами по цеху.
С аналогичной же реакцией наш корреспондент столкнулся при обсуждении другого казанского мотоклуба. Опознать их на дороге можно по нашивкам и символике: support 81 KAZAN RUSSIA, Red & White Army MC chapter, или AFFA — все это, в сущности, казанское подразделение той самой известной Hells Angels. Цифра 81 означает 8-ю и первую буквы английского алфавита — соответственно H и A (Hells Angels). AFFA переводится как Angels Forever Forever Angels. А Red & White, т. е. красный и белый, — фирменные цвета американского «однопроцентника». Говорят, что их support в Казани не более 10 человек, причем среди них есть довольно известные в республике деятели, что надо подчеркнуть, с абсолютно безупречной репутацией.
Эти три мотоклуба — одни из старейших в Казани. Но есть и новички, например Trespassers MC. Раньше они очень долгое время были MCB (Motorcycle Brotherhood — мотоциклетное братство), нашивку мотоклуба «оформили» буквально в 2021 году. Из других сравнительно недавно в Казани появился NoNamerz MC chapter. Вообще этот мотоклуб родом из Набережных Челнов, начинали с 2018-го как MCC, а нашивки MC получили в 2021 году. Сейчас их можно встретить в Казани. Что NoNamerz, что Trespassers, что всех остальных описывают как довольно активных и позитивных ребят, абсолютно неконфликтных и легких на подъем.
В целом это касается представителей всех мотоклубов. В мотоциклетной жизни в республике, подчеркивают наши собеседники, все развивается как по «модели Татарстана» Минтимера Шаймиева: клубов много, все они разные, но все живут в мире, дружбе и согласии.
Обладателей мотоциклов Harley-Davidson в Казани много, не все они состоят в HOG. У многих представителей политической элиты РТ в гаражах стоят Harley (причем самые разные, в том числе и коллекционные), но не все из них выкатываются на дороги общего пользования
Кто и зачем покупает дорогие Harley
То же самое касается и всех MCC. Их бесчисленное множество что в Казани, что в целом по Татарстану. Самые известные из всех: как раз женский WindRose, «Сухая река» (название образовано по территориальному расположению группы, объединившейся изначально якобы вокруг одного из автосервисов), Vulcans (клуб владельцев и фанатов конкретных мотоциклов — Kawasaki Vulcan) и HOG (Harley Owners Group).
Последние — это клуб обладателей мотоциклов Harley-Davidson. Покупаешь их байк — вступаешь в клуб. Свой дилерский центр у американской компании есть и в Казани (сейчас он скорее «неофициальный» — хвала параллельному импорту). Объединение очень обширное (причем еще и не единственное в республике) и в каком-то смысле элитарное, если смотреть на порог входа: самый дешевый Harley в России нынче обойдется от 700–800 тыс. рублей, наиболее ходовые модели — от 2 млн рублей, топовые — порядка 8 млн рублей.
«У них большая касса и очень влиятельные участники, — рассказывает один из обладателей мотоцикла Harley. — В местном дилерском центре Harley-Davidson стоит один мотоцикл, цена которого 6 миллионов рублей. Как думаете, кто его купил? Этот человек вообще из другого города. Купил он этот мотоцикл по телефону, не глядя, просто взял и оплатил всю сумму сразу. Раз в год он прилетает в Казань, берет этот Harley, который у них там хранится за деньги, одевается в экипировку за 250 тысяч и катается 1–3 дня по местным дорогам. Потом паркует мотоцикл и улетает. И он член HOG».
Обладателей мотоциклов Harley-Davidson в Казани много, не все они состоят в HOG. У многих представителей политической элиты РТ в гаражах стоят Harley (причем самые разные, в том числе и коллекционные), но не все из них выкатываются на дороги общего пользования, зачастую просто некогда — история-то сезонная, в кабмин или мэрию на мотоциклах не ездят. А если и ездят, то в закрытых шлемах, и определить, кто за рулем, проблематично. Если только приблизительно, по «цветам».
Из наиболее известных и котирующихся среди новичков — Mototarin (слева)
Лихие «320-е»
Постоянно возникают все новые мотосообщества. Из наиболее известных и котирующихся среди новичков — Mototarin. У истоков мотосообщества в 2019 году стояли Арсен Ганиев и Марат Салихов, ныне помощник вице-премьера России Марата Хуснуллина.
С относительно недавних пор по Казани рассекают байкеры в кожаных жилетах с изображением бульдога на фоне щита и перекрещенной метлы с боевым топором. Это представители мотосообщества Watch Dogs Support LEMC 7, нечто вроде филиала международного мотоклуба Guardsmen International LE MC. Буквы LE в названии означают Law Enforcement — правоохранительные органы. В составе местного Watch Dogs — силовики (представители полиции, армии, МЧС) и госслужащие. На дорогах их немного, но, по слухам, их члены обладают немалым административным ресурсом.
Еще в городе (а также в Альметьевске и Набережных Челнах) можно встретить представителей Al-Kashi. Как следует из названия, это довольно экстравагантное (многие традиции там завязаны на алкоголе), но очень веселое мотодвижение. Позиционируют себя как объединение мототуристов.
Чаще всего подобные сообщества просто объединения по интересам. Кто-то объединяется на фоне общих увлечений ретротехникой, а кто-то с целью совместных покатушек
Но больше всего разных «вольных сообществ» байкеров, особенно в районах Татарстана (настолько много, что всех и не учесть). Это ни в коем случае не мотоклубы, да и MCC их трудно назвать. А если они так и называют себя, то, скорее всего, вы никогда о них не слышали. Например, движение православных байкеров «Мотобратия во Христе» из Алексеевского не назвал никто из наших собеседников, а мотобратия такая есть, причем довольно активная.
Чаще всего подобные сообщества просто объединения по интересам. Кто-то объединяется на фоне общих увлечений ретротехникой, а кто-то с целью совместных покатушек. Часто у таких единомышленников есть свои закрытые чаты, где мотоциклисты общаются, консультируются, делятся опытом, ищут себе компанию для совместной езды и т. д. В одном из таких «вольных сообществ», Moto Hub (это чат в «Телеграме»), — 700 подписчиков.
Главный критерий для вступления в ряды «320-х» — разогнаться на своем мотоцикле в городе до 320 км/ч (отсюда и их название), что само по себе непросто: не каждый аппарат так сможет, не на каждой дороге и не каждый байкер после этого останется в живых
Существует и другое сообщество мотоциклистов. Оно довольно узкоспециализированное, неформальное, но очень громкое в Казани — «320-е». Это вот те ребята, которые чаще всего не дают казанцам спокойно спать по ночам. Гонщики на спортивных мощных байках. Главный критерий для вступления в их ряды — разогнаться на своем мотоцикле в городе до 320 км/ч (отсюда и их название), что само по себе непросто: не каждый аппарат так сможет, не на каждой дороге и не каждый байкер после этого останется в живых. По словам одного из наших собеседников, трое погибших в мае прошлого года под Иннополисом (там столкнулись на огромной скорости два байка BMW) якобы представители этого самого сообщества.
На весь город и его окрестности таких гонщиков человек 30, если не считать многочисленных претендентов в их ряды, пытающихся достичь этой заветной отметки в 320 км/ч. Узнать в потоке гонщиков можно по наклейке на мотоцикле: «320» с ироничной припиской — «байкеры — уроды».






Как вступить в ряды мотоклуба или мотосообщества
Каких-то сверхтребований для вступления в мотоклубы и мотосообщества нет. Да, есть свои уставы и правила. Ты должен разделять ценности сообщества, охранять их, а также отдавать значительную долю личного времени клубу. Будет собеседование с кандидатом.
«Лично я задаю, помимо остальных, еще два дополнительных вопроса: был в армии или нет, женат или не женат, — рассказывает лидер Freemen Дмитрий. — Если ты был в армии, значит, уже не надо ничего объяснять о порядках. Потому что субординация абсолютно такая же. А „женат/не женат“ к тому, что, если честно относиться к клубу, будут проблемы в семье. Клубу надо уделять время. А если человек отрывается от семьи, жены начинают бузить. А если есть дети — это еще хуже. Точнее, дети — это прекрасно. Но будет больше обязательств у человека и меньше времени для клуба».
Последнее — один из главных критериев для вступления в мотоклуб. Собственно, до собеседования кандидату уже предстоит уделять внимание сообществу, быть на виду у всех, принимать участие в жизни сообщества. А мероприятий, надо признать, немало. Например, WindRose ежегодно проводит пробеги «Мотодевичник», конкурсы «Мисс Мото». Зимой есть «Мотобиатлон», «Мотомасленица», летом — «Мотосабантуй». Другие движения проводят соревнования по джимхане, BKE организует бесплатные мотосреды для байкеров с целью повышения навыков вождения. А WindRose издает свой фирменный календарь, с реализации которого устраивает разные акции.
Буквально сегодня как раз стартует масштабная акция «Внимание! Мотоциклист», в рамках которой девушки проводят лекции по мотоликбезу и устанавливают баннеры для автомобилистов с напоминаниями, что они не единственные участники дорожного движения и следует почаще оглядываться по сторонам (это одна из причин ДТП с участием мотоциклов). Пропаганда безопасности дорожного движения для WindRose вообще главная миссия их существования. Подавляющее большинство мероприятий всех мотосообществ направлено не столько на зрелищность (хотя есть и такие акции — вроде фестиваля «Два Кремля» от HOG, в котором участвует и раис РТ Рустам Минниханов), сколько на снижение аварийности с участием байкеров.
По данным республиканской ГАИ, за 2024 год на татарстанских дорогах произошло всего 3 278 ДТП, в которых погиб 321 человек и 4 042 пострадали. Из них с участием мотоциклов произошло 234 ДТП (21 погибший).
Только за четыре месяца этого года уже зарегистрировано 28 ДТП с участием мотоциклистов. Двое погибших и 30 пострадавших. А еще даже не открылся толком мотосезон… Формально он стартовал ровно неделю назад. Но разогнаться в полную силу байкерам пока не дает капризная погода.
Чтобы влиться в местное мотодвижение, нужно общаться и кататься с ее представителями. В Казани есть несколько точек интереса, где почти с 100-процентной вероятностью можно встретить байкеров. Раньше центральной точкой сбора была площадь перед НКЦ (ныне Нацбиблиотека), но ее закрыли для мотоциклистов. Потом были попытки «устроиться» на парковке перед «Чашей», но и эту площадку закрыли шлагбаумом.
ГАИ всем мотоциклистам, желающим «погонять», настоятельно рекомендует ехать на KazanRing
Сейчас основная масса байкеров курсирует по городу по нескольким точкам. Есть такое понятие «большого казанского круга», который начинается от ресторана «Вкусно — и точка» на Южной трассе, продолжается по проспекту Универсиады, через весь центр в сторону проспекта Ямашева, а оттуда — снова на Южку. По пути маршрута есть стоянки байкеров: собственно «Вкусно — и точка» рядом с бывшим «Декатлоном», «Татмак» на Московской, ТЦ «Савиново» (рядом с местной шаурмичной). Вообще, это известное развлечение — езда от кафе до кафе. Под это даже в Великобритании еще в прошлом веке сконструировали отдельный класс байка — cafe racer.
«320-е» обычно собираются у кофейни на улице Столбова — на скамейке там даже можно увидеть характерную наклейку. Отдельные байкеры любят собираться у бара «Гадкий койот» и на улице Профсоюзной. Причина проста: «Девочки пьяненькие выходят из клубов, а их тут мальчики на красивых мотоциклах поджидают…»
На рынке есть проверенные временем «японцы», «немцы», «американцы»… Но ценник будет кусачим
А что по ценам?
Насколько все это дорого? Разумеется, никаким членом мотосообщества республики не стать, не имея своего байка. Это основная статья расходов (экипировка сегодня не такая уж и дорогая — базовый комплект из шлема, защиты на ноги и руки будет стоить до 10 тыс. рублей). Сегодня на рынке представлено множество вариантов мотоциклов — на любой вкус и цвет, под любые задачи. А это главное: при выборе двухколесного напарника многое зависит от того, что именно хочется. Из того и будет складываться ценник. Обычно конкретные предпочтения формируются на стадии обучения в мотошколе.
Допустим, человек только сдал на права категории А. Мотоцикл ему нужен лишь для езды по городу: дом — работа — дом. Тогда подойдет дорожный байк — условный нэйкед, обладающий повышенной маневренностью в городских пробках. Если речь о новичке, то ему подойдет 200–300-кубовый экземпляр. Даже 125-кубового будет достаточно, чтобы выжимать уверенные 90–100 км/ч на дороге. Под такие задачи для начинающего мотоциклиста подойдет любая китайская модель. Больше них на витринах мотосалонов только питбайков, для которых права чаще всего вообще не нужны. Ценники на средненького «китайца» начинаются от 80–100 тыс. рублей. И вплоть до 500–600 тыс. рублей. И то это будет уже 500-кубовая тарантайка, напичканная ABS, электроникой, сигнализацией и всеми прочими допопциями. Базовый же 250-кубовый экземпляр, который будет спокойно выдавать 100–120 км/ч, на первый сезон можно ухватить за 150–200 тыс. рублей прямо из заводской коробки.
Но совсем другое дело, если человек не доверяет «китайцам». Тогда на рынке есть проверенные временем «японцы», «немцы», «американцы»… Но ценник будет кусачим. Многие бренды и официальные дилеры ушли с началом СВО с российского рынка, поэтому большинство экземпляров в салонах — модели, завезенные по параллельному импорту, с длинной логистикой и сопутствующими допрасходами, отражающимися на ценнике. Но все равно более-менее доступном: условно, 250-кубовая новая Honda обойдется в 350–400 тыс. рублей (такой же «китаец» будет раза в 2 дешевле).
Еще есть вариант пойти на б/у-рынок. За такие же деньги можно сегодня купить, например, популярный спортивный Kawasaki Ninja 300. Или по цене нового 500-кубового «китайца» на б/у-рынке можно взять литровый BMW K1200 GT. Правда, Ninja будет примерно 2013 года, а BMW — 2003-го… Что само по себе, если речь о мотоциклах, совсем не показатель! С байками ценообразование формируется не так, как с машинами. При выборе авто все смотрят на год выпуска и пробег. При выборе же байка приоритет на том, как аппарат эксплуатировался. Мотоциклы — сезонная история, ездят не каждый день: «Накатать 10 тысяч километров за сезон — это надо еще замучаться. Обычно это 2 тысячи за сезон». Со снегом и зимней солью мотоциклы не соприкасаются, да и в дождь не каждый опытный байкер поедет. При должном хранении мотоциклы очень долго не подвергаются коррозии.
Перед выбором мотоцикла необходимо сначала ответить самому себе, а зачем он нужен
«Понял азарт, когда прямо несешься и можешь не ссать, не смотришь, стрельнет тебя машина или нет…»
Вообще многое в разговоре о деньгах зависит от конкретной модели байка. Если это Harley, то там все брендированное, каждый болтик приобретается только у официалов, а это своя копеечка. «У меня до этого была Yamaha. То, что стоит на Harley 40–50 тысяч рублей, на Yamaha стоило 1–2 тысячи», — рассказывает нам один из мотоциклистов.
Если внедорожный мотоцикл, то их, как правило, эксплуатируют так, что на них живого места не остается. На внедорожных экземплярах вообще нет такого понятия, как километраж, там моточасы. А «спортивные» крутят до такой степени, что резины может не хватит и на один день.
Сергей Галкин: «Чтобы собрать мотоцикл в гонку, на расходники уйдет только 1,5–2 миллиона рублей. Это только расходники!»
«Комплект резины гоночной стоит порядка 70 тысяч рублей. Гоночные тормозные колодки — порядка 35–40 тысяч. Быстрым пилотам колодок на три дня не хватает. Заднее колесо у быстрых пилотов расходуется одно в день. Стоимость — 36 тысяч рублей. Переднего колеса хватает на два дня… Если пилот быстрый, уровня подиума, он никогда не поедет на бэушной резине, только на новой. А еще бензин, логистика, расходники, запчасти… Чтобы собрать мотоцикл в гонку, на расходники уйдет только 1,5–2 миллиона рублей. Это только расходники!» — рассказывает известный казанский мотогонщик Сергей Галкин. В мотоспорте вообще все дорого и сложно.
Да, это речь о гоночной эксплуатации спортивных байков. Но вопрос: а для чего еще приобретают быстрые мотоциклы за несколько миллионов рублей? Для красоты, хвастовства или для того, чтобы погонять в городе? По словам наших собеседников, коробка передач спортбайков, конструкция двигателя, резина — все это создано для трека, а не для городских условий, где важна не скорость, а маневрирование. Маленькая ямочка на дорожном полотне, разметка, которая сама по себе скользкая для гоночной резины — опасных факторов для «спортиков» очень много. Не просто так же ГАИ всем мотоциклистам, желающим «погонять», настоятельно рекомендует ехать на KazanRing…
Дмитрий Кожевников раньше гонял по улицам, а теперь он именитый чемпион, взявший призовые уже в нескольких чемпионатах
Сейчас Галкин активно занимается «воспитанием» молодежи, выдергивая мотогонщиков с улицы и привлекая их к профессиональному мотоспорту. Один из таких примеров — Дмитрий Кожевников, который также гонял раньше по улицам, а теперь он именитый чемпион, взявший призовые уже в нескольких чемпионатах. «Сначала по городу носишься и думаешь: о, классно, какой я крутой, красивый… На трек выехал — понял азарт, почувствовал вот это, когда на прямике и можешь не ссать, не смотришь, стрельнет тебя машина или нет, не надо продумывать наперед каждое движение автомобилиста. Потом выезжаешь с трека снова в город и думаешь уже: не, на фиг надо», — говорит сам Кожевников.
Поэтому перед выбором мотоцикла необходимо сначала ответить самому себе, а зачем он нужен. Для города или трека — все понятно. Для путешествий — это одна модель со своим ценником и кучей нюансов. Для езды по бездорожью в выходные на даче — тогда нужно идти за кроссовым мотоциклом. Но и к нему также надо подходить с умом. Неспроста же на некоторых заправках под Казанью запретили продавать бензин несовершеннолетним водителям питбайков. На днях ГАИ сообщала о том, как очередная 15-летняя особа попала в ДТП на питбайке, выехав на Горьковское шоссе. К сводке ДТП прикрепили вызывающую фотографию горе-байкерши.
15-летняя особа попала в ДТП на питбайке, выехав на Горьковское шоссе. К сводке прикрепили вызывающую фотографию горе-байкерши
«Это ненависть всех байкеров. С ними никто не общается, их игнорируют, гнобят на дороге, ключи вынимают. А что? Это дешевый кусок говна в дешевой раме с дешевым одноразовым двигателем, на котором можно ездить без прав, нелегально, — говорит нам один из владельцев железного Harley. — Неоднократно видел, как приходят родители в салон и спрашивают продавцов, какой питбайк лучше купить их ребенку, — лишь бы чем-то занять его, отстраниться от воспитания. И самое обидное, что магазины просто ведь забиты такими мотоциклами. С этим надо что-то делать».
Но что именно — пока решительно непонятно. Во взрослом байкерском сообществе видят выход из проблемы только в законодательном ужесточении требований к малолитражным мотоциклам. Но лишь бы это не стало новой историей о «люфте рулевой рейки».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.