Закирова задержали по подозрению в превышении должностных полномочий в бытность начальником отдела СКР по Приволжскому району Закирова задержали по подозрению в превышении должностных полномочий в бытность начальником отдела СКР по Приволжскому району Фото: «БИЗНЕС Online»

Как поспорили два бизнесмена

История, которая стоила карьеры и свободы начальнику отдела СКР по Приволжскому району Эдуарду Закирову, на самом деле разворачивалась прошлым летом. Ее корни растут из конфликта двух республиканских бизнесменов.

Тогда бенефициар татарстанского нефтетрейдера «Татэко» Марат Сахапов вступил в гражданский спор с одним из своих контрагентов — альметьевским бизнесменом, директором ООО «Таскшеринг Рус» Радиком Губаевым. Спор этот возник из-за поставок «Татэко» нефтепродуктов для «Таскшеринга». Сахапов утверждал: Губаев недоплатил ему 48,1 млн рублей, должен и неустойку, а это еще 21,1 млн рублей. Сначала спор рассматривался в Арбитражном суде Татарстана, Сахапов его даже выиграл, но так ни копейки и не получил.

Тогда в роли коллектора, уверены силовики, и выступил начальник приволжского отдела СКР. Как Сахапов вышел на Закирова — неизвестно. Слухи ходят разные: то ли были общие знакомые, то ли у Сахапова были родственники, близкие к силовым структурам.

15 августа прошлого года следователь приволжского отдела СКР Евгений Скрипников возбудил уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Это тяжкое преступление, наказание — до 10 лет лишения свободы. Отметим еще один важный момент: ст. 159 УК РФ смежная. Как правило, ее расследуют органы внутренних дел, но может и СКР. Например, когда в совокупности с мошенничеством видны признаки должностных преступлений или подделки документов. Или если заявитель обратился именно в СКР.

Так и произошло в данном случае. К слову, заявление формально написал не Сахапов, а директор «Татэко» Ринат Рафиков, указывая, что у его предприятия похитили 48,1 млн рублей, «злоупотребив доверием». Губаева в этот же день задержали. Там, уверены сейчас силовики, напуганный предприниматель поклялся, что вернет деньги «Татэко».

Несмотря на тяжесть обвинения, Губаева не везут в суд, а отпускают. Еще через небольшой промежуток времени дело прекращают, причем с довольно необычной формулировкой — «за примирением сторон».

По данным собеседников нашего издания, чуть позже к этой формулировке возникнут вопросы у надзорных органов: статья-то тяжкая, и по примирению в данном случае дело прекращать нельзя. Делу дадут рестарт, но формальный (мошенничество переквалифицируют в менее тяжкую статью о самоуправстве), и уже так закроют за примирением сторон.

Адвокат Закирова Эдуард Гайнуллин в беседе с «БИЗНЕС Online» заявил, что его подзащитный вину не признает Адвокат Закирова Эдуард Гайнуллин в беседе с «БИЗНЕС Online» заявил, что его подзащитный вину не признает Фото: «БИЗНЕС Online»

Как с этой историей связано дело «7 озер»

Оказавшись на свободе, Губаев направился в органы госбезопасности и дал там обширные показания. А как только к делу подключились оперативники управления ФСБ РФ по РТ, дело раскручивается со скоростью вихря.

Еще осенью прошлого года оперативники вышли на Сахапова, но тот, по данным наших источников, отказался давать показания на Закирова. Тогда силовики вскрыли другую схему, в которой замешан нефтетрейдер.

В итоге Сахапову пришлось написать явку с повинной о том, что в 2020 году дал взятку за решение проблем с налоговой проверкой, и назвать список фамилий. Сотрудников СКР в этом перечне нет, но есть ряд довольно известных казанских бизнесменов. Например, гендиректор и учредитель компании «7 озер» Адель Гильманов и владелец ООО «Капиталметрпром» Азат Нугманов. Их обвинили в посредничестве во взятке в особо крупном размере (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ) — по версии СКР, они за 34,5 млн рублей предлагали «отмазать» от налоговой проверки одно из предприятий Сахапова.

Гильманова и Нугманова арестовали. А Сахапов ждал, что дело в отношении него прекратят — так обычно и происходит, когда человек сам сообщает о даче взятки. Но, несмотря на явку с повинной, он тоже оказался в наручниках. Давать показания на бывшего начальника отдела СКР мужчина так и не стал.

Спокойный сон за 34 миллиона: владельца компании «7 озер» отправили в СИЗО

Тогда бизнесмен Губаев пошел в прокуратуру. И там оценили действия начальника приволжского отдела СКР как преступные. Из прокуратуры в следком ушла «37-я»: так называют требование о возбуждении уголовного дела в рамках ст. 37 УПК. Как только руководство следственного управления СК России по РТ узнало об этом, Закиров лишился своей должности, а через пару дней сам, не дожидаясь увольнения, написал рапорт. Следком же взял положенные 30 суток для принятия решения по требованию прокуратуры, а затем направил материалы на согласование в Москву.

Февральский уход Закирова с поста начальника приволжского следственного отдела якобы и связан с тем, что все это несопоставимое зарплатам в СКР имущество вдруг вскрыли проверяющие, о чем даже доложили лично главе следкома Александру Бастрыкину Февральский уход Закирова с поста начальника приволжского следственного отдела якобы и связан с тем, что все это несопоставимое зарплатам в СКР имущество вдруг вскрыли проверяющие, о чем даже доложили лично главе следкома Александру Бастрыкину
Фото: «БИЗНЕС Online»

«Самый богатый» следователь Татарстана?

Именно когда материал был в Москве и там решалась судьба Закирова, фигурой бывшего начальника районного отдела СКР вдруг заинтересовались федеральные телеграм-каналы и СМИ. Произошло это в прошлую пятницу.

Акцент был на двух вещах. Во-первых, указывалось, что Закиров уже задержан — по подозрению в получении взятки от бизнесмена Сахапова. Во-вторых, в публикациях перечислялся огромный перечень имущества Закирова. Среди активов указывалось следующее: три частных дома, две квартиры, парковочные места, Porsche Cayman, Jeep Grand Cherokee, у его «безработной матери и жены» — еще четыре квартиры, Porsche Cayenne Turbo, BMW 730D XDrive, Mercedes-Benz V-Class, BMW X6 Drive 30D, BMW X7 Drive 40i и еще парковочные места к ним.

Авторы публикаций подсчитали, что данное имущество тянет в общей сложности на 400 млн рублей. Сообщалось, что февральский уход Закирова с поста начальника приволжского следственного отдела якобы и связан с тем, что все это несопоставимое зарплатам в СКР имущество вдруг вскрыли проверяющие, о чем якобы даже доложили лично главе следкома Александру Бастрыкину.

Закиров в тот же день выступил в нескольких СМИ с опровержением — никакого уголовного дела в отношении него на тот момент не было возбуждено, он находился на свободе.

Что касается имущества, то богатство Закирова никогда не было тайной. Об этом прекрасно знали и его коллеги-смежники, и руководители: приволжский отдел он возглавил лишь в 2023 году, а до этого несколько лет руководил арским межрайонным отделом и всегда заполнял декларации о доходах.

Вопросов к происхождению имущества не возникало, и вот почему: его отец — Айдар Закиров — один из богатейших людей Арского района. Среди его активов — сеть из 15 розничных магазинов Taid-Foil. Как ранее писало наше издание, данная сеть магазинов оформлена на фирму «Тайд-Фойл», ООО «Волна» и ООО «Центр-2». В прошлом году первая компания имела выручку в 743 млн рублей, обороты второй составили 131 млн рублей, а третьей фирмы — еще 168 млн рублей. Итоговая выручка сети, в которой реализуются продукты и бытовые изделия, по итогам 2024 года превышает (причем уже не первый год) миллиард рублей. Чистая прибыль за прошлый год составила порядка 26 млн рублей. Есть у Закирова-старшего и другие бизнесы-активы.

Край молочных принцев и картофельных королей: кому принадлежит Арский район?

Отец Закирова: «Вы, наверное, понимаете, для чего еще неделю назад эта волна прокатилась…»

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с Айдаром Закировым. Тот заявил, что все имущество, которое в СМИ приписали его сыну, действительно в разное время приобретал он сам. «Мне будет 65 лет, я в бизнесе с 1992 года. Я бывший военный, служил в ядерных войсках. Когда началось разоружение, нас, ядерщиков, сократили. Тогда мне выдали квартиру в Новокуйбышевске, я ее продал и начал заниматься бизнесом в Бурятии. Все деньги, первоначальный капитал, я взял оттуда — привез оттуда, помню, 700–800 тысяч долларов, когда переехал в Арск, где я работал с 1998 года», — рассказал нам Закиров. Так, по его словам, он построил первую заправку в конце 90-х, потом приобрел торговое помещение в Казани на Губкина и пошло-поехало…

По списку имущества, которое облетело все федеральные телеграм-каналы, Закиров-старший рассказывает: например, Jeep Grand Cherokee, по его словам, он покупал еще в далеком 1994-м, когда жил в Бурятии. BMW 730D XDrive покупал подержанную 7–8 лет назад и до сих пор ею пользуется. Mercedes-benz V-Сlass, по словам Закирова-старшего, тоже принадлежит ему уже давно, но иногда он дает машину сыну, чтобы возить детей. Porsche Cayman также покупал бизнесмен лично — за 8 млн рублей, подержанную, пригнал из Москвы и недавно продал за 6 млн рублей. А Porsche Cayenne, тоже приписываемый его сыну, принадлежит организации, которой владеет Закиров-старший. BMW Х6, по его словам, была продана три года назад в трейд-ин, а взамен куплен б/у Porsche Cayenne в кредит — машина записана, по словам нашего собеседника, на супругу его сына.

По квартирам у Закирова-старшего также есть объяснение. Например, рассказывает он, квартира на Батыршина, которая фигурирует в списке имущества, была куплена еще 51 год назад — ее приобрели родители его супруги. Квартиру на Вишневского он покупал сыну, когда тот женился. Квартира на Чехова куплена для младшего сына, а квартиры на Шоссейной, по словам Закирова, у них никогда не было. «Мы всегда одно покупали, другое продавали», — вспоминает Закиров и рассказывает о недвижимости, которая, например, не засветилась даже в «компромате». Это, например, квартира в центре Казани, в которой сделали ремонт и продали в 3 раза дороже, квартира в Азино, Кировском районе и так далее — имущество покупалось и продавалось.

«Специально все это собрали и вылили — это все делается, чтобы его очернить. А мои заслуги… Обо мне вообще не говорят! — говорит Закиров-старший. — Я в 2004-м был предпринимателем года. „БИЗНЕС Online“ обо мне писал, что я чуть ли не миллиардер в Арском районе. У меня все это есть, все доходы подтверждены. В прошлом году 78 миллионов рублей налогов заплатили, в компаниях у нас около 300 человек работают! И жена у меня не безработная — у нее ИП, в магазинах продукты продает. За последние 6 лет получила 98 миллионов прибыли. У меня доход за последние пять лет составил 200 миллионов», — рассказывает Закиров.

По его словам, он специально покупал своему сыну недвижимость и машины, чтобы тот ни в чем не нуждался. «Имущество все мое. Ну что может заработать чиновник? У меня три сына, с ними была договоренность: старшему я, пока живой, покупаю имущество, а бизнес делят между собой два младших сына, — объяснил Айдар Закиров. — У меня желание было, чтобы старший сын чего-то добился, полковником он стал, может, и генералом. У него задача была — только работать, а все остальное я ему обеспечивал».

«Вы, наверное, понимаете, для чего еще неделю назад эта волна прокатилась — чтобы общественное мнение взбудоражить и чтобы, в конце концов, в отношении него дело возбудили», — добавил отец бывшего начальника отдела СКР в конце разговора.

Дело в отношении Закирова расследуют по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Максимальное наказание — до 10 лет лишения свободы Дело в отношении Закирова расследуют по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Максимальное наказание — до 10 лет лишения свободы Фото: «БИЗНЕС Online»

Что грозит бывшему следователю

Эдуарда Закирова задержали во вторник вечером, когда он выходил из казанского бара 5 Green Bottles в ЖК «Савин Хаус». Там его ждали оперативники управления ФСБ.

Ночью офицер в отставке оказался на допросе у следователя. Дело в отношении него расследуют по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Максимальное наказание — до 10 лет лишения свободы. СКР уверен, что Закиров не имел права вмешиваться в гражданский спор Сахапова, а возбуждение дела в отношении Губаева не является законным.

Вместе с Закировым задержан и его бывший подчиненный, следователь Скрипников.

Адвокат Закирова Эдуард Гайнуллин в беседе с «БИЗНЕС Online» заявил, что его подзащитный свою вину не признает. «Те обстоятельства, которые указаны в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, фактическим обстоятельствам не соответствуют. Действия Закирова, указанные в данном постановлении, состава преступления не образуют», — сказал нам Гайнуллин.

«БИЗНЕС Online» обратился к Губаеву за комментарием, однако тот отказался рассказывать свою версию событий, сославшись на то, что сейчас идет разбирательство и по делу работают компетентные органы.

В ближайшее время следком по РТ определится с мерой пресечения, которую потребует избрать для своего бывшего коллеги. И, кажется, сомнений в том, что для него попросят СИЗО, почти нет.