В эти выходные Казань — беговая столица России: «Казанский марафон» собрал 35 тыс. участников и тем самым показал самый высокий результат с момента своего возрождения в 2011 году. Чтобы заявить о полноценном беговом буме, в Татарстане не хватает только одного — большего числа бегающих непосредственно из Казани и других городов РТ. О том, что мешает пробить марафонскую стену в республике, «БИЗНЕС Online» узнал у участников бегового движения.
Впервые к 30-тысячному снаряду «Казанский марафон» подобрался в 2024-м, когда собрал 28 тыс. участников. И вот заветный 30-тысячник взят со второй попытки в нынешнем году
Заветные 30 тысяч
Когда на «Казанском марафоне» в 2018 году в последний к этому моменту раз бежал Рустам Минниханов, у него спросили после финиша забега на 3 км, сколько должно быть участников на старте в будущем. Тогда организаторам только покорилась планка в 15 тыс. регистраций. Немного подумав, лидер республики сказал: «Ну а что? 30 тысяч».
«Мы сказали „Окей“, а уходя, заплакали. Мы только что еле-еле набрали 15 тысяч, а теперь надо вдвое больше», — вспоминал этот момент накануне на пресс-конференции министр спорта РТ Владимир Леонов. Мероприятие проходило в манеже Центрального стадиона — зоне, где регистрируются, переодеваются, оставляют вещи участники. Народу — тьма.
Впервые к 30-тысячному снаряду «Казанский марафон» подобрался в 2024-м, когда собрал 28 тыс. участников. И вот заветный 30-тысячник взят со второй попытки в нынешнем году. В субботу на «Казанском марафоне» пробежали 7 тыс. человек на забеге 3 км, а также 11 тыс. — на 10 километров. В воскресенье ждут 8 тыс. на полумарафоне и 9 тыс. на марафоне. И бонусом к этому 2,6 тыс. ребят участвовали в пятницу в детских забегах.
Итого свыше 35 тыс. регистраций. Такой аудитории не было у мероприятия ни в советское время, ни с момента его возрождения в 2015 году. Если раньше «Казанский марафон» удерживал статус крупнейшего регионального забега в России, то теперь уже можно говорить о масштабах Москвы и Питера.
Традиционно абсолютное большинство участников — приезжие. В этом году — 26 тыс. человек. Лидирует Москва и Московская область (порядка 10 тыс. участников), Санкт-Петербург (1,6 тыс.), Свердловская и Самарская области (по 900), а также Башкортостан, Нижегородская область и Пермский край (по 700).
Татарстан же представлен 10 тыс. бегунов. При этом 9 тыс. — это казанцы и только оставшаяся тысяча — представители других городов и районов. На 2-м месте после Казани идут Набережные Челны — 422 бегуна. Интересно, что на «Казанский марафон» приехало больше людей из Тюменской (321) и Новосибирской (252) областей, чем из Альметьевска (185) и Нижнекамска (159).
На эту статистику можно смотреть двояко. С одной стороны, она показывает туристический потенциал мероприятия и подчеркивает статус Казани как популярного места для визита у россиян. Забегов в стране много, а выбирают казанский.
С другой стороны, если исходить из логики, что любитель бега не может пропустить марафон (это как студент, который не явился на экзамен), на всю Казань с населением 1,5 млн человек собирается лишь 9 тыс. таковых. И это притом, что нынешний показатель тоже рекордный. Для сравнения: в прошлом году казанцев было 8 тыс. при общей численности в 28 тыс. участников.
«В Казани живут 1,5 миллиона человек, а на „Казанский марафон“, главное событие года, выходят только 8 тысяч. Это в голове не укладывается!» — сокрушался в интервью «БИЗНЕС Online» основатель «Казанского марафона» Вадим Янгиров.
Почему же в столице РТ, несмотря на марафон и другие старты, так мало любителей бега? И что с этим делать?
«В идеале Казани нужен еще один манеж с беговой дорожкой. Пусть это будет не 400 метров, так хотя бы 200. На одном мы уже не помещаемся»
Причина №1. Центральный стадион — единственное место для тренировок
В разговоре с организаторами беговых клубов, тренерами и спортсменами Казани «БИЗНЕС Online» услышал один и тот же совет: зайдите в манеж Центрального стадиона после 19:00. «Там просвета нет! Все крутится без остановки», — сказал нам Ренат Кашапов, известный казанский марафонец и тренер.
«В моменте там может быть 300–400 человек», — сообщил Борис Иванов, еще один востребованный тренер в Казани. Сейчас он тренирует порядка 200 человек, а также 6–7 корпоративных команд. Найти всем время в манеже — задача практически невыполнимая. «Часть групп приходится ставить утром, часть — днем, часть — после семи вечера», — рассказывает он.
По наблюдениям собеседника, сейчас в Казани работают порядка 20 тренеров. Такой же цифрой поделились с «БИЗНЕС Online» другие спикеры. «Это те, кто стабильно попадается мне на глаза в манеже, парках», — поясняет Иванов. Представим, что у каждого есть по несколько групп, в каждой от 15 до 30 человек, и попробуем уместить всех этих людей на одну беговую дорожку в манеж…
При этом Центральный стадион остается единственным местом для тренировок, добавляет Кашапов. «Только там есть беговой круг на 400 метров. Да, недавно появилось много других манежей. Но там можно бегать только по газону. Вдобавок все вечернее время там занято футболом — бегунам попасть туда не так-то просто», — пояснил он.
«В идеале Казани нужен еще один манеж с беговой дорожкой. Пусть это будет не 400 метров, так хотя бы 200. На Центральном стадионе мы уже не помещаемся. Приходится иногда доставлять дискомфорт спортшколам, которые там занимаются, а я считаю, что они все-таки в приоритете», — отметил Кашапов.
Вопрос манежа так или иначе поднимается в последние 10 лет в Казани. В прошлый раз он затрагивался на высоком уровне в феврале, когда с визитом к Минниханову приехал глава Промсвязьбанка и руководитель федерации легкой атлетики РТ Петр Фрадков. Стороны сошлись на том, что манеж нужен, но говорить о том, что он появится в ближайшее время, не приходится.
Самым ярким примером была Кремлевская набережная. Казалось бы, вот она, идеальная локация для бега. Однако, как известно, вся поверхность набережной была залита бетоном, который не подходит в принципе ни для какого спорта
Причина №2. Уличные парки не приспособлены под бег
Получается, три четверти года, когда холодно, бегуны завязаны на манеже Центрального стадиона. Летом ситуация становится попроще: можно выйти в парки и просто побегать по городу. Маршрутов в Казани много, но далеко не все они подстроены под нужды бегунов.
Самым ярким примером была Кремлевская набережная. Казалось бы, вот она, идеальная локация для бега — длинная, красивая, в центре города. Однако, как известно, вся поверхность набережной была залита бетоном, который, кстати, не подходит в принципе ни для какого спорта. Даже на велосипеде здесь можно с легкостью поскользнуться. Многокилометровые пробежки по такому покрытию явно не улучшают состояние суставов.
Проблема решилась в этом году: на набережной накануне «Казанского марафона» застелили резиновую дорожку. Она останется и после забегов. «Интересно посмотреть, как ей будут пользоваться, — поделился с нами Кашапов. — Высокий риск, что будет как в парке имени Урицкого. Там тоже есть резиновая дорожка, но по ней невозможно бегать — заходят пешеходы. В этом плане у нас не хватает беговой культуры».
Как поделился с нами Иванов, также сейчас ведется работа совместно с дирекцией парков и скверов, чтобы апгрейдить популярные для пробежек места. В частности, речь идет о том, чтобы оборудовать там временные раздевалки и души. «Подобное давно реализовано в Москве», — сообщил он.
«Среди коллег популярно мнение, что, раз тебя обучило государство, ты должен работать с профи, а не заниматься зарабатыванием денег. В последнее время, к счастью, это меняется»
Причина №3. Мало грамотных тренеров
Если вы хотите заняться бегом прямо сейчас, найти тренера не будет проблемой: достаточно зайти в интернет. Множество курсов, клубов, сообществ. Другое дело, что далеко не везде вы попадете в руки к профессионалу.
«У нас много таких примеров, — рассказала Юлия Еговкина, куратор бегового направления в школе I Love Supersport. — Приходит ученица, немного занимается, пробегает марафон, тут же открывает свои курсы. И вот она уже тренер. Сейчас много для этого не надо: достаточно завести соцсети».
«Раньше нас было человек пять, — вспоминает Кашапов эпоху, когда „Казанский марафон“ только возрождался. — Сейчас уже 20. Половину из них я уже не знаю в лицо. Очень много тренеров приходят из других видов спорта». На вопрос, сколько же в столице РТ грамотных специалистов, Кашапов ответил: «Где-то пять».
«С одной стороны, это на руку нашему беговому движению, — признался Иванов. — Чем больше тренеров, тем больше людей занимается нашим спортом. Но лучше пойти к профессионалу, который поставит вам технику, правильно распределит нагрузки, не будет торопить события. Иначе вы перегрузите себя, получите травму и завяжете с бегом».
А профессионалы не всегда настроены на работу с любителями, продолжает Иванов: «Я сам раньше работал в спортшколе, занимался легкой атлетикой и триатлоном. Среди коллег популярно мнение, что, раз тебя обучило государство, ты должен работать с профи, а не заниматься зарабатыванием денег. В последнее время, к счастью, это меняется. Да, с любителями ты не борешься за первое место. Но ты делаешь свой вклад в оздоровление людей».
Еще одна проблема — тренеров сейчас крайне трудно собрать в школы, где с ними можно было бы проводить работу, указывать на недочеты, устанавливать стандарты. «Они работают сами на себя, а нам тяжело предложить им заманчивые условия», — говорит Еговкина. На сегодня ее школа I Love Supersport — единственная в городе с официальным статусом (юрлицо, штат и прочее), которая организовывает тренировки по бегу. Это тоже показатель.
Сейчас в Казани даже нет некоего реестра беговых клубов
Причина №4. Мало организаторов
Помимо тренеров, не хватает энтузиастов, которые бы создавали вокруг себя беговую тусовку. Сейчас подобных в Казани можно пересчитать по пальцам одной руки, поделились с нами спикеры.
Наибольшей популярностью пользуется объединение Die Hard. Как несложно догадаться по названию, здесь собираются хардкорные любители бега, которые предпочитают большие дистанции.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» капитан объединения Рустем Миндубаев, правила просты: каждое воскресенье «дайхардовцы» собираются в назначенное время и делают пробежку на 20–26 километров. Из какого ты клуба и у какого тренера занимаешься, неважно, главное — любить бег. «Когда мы начинали в сентябре 2023 года, нас собиралось 50–60 человек, — сообщил Миндубаев. — Сейчас же это 100–120 бегунов, причем на 80 процентов это одни и те же люди каждую неделю».
Маршрут каждый раз начинается с кофейни Surf Coffee x Iva на Подлужной улице. «Зачастую организаторы боятся идти к бизнесу. Мы пришли в кофейню, сказали, что у нас есть такое объединение и мы можем привлечь им новых клиентов. Директор Анвар нас поддержал. Сейчас он сам бегает с нами», — поделился наш собеседник.
Особенно бы к месту пришлись подобные затейники в районах Татарстана, где нет школ и крупных стартов. Но нашелся бы человек, способный заинтересовать других… «Все держится на энтузиастах. Если им как-то помочь, может быть, в материальном плане или экипировкой, тогда было бы отлично», — считает Миндубаев.
В конце концов, сейчас в Казани даже нет реестра беговых клубов. В Москве ситуация обратная. «В прошлом году там появился союз любителей бега, — поделился столичным опытом Иванов. — Эта организация объединяет все беговые клубы, помогает им в финансовом плане, информирует жителей об их услугах».
Аналогичное объединение появилось в Казани в 2025 году — оно называется Volga.Run. Начало оно с того, что собрало представителей всех беговых объединений столицы РТ и других городов, а также информацию об их проблемах и провело мозговой штурм, как дальше развивать бег.
Когда все это будет собрано и официально оформлено, начнется общение с официальными ведомствами. Подобной общественной организации ранее не хватало — выходило, что все обращения шли через коммерческую организацию Timerman, организатора «Казанского марафона».
«Да, бег — это самый доступный вид спорта. Нужны только кроссовки и шорты. Но когда человек заточен под кормление семьи и живет от зарплаты до зарплаты, он никогда не придет в бег»
Причина №5. Социальный фактор
К слову, о районах. «Почему так мало бегунов приезжают из других городов Татарстана? — отвечает нам Кашапов. — На самом деле это вопрос уровня жизни. Да, бег — это самый доступный вид спорта. Нужны только кроссовки и шорты. Но когда человек заточен под кормление семьи и живет от зарплаты до зарплаты, он никогда не придет в бег. Нужно закрыть первичный уровень потребностей, чтобы задуматься об участии в „Казанском марафоне“ и других стартах».
Сам Кашапов ведет группу из 30 человек: «Я уже давно тренирую, и ко мне не приходят рабочие и курьеры. Приходят айтишники и банкиры. Если вы хотите прогресса, вам недостаточно одних только пробежек. Иногда не помешает сходить в бассейн — это абонемент в фитнес. Иногда нужен массаж — это 3 тысячи за сеанс. Иногда хочется пробежать не только на „Казанском марафоне“, а где-нибудь еще — это расходы на дорогу и проживание».
На вопрос, не отпугивает ли даже состоятельных людей от бега его травматичность, Кашапов ответил: «Если вы профессиональный спортсмен и бегаете по 400 километров в неделю, да, у вас возможны травмы. А если вы любитель и грамотно распределяете нагрузки, все будет в порядке. Любой циклический вид спорта полезен для здоровья».
«Казанский марафон» появился в 2015-м. 23 года в Татарстане отсутствовали какие-либо старты, которые могли бы подтаскивать за собой любителей, тренеров, беговые клубы и прочее
Причина №6. Прошло слишком мало времени
Наконец, главный момент. В Москве и Санкт-Петербурге — двух локациях в России, где аудитория заметно больше казанской, — крупные старты проводятся последние 100 лет. Московское беговое движение (речь о любителях) отсчитывает свою историю с 80-х, питерское — с военных времен. «Казанский марафон» же появился в 2015-м. 23 года в Татарстане отсутствовали какие-либо старты, которые могли бы подтаскивать за собой любителей, тренеров, беговые клубы и прочее.
«У нас очень молодое беговое движение, — признает Иванов. — Наверное, должно пройти чуть больше времени. Я 10–12 лет в сфере и на самом деле вижу заметный прогресс. Сперва нас было буквально 10–20 человек, все друг друга знали. Сейчас спортсменов стало гораздо больше».
Ждем помощи раиса?
Очень скоро молодое беговое движение Татарстана должно получить мощный рычаг. По информации «БИЗНЕС Online», осенью прошлого года руководство региона дало поручение минспорту РТ разработать программу развития любительского спорта в республике. Судя по названию, здесь должны быть и такие виды спорта, как футбол, хоккей, лыжные гонки, но пока все ограничивается бегунами — они и дошли до руководства со своими запросами.
Публично об этой программе основатель «Казанского марафона» Янгиров заявил в январе на заседании итоговой коллегии минспорта РТ. Как нам известно, то, что тогда было озвучено, было неким наброском. С тех пор программа обсуждалась в рабочей группе с участием минспорта РТ, мэрии Казани, дирекции парков и скверов. Также туда вошел помощник раиса РТ, экс-глава Альметьевского района и стабильный участник «Казанского марафона» Тимур Нагуманов.
Как нам известно, первым пунктом новой программы станет поддержка спорторгов. Такой термин вернули из практики советского спорта. Если по-другому, это энтузиасты на местах, которые организовывают тренировки, совместные пробежки у себя на местах. Они должны получать некую материальную помощь, причем речь необязательно о деньгах. Это может быть экипировка, льготные условия по аренде и т. д.
Вторым пунктом идет создание некоего реестра бегунов и сообществ. Сейчас все упирается в статистику «Казанского марафона», базу Timerman и личную насмотренность организаторов. Чтобы покрыть столицу РТ, этого еще как-то хватает, а вот ситуацией в районах уже никто не владеет. Здесь на помощь должно прийти некое новое мобильное приложение, разработанное командой Янгирова, где будет информация о популярных маршрутах, результатах и т. д.
Сейчас первый драфт программы, по нашим данным, проходит проверку в минфине РТ. После нее можно будет говорить, в каком виде она дойдет до бегунов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 118
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.