Андрей Крылов: «Финал запомнился всем! Возможно, это исторически одно из самых интересных спортивных событий, которое можно поставить в один ряд со всеми известными спортивными победами не только России, но и СССР» Андрей Крылов: «Финал запомнился всем! Возможно, это исторически одно из самых интересных спортивных событий, которое можно поставить в один ряд со всеми известными спортивными победами не только России, но и СССР» Фото предоставлено Андреем Крыловым

«В нашей стране спорт — один из немногих правильных социальных лифтов, который позволяет вытащить человека на светлую сторону»

— Андрей, а вы смотрели тот легендарный матч, когда российская сборная по волейболу обыграла бразильцев на Олимпийских играх в 2012 году в Лондоне? Помните свои эмоции?

— Да, конечно, смотрел! Тогда, в 2012-м, у нашей сборной по партиям счет был 2:0 и оставалось несколько матчболов до поражения и в третьей партии. Но случилось чудо! Ход игры был нетипичным для спорта, для волейбола тем более. Хоккейные-то команды редко отыгрываются со счета 3:0, а тут наши волейболисты сотворили такое!

А ведь любой спорт — это еще и психологическое давление, нет времени собраться с мыслями и перезагрузиться. На той Олимпиаде у сборной России это была, кажется, единственная золотая медаль в командных видах спорта, да еще и с такой драматичной концовкой. Финал запомнился всем! Возможно, это исторически одно из самых интересных спортивных событий, которое можно поставить в один ряд со всеми известными спортивными победами не только России, но и СССР.

Какая у фильма «Финал» главная идея? Напомнить о том спортивном событии или это кино о силе духа отдельного человека, о спасительном единении команды?

— Если делать просто спортивный фильм — это никому неинтересно, задача была в другом. Ключевая идея в том, что мы хотели сделать поучительную историю для молодого поколения. В картине, если вы посмотрите, самого волейбола не очень много. Почему? Потому что изначально мы хотели сделать большой художественный фильм с определенными поучительными нотками, в котором будут правильно расставленные акценты. Сценарий сначала и писали в таком разрезе, что в жизни каждого человека преследует выбор. И он делает либо правильный выбор, либо неправильный. Эта мысль лейтмотивом проходит через всю киноленту. Да, в «Финале» есть один главный герой — тренер сборной России по волейболу Владимир Алекно. Впрочем, безусловно, все игроки того матча 2012 года — герои, все выиграли «золото».

«Тренер принимает несколько судьбоносных решений. Возможно, в «Финале» нет эпохальной сцены, где он садится и делает этот самый выбор, мы не всегда говорим об этом в лоб» «Тренер принимает несколько судьбоносных решений. Возможно, в «Финале» нет эпохальной сцены, где он садится и делает этот самый выбор, мы не всегда говорим об этом в лоб» Фото предоставлено пресс-службой фильма «Финал»

— Вы сказали о правильно расставленных в фильме акцентах. На что именно сделан упор?

— Собственно, правильность выбора. Фильм с того и начинается. В нашей стране, да и в других, спорт — один из немногих правильных социальных лифтов, который позволяет вытащить человека с темной стороны на светлую. Повторю, человек делает выбор каждый день. Не всегда осознанно, но этот выбор приводит к конкретным вещам. И дело, может быть, не в том, что нужно подкидывать монетку, чтобы понять, куда пойти — налево или направо. А в том, что человек, основываясь на своем прошлом, на своем опыте, на том, что ему передали родители и что дала команда, как в случае с нашим фильмом, делает выбор. Тренер принимает несколько судьбоносных решений. Возможно, в «Финале» нет эпохальной сцены, где он садится и делает этот самый выбор, мы не всегда говорим об этом в лоб. Но, повторю, линия выбора прослеживается через фильм.

Мы ведь даже по ходу создания кинопроекта вынуждены были свою изначальную концепцию изменить. То есть сначала хотели уделить больше внимания команде, но потом поняли, что в рамках большого метра это нереально. Иначе будет эпопея на три-четыре часа. Поэтому сконцентрировались на Владимире Романовиче Алекно, не забывая о том, что к победе пришла вся команда в целом, разумеется.

Лондон наш! Какой получилась спортивная драма «Финал» от Ирека Богуславского

«Множество моментов в «Финале» биографически достоверны. Кроме того, сценарий писался на основе бесед с Владимиром Романовичем Алекно» «Множество моментов в «Финале» биографически достоверны. Кроме того, сценарий писался на основе бесед с Владимиром Романовичем Алекно» Фото предоставлено пресс-службой фильма «Финал»

«Фильм получился камерным, но масштабным, со спецэффектами и крутой графикой»

— Насколько автобиографичным получился фильм?

— Мы старались, конечно, вместе со сценаристами и режиссерами сохранить историю., хотя есть художественные, киношные допуски — куда без них, это законы жанра. Но все-таки множество моментов в «Финале» биографически достоверны. Кроме того, сценарий писался на основе бесед с Владимиром Романовичем Алекно.

Какие, например, моменты пришлось изменить, приукрасить ради художественного приема?

— У Владимира Романовича действительно было тяжелое восстановление после травмы. В фильме речь о ноге, а в жизни случилась травма спины.

— Нет ли опасений, что фильм раскритикуют за недостоверное, неточное изложение фактов?

— Тогда нам надо было снимать документальное кино, поскольку художественное живет по своим жанрам. Понимаете, всегда есть и будут недовольства, мы с этим уже сталкивались. Очень тяжело угодить всем в таких вещах. Тем более сложность заключалась еще и в том, что события достаточно свежи. И дело не в том, что со спиной у Алекно были проблемы или с коленом. Дело в том, что человек преодолел себя, восстановился, вернулся к жизни и добился невероятных высот.

Напомню, мы заложили совершенно другие посылы в кино, правильные. Даже если произносить такие громкие фразы, как любовь к Родине, но она же тоже должна проходить через какие-то жесты, поступки. Целевая аудитория кинотеатров — это молодые люди в возрасте 18–25 лет. С ними через наше кино мы и пытались поговорить о таких важных вещах.

Почему мы говорим, что не могли снять эпопею на три-четыре часа, а уложились в полтора? Потому что нужно сохранять темп, динамику. Все-таки есть большая разница между поколениями. Это мы привыкли и можем смотреть кино долго, думать, а сейчас клипмейкерское сознание, картинка должна меняться постоянно. Получилось у нас или нет войти в эти рамки — отдельная история, но мы хотели поговорить с тем зрителем, который сейчас есть. И донести до него основной посыл фильма о правильности выбора, о любви к Родине, о том, что не нужно опускать руки и так далее.

«Почему мы говорим, что не могли снять эпопею на три-четыре часа, а уложились в полтора? Потому что нужно сохранять темп, динамику» «Почему мы говорим, что не могли снять эпопею на три-четыре часа, а уложились в полтора? Потому что нужно сохранять темп, динамику» Фото предоставлено пресс-службой фильма «Финал»

— Вы озвучили важную мысль, что «Финал» снят по свежим событиям. Действительно, ваш проект чуть ли не первый пример, рассказывающий о недавнем спортивном успехе. До этого были спортивные драмы о победах в советское время: «Легенда №17», «Движение вверх», фильм о главном вратаре XX века Льве Яшине.

— Да, люди, интересующиеся спортом, даже если сейчас им по 20 лет, теоретически могли смотреть Олимпийские игры в 2012 году. А в нашем случае, например, волейболист Максим Михайлов, который участвовал в том легендарном матче, до сих пор играет в казанском «Зените». Кстати, у нас в фильме есть также камео Сергея Тетюхина. Если вы посмотрите ленту, в сцене, когда актеру, играющему Тетюхина, приносят носки, у него такой флешбэк, воспоминания, в этом эпизоде снимается настоящий Тетюхин. Это, кстати, можно считать ответом на вопрос, как волейболисты, участвовавшие тогда в Олимпиаде в Лондоне, относятся к нашему фильму. Думаю, они бы не захотели в нем сняться, если бы им не понравилось.

— В отличие от упомянутых фильмов, так как я уже посмотрела «Финал», вы сказали, что волейбола в нем не так много, есть ощущение, он получился несколько камерным, отчего история становится более личной для каждого зрителя.

— Да, действительно, он получился камерным, но масштабным, со спецэффектами и крутой графикой, это были большие серьезные съемки. Просто же через личные взаимоотношения, переживания мы хотели донести посыл зрителям, нам всем, о больших правильных вещах. Если вернуться к вопросу о воспитательной функции нашего кино, в начале картины есть диалог между главным героем (молодым Владимиром Алекно и его тренером), который только что забрал своего воспитанника из отделения милиции после драки. В этом эпизоде главный герой поступательно начинает идти к своим достижениям, это поучительный момент и для зрителя.

Сейчас в школе — и мне это очень нравится — поднимают флаги, а был период, когда этого не делали. Таким образом действительно идет воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения. Мы тоже постарались показать это в нашем фильме, но не специально, а через личностные переживания, через чувства главных героев. О чем они говорят? О том, что Родина — как воздух: ты просто дышишь и не думаешь о нем. Так же Родина: пока ты живешь, ты не задумываешься о ней, а вот если что-то случается…

«Жизнь Алекно настолько яркая, что так и просится снять фильм» «Жизнь Алекно настолько яркая, что так и просится снять фильм» Фото предоставлено пресс-службой фильма «Финал»

«Ирек Борисович — очень критичный зритель, который хорошо разбирается в кинематографе»

— Любопытный факт о «Финале»: автор идеи фильма Ирек Богуславский — один из влиятельнейших людей в Татарстане, бизнесмен и меценат. Расскажите подробнее об этом.

— Более того, Ирек Борисович даже принимал активное участие в написании сценария, в фильме есть его авторские эпизоды. Точнее, основной первоначальный сценарий был написан братьями Владимиром и Олегом Пресняковыми, а доработку с адаптацией сценария делали Анатолий Шатских и Ирек Борисович. Его вовлеченность в проект просто удивительна! Открою небольшой секрет: его связывают дружеские отношения с Владимиром Романовичем, и из этой дружбы родилась идея кино. Согласитесь, жизнь Алекно настолько яркая, что так и просится снять фильм. Мы и начали воплощать идею Ирека Борисовича, писать сценарий в конце 2022 года, съемки начались в середине 2023-го. А выходит «Финал» только в этом году, поскольку, как я уже сказал, на определенном этапе мы поняли, что все, что есть в сценарии, в рамки одного кинопроекта не уместить. Поэтому мы поменяли стратегию.

— А что его привлекло в этой ситуации? Яркая спортивная победа или тот факт, что такой известный тренер был связан с Казанью?

— Ирек Борисович очень критичный зритель, который хорошо разбирается в кинематографе. Ему и принадлежит глобальная идея фильма: через язык киноискусства донести до молодых людей, которые сейчас, возможно, на перепутье, как важно делать верный шаг. Причем в моменте ты можешь не понять, правильно ты сделал или нет, но потом по прошествии времени сможешь сам себе сказать: «Слушай, я же тогда действительно поступил как надо». Фильм получился обучающим для молодежи.

Это очень тонкий момент, понимаете? С одной стороны, собрать художественный умный образ, чтобы понравиться зрителю, с другой — оставаться бережными к событиям и людям, принимавшим в них участие. По секрету скажу, что материала, который мы снимали весь 2024 год, так много, что не хотим останавливаться на одном фильме. Может, это все станет сериалом.

— Сериал? Любопытно! На какой стадии он сейчас?

— На самом деле, у нас уже есть стратегическое решение, что из отснятого материала дальше можно будет сделать отдельный сериал. Упаковать все в фильм, повторю, было бы техническим нарушением законов жанра, это разрывало бы целостность картины. Мы сейчас активно прорабатываем сценарий.

А у сериала другие законы, можно параллельно развивать несколько линий, показать личную драму каждого игрока, рассказать о событиях, которые происходил вокруг и т. д. Естественно, имеющийся материал надо будет доснимать, доделывать, видоизменять сценарий, но воплотить новую концепцию будет уже проще.

Плюс сериал более вольный в плане расстановки сил героев. Грубо говоря, когда ты снимаешь кино о реально существующих живых персонажах, которые находились рядом с нами в ходе работы, не все идеи с ходу можно было воплотить. Например, тяжело находить антагониста в такой ситуации, а все герои хорошими не бывают. Потому сериал можно сделать немного более раскрепощенным, повысить градус конфликта и подойти к возрастному цензу 18 плюс (смеется). Сейчас у «Финала» возрастное ограничение 12 плюс.

«Да, профессиональные волейболисты отличат актеров от настоящих спортсменов, но мы постарались сделать так, чтобы движения наших героев были максимально похожими на движения профи» «Да, профессиональные волейболисты отличат актеров от настоящих спортсменов, но мы постарались сделать так, чтобы движения наших героев были максимально похожими на движения профи» Фото предоставлено пресс-службой фильма «Финал»

«Многие скажут, что волейбол немножко проигрывает в медийности. Я скажу, что он популярен»

— Кстати, все спортсмены у вас в фильме как на подбор: высокие, статные, хорошо сложенные — настоящие волейболисты. Сложно подобрать такой каст?

— Во-первых, у нас прекрасный кастинг директор. Во-вторых, расскажу любопытный факт: на стенке нашего офиса висит линейка в 2,5 метра. И все кандидаты на роль волейболистов (рост их должен был быть не ниже 185 сантиметров) сначала подходили к стенке, а потом читали монолог. Мы не могли обмануть потенциальных зрителей-волейболистов. Дело в том, что в каждом виде спорта есть свои наработанные движения тела, рук, свои приемы. Если бы наши актеры фальшивили, это сразу бы бросалось в глаза. Чтобы этого не допустить, они практически три месяца 4 раза в неделю по 2,5 часа занимались волейболом.

И тут есть еще одна сложность — техническая. Если вы снимаете хоккей, можно надеть форму на любого человека и снимать его. Бегают все плюс-минус одинаково, поэтому при съемках футбольной драмы можно снять верх актера, а ноги — профессионального футболиста. А волейбол технически сложнее. Представляете, одна атака — и должны быть синхронизированы как минимум три человека: принимающий, пас, удар и так далее. И актерам приходилось объяснять некоторые нюансы, скажем, чтобы они не разбредались по площадке.

Да, профессиональные волейболисты отличат актеров от настоящих спортсменов, но мы постарались сделать так, чтобы движения наших героев были максимально похожими на движения профи. Впрочем, сборную Бразилии, с которой наша команда играла в финале Олимпиады в Лондоне, мы разбавили настоящими волейболистами. Тут уже никуда не деться (смеется).

— Какие у вас ожидания от проката? Кому, кроме волейбольных фанатов, стоит прийти и посмотреть фильм?

— Здесь ничего говорить не будем, дождемся выхода фильма в прокат 8 мая. Посмотрим на реальные цифры, все-таки любое кино должно иметь коммерческую составляющую. Но после этого фильма точно больше людей должны начать заниматься волейболом. Многие скажут, что он немножко проигрывает в медийности. Но я скажу, что он популярен. Это круглогодичный вид спорта. Когда вы летом ходите на пляж, во что играете? Не в хоккей же. Глобально многие играют в волейбол.