«Он был на английском языке…» — так объясняла доцент Диана Сулейманова, почему не стала читать договор о регистрации на платформе Finiko. В суде она обратилась напрямую к Кириллу Доронину, оставившему ее банкротом, с кучей кредитов и без квартиры. Другой потерпевший вкладчик — шахтер из Норильска — поведал историю, как под влиянием коллег на работе остался с носом на сумму чуть больше миллиона рублей. Накануне Вахитовский райсуд продолжил допрашивать очередных горе-вкладчиков. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Потерпевший Юрий Мазуров: «Я поверил. У меня тяжелая работа. Думал, надо выходить из этого»
«Хотел заработать через инвестиции»
Шахтер Юрий Мазуров специально приехал в Татарстан прямиком из Норильска, чтобы выступить в Вахитовском райсуде. Мужчине 49 лет, работает в компании «Норникель». В 2021-м он стал вкладчиком платформы Finiko, о чем подробно и поведал в своем допросе.
О компании Мазуров узнал осенью 2020 года, об инвестициях через Finiko тогда рассказывали везде: и в спортзале, и на работе. Знакомые говорили, как на бирже работают трейдеры и как на этом можно неплохо заработать. «Отнесся так себе, в азартные игры не играл. Да ну, ерунда», — подумал он. Дальше — больше. На работе он стал замечать, как коллеги прямо в телефоне «зарабатывают»… В голову закрались сомнения. Мазуров решил изучить социальные сети, посмотрел выступления сооснователя платформы Кирилла Доронина и Ко. «Обороты в Норильске набирали вовсю: везде, куда ни придешь, — разговоры о Finiko», — вспоминал вкладчик. «Сохранить холодную голову было тяжело» и без принуждений, по его словам, в апреле 2021-го он все же решил вложиться. «Я поверил. У меня тяжелая работа. Думал, надо выходить из этого. Хотел заработать через инвестиции. Удостоверился, что надежно», — так объяснил он свое решение.
Мазуров обратился к своему коллеге Григорию, который имел «положительный опыт» в инвестициях. Тот и помог потерпевшему вложиться в Finiko. Сначала Мазуров обратился в банк, взял кредит — 1,7 млн рублей. Затем коллега помог пройти регистрацию, купить биткоины и завести все в личный кабинет — обещали 1% в день… Вкладчик подчеркнул, что в компанию нельзя было «заносить» рубли, приходилось покупать биткоины и переводить их в личный кабинет.
Что-то удалось и заработать. Мазуров заявил, что еженедельно выводил деньги. Всего таких выводов было на 515 тыс. рублей. И вроде все было хорошо, но летом вдруг платформа заблокировалась. Тогда он и решил написать заявление на основателей компании.
«До какого-то момента все работало», — заявлял в суде Мазуров, подчеркивая, что сам считал все это пирамидой. «Сейчас я остыл, но в тот момент негодование было за пределами. Все отказались [помогать] выходить из ситуации. В чатах я писал, мне говорили: „Ничего не будет“. Но люди же говорили, обещали… Как можно от своих слов отказываться?» — с грустью рассуждал обманутый вкладчик.
С учетом того, что он успел вывести, ущерб в копилке дела Finiko — 1 млн 84 тыс. рублей. Сейчас Мазуров продолжает выплачивать кредит, остаток — 490 тыс., а из суммы ущерба ему ничего не вернули. Мужчина заявил гражданский иск. По его словам, главный обман основателей платформы был в том, что депозит ему так и не вернулся. «Вы же обещали, Кирилл! Ничего бы не было…» — обращался потерпевший к Доронину.
Потерпевшая Диана Сулейманова за несколько дней до блокировки сайта зарегистрировала на платформе и свою маму… Для этого женщина также влезла в кредит, но уже на 3 млн рублей
«Думаю, что организаторы забрали деньги»
Еще одна потерпевшая, которую допросили накануне, — Диана Сулейманова, но уже из Татарстана. Работает преподавателем.
О Finiko она узнала в декабре 2020 года от давней знакомой — Альбины Закировой. Это имя уже не в первый звучит в суде, о Закировой еще в декабре 2024-го также рассказывала другая потерпевшая — Амина Сагирова.
Благодаря видеороликам будущая вкладчица узнала, что компания занимается инвестициями: платформа помогала вкладчикам получать доход. В 2021-м Сулейманова сходила на презентацию в казанский бизнес-центр «Релита», которым управляла Закирова. На таких сходках рассказывали о компании, продуктах и возможностях. Помимо знакомой Закировой, в офисе работали еще Нафикова и Галимова.
По совету подруги Сулейманова прошла регистрацию по ее реферальной ссылке, но договор, по ее словам, не читала: «Он был на английском языке». Какое-то время изучала работу и репутацию платформы, сначала не вкладывалась. А потом узнала о трейдинге и гарантированном возврате депозита, о резиденции в Иннополисе и другой деятельности компании. Тогда в апреле все же решила попробовать, чтобы закрыть ипотеку. Закирова отговорила ее и посоветовала более «прибыльный» продукт — с индексом 1.
Деньги заводила через брокера, т. к. компания рубли не принимала. Всего Сулейманова передала ему 1,6 млн рублей, часть из которых взяла в кредит. Во время передачи денег расписку никто не писал. «Думаю, если бы я попросила, они бы отказались», — предположила она. Спустя время Сулейманова смогла вывести 227 тыс. рублей на погашение кредита.
В ходе допроса выяснилось, что Сулейманова за несколько дней до блокировки сайта зарегистрировала на платформе и свою маму… Для этого женщина также влезла в кредит, но уже на 3 млн рублей. После блокировки платформы оплачивать займы Сулейманова не смогла, а в кредитных каникулах ей отказали.
«Мне дали несколько недель, чтобы я закрыла всю сумму. Мне говорили ждать, но у меня не хватило нервов, — с грустью вспоминает потерпевшая. — Я подала на банкротство. Я знала, что у меня отберут единственное жилье. Я намерено пошла на это. Не могла отсудить деньги в гражданском суде, у меня уже не было сил. Я писала заявление (в полицию — прим. ред.) в тяжелом состоянии. Я лишилась жилья, мне коллекторы звонили…» Осенью 2021-го Сулейманову признали банкротом.
«Думаю, что организаторы забрали деньги. Закрылись кабинеты, и в чатах началась суматоха. Я обращалась к Закировой, но это было бесполезно. Она меня успокаивала, говорила: „Это хорошие ребята, они помогут“. А Нафикова меня игнорила», — вспоминала потерпевшая события 2021-го.
Сулейманова, как и Мазуров, заявила, что основным обманом со стороны Finiko стало то, что депозит оказался невозвратным. «Говорили ждать, не выводить, но вывели те, кто имел доступ. Трейдеров не было, как потом выяснилось, даже площадки не существовало, — разъяснялась вкладчица. — Показателем стало то, что изначально схема была гнилая. Я узнала о вашем бэкграунде. Это была не первая такая вещь, у вас был Eskalat. Люди, которые были с вами, типа Сагировой Флеры, с вами таскались из скама в скам. К сожалению, хорошая история закончилась таким…»
Допрос потерпевших продолжится сегодня.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.