В первом летнем месяце страны ОПЕК+ планируют нарастить добычу на 411 тыс. баррелей в сутки, что втрое больше изначально заложенного повышения. Причина кроется в том, что Саудовская Аравия хочет наказать «недисциплинированных» казахов и иракцев. Только планируемое увеличение добычи уже заставило минфин пересмотреть бюджет страны, который скорректировали на недополучение 1,8 трлн рублей. О том, что будет с ценой на нефть, кому это окажется выгодно и изменятся ли цены на бензин, — в материале «БИЗНЕС Online».
Если в апреле ОПЕК+ согласилась на более значительное, чем ожидалось, увеличение добычи в мае, несмотря на низкие цены на нефть и снижение спроса, то в целом к ноябрю ОПЕК+ планирует вернуть на рынок до 2,2 млн баррелей в сутки
ОПЕК+ ускоряет рост добычи
Чистая прибыль «Татнефти» по РСБУ в I квартале 2025 года оказалась на 31 млрд рублей, или в 1,8 раза, ниже, чем за тот же период прошлого года. Было 68,39 млрд рублей, стало 37,29 млрд, следует из вышедшего сегодня отчета нефтяной компании. Откуда такое заметное снижение? Все дело в продолжающейся коррекции цен на нефть. На торгах сегодня утром стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в июле 2025 года на лондонской бирже ICE опустилась ниже $59 за баррель впервые с 9 апреля.
В минувшие выходные стоимость нефти, которая и так не на самых высоких уровнях из-за торговой войны США и избытка предложения, еще «придавило» решение ОПЕК+. Альянс из 8 стран (Россия, Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Казахстан, Алжир и Оман) на встрече 3 мая договорился, что в июне увеличит добычу на 411 тыс. баррелей в сутки. Такой же увеличенный «формат» добычи будет действовать и в мае.
411 тыс. баррелей в сутки — это, по сути, три стандартные ежемесячные надбавки. Ранее планировалось, что в мае рост составит только 135 тыс. б/с. Но картель решил переиграть. Решение о повторном наращивании добычи в июне вряд ли стало сюрпризом для рынка, но все равно скорректировало стоимость черного золота. Следующая встреча, на которой 8 стран ОПЕК+ определят план по добыче на июль, пройдет 1 июня.
В заявлении ОПЕК подчеркнуто, что решение ускорить рост добычи в июне принято на фоне текущих «здоровых» фундаментальных факторов на рынке нефти и низких коммерческих запасов в мире. ОПЕК традиционно оговорилась, что увеличение добычи может быть приостановлено или же отменено в зависимости от рыночных условий. «Эта гибкость позволит группе продолжать поддерживать стабильность на рынке нефти», — говорится в заявлении. Согласно графику, представленному на сайте альянса, Россия в июне сможет нарастить добычу нефти до 9,161 млн б/с, Саудовская Аравия — до 9,367 млн б/с.
411 тыс. баррелей в сутки — это, по сути, три стандартные ежемесячные надбавки
Если в апреле ОПЕК+ согласилась на более значительное, чем ожидалось, увеличение добычи в мае, несмотря на низкие цены на нефть и снижение спроса, то в целом к ноябрю ОПЕК+ планирует вернуть на рынок до 2,2 млн баррелей в сутки. Таким образом Саудовская Аравия хочет наказать некоторых членов группы за добычу нефти сверх квот и «дисциплинировать» партнеров. Очевидно, на решении сказалось перепроизводство, превышение квот в Казахстане и Ираке.
Нефтетрейдеры уже готовились к значительному росту добычи после того, как Саудовская Аравия в последние недели дала понять, что готова мириться с низкими ценами на мировом рынке. Но это основывается на резком изменении в последние месяцы давней позиции картеля по защите цен на нефть, поскольку ранее этот же картель за счет сокращения добычи пытался сдержать падение цен.
Цены на нефть начали снижаться еще 2 апреля, когда президент США Дональд Трамп объявил о введении пошлин в отношении 211 стран и территорий в размере 10–50%. Тогда котировки обвалились примерно на 20%. Дополнительное давление оказали ответные пошлины Китая по отношению к товарам из США. Падение цен угрожает нефтяным компаниям, включая американских производителей сланца, которые предупредили, что не смогут последовать призыву Трампа бурить больше. Сам же Трамп неоднократно просил ОПЕК+ увеличить добычу нефти, чтобы снизить цены на бензин и инфляцию внутри Соединенных Штатов.
По прогнозу, ОПЕК+ может одобрить увеличение добычи в августе, сентябре и октябре, если Ирак, Казахстан и другие страны не улучшат соблюдение квот.
Российский бюджет сверстан исходя из средней цены нефти марки Urals в $69,7 за баррель и среднего курса доллара в 96,5 рубля
Российский бюджет ждут большие потери?
Решение ОПЕК+ сулят сложности членам альянса, включая не только саудитов, но и Россию, поскольку российский бюджет сверстан исходя из средней цены нефти марки Urals в $69,7 за баррель и среднего курса доллара в 96,5 рубля.
На фоне этого в конце апреля минфин уже пересмотрел параметры бюджета из-за снижения цен на нефть. Снижен прогноз по нефтегазовым доходам бюджета на 2,6 трлн рублей и пересмотрен втрое дефицит. При подготовке бюджета осенью минфин планировал получить 40,3 трлн рублей, но после пересмотра они составили 38,5 трлн рублей. Дефицит, заложенный в действующем законе о бюджете, определен на уровне 1,17 трлн рублей, или 0,5% ВВП, прогнозировавшегося осенью. Кроме того, скорректирован прогноз по цене российской нефти с $69,7 до $56 за баррель, а прогноз по курсу доллара к рублю уменьшен с 96,5 до 94,3 рубля за доллар.
Из-за снижения прогнозной цены нефти почти на 20% бюджет в 2025 году не получит дополнительных нефтегазовых доходов — изначально они должны были составить 1,8 трлн рублей.
«На первый взгляд, это (рост добычи — прим. ред.) действия, лишенные логики: экономики тормозит, цены на нефть падают, а ОПЕК еще и увеличивает добычу. Но на самом деле это ровно то, что делал ОПЕК во время ковида: поняв, что удержать цену уже не получится, ОПЕК убирает все ограничения и позволяет рынку самому определить новое равновесие», — рассуждает телеграм-канал MMI.
«Отношений между внешним рынком и российским бензиновым рынком нет»
Ждать снижения цен на бензин нет смысла
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты рассуждают, каковы дальнейшие перспективы нефти и что будет с российским бюджетом.
Андрей Кочетков — частный инвестиционный консультант:
— Мы это видим уже на рынке, что баррель Brent торгуется ближе к 60 долларам, а не к 80, которые заложены в основных бюджетах арабских стран. Соответственно, решение (о повышении объемов добычи — прим. ред.) было поспешным и достаточно ошибочным. Тем более что оно принималось на фоне разгоревшейся торговой войны между США и прочими торговыми партнерами. Предполагается, что текущие цены могут вынудить ОПЕК+ в ближайшем будущем пересмотреть свое решение, потому что низкие цены не выгодны никому и война за объемы реализации сейчас явно не на стороне ОПЕК+ и поскольку добыча в США находится на высоком уровне, а у России, к слову говоря, более выгодные позиции, так как наша нефть торгуется с некоторым дисконтом.
И если арабские страны рассчитывают, что за счет низких цен они смогут завоевать другие рынки, то сейчас эти надежды напрасные. По большому счету, потребление сейчас растет только в Индии, что более или менее заметно. В Китае оно стагнирует, а то и может скоро пойти вниз. Достаточно сказать, что, например, продажи электромобилей в Китае уже сравнялись с общими продажами автомобилей в Соединенных Штатах. То есть топливный рынок перестраивается на новую энергетику и, соответственно, топливный спрос на нефть будет или стагнировать, или даже снижаться. Поэтому я думаю, ОПЕК+ сейчас принял не очень грамотное решение и в ближайшее время цены вынудят эту организацию пересмотреть свою политику вновь.
Как наше правительство будет выравнивать бюджет в случае падения цены на нефть? Тут вопрос очень неоднозначный. Потому что есть такая вещь под названием «потолок цен», по которой якобы должны торговать этой нефтью. Соответственно, если российская нефть будет стоить ниже 60 долларов, то наши торговые партнеры начнут покупать именно российскую нефть, потому что в любом случае она станет идти с дисконтом по отношению к арабской нефти. Соответственно, мы можем увеличить объем поставок своего сырья на мировой рынок и за счет этого покрыть некоторые убытки от снижения цены.
Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:
— Я думаю, что на самом-то деле рынок слабый, несмотря на то что они сказали, что рынок сильный. Это просто решение, чтобы подыграть Трампу. Чтобы сбить инфляцию, чтобы он мог понизить ставку. Но я не думаю, что ставку понизят. Считаю, что это решение политическое и, в общем, и наши, и саудиты, и эмираты пошли на уступки Трампу. И я не исключаю, что в результате этих действий цена на Brent может упасть до 50 и даже ниже. Насколько для России это критично? При нынешнем состоянии мы можем спокойно жить: Urals — 40. Соответственно, ничего страшного не случится. Но я считаю, что это решение политическое.
Выиграет ли Россия от данного решения? Думаю, что трек «Восток-Ойл» «Роснефти» будет раньше запущен. Говорили, что в 2026 году, но, возможно, пораньше.
Как правительство будет выравнивать бюджет в случае падения цены на нефть? Девальвация. Я думаю, очень скоро мы увидим сотку. 100 рублей за доллар. Я думаю, это движение пойдет очень скоро. Нет, снижения цен на бензин ждать не приходится. Отношений между внешним рынком и российским бензиновым рынком нет.
Марат Галеев — заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:
— Понятно, что тут цены вряд ли останутся прежними. Будут, наверное, падать. Но посмотрим, долго ли они это выдержат. Потому что это, понимаете, многофакторное дело. Во-первых, эти американские фокусы с таможенными пошлинами, которые пока отложили и которые пока неизвестно, будут работать или нет. Они уже являются фактором возможной предстоящей рецессии. Но в условиях рецессии и так спрос упадет, если это будет одним из вариантов развития. Но если еще добавить… Тут будет зависеть от того, сколько они выдержат по времени, потому что в Америке добывается достаточно много сланцевой нефти и там себестоимость высока. При очень низких ценах [на нефть] они начнут закрываться. То есть возрастут требования каким-то образом это регулировать. Поэтому эта проблема очень многофакторная. И как пойдет [непонятно]. Но для начала всегда цена будет падать.
Ну как Россия от этого выиграет… У нас федеральный бюджет складывается в основном на доходах от нефти, на экспорте нефти, на нефтеторговой части. Поэтому этот процесс как раз против нас во многом и направлен.
Как правительство будет выравнивать бюджет в случае падения цены на нефть? Для начала дефицит бюджета будет расти. Придется урезать расходы, если это очень круто пойдет. Тут, я говорю, это многофакторное дело и на сколько времени это будет растянуто…
Что касается снижения цены на бензин, то как раз этого и не случится. Это вряд ли. Потому что в цене бензина сидит значительная часть налогов, а налоги тоже формируют бюджет. Поэтому чего-чего, но как раз этого я не жду.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.