«Считаю, что им нужно было оставаться в халяльном секторе, тем более в нашем регионе. Это было их фишкой, они отличались от того же «Вкусно — и точка». Потому что там мусульмане есть не будут, а в KFC многие питались, потому что была халяль-курица. Думаю, они потеряют часть аудитории с этим решением», — комментирует совладелец национально-туристического комплекса «Туган Авылым» Радик Абдрахманов решение Rostic’s и Burger King уйти с халяльного рынка. С 22 апреля четыре точки быстрого питания станут харамными. О том, что рестораны теперь предлагают мусульманскому потребителю и насколько сложно выдерживать халяль-стандарты, — в материале «БИЗНЕС Online».
Rostic’s (бывший KFC) и Burger King с 22 апреля прекращают работу по стандарту халяль в Казани. Владельцы сетей никак не объяснили свое решение, а лишь поставили перед фактом
С 22 апреля без халяльного Rostic’s и Burger King
Сразу две популярные сети фастфуда с 22 апреля прекращают работу по стандарту халяль в Казани. Речь идет о трех ресторанах быстрого питания Rostic’s (бывший KFC), расположенных в ТРЦ «Корстон» (Ершова, 1а), возле Московского рынка (Декабристов, 131д) и в Ягодной слободе (ул. Краснококшайская, 140б), а также Burger King на ул. Гаврилова, 17. Владельцы сетей никак не объяснили свое решение, а лишь поставили перед фактом, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель комитета по стандарту халяль духовного управления мусульман РТ Аббяс Шляпошников.
«В Rostic’s нас просто поставили перед фактом, сообщив, что руководством принято решение и они больше с продукцией халяль не будут работать и вскоре переходят на стандартное меню. Что касается Burger King на улице Гаврилова, то они вообще закрывают данную точку», — сообщил Шляпошников. По его словам, еще одна точка Burger King, на ул. Закиева, 1, сохраняет халяль-сертификацию и продолжает работать по ней.
На письменный запрос о причинах перехода на стандартное меню в Rostic’s «БИЗНЕС Online» не получил ответа. В руководстве же сети Burger King отмечают, что решение о выходе из системы соответствия халяль связано с внутренними операционными изменениями и не отражает утрату уважения к исламским нормам или мусульманской аудитории.
Напомним, два казанских ресторана Burger King, включая точку на улице Закиева, впервые получили свидетельство халяль в декабре 2023 года. Представитель компании отмечал, что в Казани много мусульман и они решили работать на целевую аудиторию. Три точки бывшего KFC в столице РТ полностью перешли на халяльное меню в 2020 году. Теперь, спустя пять лет, меню там станет обычным.
«Сообщаем, что с 22.04.2025 три ресторана Rostic’s в городе Казани перестанут работать по стандарту халяль, одобренному комитетом, и переходят на стандартное меню», — такая надпись теперь красуется на двери точки на улице Декабристов. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» менеджер ресторана сообщила, что в меню появятся новые позиции — мороженое и коктейли, но попросить халяльную продукцию по-прежнему можно будет на кассе. То же самое подтвердил оператор по телефону, объяснив, что со «строгого» халяль-меню ресторан просто переходит на «нестрогий», но алкоголя по-прежнему не будет. А в точке на улице Ершова пенные напитки будут продавать. Хотя сотрудница добавила, что гости постоянно заказывали именно халяль-фастфуд.
Теперь меню станет обычным
«Потеряют больше, чем сэкономят»
Если уж Rostic’s перешел на стандарты халяль, то надо было и дальше продолжать — такое хорошее дело начали делать, а теперь сворачиваются, убежден президент ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Зуфар Гаязов. «На рынке быстрого питания большая конкуренция — „Макдоналдс“, КFC, Burger King и так далее. КFC в свое время взяли халяльное направление, а это очень интересный сегмент рынка. С точки зрения бизнеса халяльное направление выгодное, прибыльное. Мои друзья из сети „Тюбетей“ и „Кыстыбый“, которые работают в татарском мусульманском сегменте общественного питания, никогда не жаловались, что их бизнес идет в минус, они все успешно им занимаются», — отмечает собеседник.
В случае отказа гигантов общепита работать по стандарту халяль такой же формат могут предложить те же кафе быстрого питания национальной татарской кухни «Тюбетей» и «Кыстыбый». Возможно, даже лучше смогут организовать систему, считает Гаязов. С другой стороны, в столице Татарстана вряд ли закрытые четырех точек халяльного общепита будет критичным, т. к. на рынке достаточно предложений разного калибра. Разве что кто-то будет скучать по «правильным» крылышкам «полковника Сандерса».
К слову, у Burger King еще до недавнего времени была точка на ул. Московской, 48, но с декабря прошлого года там располагается «Тюбетей». Партнер группы компаний «Тюбетей» Альфрид Бустанов рассказал, что процессы, связанные с халяльной продукцией, бывают чуть дороже, поэтому для игроков, которые не заточены под это дело, мусульманская аудитория не является целевой.
«Все зависит от мотивации и от намерения. Жизнь показывает, что Всевышний облегчает любое дело, связанное с распространением здорового образа жизни. Слава богу, стандарты халяль для компании „Тюбетей“ являются корневыми, они определяют нашу философию и повседневную операционную работу. Мы от них никак отойти не можем. Более того, в каком-то смысле мы не только соблюдаем, но и задаем стандарты халяль, поскольку они должны касаться не только забоя скота и процедур приготовления продукта, но и взаимодействия с партнерами, отсутствия кредитов, развития благоприятной среды в коллективе. Это все вкупе и есть стандарты халяля, без которых невозможно себе представить современную татарскую культуру», — прокомментировал представитель предприятия.
Потеряют больше, чем сэкономят, рассуждает насчет решения Burger King и Rostic’s совладелец национально-туристического комплекса «Туган Авылым» Радик Абдрахманов. «Считаю, что им нужно было оставаться в халяльном секторе, тем более в нашем регионе. Это было их фишкой, они отличались от того же „Вкусно — и точка“. Потому что там мусульмане есть не будут, а в KFC многие питались, потому что была халяль-курица. Думаю, они потеряют часть аудитории с этим решением», — отметил бизнесмен. Так, недавно Абдрахманов в аэропорту Дубая «рәхәтләнеп» (с удовольствием) поел в «Макдоналдсе» халяльный бургер, т. к. в Казани во «Вкусно — и точка» такого не предложат. Что касается Burger King на ул. Гаврилова, который закрывается, может, не выдержали конкуренцию или локацию выбрали неудачно, предполагает он.
«В чем был смысл переходить от халяльного в нехаляльное, если уж они взяли этот путь? И там не такие уж большие расходы, чтобы оставаться в халяльном сегменте. В нашем регионе производят халяльную курицу, думаю, цены халяльных поставщиков точно не в разы отличались от цен других», — добавил Абдрахманов.
Процессы, связанные с халяльной продукцией, бывают чуть дороже, поэтому для игроков, которые не заточены под это дело, мусульманская аудитория не является целевой
Как удмурты скупают активы «полковника Сандерса»
Напомним, в марте 2022 года американский холдинг из штата Кентукки Yum! Brands, владеющий брендом KFC, приостановил работу в России одноименной «сетки» кафе, а также закрыл свои пиццерии Pizza Hut. Через полгода американцы подписали договор купли-продажи 70 ресторанов KFC и мастер-франшизы бренда (право, позволяющее продавать франшизу KFC) с одним из своих местных партнеров — ООО «Смарт сервис ЛТД» — структура ГК «Фуд-сервис», которая управляла по франшизе 41 заведением KFC в Удмуртии, Кировской области, Татарстане, Пермском крае. ГК принадлежит ижевским бизнесменам Андрею Осколкову и Константину Котову. По условиям договора новые владельцы получили в собственность не только рестораны KFC и права на мастер-франшизу, но и операционную систему и торговую марку Rostic’s — популярную в 2000-х российскую сеть фастфуда, которую в 2010-м выкупил Yum! Brands, чтобы развивать KFC.
Официально сумма сделки тогда не озвучивалась, но эксперты «Коммерсанта» предполагали, что она могла составить до 1,3 млрд рублей. В 2023-м «Смарт сервис» после закрытия сделки по покупке активов американской корпорации объявил, что ребрендирует KFC в Rostic’s, т. к. это было одним из условий Yum! Brands по передаче партнеру прав на сеть KFC в России.
В том же году в мае польская группа компаний AmRest, которая тоже управляла частью ресторанов KFC в России, продала около 200 заведений «Смарт сервис ЛТД». Собственно, именно при AmRest в 2020 году в Казани появились первые халяль-заведения от KFС, расположенные по адресам ул. Краснококшайская, ул. Декабристов и ТРЦ «Корстон».
Сейчас «Смарт Сервис» продолжает скупать активы Yum! Brands, которые еще остались, и других местных партнеров американцев. Так, в 2023-м ижевцы приобрели 100% ООО «Юнирест», которому принадлежало 66 точек KFC в Москве, Московской области и Ханты-Мансийском автономном округе, а в прошлом году, сообщал РБК, выкупили 97 ресторанов у «Эй Кей Раша», которые продолжали работать под вывеской KFC.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 148
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.