Согласно консолидированному отчету, чистая прибыль ПАО «КАМАЗ» по итогам 2024 года снизилась в 28 раз с 20,5 млрд до 731 млн рублей Согласно консолидированному отчету, чистая прибыль ПАО «КАМАЗ» по итогам 2024 года снизилась в 28 раз с 20,5 млрд до 731 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Падение продаж — это не только проблемы КАМАЗа

Отпраздновавший 55-летие КАМАЗ преподнес в минувшем году не очень приятный подарок своим акционерам. Согласно консолидированному отчету, чистая прибыль ПАО «КАМАЗ» по итогам 2024 года снизилась в 28 раз с 20,5 млрд до 731 млн рублей. Убыток, приходящийся на акционеров компании, составил 178 млн рублей против 19,7 млрд рублей в виде прибыли за 2023-й. Базовый и разводненный убыток на акцию составил минус 0,26 рубля на одну акцию против 28,89 рубля в 2023-м. Чистый убыток ПАО «КАМАЗ» по РСБУ за 2024 год превысил 3,3 млрд рублей, тогда как в 2023-м предприятие отобразило прибыль в размере 11,9 млрд рублей.

Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин связал финансовые итоги 2024 года, рассчитанные по РСБУ, с изменениями во внутренней экономической политике страны, которые он определил как «глобальную трансформацию экономики».

По информации агентства «Автостат», в 2024-м на российском рынке было реализовано 102 тыс. новых крупнотоннажных грузовиков (HCV). Это на 19% меньше, чем в 2023-м. Вместе с тем продажи автомобилей отечественной марки «КАМАЗ» показали не очень хорошие результаты. Впервые в новейшей истории челнинский автогигант оказался не на первой строчке среди тяжелых грузовиков: российский завод реализовал 17,2 тыс. машин, что на 33% меньше, чем в 2023-м, когда автогигант реализовал почти 26 тыс. машин. Доля рынка челнинцев упала с 20,5 до 17%. Что касается КАМАЗа в Татарстане, то на родине он продолжает держать первенство на рынке грузовых автомобилей, правда, «уронив» количество регистраций на 17%. Так, если в 2023 году в республике было поставлено на учет 2 459 грузовиков, то по итогам 2024-го — всего 2 049 «КАМАЗов» (минус 410 авто).

Большегрузы идут на дно: как ставка ЦБ и цены рушат продажи «КАМАЗов» и «китайцев»

Падение продаж у КАМАЗа сюрпризом для его руководства не стало. Еще летом челнинский завод прогнозировал падение рынка на 15−22% по итогам года.

Стоит отметить однако, что впервые при подсчете агентство «Автостат» разделило статистику по крупнотоннажникам и среднетоннажным грузовикам (MCV). К первым оно отнесло грузовые автомобили массой более 16 т, ко вторым — от 3,5 до 16 тонн. На самом КАМАЗе считают некорректным относить к тяжелым грузовикам машины полной массой свыше 16 тонн. Представители завода поясняют, что это европейский стандарт, а в России и Китае к крупнотоннажным грузовикам относят машины полной массой от 14 тонн. Если взять за основу методику татарстанского завода, то он сохранил лидерство (20,3 тыс. машин), правда, опередив Sitrak менее чем на 1 тыс. единиц.

Также нельзя не отметить, что в подсчетах агентства учтены не все проданные транспортные средства. «Автостат» опирается на статистику ГАИ, но в ней не учитывается техника, поставленная силовым структурам. На парламентских слушаниях комитета Совета Федерации по развитию автопрома глава челнинского автогиганта Сергей Когогин заявлял, что у КАМАЗа доля гособоронзаказа в структуре производства составляет 30%.

Несмотря на спад в продажах, КАМАЗ хоть и ненамного, но нарастил производство. Всего в 2024-м автогигант выпустил 54,6 тыс. единиц коммерческой техники, что на 3% больше по сравнению с 2023-м Несмотря на спад в продажах, КАМАЗ хоть и ненамного, но нарастил производство. Всего в 2024-м автогигант выпустил 54,6 тыс. единиц коммерческой техники, что на 3% больше по сравнению с 2023-м Фото: «БИЗНЕС Online»

Главной же причиной спада на рынке грузовиков, по словам Когогина, стала финансовая политика Центробанка РФ: высокая ключевая ставка привела, с одной стороны, к неспособности клиентов обслуживать лизинг и автокредитование, с другой — к нежеланию тратить деньги, которые можно с большей выгодой положить на депозит.

Несмотря на спад в продажах, КАМАЗ хоть и ненамного, но нарастил производство. Всего в 2024-м автогигант выпустил 54,6 тыс. единиц коммерческой техники, что на 3% больше по сравнению с 2023-м. Из них почти 41,7 тыс. тяжелых грузовиков (грузоподъемностью 14–40 т), 5,7 тыс. средне- и малотоннажных грузовиков «Компас», 4,4 тыс. прицепов и полуприцепов, 1,6 тыс. автобусов, 688 электробусов и 554 автобетоносмесителя. Выпуск грузовиков последнего поколения К5 вырос на 27% до 6,5 тыс. единиц, которые сейчас производятся на новой санкционно устойчивой компонентной базе. Из всех проданных автомобилей экспортные поставки находились на уровне 4–5 тыс. автомобилей за год.

Сергей Когогин: «Коробка пока китайская. Но это пока!»

Динамика доходов не укладывается даже в официальную инфляцию

Падение продаж у крупнейшего производителя грузовой техники в России не могло не повлиять и на финансовые показатели компании. Выручка ПАО «КАМАЗ» по российскому стандарту бухгалтерского учета (РСБУ) за 2024-й составила 323,4 млрд рублей против 354,7 млрд в предыдущем году. Падение составило 8,8%. При этом консолидированная отчетность, наоборот, показала рост показателя. Выручка по МСФО за минувший год выросла на 6,3% до 393,7 млрд рублей.

Такое различие связано с тем, что в состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства, а сама группа объединяет более 100 компаний на территории России, СНГ и дальнего зарубежья. Помимо самого КАМАЗа, на результаты отчетности повлияли показатели крупнейших из дочерних предприятий за пределами Набережных Челнов: ПАО «НЕФАЗ» и ПАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Башкортостан), ПАО «Тутаевский моторный завод» (Ярославская область).

Главной же причиной спада на рынке грузовиков, по словам Сергея Когогина, стала финансовая политика Центробанка РФ Главной же причиной спада на рынке грузовиков, по словам Сергея Когогина, стала финансовая политика Центробанка РФ Фото: «БИЗНЕС Online»

Отчет показывает рост выручки как в сегменте грузовых автомобилей, так и в других, новых сегментах, таких как автобусы и прицепная техника. В общем объеме оборота группы 58,6% занимают продажи грузовых автомобилей и машинокомплектов — 230,8 млрд рублей (плюс 1,9%). Продажи запасных частей выросли на 6% до 40 млрд рублей, автобусы, электробусы, прицепная техника и автобетоносмесители принесли в общую копилку еще 55,2 млрд рублей (плюс 13,6%). Помимо этого, в 1,6 раза выросли доходы, полученные от реализации комплектующих — 36,2 млрд против 22,9 млрд рублей в 2023-м, а продукция металлургического производства, наоборот, показала спад на 46% с 5,2 млрд до 2,8 млрд рублей.

В целом производство и реализация грузовых автомобилей принесло группе 364,1 млрд рублей, комплектующие и запасные части — 29,6 млрд рублей. В 2024 году КАМАЗ продал грузовые автомобили и автобусы на условиях финансовой аренды на общую сумму 25 млрд рублей. Благодаря этому в общую копилку поступило еще 6,7 млрд рублей в виде дохода от финансовой аренды (лизинг). Кроме того, в собственности группы находится 131 объект коммерческой недвижимости в Татарстане, Ульяновской области, Ставропольском крае общей стоимостью 3,3 млрд рублей, доход от сдачи в аренду которых принес дополнительные 1,6 млрд рублей.

Отметим, что издержки КАМАЗа росли на том же уровне, что и доходы. Так себестоимость продаж по МСФО выросла на 6,5% до 332,2 млрд рублей. Благодаря тому, что выручка в абсолюте выросла более значительно в денежном выражении, валовая прибыль увеличилась на 5,3% с 58,8 млрд до 61,9 млрд рублей.

В составе расходов по элементам затрат расходы на материалы и комплектующие увеличились на 17% до 284,3 млрд рублей, затраты на оплату труда — на 27,5% до 75 млрд рублей. Повышение утилизационного сбора в прошлом году привел к тому, что у группы «КАМАЗ» в 1,4 раза выросли расходы по данной статье — с 45,6 млрд до 63,9 млрд рублей.

Значительно выросли и другие статьи расходов. Так, коммерческие расходы увеличились на 12,7% до 15,7 млрд рублей, общие и административные расходы — на 15,7%, до 21,45 млрд рублей, расходы на исследования и разработки выросли почти в 2 раза с 1,7 млрд до 3,36 млрд рублей.

Прочие доходы группы «КАМАЗ» сократились в 2,5 раза с 15,8 млрд до 6,1 млрд рублей. Основное падение произошло из-за того, что в 2024 году прибыль от операций с долями ассоциированных компаний, совместных предприятий и совместных операций не была отображена в отчете, тогда как в 2023-м она составляла 10 млрд рублей. Дополнительно к этому доля в увеличении капитала совместных предприятий и ассоциированных компаний сократилась с 1,7 млрд до 1 млрд рублей.

Доходы, связанные с деятельностью негосударственного пенсионного фонда, также показали отрицательную динамику. За год поступления по соответствующей графе снизились в 2 раза с 1 млрд до 500 млн рублей. Основной вклад в прочие операционные доходы внесло государство. По итогам прошедшего года государственная помощь группе составила почти 2,5 млрд рублей, что на 1,1 млрд рублей больше, чем в 2023-м.

Дополнительную нагрузку принесли и операционные расходы. Здесь выросли до 1,85 млрд рублей расходы на социальную сферу и благотворительность, группа получила убыток от курсовых разниц в размере 784 млн рублей, расходы, связанные с НПФ, составили 676 млн рублей; кроме того, списаны нематериальные активы на 208 млн рублей. Итогом стало общее увеличение расходов в 1,5 раза с 2,4 млрд до 3,7 млрд рублей. Суммарная операционная прибыль сократилась на 21% до 22,8 млрд рублей. Более того, операционная прибыль могла быть еще меньше, компания «выкрутилась» восстановлением резерва по кредитным убыткам. Если по итогам 2023 года были созданы резервы под ожидаемые убытки в размере 5,8 млрд рублей, то в 2024-м группа высвободила 4 млрд рублей.

Прибыль меньше — налогов больше

При расчете доналогооблагаемой прибыли не учитываются проценты к получению или уплате, а также доходы и расходы, связанные с инвестиционной активностью компании.

Объем полученных процентов по остаткам на счетах составил 6,5 млрд рублей, увеличившись относительно результата предыдущего года на 67%. Стоит отметить, что на фоне роста полученных процентов объем свободных денежных средств на счетах сократился с 87 млрд до 65,4 млрд рублей, из которых только на срочных депозитах размещено 25,8 млрд рублей. Чем же объясняется тот факт, что при меньшей сумме группа получила больше пассивного дохода? Дело в том, что если в 2023 году максимальные процентные ставки по депозитам составляли 15,85% и 16% соответственно, то по итогам 2024-го их предельная величина закрепилась на уровне 22,37% и 23,11%.

Дополнительно к этому у КАМАЗа выросли финансовые расходы. Если в 2023-м по данной статье было проведено 10,7 млрд рублей в виде расходов, то по итогам 2024-го — почти в 2,5 раза больше, 25,8 млрд рублей. Связано это с тем, что группа в 2024 году почти в 1,6 раза увеличила объем кредитов и займов. Долгосрочная нагрузка выросла с 105 млрд до 138,8 млрд рублей, краткосрочная — с 38,8 млрд до 86,8 млрд рублей. Всего же КАМАЗ «задолжал» 225,6 млрд рублей против 143,9 млрд рублей в 2023-м. Из общей суммы почти 59 млрд рублей — это облигационный заем, все остальное — банковские займы. Именно по этой причине расходы по процентам увеличились за год в 2,3 раза с 8,8 млрд до 20,7 млрд рублей. Кроме того, выросли расходы на банковские услуги до 392 млн рублей, а также расходы по валютным операциям, где на курсовой разнице КАМАЗ потерял 650 млн рублей.

С учетом всех доходов и расходов прибыль до налогообложения по МСФО составила 3,5 млрд рублей, что меньше в 6,3 раза, чем в 2023-м. Несмотря на снижения финансового результата, налог на прибыль составил 2,74 млрд рублей против 1,5 млрд годом ранее. Связано это с тем, что в 2023 году при подсчете налога на прибыль был учтен эффект от применения налоговой ставки по специальному инвестиционному контракту в размере 1,7 млрд рублей, который был вычтен от общего условного расхода по налогу на прибыль, а также не учитывалось 1,5 млрд рублей в виде налога, рассчитанного от прибыли от операций с долями в совместных предприятиях и совместных операциях. Это произошло из-за пересчета отложенных налогов по новой ставке в 25%, что вылилось в дополнительные 1,5 млрд рублей в виде налоговых отчислений.

Говорить о том, что у КАМАЗа есть проблемы, пока нельзя, тем более компания системообразующая и с сильным влиянием государства Говорить о том, что у КАМАЗа есть проблемы, пока нельзя, тем более компания системообразующая и с сильным влиянием государства Фото: «БИЗНЕС Online»

Как закроется 2025-й?

Эксперты автомобильной отрасли считают, что рынок новых HCV в текущем году при любом стечении обстоятельств уйдет в минус. В базовой версии прогноза фигурирует снижение на 29% до 72 тыс. единиц, а в пессимистичной речь идет о падении на 41% до 60 тыс. экземпляров. При позитивном сценарии прогноза данный сегмент рынка все равно покажет отрицательную динамику (минус 20% до 82 тыс. штук).

«Справедливости ради не стоит забывать, что 70–80 тысяч для этого сегмента рынка — нормальная картина, — поясняет директор агентства „Автостат“ Сергей Целиков. — Если откинуть два последних аномальных года, то 70–80 тысяч — это средний объем рынка в данном сегменте за последние 10 лет. Просто на фоне аномального всплеска продаж в 2023 году текущее падение кажется очень сильным».

Если брать текущий год, то в I квартале в России было продано 12,7 тыс. крупнотоннажных грузовых машин — на 48% меньше, чем в январе – марте 2024-го. КАМАЗ смог продать за это время 3,4 тыс. новых HCV, что на 10% меньше относительно I квартала 2024 года. Китайские бренды показали более значительное снижение — от 54 до 64%.

На фоне роста долговой нагрузки и соотношения чистого долга / EBITDA в размере 4.8х, а также учитывая тот факт, что операционный денежный поток стал отрицательным (минус 53,8 млрд рублей), и финансовые расходы выросли в 2,4 раза, возникает вопрос, как будет компания обслуживать свои долги с учетом падения продаж в I квартале текущего года. Рост у компании в 2,5 раза складских запасов, а также увеличение на 38% дебиторской задолженности наводит мысли о том, что сложности со сбытом начались еще в прошлом году. Говорить о том, что у КАМАЗа есть проблемы, пока нельзя, тем более компания системообразующая и с сильным влиянием государства.

«В год в среднем у нас должно продаваться около 60−65 тысяч машин. Фактически сейчас чуть ли не годовой объем продаж, с учетом снижения спроса, находится у нас на складах» «В год в среднем у нас должно продаваться около 60−65 тысяч машин. Фактически сейчас чуть ли не годовой объем продаж с учетом снижения спроса находится у нас на складах» Фото: «БИЗНЕС Online»

«По большому счету, сейчас можно вообще до конца года ничего не ввозить и ничего не производить»

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— В последние полтора года был выбран потенциал спроса на ближайшие три-четыре года. Все, что должны были купить во второй половине 2024-го, в 2025-м и, может быть, даже в частично в 2026-м году по грузовикам, было продано в 2023-м. Не весь спрос, а, наверное, 50 процентов от него все было продано. Поэтому в этом году ситуация очень тяжелая, при этом наблюдается очень большое затоваривание — около 40 тысяч автомобилей, а даже, может, и больше, с учетом КАМАЗа.

В год в среднем у нас должно продаваться около 60−65 тысяч машин. Фактически сейчас чуть ли не годовой объем продаж с учетом снижения спроса находится у нас на складах. По большому счету сейчас можно вообще до конца года ничего не ввозить и ничего не производить: этого количества автомобилей хватит для того, чтобы удовлетворить спрос, который был удовлетворен в значительной степени ранее.

Поэтому ситуация на самом деле очень тяжелая, и она, конечно, коснется всех, кого-то в большей степени, кого-то — в меньшей. По итогам 2025 года ожидается сильная коррекция рынка. Вопрос, насколько она окажется критичной после 2023 года, когда суммарно было продано больше 135 тысяч грузовых автомобилей.

С другой стороны, весь 2023 год был отмечен некоторыми крупными инфраструктурными проектами, под которые резко стали закупать грузовую технику. Вот та же трасса М12, где требовалось огромное количество тех же самосвалов. Если бы у нас сейчас активно запускались какие-то новые инфраструктурные проекты, тогда бы был резкий рост потребности в новых автомобилях. В такие моменты цена не играет критической роли. Есть работа — машины работают, которые приносят доход.

Сейчас же такой потребности нет, потому что нет крупных строек. И это привело к тому, что многие компании стали сдавать лизинговые автомобили. По моему мнению, сейчас уже сдано обратно около 20 тысяч лизинговых автомобилей, то есть компании отказываются от них, они им не нужны.

Таким образом, получаем, что к непроданным 40 тысячам добавилось еще 20 тысяч лизинговых автомобилей — это 60 тысяч автомобилей, то есть как раз годовой спрос.

Это для всех плохо, абсолютно для всех. КАМАЗ, наверное, в какой-то степени в более выгодной ситуации, потому что его не бросят, его продукция востребована, есть гособоронзаказ, помогают утилизационные сборы. И благодаря этому КАМАЗ сможет увеличить свою долю на рынке, но не количество.


Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Согласно данным компании по МСФО, финансовые показатели компании за 2024 год удовлетворительные, тем более в условиях внешних ограничений. Производственные результаты компании за 2024 год также удовлетворительные, непростая экономическая ситуация и внешние ограничения на них не сказались. Позиции компании в машиностроении устойчивые, ее продукция пользуется спросом как внутри РФ, так и в других странах. Она выпускает разную технику, это диверсифицирует ее деятельность, дает возможность зарабатывать на разной продукции, укрепляет ее позиции на рынке.

Можно назвать несколько рисков для компании: в первую очередь это рост конкуренции со стороны других автопроизводителей на ключевых для нее рынках. Затем это рост стоимости используемых ею товаров и услуг, что может отразиться на финансовых результатах. Также сохранение и усиление внешних ограничений могут повлиять на компанию, ограничить ее действия на разных рынках, повлиять на конкурентные позиции. Однако, несмотря на риски и сложную ситуацию в автомобильной отрасли по итогам 2025 года, компания может увеличить выручку и прибыль, укрепить свои позиции, продолжит реализацию инвестиционных проектов, будет работать над эффективностью деятельности.