«Мы с нашим главным бухгалтером посчитали: налоги почти в 2 раза увеличились! При этом нужно соблюдать уровень сервиса, доступную стоимость номеров, чтобы людей не отпугивала цена», — констатируют отельеры, жалуясь, что отрасль после ковида стала непривлекательной для работников. Зато она магнитом притягивает все новых игроков: гостиничный фонд в 2025 году вырастет на рекордные 580 очень качественных номеров, при этом больше трети прежнего фонда нуждается в обновлении. Все о рынке, полном вызовов и неожиданностей, трендах, новых проектах и самых гостеприимных людях Казани — в материале «БИЗНЕС Online».
Глобальные мероприятия выступают живой рекламой Казани, да и власти работают: туристические комитеты города и республики обрабатывают турагентов из Китая и стран Персидского залива, приглашая их в Татарстан
«Рынок становится немножко хабалистым»
К летнему туристическому сезону казанские отели подходят одновременно и в плюсе, и в минусе. Беспрецедентная мобилизация всех ресурсов к БРИКС, вынужденные миллиардные инвестиции в реновацию и создание зашкаливающего количества президентских люксов качественно прокачали индустрию гостеприимства. Да, себестоимость номера в моменте выросла на 100–150%, зато, казалось бы, какой задел на будущее. Да и совокупная выручка первых пяти самых финансово успешных отелей выросла за год почти на 700 млн рублей.
На руку играет и растущая туристическая привлекательность — глобальные мероприятия выступают живой рекламой Казани, да и власти работают: туристические комитеты города и республики обрабатывают турагентов из Китая и стран Персидского залива, приглашая их в Татарстан. Тесная продуктивная коммуникация бизнеса и госорганов тоже большая редкость и большое подспорье, причем ее подтверждают самые разные независимые друг от друга игроки. Но и проблем на рынке хватает.
Всего в Казани сегодня 235 средств размещения. Больше половины из них вообще не имеет «звезд». Но если даже смотреть на серьезных игроков, по всем правилам прошедших классификацию, основная масса объектов старше 5–7 лет, а это значит, что уже произошла определенная амортизация, после которой требуется как минимум косметический ремонт. Объекты старше 10–15 лет зачастую устаревают идеологически, но проводить масштабные изменения сегодня слишком дорого и тяжело.
«Перед саммитом БРИКС мы обновляли бо́льшую часть номерного фонда. Но все равно не все были вовлечены в этот процесс. Думаю, процентов 30–40 все еще нуждается в обновлении. Сейчас появился Ak Bars Golf & Resort, он хоть и находится не в историческом центре, это не пугает гостей. Открылся отель „Муниб“ — „четыре звезды“, летом ждем открытия Millennium Panorama — это „4−5 звезд“. Все это очень хорошее подспорье, потому что отелей „пять звезд“ последние 2–3 года катастрофически не хватало, а гостей, рассчитывающих на такой уровень размещения, было довольно много. Они будут всегда востребованы, если выработают правильную ценовую политику и станут оказывать качественный сервис», — говорит руководитель комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова.
Еще одна особенность казанского гостиничного рынка в том, что его лица — это управляющие, а не владельцы. По словам источников, львиная доля учредителей не особо вникает в детали работы, полностью полагаясь на менеджеров. И порой это приводит к неожиданным результатам.
«Когда готовились к БРИКС, управляющих, как правило, не собирали, имелся запрос именно на собственников. Последние, приезжая на совещание, вынуждены были вникать в дела отеля, а они этого делать обычно не хотят, потому что отель у них, как правило, не единственный актив, — объясняет ситуацию один из игроков рынка. — Отельные инвестиции долгие. Собственники вкладываются в отель, когда уже есть какая-то финансовая база. И конечно, никто из них не ожидает, что, построив гостиницу, наняв профессионального управляющего за энное количество рублей, они еще будут ездить по заседаниям, получать нагоняи, ездить в прокуратуру…»
Настоящие проблемы начинаются тогда, когда невовлеченные учредители ставят неопытных управленцев. «На рынке в последние несколько лет появилось очень много непрофессиональных игроков, без опыта и понимания, как развивается индустрия. Качество услуг из-за этого очень сильно страдает. Есть определенные выверенные стандарты, а когда их берут из головы… рынок становится немножко хабалистым. Это портит впечатление от всей индустрии в целом», — рассуждает Инга Гадзаова, президент ассоциации отелей Казани и РТ, в которую входят 59 юрлиц и 79 объектов размещения.
По ее словам, индустрия привлекла многих непрофильных предпринимателей как раз на волне масштабных мероприятий. «Конечно, картинка со стороны выглядит красиво, но тот, кто давно работает, видит весь массив сложностей. Эту сферу не просто надо любить, ею нужно жить, потому что миллиардов на гостиничном бизнесе не заработаешь», — подчеркивает она. По словам Гадзаовой, рентабельность казанских отелей достаточно низкая, а не в сезон может оказаться и нулевой. В среднем по году рентабельность объектов только с номерным фондом без дополнительных точек генерации прибыли вроде спа и ресторанов оценивается ею в 30–40%. При этом минимальная загрузка для окупаемости должна составлять не менее 60%.
Молодежь все менее охотно идет работать в гостиничную сферу, а талантливые кадры переманивают даже в Дубай
Переток в квартиры, кадровая катастрофа и удвоившиеся налоги
Жизнь отельеров усложняют как долгосрочные проблемы вроде кадровой, так и нововведения.
Усиленная конкуренция. Причем не только друг с другом, но и с «посуткой». По оценке директора сети отелей «Регина» Эльзы Ахметхановой, отток туристов в квартиры достигает 20–25%. Часть путешественников привлекает низкая по сравнению с отелями стоимость, часть из них — возможность разместиться большой компанией.
По оценке директора сети отелей «Регина» Эльзы Ахметхановой, отток туристов в квартиры достигает 20–25%
Кадры. «К сожалению, наша отрасль в какой-то момент стала непривлекательна», — констатируют отельеры. Переломом оказалась пандемия, когда многие отели закрылись и были вынуждены отправить сотрудников в неоплачиваемый отпуск. А у людей кредиты, ипотеки, семья — и все пошли в курьеры, где больше платят, где гибкий график… Поговаривали, что кто-то из отельеров в один момент взял и всех сотрудников сделал самозанятыми.
«У нас есть прекрасные вузы, но они выпускают сравнительно небольшое количество специалистов, мы их не видим — все разъезжаются в Дубай, Сочи, кто куда может. Поэтому перед туристическим сезоном, когда нехватка будет особенно острой, мы собираем у членов нашей ассоциации данные, какие вакансии им необходимо закрыть. Будем привлекать ассамблею волонтеров, чтобы хотя бы частично перекрыть дефицит», — говорит Гадзаова. При этом отельеры, по ее словам, в последнее время ощутимо подняли зарплаты. Сейчас администратор в любом отеле вне зависимости от графика работы, должностных обязанностей, нагрузки и номерного фонда точно получает не менее 50 тыс. рублей.
Директор УК «Зорге Хоспитэлити» (отели Ramada, «Особняк на Театральной», «Олимп») Татьяна Ильченко же обращает внимание, что никто не хочет трудиться ночью, из-за чего приходится ограничивать работу ресторана. «Стереотипно считается, что в отелях работает только молодежь, но мы рады кандидатам всех возрастов. Сейчас, например, в одном из наших отелей трудится ночной администратор старше 50 лет, и мы этому очень рады, — рассказывает она. — Некоторые соискатели предполагают, что ночью при отсутствии заказов можно спать, но работа есть всегда, и это им не очень нравится».
«У нас есть свой кодекс гостеприимства с достаточно высокими стандартами. При этом в Казани имеется необходимость в создании образовательного кластера в сфере гостеприимства, где бы преподавали эксперты, профессионалы, практики со всего мира, которые бы транслировали разные направления, влюбляли бы в эту сферу», — видит выход Санникова.
Налоги. «Мы с нашим главным бухгалтером посчитали: налоги почти в 2 раза увеличились, — рассказывает учредитель отеля Suleiman Palace Камила Абунагимова. — В прошлом году было 1,5 миллиона, а в этом — 3 с чем-то. При этом нужно соблюдать уровень сервиса, доступную стоимость номеров, чтобы людей не отпугивала цена. Также хотелось бы, как любому бизнесу, сохранить уровень рентабельности и прибыль хотя бы на уровне прошлого года, не говоря уже о корректировке на уровень инфляции».
Генеральный менеджер DoubleTree by Hilton Kazan City Center Алина Сычева обращает внимание на кропотливость расчетов турналога. «Нам нужны еще бухгалтеры, потому что на это очень много времени уходит. Помимо турналога, нужно собирать документы на льготные категории граждан. Работа очень объемная, это не только ударило материально, но и сказалось негативно на трудовых ресурсах. Турналог в том числе вызывает рост цен, потому что это лишние расходы отеля», — говорит она. Еще сложнее все в самых бюджетных средствах размещения, имеющих, к своему несчастью, «звезду». «В хостеле, например, койко-место — 1 тысяча рублей: сюда входит и зарплата, и все-все-все. Я плачу турналог — 100 рублей, остается 900. Если эта тысяча пришла через эквайринг, еще комиссия банку 2 процента и так далее», — приводит нехитрую арифметику президент ассоциации отельеров.
Самые внушительные финансовые показатели, разумеется, у казанского «Корстона», который с 2019 года находится под управлением бывшего первого замначальника татарстанской таможни Ильдара Минвалеева
Пять «пятерок»
Пятизвездочные отели чувствуют себя лучше всех, в один голос говорили все эксперты на недавнем круглом столе «БИЗНЕС Online» — и они не ошиблись. Совокупная выручка четырех «пятерок» только за последний год, по самым грубым подсчетам, увеличилась приблизительно на 400 млн рублей — в плюсе оказались сразу все.
Наиболее внушительные финансовые показатели, разумеется, у казанского «Корстона». Первая очередь открылась 14 ноября 2006 года и была задумана как казино с отелем — отсюда специфическая планировка и отсутствие окон. Но проект ввели в эксплуатацию одновременно с законом об игровых зонах, так что казино в «Корстоне» проработало только 16 дней, а потом владельцам пришлось экстренно переосмысливать концепцию. В июле 2013-го, к Универсиаде, была введена в эксплуатацию 25-этажная башня Korston Tower «четыре звезды», где на 25-м этаже открыли первый клубный ресторан в Казани Extra Lounge. С 2019 года проект находится под управлением бывшего первого замначальника татарстанской таможни Ильдара Минвалеева. Сам президент «Корстона» Анатолий Кузнецов старается держать руку на пульсе из Майами.
По итогам прошлого года «Корстон» зафиксировал выручку в 1,6 млрд рублей и закончил 2024-й с чистой прибылью 245,1 млн рублей. Но надо понимать, что это не только гостиничный бизнес в чистом виде: комплекс состоит из пятизвездочного и четырехзвездочного отелей, дринк-молла, банкетных и конференц-залов и фуд-молла. Так что деньги приносят не только отдыхающие туристы, но и аренда инфраструктуры. «Изначально это было очень пафосное место с дорогими магазинами и ресторанами, сейчас контингент несколько изменился, да и номерной фонд подустал, — оценивает один из экспертов издания. — Хотя место потенциально интересное с точки зрения MICE-туризма: у нас нет отелей с таким объемом номерного фонда и конференц-залов».
«Мираж» — первая в Казани пятизвездочная гостиница, открытая к тысячелетию города. Первый владелец — Радик Шаймиев, но с 2017 года она находится под управлением его давнего партнера — Алика Цоя, директора спортивного клуба «ТАИФ», от имени которого Шаймиев выступал на автогонках. За 2024-й выручка отеля составила 536,7 млн рублей. «В 2004 году отель был очень неплох: его спроектировали по дизайну итальянца Марко Пива, он первым в городе соответствовал всем пятизвездочным нормам. Но сегодня „Мираж“ и, например, „Лучано“ — две абсолютно разные „пятерки“», — говорят источники. Что, впрочем, не мешает отелю стабильно принимать главных мировых звезд — от актера Стивена Сигала до президента КНР Си Цзиньпина.
«Отельное» юрлицо комплекса Luciano Гульсины Миннихановой — ООО «УК Лучано» — отчиталось о скромных 134,4 млн рублей выручки за прошлый год. Но, в отличие от «Корстона», за каждое направление, судя по сервису «Контур.Фокус», здесь отвечает отдельная компания: например, ООО «Медицинский Оздоровительный Центр „Лучано“» выручило 402 млн рублей. Известно, что за оздоровительными программами сюда — в основном негласно — приезжают VIP'ы очень высокого уровня.
Kazan Palace by Tasigo принадлежит Эролу Табандже, главе турецкого ООО «Дайнамик Глобал»
Kazan Palace Hotel by Tasigo — это «отдельное государство» со своими стандартами гостеприимства, отмечают эксперты. Пятизвездочный отель принадлежит Эролу Табандже, главе турецкого ООО «Дайнамик Глобал», который еще пару лет назад планировал инвестировать в жилье и апартаменты элиткласса на улице Бутлерова — прямо на холме за памятником Вахитову. Строительство там пока не началось, а вот отель у него удался: игроки рынка отмечают, что управляющая Севда Озтетик (Мусайева) провела колоссальную работу, чтобы перестроить мозги персонала на раздельный сбор мусора и разумное потребление (от принципов уборки до материала тапочек и зубных щеток).
Kazan Palace Hotel by Tasigo — это «отдельное государство» со своими стандартами гостеприимства, отмечают эксперты
В этом году в Казани (технически в Займище) открылся пятый пятизвездочный отель — Ak Bars Golf & Resort на 52 номера, который принадлежит «Связьинвестнефтехиму». Согласно базе данных «Контур.Фокус», в равных долях им владеют сам СИНХ и принадлежащее ему ООО «Дом печати на Баумана». «И они сделали очень правильный ход, назначив управляющим опытнейшего Тимура Хайбулина, который раньше дирижировал казанским „Ибисом“. Несмотря на удаленность от центра Казани, это мощная заявка на рынке», — говорят эксперты. Одна из сильных позиций — местный ресторан: говорят, что кухню ставил Артем Лаптев, бренд-шеф Fine Group.
К слову, «пятерки» есть и за пределами Казани: Minger Med Spa 5* в Сабинском районе и Kol Gali Resort & Spa в Болгаре. По словам нашим собеседников, второй в последние годы стал здорово выделяться под управлением Игоря Дубова — человека из команды Виталия Большакова, опытного управленца, директора отеля «Ногай» на Баумана.
Как отмечают источники, с прошлого года «Ривьера» сменила свою маркетинговую стратегию: команда стала работать с более высокой ценой и меньшей загрузкой
Рынок «четверок»: сбитые летчики и новые объединения
В плеяде четырехзвездочных средств размещения выделяется «Ривьера». Отошедший еще в 2020 году к структурам «Ак Барса» комплекс возглавляет Валерий Бардаков. В учредителях отеля-высотки на берегу Казанки значится ООО «Центр гостеприимства», зарегистрированное в Елабуге. Его бенефициаром вместе с Бардаковым является Антон Семенов, управляющий известным казанским ТЦ «Тандем». Выручка «Ривьеры» за 2024-й превышает миллиард рублей, чистая прибыль — 41 млн рублей. Как отмечают источники, с прошлого года «Ривьера» сменила свою маркетинговую стратегию: команда стала работать с более высокой ценой и меньшей загрузкой. «Представляете, при высокой загрузке какая амортизация номеров. Они уже не новые, да и вообще есть мировая практика, когда после 4−5 лет эксплуатации 10 процентов номерного фонда должно быть постоянно в ремонте», — объясняют решение эксперты. А кто-то с ностальгией вспоминает времена управления Елены Войтко. «Она сама по себе сильный рекламщик, и тогда было ощутимо поживее. Но нельзя забывать, что в ее времена и сам отель был поновее, и она не застала сегодняшнего кадрового голода», — говорят игроки.
Гостиница «Ногай» в прошлом году превратилась из трехзвездочного отеля в четырехзвездочный — это уникальное явление на казанском рынке
Единогласно все отмечают и гостиницу «Ногай»: при бессменном руководителе Виталии Большакове в прошлом году она превратилась из трехзвездочного отеля в четырехзвездочный — это уникальное явление на казанском рынке. Эксперты сходятся, что это пример очень качественного сервиса и высокого уровня гостеприимства, так что повышение неслучайно. Более того, несмотря на постоянную загрузку, команда Большакова всегда готова прийти на помощь: разместить вынужденных переселенцев, погорельцев, людей, пострадавших при атаке дронов на ЖК «Лазурные небеса».
Особняком в сегменте «четыре звезды» стоят мировые сети, куда едут как минимум из-за узнаваемости бренда. Их четыре: Courtyard by Marriott Kazan Kremlin, Ramada by Wyndham Kazan City Center, DoubleTree by Hilton Kazan City Center, а также был Park Inn by Radisson, который «сдался» в руки крупнейшей российской гостиничной сети Cosmos (входит в структуру АФК «Система») еще в 2021 году.
Marriott под стенами Кремля продолжает успешно принимать постояльцев, во время БРИКС, например, премьер-министра Вьетнама Фам Минь Тиня
Казанский Marriott, которым с 2016 года владеет ВТБ, не сильно затронул уход американской гостиничной сети с рынка после начала СВО. Свое название «Гостиничная компания», владеющая отелем, менять отказалась, а резкий разрыв отношений назвала «неправомерным и неприемлемым». Несмотря на все это, Marriott под стенами Кремля продолжает успешно принимать постояльцев, во время БРИКС, например, премьер-министра Вьетнама Фам Минь Тиня. Наши собеседники выделяют особый профессионализм управляющей отелем Александры Якушевой.
В DoubleTree by Hilton правит Алина Сычева. На этом посту она сменила Элизу Сагитову, которая перешла в DION INN. Активно участвует в делах своего детища и сама собственница отеля DoubleTree — Людмила Геращенко. Как рассказала «БИЗНЕС Online» Сычева, после приостановки маркетинговой деятельности Hilton российские отели сети больше не участвуют в акциях и рассылках. Теперь гостинице приходится заботиться об этом самостоятельно. Причем программа лояльности для клиентов продолжает работать. И это скорее исключение из правил.
«На нашем рынке есть четыре международных сетевых отеля, но три из них — сбитые летчики! Несмотря на сохраняющийся доступ к бренд-стандартам, например, в Ramada, международные программы лояльности не работают. Бренды делают вид, что нас нет, а мы делаем вид, что их нет, потому что из-за санкций у нас нет технической возможности осуществлять платежи за границу», — объясняет Ильченко, много лет дирижирующая отелем Ramada. Модель управления, кстати, здесь недавно изменилась. В 2022-м казанское АО «Джи-групп», владеющее «Унистроем», вышло из гостиничного бизнеса и продало за 660 млн рублей четырехзвездочный отель Ramada и трехзвездочные отели «Олимп» и «Особняк на Театральной» бывшему директору по развитию «Унистроя» Хаджимурату Газалиеву. В этом году данные объекты размещения перешли под управление УК «Зорге Хоспитэлити», которую возглавила Ильченко. Ее в отрасли уважают как одного из трендсеттеров, которая вечно находится в поиске лучших и нестандартных решений. «Представляете, к БРИКС в люксе Ramada появились холодильники для косметики! Такого еще никто не делал», — оценивает один из крупных экспертов.
«Цель создания управляющей компании — делегирование и централизация управления гостиничными активами, — рассказывает сама Ильченко. — Сотрудники нашей УК — это специалисты экспертного уровня, которые всегда берут ответственность за результат. На 10 человек у нас свыше 113 лет общего стажа в отельном бизнесе». В дальнейших планах не только управление гостиничными объектами, но и планы по обучению. Есть мысли и по созданию в будущем своей собственной сети.
До сих пор в Татарстане самой известной сетью оставалась «Регина», основанная Михаилом Скоблионком. Он входил в ту редкую когорту владельцев, кто непосредственно старался управлять своими объектами и вникать в их дела, а не передавать все на откуп опытных управленцев. «Сеть „Регина“ достойна уважения, они всегда старались развиваться и расти, хотя это экономвариант. Удержат ли планку после смерти Михаила Абрамовича — большой вопрос, но пока сохраняется команда и все остается на том же уровне», — делятся наблюдениями эксперты.
Среди собственников отелей, старающихся держать качество услуг на международном уровне, с неравнодушием подходящих к гостеприимству, наши собеседники выделяют собственника «Биляр Палас» Булата Нагаева, владельца одноименной сети ресторанов и ТЦ «Франт», владельца «Релита-Казань» Рената Залялова. С 2021-го еще одной «четверкой» — Suleiman Palace — управляет дочь основателя отеля, известного рантье Сулеймана Абунагимова Камила Абунагимова. С ее приходом в отеле начался процесс реновации, появился (и уже разобрался) президентский люкс. Набираться управленческого опыта девушка ездила к известному петербургскому отельеру Юнису Теймурханлы, владельцу отеля «Гельвеция».
Но встречаются и отраслевые пожелания. «Есть опытные игроки, которые запускались, когда не было такой конкуренции, а сейчас сильно проигрывают, — например „Шаляпин“. С учетом того, какой огромный холдинг, сколько у него направлений, можно уж было бы найти ресурсы на обновление», — намекают игроки на «Эдельвейс Корпорейшн». Впрочем, выручка едва не достигла полмиллиарда, а вот прибыль за прошлый год составила всего 7,2 млн рублей.
В категории «троек» находится старейшая гостиница Казани — «Татарстан»
Рынок «троек»: самая старая гостиница Казани, татарские усадьбы и отель с криминальным шлейфом
Самая многочисленная из всех «звездных» категорий отелей — гостиницы категории «три звезды». Всего в Казани их насчитывается 49. Самым громким событием на рынке трехзвездочных отелей стал уход французской сети Ibis и приход на ее место российской сети Azimut Александра Клячина. По данным источников, компания давно планировала зайти на казанский рынок, но никак не могла найти подходящий объект. Новые владельцы здания на Право-Булачной уже запустили обновление номерного фонда. Управление первым в Татарстане отелем российской сети доверили Нане Загидуллиной, которая руководит Azimut в Уфе. Казанские отельеры знакомы с Загидуллиной давно: она начинала карьеру с администратора на ресепшене в «Сафар-отеле», доросла до менеджера по бронированию гостиниц, затем работала в Marriot, уфимском «AMAKS Турист Отель» и открывала клуб-отель «Корона».
По размеру выручки на конец 2024 года (236,8 млн рублей) Azimut вошел в топ-30 самых богатых отелей Казани, однако по сравнению с 2023-м она снизилась на 15%. Чистая прибыль гостиницы выглядит завышенной — 346,1 млн рублей. Открывшийся в прошлом году на месте Ibis «Азимут» тоже решил взяться на обновление номерного фонда и общественных зон. «На данный момент часть работ уже выполнена — закончен ремонт общественных зон отеля со второго по пятый этаж», — рассказали в отеле.
Интересно, что в трехзвездочном сегменте отель уступил по выручке лишь сети отелей «Берисон», которой владеют основатель сети стоматологических клиник «Стомус» Ильдар Галимов и основатель сети пекарен «Жар Свежар» Ирек Галиев. «Берисон» объединяет под своим названием два трехзвездочных отеля и два двухзвездочных. Выручка на конец 2024 года составила 263,7 млн рублей, а чистая прибыль — всего 36,6 млн рублей.
В категории «троек» находится старейшая гостиница Казани — «Татарстан». В этом году исполняется 55 лет с момента ввода в эксплуатацию знакового объекта в центре города. И если сейчас советское наследие отеля привлекает более бюджетных туристов, то раньше в гостинице останавливались немногочисленные иностранцы, актеры, кумиры эстрады. Много лет «Татарстан» возглавляет Оксана Беляева. Крупнейшие владельцы гостиницы, каждому из которых принадлежит по 29,9% акций, — Юрий Михайлов и Беляева. Еще 6% акций — у Ядыкара Аюпова, 0,01% — у Дании Гилазиевой. Выручка старейшего казанского отеля за 2024 год — 312,9 млн рублей, прибыль — 55,9 млн рублей.
В категории «три звезды» находятся отели с национальным уклоном, расположенные в Старо-Татарской слободе: «Татарская усадьба» и «ТатарИнн»
В категории «три звезды» находятся отели с национальным уклоном, расположенные в Старо-Татарской слободе: «Татарская усадьба» и «ТатарИнн». Первый проект, открывшийся больше 10 лет назад, возглавляет Венера Шагиахметова. Еще тогда, в 2014 году, задолго до всех трендов на локальное, гостям стали предлагать на шведском столе национальные блюда и готовили в печи. Отель по соседству — «ТатарИнн» — возглавляет Анатолий Налетов. Проект Шагиахметовой в 2024-м получил прибыль в размере 4,3 млн рублей при общей выручке в 172,8 млн рублей. «ТатарИнн» в 2024 году нарастил выручку на 32% до 118 млн рублей, чистая прибыль — 24,6 млн рублей.
Еще одна популярная «тройка», причем расположенная за пределами центра, — отель «Новинка». Пользователи отмечают вкусные завтраки, хорошее обслуживание и наличие бассейна с сауной. С 2020-го 60-процентная доля — у Константина Демченко, который является и директором отеля. 30% находятся в собственности у Людмилы Ахтямовой, а еще 10% — у Наиля Биктемирова.
Отель «Мано», названный в честь матери Вагана Мкртчяна — владельца некогда популярного ресторана «Шашлычный двор», когда-то рассказывавшего, что он давний друг небезызвестного в криминальных кругах Фирдината Юсупова (Феди-«Первака»), тоже чувствует себя на рынке относительно неплохо: выручка за 2024 год увеличилась на 29% и достигла 142,6 млн рублей, а чистая прибыль превысила 6 млн рублей.
Оптимисты ждут открытия Millennium Panorama летом, пессимисты — абстрактно — в 2025 году
Затянувшаяся стройка под «Миллениумом», потенциальный кластер под Кремлем и другие отельные перспективы
Главное открытие, которое затягивается уже более чем на полгода, — это отели Millennium Panorama. Мегастройка Равиля Зиганшина, где работал ударными темпами каждый 25-й строитель республики, должна была завершиться уже к октябрьскому саммиту БРИКС, следующей точкой икс были майские праздники, потом — KazanForum, но, как рассказала «БИЗНЕС Online» директор АИР РТ Талия Минуллина, объект так и не сумели ввести в эксплуатацию. Теперь оптимисты ждут открытия летом, пессимисты — абстрактно — в 2025 году. Зато у объекта есть все шансы дошлифовать все до мелочей, тем более что генеральным менеджером стала опытный профессионал Гульнара Сафина — бывший заместитель председателя госкомитета Татарстана по туризму. Коллеги по цеху ждут результата с тревогой. «Для всего рынка, учитывая текущую загрузку, чем позже они откроются, тем лучше. Они будут агрессивно пытаться завоевать клиентов», — считают источники. Часть отельеров и вовсе готовится снижать цены после запуска Millennium Panorama, дабы не потерять гостей.
Опасения оправданы, в 2025 году гостиничный фонд Казани пополнится примерно на 580 номеров (Millennium Panorama, Ak Bars Golf & Resort, «Муниб» и Nox) — такого прироста не было давно. Причем речь идет об очень качественных средствах размещения, к тому же в сильных руках.
Но это не предел, в ближайшую пятилетку отельный рынок Казани может заметно расшириться — курс на 5 млн, а то и 10 млн туристов никто не отменял. Готовится к открытию в «янтарном» особняке XIX века на углу Большой Красной и Жуковского бутик-отель Nox Лейлы Шаймиевой, в соцсетях проекта обещают запуск уже в текущем году. Сооснователями выступают Руслан Губайдуллин (проекты «Культ», «Сетка», Manufact в Казани, Silencio в Москве) и дочь известного в Закамье девелопера архитектор Диана Бибишева. Из уже проработанных проектов: компания «ЖИК» депутата Госсовета РТ Эмиля Хуснутдинова строит гостиницу на улице Петербургской. Помимо номеров, в здании расположится ресторан. Срок сдачи объекта — III квартал 2025 года. Кроме отеля в самом центре Казани, ЖИК вводит в эксплуатацию здание гостиницы-долгостроя на Волгоградской. В обновленном отеле будет 91 номер. Задерживать туристов на подольше в комплексе «Туган Авылым» планирует Радик Абдрахманов. У него в планах построить отель.
В ближайшую пятилетку отельный рынок Казани может заметно расшириться — курс на 5 млн, а то и 10 млн туристов никто не отменял
Но есть и плеяда еще не заявленных широко проектов. Целый кластер отелей может появиться под Кремлем, в треугольнике, образованном улицами Батурина и Карла Маркса. Сейчас, по данным «БИЗНЕС Online», идут переговоры с собственниками земельных участков, проекты согласовываются с городскими властями. «Понятно, что есть амбиции сделать в этой локации хороший отель, но для „пяти звезд“ понадобится соответствие ряду требований: должен быть бассейн, фитнес-зал и так далее», — размышляют эксперты. Хватит ли земли, чтобы все разместить, покажет время.
Недалеко от исторического центра может появиться большой трехзвездочный отель от уже известного казанского игрока, который должен удовлетворять спрос организованных групп. «Это будет достаточно бюджетное размещение, но качественное, с хорошими стандартами сервиса», — говорит один из источников издания.
Небольшой объект размещения может появиться и на берегу Кировской дамбы, где строится акватермальный комплекс. Планируется открытие отеля и на улице Подлужной. «Перспективы этой территории очень классные: парки „Елмай“, „Урам“, Кремлевская набережная, дорожка, уходящая в парк имени Горького, — это тоже новый туристический кластер, а поблизости отелей нет», — объясняют эксперты.
Очередной отель проектирует и УК «Зорге Хоспиталити»: Ильченко на круглом столе «БИЗНЕС Online» рассказывала, что в нем будет акцент на семейные номера, поскольку среднее количество гостей на один номер стремительно растет. Правда, ни локации, ни других подробностей она не раскрывает.
«Я жду следующего тренда в Казани, это создание бутик-отелей, но до 40 номеров, потому что в бутик-отелях на 8−12 номеров при больших инвестициях в исторические здания тяжело создать историю, которая окупается», — размышляет о будущем индустрии в целом Ильченко. При этом, по мнению эксперта, грандиозных отельных проектов, кроме уже тех, которые строятся, ждать не стоит. Причина — в ключевой ставке. «Обслуживание ипотечного кредита за последние два года стало для нас дороже на 36 процентов. Те проекты, которые сейчас открываются, строятся давно, и им ничего не остается делать, как открыться. Я не думаю, что с текущей ключевой ставкой потенциальные инвесторы будут даже думать о строительстве отеля. Драйвером может стать льготное кредитование отельных проектов, но не стоит забывать, что строительство любого отеля — это колоссальные средства и долгие инвестиции», — говорит она.
Все чаще гости остаются в Казани на три-четыре ночи. Отели в свою очередь делают все, чтобы постояльцы как можно дольше задерживались
Так что все-таки нужно туристической Казани?
Еще пару лет назад средний срок проживания составлял максимум три дня, теперь же он может доходить до 14 дней, рассказывает Сычева. Все чаще гости остаются в Казани на три-четыре ночи. Стараниями БРИКС в прошлом году количество иностранных туристов выросло в 2 раза по сравнению с 2023-м. «Мы принимали гостей из зарубежных стран, таких как Турция, ОАЭ, Китай, Азербайджан, Узбекистан, Беларусь, Казахстан, — рассказывает генменеджер DoubleTree by Hilton. — В этом году мы ожидаем прирост количества иностранных гостей. Возвращаемся к доковидным временам». Но портрет гостя тоже постепенно меняется.
Набирает популярность slow travel («медленное путешествие» — прим. ред.), желание людей уединиться и устроить себе «информационный детокс». «Это тренд будущего. В эпоху перенасыщения информацией гостям требуются небольшие отели, где спокойно, нет суеты, хорошая звукоизоляция, бесконтактное взаимодействие с персоналом. Мы небольшими шагами идем к тому, чтобы миксовать продукт под таких клиентов тоже», — рассказывает директор ООО УК «Зорге Хоспитэлити». А Гадзаова прогнозирует активное развитие MICE-туризма, связанного со всевозможными корпоративными мероприятиями.
Ориентация на местное возникла с закрытием границ и ростом внутреннего туризма. «Мы на шведских столах и в меню ресторанов отелей стараемся маркировать продукцию, показывать, что это местный продукт. Но такое касается не только гастрономии. Вспомните БРИКС: когда все надо было сделать за короткое время, мы смотрели на местных рынках, какие есть поставщики мебели, дизайнеры. Один из наших отелей перешел на продукцию завода братьев Крестовниковых. Мы продаем эту косметику, поскольку гости просят. Раньше мы бы, наверное, стеснялись этого, но сейчас гордимся!» — рассказывает Ильченко.
Устойчивое развитие и осознанное потребление. Комитет по развитию туризма Казани разработал специальный зеленый лист, подтверждающий, что на территории отеля соблюдаются принципы устойчивого развития, — и таких объектов размещения становится все больше. Тон задал, конечно, Tasigo, но у него все больше последователей. «Так, в отеле „Рамада“ появилось отдельное меню для собак, а догфрендли — это тоже один из принципов устойчивого развития. Многие гостиницы собирают старые матрасы, постельное белье, полотенца, отдают их в благотворительные фонды, участвуют в акциях сбора вещей. То же самое касается и кухни: нетронутые блюда, у которых скоро начнет заканчиваться срок годности, могут передаваться людям, которые в этом могут нуждаться», — говорит Санникова.
Акцент на гастрономию. По словам главы комитета по развитию туризма Казани, сегодня некоторые специально едут в столицу Татарстана, чтобы зайти в тот или иной ресторан. И объекты размещения тоже стараются держать марку. «Мы в свою очередь давно ведем работу по включению татарских национальных блюд в линейку шведского завтрака: чак-чак, губадия, треугольники», — подчеркивает она.
Здоровье и well-being. В Казани все сильнее развивается медицинский туризм — появление Dion Inn это иллюстрирует наглядно. «Мы говорим, что Казань — гастрономическая столица, а многие наш город воспринимают как место, чтобы похудеть. Активно развивается такое направление, как well-being, его в том числе связывают с детокс-программами, правильным питанием, косметическими процедурами, которые у нас на очень высоком уровне. Плюс выдерживается баланс цены и качества, потому к нам за этим приезжают не только из других городов России, но и из других стран», — говорит Санникова.
Halal Friendly и China Friendly. По словам главы туристического комитета Казани, многие отели стараются сделать так, чтобы пребывание туристов-мусульман было максимально комфортным, — это и указатели на Мекку в номерах, и халяльные рестораны если не в самом отеле, то в окрестностях, и гайд по ближайшим мечетям. До ковида были отели и с сертификатом China Friendly, который подразумевал возможность оплаты Union Pay, китайские каналы по телевидению, китайскую национальную кухню. «Сейчас, я считаю, тоже тонкости приема гостей должны учитывать национальные особенности. Мы проводим большую работу с Китаем, организовали целую выставку в Шанхае, работаем напрямую с туроператорами, создаем специальный маршрут для комфортного пребывания туристов из КНР», — отмечает Санникова.
Туристическая привлекательность Татарстана растет, а вместе с ней увеличивается количество желающих заработать на этом
Отели стали рассматриваться в качестве инвестиции для частного инвестора. Туристическая привлекательность Татарстана растет, а вместе с ней увеличивается количество желающих заработать на этом. На рынке все чаще стали появляться объявления о продаже номеров отелей частным инвесторам. Таким путем, например, пошел московский собственник дома купца Маркова на Баумана — ЗАО «Аллегро Центр». Будущим покупателям апартаментов в бутик-отеле на главной пешеходной улице города обещают «доходность от 15 процентов при минимальных затратах». На Avito продается номер за 7,7 млн рублей. По пути продажи номеров частным инвесторам, по нашим данным, хотел идти недавно открывшийся «Муниб Отель» от сына заслуженного энергетика РТ Муниба Шакирова Булата, которому также принадлежит отель Art на Островского. Апартаменты в четырехзвездочной гостинице продавались за 8,1 млн рублей.
Своих инвесторов также ждет апарт-отель на Бурхана Шахиди Vertical Boutique, который должен появиться на рынке в 2027 году. Номер площадью 17 кв. м обойдется в 11,7 млн рублей. Открытие трехзвездочного апарт-отеля в историческом здании гостиницы «Булгар», где останавливался сам Габдулла Тукай (ул. Татарстан, 14/59), уже в этом году анонсировали в A-Development. Стартовая цена лота — от 450 тыс. рублей за квадратный метр.
«Для собственника таких апартаментов есть определенные плюсы и минусы. Основной минус в том, что ты сам, как собственник, или твои гости можете использовать номер ограниченное количество дней в году. Все остальное время данный номер сдается, вы с этого получаете определенный доход, управляющая компания — тоже. Операторы обещают инвесторам от 10 процентов доходности. Скромный доход. При этом расчет доходов, который презентуют потенциальному инвестору, базируется на очень субъективных предположениях арендных ставок и заполняемости апартаментов», — считает Ильченко.


Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.