«Даже зарубежные рынки, к сожалению, говорят: «Ребята, у вас дороже, чем в Москве и Санкт-Петербурге», — констатировал глава госкомитета по туризму Сергей Иванов на круглом столе «БИЗНЕС Online», рассказывая о борьбе за туристов из Китая и Персидского залива. В планах комитета — субсидии на фестивали в несезон, кемпинги и бани в глэмпингах. Депутат ГД Артем Прокофьев предлагает сделать ставку на промышленный туризм и Ленино-Кокушкино, а отельеры подчеркивают, что Казани не хватает хороших «троек», и просят помочь с проверками Роспотребнадзора. О том, поможет ли туротрасли эмпатичная урбанистика, избинг и хайп на Сабантуе, почему гостей привлекает пивзавод и на какие цифры турпотока республика может рассчитывать в 2025 году, — во второй части стенограммы.
Редакция «БИЗНЕС Online» второй раз собирает ведущих представителей туриндустрии зафиксировать сегодняшние вызовы и наметить главные направления развития
О круглом столе
«Рисков впереди много, нам нужно будет бороться за каждого туриста. Рыночная ситуация постоянно меняется, между регионами, честно, ведется жесткая конкуренция, нам необходимо быть конкурентоспособными и по цене, и по качеству, и по разнообразию», — предупреждал глава госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов на круглом столе, организованном «БИЗНЕС Online». Наша редакция второй раз собирает ведущих представителей туриндустрии зафиксировать сегодняшние вызовы и наметить главные направления развития. В первой части стенограммы речь в основном шла о проблемах: ограничения перелетов и дорогие билеты на самолеты и поезда, кадровый дефицит, отсутствие круглогодичного событийного календаря, растущая конкуренция между регионами и странами, серый рынок посуточной аренды, безответственно портящий картину размещения… Во второй части собрали планы и перспективы, которых оказалось не меньше.
Участники круглого стола:
- Сергей Иванов — председатель госкомитета РТ по туризму.
- Артем Прокофьев — депутат Госдумы РФ.
- Зуфар Гаязов — президент ассоциации рестораторов и отельеров.
- Инга Гадзаова — президент ассоциации отелей Казани и РТ, управляющая отелем «Островский».
- Татьяна Ильченко — директор УК «Зорге Хоспитэлити» (отели Ramada, «Особняк на Театральной», «Олимп»).
- Любовь Ковалева — директор ООО «Туристско-информационный центр».
- Вячеслав Григорьев — директор туроператора «Лидер Казань».
- Кирилл Горшков — основатель сервиса бронирования квартир и апартаментов Utrip.
Модераторы: Ксения Соколова — руководитель отдела бизнеса; Татьяна Леухина — корреспондент «БИЗНЕС Online».
Сергей Иванов: «Нам нужно создавать больше событий и форумов в межсезонье и бороться за них. За лето мы уже не переживаем, там никаких проблем с загрузкой ни у кого нет, а вот про весну-осень надо думать»
«У нас два сейчас ключевых направления — это Китай и страны Персидского залива»
— Предлагаю посмотреть в будущее. Основные проблемы и вызовы были обозначены — какие есть пути решения? Что делать с сезонностью, какие мероприятия планируются, чем этот сезон будет отличаться от всех предыдущих и когда 10-миллионного туриста Татарстан-таки встретит, Сергей Евгеньевич?
Иванов: Коллеги абсолютно правильно сказали по поводу единого календаря и низкого сезона. Конечно, нам нужно создавать больше событий и форумов в межсезонье и бороться за них. За лето мы уже не переживаем, там никаких проблем с загрузкой ни у кого нет, а вот про весну-осень надо думать. В прошлом году идеально сработали «Игры будущего» — они прошли в феврале, когда вся страна особо никуда не едет, но дали определенную загрузку. В этом году мы будем проводить конкурс среди организаторов мероприятий, чтобы поддержать их субсидиями. В прошлом году была первая попытка, мы поддержали два фестиваля. В этом году хотим расширить количество таких фестивалей и давать дополнительные баллы тем, кто будет проводить их в период низкого сезона.
— Какой объем средств закладывается на это?
— Точный лимит еще формируем, но это будет несколько десятков миллионов рублей.
Второе — сейчас развивается такой сегмент отдыха, как глэмпинги. Очень многие из них имеют хорошие дома, но в период низкого сезона загрузка там так же падает, как и в городских отелях. Мы также будем проводить конкурс субсидий на приобретение ими дополнительного оборудования в виде модульной бани, дополнительных чанов и так далее, чтобы люди в межсезонье, в холодный период чувствовали там себя комфортно.
Третье — мы планируем увеличить продвижение Татарстана как туристического региона на российском рынке и на основных зарубежных рынках. Шанхайский рейс уже перешел на три полета в неделю.
«Сейчас развивается такой сегмент отдыха, как глэмпинги. Очень многие из них имеют хорошие дома, но в период низкого сезона загрузка там так же падает, как и в городских отелях»
— Он работает все-таки на въездной туризм или больше на выездной?
Иванов: Да, пока на этом рейсе летают россияне. Но была зима, а зимой китайский туристический поток очень волатильный, их в целом не так много приезжает. Мы сейчас проводим презентацию для китайских туристических компаний, недавно мы участвовали в туристической выставке в Шанхае. Рассчитываем, что с началом летнего сезона в Казань будут приезжать группы из Китая.
Ильченко: Уже приезжают! Знаете какие? Члены экипажей, которые привозят своих родственников.
— А мы только на китайских туристов рассчитываем или можем привлечь и другие страны?
Иванов: У нас два сейчас ключевых направления — это Китай и страны Персидского залива: ОАЭ, это Саудовская Аравия, возможно, Оман, которые могут транзитом прилететь к нам в Казань. Мы сейчас принимаем туроператоров, блогеров и СМИ из этих стран, чтобы они нащупали туристический продукт и определили, что они будут продавать своим туристам у нас. Честно скажу, мы здесь опять немножко уступаем по цене. Говорят: «Ребята, у вас дороже, чем в Москве и Санкт-Петербурге». Даже зарубежные рынки это говорят, к сожалению. Но мы знаем, как объединяться отельным рынкам, для того чтобы на отдельные сегменты давать более welcome-цены. Нам надо на эти рынки проникать, а там конкуренция еще жестче, чем внутри страны. За китайского туриста весь мир конкурирует, за туриста из персидских стран то же самое.
Кроме того, планируем развивать наши муниципальные районы с точки зрения привлекательности повторных поездок в Татарстан. Чтобы люди, приехавшие уже 1–2 раза, смогли вернуться не только в Казань, но и посетить еще два-три муниципалитета. На повестке, например, создание туристического продукта в Чистополе, чтобы они стали таким же радиальным центром для приезжающих к нам туристов. Город ничем не уступает ни Елабуге, ни Болгару, ни Камскому Устью, ни Тетюшам. Там не менее качественный и богатый туристический продукт. Просто его нужно сделать интересным и найти ему свое место.
И естественно, мы сейчас развиваем межрегиональную сеть — «Великий волжский путь», чтобы туристы, приезжающие в Татарстан повторно, могли за одну поездку на скоростных «Метеорах» переместиться в соседний регион, в Чувашию, например, или в Ульяновскую область. То есть чтобы было комбинирование наземного проживания в Казани, речной скоростной перевозки, посещения другого региона, чтобы появлялись маршруты, которые позволяли бы здесь оставлять людей не только на 2−3 ночи, но и на 4, 5, 6. В идеале в недельный формат мы должны войти. То есть чтобы люди воспринимали Татарстан как полноценно отпускное направление на неделю.
Дальше у нас будут меры поддержки по развитию кемпингов и кемпстоянок. Ожидаем в этом году полноценное открытие М12 на восток до Екатеринбурга. Соответственно, с той стороны тоже поедет трафик. Для него нужны условия по придорожным мотелям, кемпингам и кемпстоянкам, где люди могут на машине переночевать, соответствующие маршруты для них. Поэтому у нас будут в этом году также субсидии на создание кемпингов и кемпстоянок для предпринимателей Республики Татарстан, чтобы они могли такие объекты создать. С санузлами, с местами, где автотуристы могут приготовить пищу, где удобные подъезды, где они могут помыться и, условно говоря, поехать посетить, посмотреть Казань. Если будут высокие цены и полная загрузка в городе…
«Столица, безусловно, у нас прекрасна, очень много развлечений, отельной базы, но наша задача — чтобы Татарстан был территорией длительного отдыха»
—… живите за городом?!
— Почему нет? Если человек приехал на машине, у нас есть прекрасные отели, мотели, они очень хорошего уровня, на въезде в город, в которых можно спокойно жить и посещать Казань, возвращаться вечером обратно, но при этом тоже создавать спрос и в экскурсионном бюро, и в ресторанах, и в сувенирных магазинах — везде.
Все, что мы делаем, — мы формируем образ Татарстана не как республики, в которой есть только столица. Столица, безусловно, у нас прекрасна, очень много развлечений, отельной базы, но наша задача — чтобы Татарстан был территорией длительного отдыха. Для этого нужно много разных турцентров, разнообразный туристический продукт для любых гостей: пары, молодежь, семьи, возрастные путешественники. Всего должно быть очень-очень-очень много. Поэтому предстоит большая работа, особенно в летний туристический сезон. Мы очень плотно работаем и с обратной связью, от экскурсоводов, отелей. Стараемся в моменте даже расшивать какие-то узкие места, если где-то что-то, условно, сломалось, где-то что-то переполнилось, где-то кто-то кому-то мешает, для того чтобы туристические компании работали как часовой механизм. Мы его все вместе раскрутили, должны подливать масло на шестеренки и ни в коем случае не давать туда песку попадать.
— А по событийному туризму у нас какое главное событие года будет?
Иванов: У нас два хороших фестиваля есть в Елабуге, надеюсь, будет еще крупный в Болгаре. Возможно, появится еще один фестиваль, который мы поддержим. Кроме того, нужно усилить наш гастрономический фестиваль, чтобы он стал событием.
— Как в Нижнем Новгороде?
Иванов, Гадзаова и Горшков (хором): Лучше, чем в Нижнем!
Иванов: «Казанский марафон» — тоже крупное любительское событие, которое также притягивает очень много гостей.
Гадзаова: И ведь проводится в самые популярные даты — в майские праздники! Даже баскетбол, плей-офф и то в самые пиковые даты…
Иванов: Я согласен с тем, что нужно научиться разводить турпотоки, да. Но, кроме нашего календаря, есть еще российский календарь событий и мировой. Мы и хотели бы провести одно событие чуть раньше или чуть позже, но тогда накладываемся с какими-то другими. Здесь много факторов, но это не снимает задачу по созданию гармоничного календаря мероприятий.
Артем Прокофьев: «Развивать туристическую Казань предстоит в условиях уже высокого уровня относительно других регионов, это всегда сложнее»
«Надо развивать те направления, которые у нас недооценены. Например, промышленный туризм»
— Артем Вячеславович, а вы какие перспективы развития турпотенциала Татарстана видите?
Прокофьев: У нас одна из стратегических проблем все-таки места размещения. В Японии, которая отнюдь не супертуристическая страна, с населением меньшим, чем у нас, на 60 процентов больше номерной фонд. В США, где развит внутренний туризм, население в 2,5 раза больше, а номерной фонд — в 5,5 раза больше, чем у нас. Я услышал, что есть вопросы к новой системе классификации, дам свой номер для связи, давайте будем этот вопрос перед минэкономразвития ставить, если вы считаете, что это неправильно организовано.
Развивать туристическую Казань предстоит в условиях уже высокого уровня относительно других регионов, это всегда сложнее. Вроде бы в России очень быстро растет внутренний туризм, но зачастую он концентрируется в тех местах, где был низкий поток. Нам тяжелее. Я поддерживаю идею присоединять к маршруту посещение соседних территорий. И мне кажется, особый акцент надо сделать на Каме и Волге — там огромный потенциал. Важно предусмотреть круглогодичное использование, иначе мы опять упремся в сезонность.
Второе — развивать те направления, которые у нас недооценены. Например, промышленный туризм. Авиастроение, вертолетостроение, кораблестроение — это то, с чем можно работать. Ту-160 — это крупнейший боевой самолет в мире, это же абсолютный эксклюзив! Но к этому надо грамотно подходить. В Ульяновске есть огромный музей авиации, и он не работает с точки зрения притяжения туристов так эффективно, как мог бы.
Безусловно, у нас много недооцененных направлений. Вот Ленино-Кокушкино. К сожалению, там есть свои проблемы, был пожар. Но музей-заповедник «Шушенское» удален от крупных мегаполисов очень далеко, а сейчас они преодолели 300 тысяч туристов в год, представляете? У Ленино-Кокушкино, очевидно, больший потенциал — там не меньше самости, историческая база, с точки зрения природы замечательное место. Может быть, в Шушенском больше архитектурных объектов сохранилось, но мы можем здесь компенсировать в том числе новыми объектами. Такие точки притяжения надо развивать, туда тоже может идти трафик. Туристы должны уезжать с ощущением, что еще не все посмотрели и нужно вернуться.
А инфраструктура, которую мы создаем для туристов, одновременно работает и на наших горожан. Все это мы будем развивать в балансе.
Здесь звучали предложения по регулированию. Мы готовы всех услышать, рассмотреть, но некоторые вопросы очень сложные. С 2018 года количество сдаваемых посуточно квартир в Казани выросло в 42 раза! Как их правильно регулировать, чтобы не убить рынок, — сложный вопрос.
Гадзаова: Тут идет вопрос даже не то что регулирования, а хотя бы присвоения какого-то ID, чтобы они работали открыто и их можно было нормально посчитать и знать в лицо как минимум хозяев. На случай того, если гость, как мы говорим, отравился, еще что-то случилось.
Прокофьев: Вы говорите о создании реестра. Фактически вы предлагаете это легализовать, а вопрос ставит требования, поэтому очень сложно. Тот вопрос, который поднимал Кирилл Сергеевич, — минэкономразвития пока к этому даже подступиться не может, очень сложная тема. Мы ей занимаемся, но в публичное пространство ее пока никто не готов переводить, потому что есть очень разные подходы. Это требует совершенно отдельного обсуждения.
Инга Гадзаова: «Когда ты строишь «пятерку», она должна по определенной цене продаваться. Всегда. Если, как вы говорите, ночь в несезон продают за 4,5 тысячи, это, конечно, катастрофа»
«В Казани не хватает качественного трехзвездочного отеля, «пятерки»-то все строят»
— На первой части круглого стола прозвучали две разные точки зрения на ситуацию с отелями. Сегодня строится масса новых объектов, причем с заявкой на высокий уровень, а загрузка, как прозвучало, — 58 процентов. Инга Сергеевна, Татьяна Анатольевна, вопрос к вам — есть ли потребность в увеличении количества отелей?
Гадзаова: 58 процентов — это на самом деле неплохие цифры, я не знаю, почему Татьяна Анатольевна жалуется.
Ильченко: Я не жалуюсь. Я говорю о том, что эффективность бизнеса нужно постоянно повышать. На мой взгляд, в Казани не хватает качественного трехзвездочного отеля а-ля «Ибис». То есть это международник или сетевой отель с нормальной инфраструктурой, с понятными международными стандартами сервиса. «Пятерки»-то все строят, спасибо…
— А нужно вообще столько «пятерок» в Казани?
Ильченко: Я вообще люблю «пятерки», поэтому пусть строят. На мой взгляд, ничего плохого в этом нет. Но когда ты строишь «пятерку», она должна по определенной цене продаваться. Всегда. Если, как вы говорите, ночь в несезон продают за 4,5 тысячи, это, конечно, катастрофа. Если ты имеешь хоть какую-то финансовую грамотность, никогда в жизни так делать не будешь.
Газдаова: Это вопрос компетенций! Не знаю, Сергей Евгеньевич, как вы, но я замечаю на наших собраниях, совещаниях множество новых лиц, отельеров, которых вообще не знаю. Они без опыта, не владея стандартами работы, пытаются управлять, не учатся, не консультируются, не советуются. Вот сегодня позвонил мужчина, который говорит: я классификацию проходить не буду, но самооценку вроде сделаю, 12 номеров хочу открыть. В ассоциацию к вам хочу вступить. Я даже не знаю, что ответить. У него еще ничего нет!
Татьяна Ильченко: «В последнее время по городу прокатилась буквально целая волна закрытий ресторанов Роспотребнадзором. Это очень тревожная тенденция, потому что никто не хочет, чтобы с привезенными сюда туристами что-то случилось»
Ильченко: Можно один вопрос поднять? Очень важный. Пользуясь тем, что уважаемые люди с правой стороны от меня сидят… В последнее время по городу прокатилась буквально целая волна закрытий ресторанов Роспотребнадзором. Это очень тревожная тенденция, потому что никто не хочет, чтобы с привезенными сюда туристами что-то случилось. Репутация — это самое дорогое. При этом, когда подаешь заявку в центр гигиены на производственный контроль в отеле или ресторане (Инга Сергеевна знает, не даст соврать), нужно иметь очень много терпения. Бизнеса становится все больше и больше, а возможности центра очень ограничены. Убедительно просим рассмотреть вопрос расширения их штата, внедрения электронного документооборота с центром гигиены и регламентирования сроков выполнения анализов в рамках производственного контроля.
Гадзаова: Перед БРИКС еще была проблема, что у второго центра — СЭБ (АНО-СЭБ — центр содействия обеспечению санитарно-эпидемилогического благополучия населения) — прекратила действие лицензия, и весь функционал лег на центр гигиены. И вот это была катастрофа. Мы не могли дождаться, то есть понимали: сейчас придут с какой-нибудь проверкой, а у нас сроки по производственному контролю уже вышли, хотя мы подали заявление очень давно. Поэтому проблема колоссальная. Надо либо мощности расширять, либо давать возможность частникам проводить исследования.
Кирилл Горшков: «В Казани есть огромное количество элементов урбанистики, на которых мы можем сыграть, зашив опять же татарский язык»
«Огромная победа, что Казань перестали рассматривать как город выходного дня»
Горшков: Есть три предложения, что можно сделать со стороны республики для увеличения турпотока. Первое — существует такой арт-парк Николы-Ленивца, наверное, многие слышали, на Масленицу там сжигают целую крепость. Это ежегодно собирает огромное количество людей, подогревает интерес к исконно русским традициям. Хорошо бы вывести на такой же уровень наш Сабантуй, больше анонсировать его с точки зрения даже международного сообщества, приглашать блогеров.
Второе — эмпатичная городская урбанистика. Мы говорили о Японии, там все максимально сделано для человека. В Казани есть огромное количество элементов урбанистики, на которых мы можем сыграть, зашив опять же татарский язык. Сама городская коммуникация через какие-то продуманные детали может выделять нас на фоне всей России.
Третье направление — это избинг. Люди поселяются в традиционные избы XVIII века, и это направление набирает огромную популярность. Можно что-то такое организовать ближе к Елабуге, Бугульме, в небольших поселениях, где места не сильно затронуты современной культурой.
Ильченко: Кстати, очень активно медицинский туризм развивается! Татарстанские врачи без всякой нашей помощи сделали так, что к ним едут абсолютно из всех регионов. Люди едут сюда к стоматологам, в МКДЦ за высокотехнологичной помощью, в РКБ. Недавно разговаривала с собственником отеля, расположенного не очень далеко от этих больниц, он хочет провести в нем реконструкцию. Говорит, что спрос на качественный номерной фонд вблизи больниц просто колоссальный.
Гадзаова: Соглашусь. И таких много возвратных туристов, приезжающих именно на какие-то процедуры. Даже сделать глазную операцию едут в Казань.
Любовь Ковалева: «Если серьезно, Камское Устье очень хорошо «выстреливает»
— Интересно! Вячеслав Анатольевич, Любовь Анатольевна, как вы считаете, что сделать, чтобы предвосхитить экскурсионные ожидания туристов, как удлинить их пребывание, где найти новую точку притяжения в Казани? Может быть, запустить автобусами экскурсии по новому театру имени Камала?
Ковалева: А они уже есть! Театр нам на самом деле нравится. Кстати, через него теперь еще и пешеходные тропы идут. Когда надо с пяти утра после поезда потянуть время до семи, до завтрака, мы едем сейчас к театру и там гуляем по набережной. Очень красиво!
А если серьезно, Камское Устье очень хорошо «выстреливает», КАМАЗ — как образец промышленного туризма. А в Казани, между прочим, одно из самых популярных направлений промышленного туризма — «Эфес», который бесплатно водит экскурсии по своему заводу. И демонстрирует чаны, процессы варения, производства, устраивает дегустации.
Вячеслав Григорьев: «Для нас вообще огромная победа, что Казань перестали рассматривать как город выходного дня, теперь это место проведения полноценного отпуска»
Григорьев: Мы же смотрим, как растут другие регионы. Кавказ как за последние периоды вырос! У них очень популярное предложение приехать на неделю и посетить пять регионов. Нам тоже нужно развивать такие цепочки экскурсионных туров — «Великий волжский путь».
Для нас вообще огромная победа, что Казань перестали рассматривать как город выходного дня, теперь это место проведения полноценного отпуска. Среднее количество номероночей увеличилось. И в этом году мы будем делать упор на развитие межрегиональных туров. Начать, например, в Нижнем Новгороде, потом едем в Чувашию, Чебоксары, на несколько дней останавливаемся в Казани, съездим в Йошкар-Олу. Далее едем в Болгар, там гуляем, ночуем и едем в Самару, где тур заканчиваем. В идеале вообще маршрут зациклить, чтобы можно было начать с любого города в любую дату.
Гость уже может приехать к нам в любой день недели, выбрать количество дней и маршрут: ежедневно мы предлагаем более 50 экскурсий! Важно автоматизировать весь процесс, чтобы человек мог выбрать отель, сам тур, набор экскурсий и забронировать все под его даты за 15 минут. Люди не хотят звонить, что-то спрашивать, они бронируют ночью, ценят свое время.
Я считаю, что Казани не хватает гостиниц экономкласса, не только трех-, но и хороших двухзвездочных. Мы конкурируем с Питером и Москвой, которые серьезно снижаются в период несезона. С Сочи, куда турист едет за 8 тысяч рублей на три дня и две ночи в бархатные сезоны с завтраком «шведский стол». Как это ценообразование складывается, я вообще не понимаю, но понятно, что в такой альтернативе он в Казань вряд ли поедет. Поэтому в несезон надо давать самые крутые экскурсии и максимально выгодное предложение.
«Ожидаем, что будет 4,4 миллиона туристов за 2024 год»
«Нам надо бороться за платежеспособного, развитого, путешествующего несколько раз в год туриста»
— Сергей Евгеньевич, подведете итог, над чем в ближайшее время предстоит работать туристической отрасли?
Иванов: В текущем моменте по гостиницам спрос соответствует предложению, но мы не рассматриваем себя в моменте, мы стараемся смотреть в будущее. И настраиваемся на рост туристического потока, исходя из которого уже выстраиваем планы.
Квартир примерно сейчас столько же, сколько номеров в отелях Казани. Это, конечно, тревожный сигнал. Под рост турпотока мы рассчитываем на развитие соответствующей инфраструктуры — это в первую очередь гостиницы, которые предоставляют определенный сервис, позволяют проводить большие мероприятия, имеют хорошую емкость и высокие стандарты обслуживания, без этого цивилизованный рынок невозможен.
Под это должен подтягиваться сам туристический продукт, события, объекты притяжения, которых должно становиться все больше. Нам надо стремиться именно в ту нишу, за которую борется весь мир: платежеспособный, развитый, путешествующий турист как внутри страны, так и в целом в мире. То есть человек, который ездит хотя бы один раз в год, может быть, два, может, 3 даже раза в год в другую страну, и он может сравнить. И в этом сравнении Татарстан должен выглядеть очень привлекательно.
Вопрос не в том, сколько надо отелей, а в том, какова наша доля на российском и мировом туристическом рынке. Мы должны стараться как можно бо́льшую долю оттуда забирать, и для этого, естественно, нужно развивать инфраструктуру.
Население планеты потихонечку растет, соответственно, количество путешествующих тоже увеличивается. Я надеюсь, что на этот рынок более активно подтянутся такие страны, как Индия, Пакистан, возможно, Афганистан — государства с огромным населением. Активно растет по благосостоянию Вьетнам — это тоже 90-миллионная страна. Из Латинской Америки пока в Россию приезжают единицы.
— И на какую долю рынка в России Татарстан может претендовать?
— Провокационный вопрос. Конечно, мы хотим иметь как можно больше туристов в Татарстане. Мы ожидаем сейчас официальные цифры от Росстата. Ожидаем, что будет 4,4 миллиона туристов за 2024 год.
— На 5 миллионов выйдем в 2025-м?
— Официально вряд ли. Но в статистику Росстата попадают только те, кто переночевал в официальных средствах размещения. Абсолютно точного измерителя потока тех, кто снимает квартиры, сегодня не существует.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 97
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.