Зарубежная новинка от стримингового сервиса Hulu напомнила об одном из самых запутанных и резонансных дел в американском суде. Семейство Барнеттов в 2010 году удочерило украинскую девочку с редкой формой карликовости. Кристин и Майкл не испугались диагноза дочери, но, оказалось, бояться нужно было другого — 7-летняя Наталья Грейс стремительно превратилась в персонажа из фильма «Дитя тьмы». Как утверждают Барнетты, Наталья — совершеннолетняя девушка, которая пыталась их убить. Мини-сериал «Хорошая американская семья» иллюстрирует историю, основанную на реальных событиях, стараясь отразить точки зрения всех участников. О том, какой получилась американская драма, — в нашем материале.
1. О чем сериал
2010 год. Кристин и Майкл готовились к удочерению, но в последний момент все сорвалось, из-за чего образцовая американская семья Барнеттов переживает разлад. Внезапно судьба предлагает отчаявшимся супругам забрать другого ребенка — 7-летнюю украинку Наталью Грейс с редкой формой карликовости. Диагноз будущей дочери Кристин не страшен — ее сын Джейкоб с аутизмом к 12 годам добился выдающихся успехов в точных науках, а сама она основала фонд, помогающий детям с ограниченными возможностями здоровья. Поначалу чета со всей ответственностью подходит к воспитанию «трудного» ребенка, но постепенно Кристин замечает странности, которые начинают угрожать ее жизни и жизни ее собственных детей. Агентство по усыновлению внезапно закрывается, а Наталья жестокими выходками пугает всю семью. В какой-то момент Кристин начинает подозревать, что девочке далеко не 7 лет…
Суд рассматривал дело приемных родителей Натальи Грейс, Кристин и Майкла, которые добились изменения возраста дочери с 10 лет на 22 года в документах и оставили ее одну в съемном доме, сбежав в Канаду
2. Оригинальность и актуальность истории
Сериал основан на реальных событиях, прогремевших на всю Америку в 2019 году, когда семейству Барнеттов выдвинули обвинение. Суд рассматривал дело приемных родителей Натальи Грейс, Кристин и Майкла, которые добились изменения возраста дочери с 10 лет на 22 года в документах на основании врачебного заключения и оставили ее одну в съемной квартире, сбежав в Канаду. Спустя несколько лет девушка подала к ним иск в суд за неисполнение родительских обязательств. Общественность разделилась на два лагеря — одни жалели ребенка, возмущаясь жестокостью Кристин и Майкла, другие были убеждены, что Наталья действительно была взрослой женщиной. Сама девушка отрицала обвинения, говоря, что приемная мать путем физических угроз заставила говорить, что ей 22 года. Но в итоге в 2023-м суд оправдал Барнеттов.
Сама запутанная история практически повторяет фильм «Дитя тьмы» (2009) Жауме Кольет-Серра, вышедший за год до удочерения Натальи. То ли ужастик решил «ожить», то ли Барнетты вдохновились персонажем Эстер, для которой в свою очередь прототипом послужила чешка Барбора Шкрлова, выдававшая себя за ребенка. В любом случае сторонний наблюдатель не сможет раскрыть все секреты, но углубиться в странный случай — вполне.
В 2023 году на Investigation Discovery вышел документальный сериал «Загадочная история Натальи Грейс». Он длится аж три сезона и в подробностях рассказывает об удочерении, которое для всей семьи обернулось кошмаром. Новая экранизация истории, ставшей «национальным достоянием», хотя и повторяет основные вехи, все же отличается от предшественника большей художественностью — преувеличивает детали, раздувает факты и лепит из реальных людей яркие образы.
3. Драматургия и диалоги
Ради того чтобы заинтриговать зрителя, создатели нарушили фабулу и начали сериал с кульминации. Успешную «маму Америки» Кристин Барнетт на презентации ее книги о воспитании особенных детей уводят за неисполнение родительских обязанностей и оставление ребенка в опасности. Далее зритель узнает историю удочерения Натальи и вместе с Барнеттами приходит к выводу, что на самом деле героиня может быть совершеннолетней манипуляторшей с социопатией, которая представляет серьезную угрозу для семьи.
Первые четыре эпизода показаны глазами приемных родителей девочки, остальные ведутся от лица Натальи. Порой повествование дополняет закадровый голос персонажей, умело вплетенный в паутину противоположных образов. Обе точки зрения показаны однобоко — вначале зрителю навязывают сочувствие Кристин, которую терроризирует дьявол в детском обличье, а затем показывают кадры одинокой и брошенной девочки. Создатели попытались показать, что тайна так и останется нераскрытой, поскольку у каждого участника истории своя правда. От сериала и не требовалось расставить все точки над i, однако сюжет, повторяющий оригинальную историю, выглядит несколько наигранным и неубедительным. Создатели перетягивают одеяло с одного на другого персонажа, смакуют детали, мелькавшие в таблоидах, и регулярно повышают драматический градус.
Поскольку картина основана на реальных событиях, интригу создать сложно. Разве что тех, кто не знаком с историей Натальи Грейс и аннотацией сериала, первые два эпизода еще могут держать в напряжении — почему это семилетка приходит в спальню к родителям с ножом и так умело манипулирует взрослыми? Хотя и так довольно быстро и как-то размыто выясняется, что семья могла удочерить совершеннолетнюю девушку. Сюжет то и дело спотыкается об истерики и капризы Натальи вперемешку с ее вполне взрослыми манипуляторскими приемами, еще и Кристин слишком резко из осознанного родителя превращается в суровую мачеху.
4. Авторы сериала
За экранизацию нашумевшего дела взялась шоураннер Кэти Роббинс, которая также участвовала в создании фантастической комедии «Санни» (2024) и «Любовники» (2014). Помочь с «Хорошей американской семьей» ей вызвалась сценарист и продюсер Сара Сазерленд, известная по сериалу «Девять совсем незнакомых людей» (2021) с Николь Кидман. Режиссером выступила одна из создателей «Шершней» (2021) и «Рассказа служанки» (2017) Лиз Гарбус.
5. Звезды каста
Неоднозначную роль миссис Барнетт исполнила Эллен Помпео, звезда телесериала «Анатомия страсти», где актриса снимается в роли Мередит Грей с 2005 года. В «Хорошей американской семье» она пробует для себя что-то новое и перевоплощается в хранительницу очага, помешанную на добродетели и осознанном воспитании детей. В первых сериях Барнетт своей терпимостью вызывает искреннее сочувствие и уважение, но в дальнейшем ее навязчивые мысли побеждают заботливую натуру. Персонаж Помпео бо́льшую часть сериала выглядит так, будто надевает дешевую маску и покорно играет заданную роль, но надо отметить, что такое воплощение образа смотрится наиболее уместно, чем если бы из Кристин сделали истеричку.
За чувствительность в сериале отвечает Майкл Барнетт в лице Марка Дюпласса. Актер снимался в «Талли» (2018), «Скандале» (2019), «Утреннем шоу» (2019), так что драмы ему по зубам. Персонаж Дюпласса получился несколько бесхребетным и морально слабым, но в то же время умеющим по-настоящему любить. Несмотря на то что в конце сериала зритель увидит далеко не хеппи-энд, особенно во взаимоотношениях супружеской четы, к Наталье мистер Барнетт поначалу относился со всей отцовской любовью и заботой. Жаль, что персонаж с неплохим потенциалом меркнет на фоне взаимоотношений матери и дочери и с каждым эпизодом к нему пропадает интерес, возможно, не только у зрителей, но и у самих авторов.
Абсолютной звездой картины стала 28-летняя дебютантка Имоджен Фейт Райд, исполнившая роль Натальи Грейс. Рост актрисы — 130 см, и в сериале она действительно выглядит 7-летним ребенком. Выдает разве что злодейская ухмылка, осознанный взгляд и переигранные приступы истерики, которые Фейт Райд выдает особенно охотно.
6. Картинка
Оператору Кармен Кабана не привыкать к съемке детективных триллеров, на которых она уже изрядно набила руку. Оттого и бросаются в глаза привычные жанру визуальные решения. Порой взгляд цепляется за любопытные кадры вроде того, где супруги Барнетт сидят друг напротив друга на фоне красно-белой стены, но в общем картинка не впечатляет. Герои сливаются с «картонными» декорациями, и планы выглядят откровенно постановочными. Если задачей визуального ряда было ярко проиллюстрировать реальные события, то документалистика справилась бы с этим куда лучше.
7. Что говорит критика
О новинке высказались несколько зарубежных изданий. «Благодаря своей разветвленной структуре „Хорошая американская семья“ пытается оживить знакомую историю с помощью неожиданного поворота. То, что сериал делает этот поворот так поздно, хотя он явно был анонсирован как в самом шоу, так и в предыдущих репортажах, является одним из многих препятствий. — размышляет Эллисон Герман (Variety). — Сериал не может избежать резких тональных перепадов, когда переключается между комичным заблуждением Барнеттов и страданиями Натали — особенно позже, когда темп ускоряется, а точка зрения меняется не от эпизода к эпизоду, а от сцены к сцене. И это только внутренние противоречия. Когда неизбежно вмешивается внешняя реальность жизни Натали, сериал не выдерживает этой нагрузки».
Бенджамин Ли (The Guardian) пишет, что визуальная эстетика сериала отличается простотой, а режиссура слишком прямолинейна для такого сюжета. «Создатели разрываются между желанием удовлетворить аппетит тех, кто жаждет грязных подробностей, и попыткой занять позицию морального превосходства, а также необходимостью избежать судебных исков (каждый эпизод начинается с юридического заявления). Это трудное равновесие тонов, которое удается сохранить лишь в заключительных эпизодах, предлагающих более чуткое осмысление произошедшего. Они исполнены благих намерений, но к концу становятся немного неуклюжими: попытки вместить так много оставляют за кадром еще больше», — подчеркивает Ли.
А что по поводу сериала думают российские критики? Алина Рослякова («Okkолоkино») сравнила картину с «Загадочной историей Натальи Грейс» и нашла противоречия. С одной стороны, считает она, новый проект дал истории больше объективности — Кристин говорит от первого лица, а сам конфликт с точек зрения распределен между главными участниками. Еще и экранной Наталье дали возможность показать себя «злодейкой», какой она предстала со слов Барнеттов. «С другой стороны, в игровом сюжете сквозь заявленную полифонию с самого начала проступает собственный взгляд создателей, — парирует сама себе критик. — Сама же полифония становится беднее. При всей манипулятивности монтажных приемов в „Загадочной истории“ разными точками зрения проверялись именно одинаковые — причем подлинные — кадры. <…> В „Хорошей американской семье“ не столько переопределяют одни и те же события, сколько подменяют одни другими. А „видеохронику“, как бы свидетельствующую о „подлинности“, приберегают в основном для версии Натальи. Конфликта становится существенно меньше, а те противоречия, что остаются, не столько обостряются, сколько уплощаются».
«Неудивительно, что на эмоциональном уровне сериал провоцирует сильные чувства — от сочувствия до гнева, от недоумения до негодования и обратно, — пишет Яна Телова (Film.ru). — Однако чем больше он пытается вывести зрителя на эмоции, тем больше подозрений вызывает. Уж не скрывает ли проект за яркой провокацией собственную несостоятельность, ведь все, что он делает, — это разыгрывает знакомую постановку, но в новых декорациях?»
8. Какому зрителю адресована картина
Фанаты бытовых американских драм, приправленных щепоткой саспенса, наверняка оценят новинку. А преданные поклонники тру-крайма с удовольствием посмотрят художественную иллюстрацию одной из самых резонансных историй последних лет и попробуют вынести собственный вердикт. Понравится сериал и тем, кто увлекается психологией, поскольку семья Барнеттов — отличное поле для размышления о психотравмах, поведенческих установках и воспитании детей.
9. Где смотреть сериал и его продолжительность
Сериал дебютировал 19 марта на стриминговом сервисе Hulu. Кроме того, раскрыть секреты «хорошей американской семьи» можно и на платформе Rutube, куда загружены 6 серий, остальные две выйдут 23 и 30 апреля. Длительность эпизода — около 50 минут. Действия в сюжете развиваются довольно динамично, но напряженность и мрачность повествования вряд ли позволят залпом осилить драму — придется потратить на историю Натальи несколько вечеров.
10. Оценка «БИЗНЕС Online»
7 баллов из 10 возможных. Сериал стоит посмотреть, чтобы познакомиться с запутанной историей семьи Барнеттов и воспитать свое критическое мышление, выслушав обе точки зрения. Несмотря на то что шедевром американскую драму об «образцовой» семье не назовешь, она основана на истории, которая и без экранизации вызвала общественный резонанс, так что картина в любом случае заслуживает интереса.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.