Еще месяц назад в разговоре с «БИЗНЕС Online» крупные операторы сообщали, что рассчитывают запустить самокаты в Казани к концу марта Еще месяц назад в разговоре с «БИЗНЕС Online» крупные операторы сообщали, что рассчитывают запустить самокаты в Казани к концу марта Фото: «БИЗНЕС Online»

Казань, похоже, последний миллионник России, где нет ясности с сезоном самокатов

Чем теплее на улице, тем больше бросается в глаза отсутствие в Казани электросамокатов — особенно с учетом того, что в прошлом году сезон кикшеринга открылся еще 5 апреля. Другие миллионники России уже давно вовсю «поехали». В Санкт-Петербурге сезон запустили еще 6 марта, а Москва с момента открытия 15 марта успела даже приостановить его из-за снегопадов и запустить вновь. Уже рассекают в Сибири и на Урале, в Уфе и Воронеже. Вот-вот, кажется, намереваются открыть сезон в Краснодаре и Ростове-на-Дону.

Казань, получается, последний город-миллионник, где царит неопределенность. Еще месяц назад в разговоре с «БИЗНЕС Online» крупные операторы сообщали, что рассчитывают запустить самокаты в столице РТ к концу марта. Точная дата запуска зависела от погоды: в городе ждали стабильного «плюса», а асфальт должен был оттаять от наледи. В Whoosh отмечали, что технически и устройства, и команда сервиса готовы к возобновлению сезона. Штат полностью собран (к слову, почти все в кикшеринге работают как самозанятые и зимой не при деле, конечно, за исключением менеджмента). А «МТС-Юрент» пообещал разместить в городе самокаты с новыми функциями определения и прекращения агрессивной езды. Свое технологическое новшество собирались представить и власти города: в комитете по транспорту рассказывали, что планируют выявлять нарушения самокатчиков с помощью ИИ. Как говорил наш высокопоставленный собеседник в одной из компаний, открывать сезон думают в ближайшие выходные — ждут только решения силовиков и города: без них ничего делать нельзя. В пресс-службе «Яндекса» сообщили, что возвращаться в Казань пока не планируют.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Но, как писал «БИЗНЕС Online» в конце марта, всем этим планам, с высокой долей вероятности, не суждено сбыться. А накануне пришло первое официальное подтверждение. Отвечая на вопрос по поводу арендных самокатов в программе «Тема» на «Эфире», начальник ГАИ по Казани полковник Михаил Савин ответил следующее: «Я очень на это надеюсь. МВД по РТ инициировало эту тему, мы ее поддержали. Исполком Казани подготовил информационное письмо, в котором предложили организациям кикшеринга из 1 940 парковочных мест на дорогах и тротуарах города 115. Сегодня решение окончательно не принято. Я думаю, что на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения будет сделан какой-то вывод, и уже из этого мы будем исходить и работать в дальнейшем».

Если запрет на ближайшей комиссии БДД примут, то в Казани количество парковок может сократиться почти в 17 раз. И это притом что Whoosh, по словам источников, завез 4,9 тыс. самокатов, а «Юрент» — еще около 3 тысяч. Прокатчики даже начали обновлять разметку участков под парковку — стоит это, кстати, примерно 3 тыс. рублей на каждую.

Резкое сокращение парковочных мест может вынудить кикшеринговые компании отказаться от работы: это просто будет невыгодно. Либо, как вариант, сервисы могут арендовать места под парковку на частной территории, около магазинов, парикмахерских и в других территориально выгодных для них точках. Тогда город просто потеряет от этого, а электросамокаты останутся. Ведь и сейчас, например, у Whoosh действует договор с сетью «Пятерочка», у каждой из которых можно оставить самокат.

Казань в этом случае будет не первым миллионником России, который фактически запрещает движение электросамокатов. Пример подала Пермская городская Дума, которая в 2024 году решила проблему радикально, запретив парковать самокаты вне велопарковок. Но в центре и на главных улицах Перми таких площадок нет, так что фактически это стало запретом на использование прокатных самокатов в самых востребованных локациях города.

Конечно, есть оборотная сторона медали — с бизнесом можно договориться, он идет на ограничения, контролирует СИМ, ограничивает своих клиентов правилами, ставит под контроль ГЛОНАСС, притормаживает скорость. А в случае отсутствия арендных самокатов кто мешает казанцам купить свои — и рассекать на всех парах, невзирая на запреты? Никаких сил ГАИ не хватит, чтобы отловить всех нарушителей. Но в ГАИ по Казани тоже оценили пермские результаты. Как сказал Савин, если в 2023 году в Перми было 77 ДТП с участием СИМ, то после запрета в 2024-м стало 8. «И все это с участием частных владельцев, где люди даже не получили вред здоровью», — подчеркнул начальник ГАИ по Казани.

Поддерживает ли такое решение население? Большинство — да. «Эксперимент Перми показал, что локальный запрет электросамокатов практически полностью одобряется жителями, — считает координатор общества „Синие ведерки“ Петр Шкуматов. — Если какой-то другой город пойдет на повторение подобной практики (а именно запрета на движение электросамокатов, электровелосипедов, электромопедов и так далее по центральной части города), я думаю, что это будет массово поддержано и жителями, и гостями городов тоже».

Операторы Whoosh и «МТС-Юрент» предпринимали попытки оспорить решение Пермской гордумы в суде, но пока результата добиться не удалось. Оба кикшеринговых оператора из города в итоге ушли, хотя продолжают искать лазейки, а пока Whoosh запустил здесь прокат электровелосипедов.

СИМ — потенциальный источник ДТП, в том числе с потерпевшими СИМ — потенциальный источник ДТП, в том числе с потерпевшими Фото: «БИЗНЕС Online»

Минниханов и Сатретдинов за закручивание гаек, а эксперты-транспортники считают запрет неверным решением

Почему татарстанское МВД против? СИМ — потенциальный источник ДТП, в том числе с потерпевшими. А в Татарстане и так растет аварийность на дорогах. Новая волна критики поднялась на фоне анализа сезона-2024. Впервые за три года ДТП с их участием привело к смертельному исходу: погиб 16-летний самокатчик.

Всего за 11 месяцев прошлого года зафиксировано 38 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими с участием самокатов и прочих СИМ — травмированы 39 человек. В декабре 2024-го на коллегии против СИМ высказался глава МВД по РТ Дамир Сатретдинов, ссылаясь на отсутствие подходящей инфраструктуры в городах республики, и предложил не предоставлять земельные участки под размещение прокатных электросамокатов.

За ужесточение требований тогда же высказался и раис РТ Рустам Минниханов, который и прежде не был поклонником новой моды.

Эти самокаты… Я всегда был против этого. Конечно, они должны использоваться только в специальных местах, где есть инфраструктура, отдельные дорожки.
Рустам Минниханов Раис Татарстана
Рустам Минниханов раис Татарстана

Эксперты по транспорту считают, что тотальный запрет самокатов — плохая идея, а перестраивать исторические города под новомодные веяния нереально.

«Задача региональных властей или местного самоуправления — это вводить какие-то правила, — пояснил „БИЗНЕС Online“ директор Института транспортного планирования Михаил Якимов. — Они уже на федеральном уровне введены, и есть также возможность ввести отдельные правила на местном уровне». Якимов считает эффективным взаимодействие в рамках соглашений между оператором и местными властями. Власти определяют площадки для стоянок, а в ответ кикшеринговая компания обязуется ограничивать скорость движения на особо охраняемых территориях, в пешеходных зонах, как в Москве на ВДНХ и т. д. Даже если эти требования не распространяются на владельцев личных электросамокатов, люди все равно приучаются соблюдать, так же как в автомобильном потоке, где нарушителей не любят.

Хотя самокаты активно «поехали» в России еще в 2019-м, на федеральном уровне относительно внятно регламентировать их движение удалось только через четыре года. Тогда в ПДД закрепили за электросамокатами и аналогичными устройствами статус средств индивидуальной мобильности. Те, кто ими управляет, стали считаться водителями СИМ. Юридически это позволило привлекать самокатчиков к ответственности по ПДД. Приоритет пешеходам: к примеру, если самокатчик на тротуаре врезается в пешехода, то считается виновным водитель СИМ. Прописали и максимальную скорость: 25 км/ч.

«С юридической точки зрения все начало меняться к лучшему, но с точки зрения того, что реально происходит на дорогах, к сожалению, все идет в худшую сторону. Бардак с каждым днем становится все больше и больше», — считает координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

По данным МВД, количество аварий с участием СИМ по стране в 2024-м выросло на 42,8%. Погибли в них 54 человека — на четверть выше, чем годом ранее, пострадали свыше 4 тысяч. И подавляющая доля — 65% всех происшествий — случилась с участием именно кикшеринговых самокатов. Так что продолжают звучать как относительно умеренные предложения, например о повышении разрешенного возраста водителя до 16 лет, запрете езды по тротуарам или введении водительских прав для самокатчиков, так и более радикальные требования о полном запрете. В апреле 2023-го такое пожелание высказал премьер РТ Алексей Песошин, а в июле 2024-го соответствующий вопрос снова поднял председатель Госдумы Вячеслав Володин. Опрос, который он запустил в своем телеграм-канале, собрал 54% голосов в пользу такого решения, в другом опросе 41% голосующих высказался за ужесточение ПДД для самокатов.

В октябре 2023 года вице-премьер Марат Хуснуллин утвердил дорожную карту по регулированию развития средств индивидуальной мобильности: предполагалось доработать нормативно-правовую базу, связанную с их использованием, а также принять ряд мер для обеспечения безопасности нового транспорта. 27 пунктов дорожной карты включали в себя мероприятия, охватывающие конец 2023-го – середину 2024 года, а также начало 2025-го.

Одному из предписаний дорожной карты следует, например, постановление правительства РФ от 23 мая 2024 года. Согласно документу, муниципалитеты теперь должны разрабатывать программы развития транспортной инфраструктуры, создавая условия не только для пешеходов и велосипедистов, но и для новых средств индивидуальной мобильности. В феврале этого года минтранс назначил субъектам дедлайны: как сообщала «Российская газета», планы создания инфраструктуры для СИМ регионы должны были представить до 23 марта. А до 23 июля — скорректировать региональные нормативы градостроительного проектирования с учетом СИМ и издать соответствующие акты.

Среди других пунктов — разработка поправок к ПДД, включая, например, запрет вождения самокатов в нетрезвом виде и критерии стоянки. Соответствующий проект минтранс подготовил в начале марта этого года. В нем предлагается приравнять пользователей СИМ к водителям транспортных средств со всей сопутствующей ответственностью. Кроме того, минтранс планировал четко разграничить СИМ, велосипеды и мопеды, поднять разрешенный возраст водителей до 16 лет, запретить движение двух и более человек на одном самокате, а также усилить приоритет пешеходов по отношению к водителям СИМ. К примеру, самокатчики не смогут требовать от пешеходов уступить дорогу с помощью звуковых сигналов.

Некоторые из этих ограничений операторы кикшеринга уже самостоятельно устанавливают к своим пользователям: так, в Whoosh с этого года пользоваться самокатами можно только с 16 лет (в Москве и области — с 18), а в «МТС-Юрент» — исключительно совершеннолетним. В обоих сервисах действует и запрет на катание нескольких человек на одном самокате.

В соответствии с дорожной картой разработали и проект поправок к КоАП с новыми размерами штрафов для самокатов: например, до 30 тыс. рублей за управление СИМ в состоянии опьянения, от 500 до 5 тыс. рублей за превышение допустимой скорости. Законопроект был принят в первом чтении в июле 2024-го и пока остается на рассмотрении в Госдуме.

Наконец, все более вероятным становится сценарий введения водительских прав для самокатчиков — за это давно ратуют эксперты по транспорту. В марте, по сообщению Володина, следственный комитет предложил Госдуме включить в перечень категорий транспортных средств подкатегорию М1, куда войдут СИМ с электродвигателем мощностью до 0,25 кВт. А в категорию М (мопеды) и А (мотоциклы) могут войти СИМ с электродвигателем мощностью от 0,25 до 4 кВт и свыше 4 кВт соответственно. Идею уже поддержали общественники: например, председатель ассоциации производителей детских товаров, работ и услуг Михаил Ветров.

ГАИ по республике на запрос «БИЗНЕС Online» ответила дипломатично: «Госавтоинспекция МВД по Республике Татарстан не против использования СИМ при условии, что будет создана соответствующая инфраструктура и соблюдена культура безопасного вождения», — сообщили в пресс-службе ведомства.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Но с инфраструктурой тоже вопрос двойственный, говорят эксперты. «Делать отдельную инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности, пожалуй, наши города не потянут. Честно говоря, в мире пока это еще никто не потянул!» — комментирует такую идею директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

«Сегодня самокат, завтра авиасамокат — не будем же мы города портить под это? — согласен с Блинкиным директор Института транспортного планирования Михаил Якимов. Наши города, в частности Казань, гораздо старше, чем автомобиль и самокат. Поэтому объективно нет никакого смысла перестраивать такие старые города под какие-то современные технические решения».

Исходя из данных о местах дорожных происшествий с СИМ, а также о типичных нарушениях пользователей, ГАИ считает, что улично-дорожная сеть Казани сейчас не позволяет безопасно разделить передвижение СИМ по участкам, предназначенным для пешеходов и автомобилей.

«Регистрируемые ДТП в основном происходили в местах пересечения транспортных потоков и могли быть связаны с внезапным появлением СИМ на пути движения транспортных средств либо наоборот. <…> Для повышения безопасности движения на СИМ необходимо комплексное решение, включающее в себя как усиление контроля, так и развитие городской инфраструктуры, в части разделения потоков движения СИМ, ТС и пешеходов», — отметили в ГАИ.

Только с июля по начало октября того года арендными самокатами казанцы воспользовались 110 тыс. раз Только с июля по начало октября первого года работы арендными самокатами казанцы воспользовались 110 тыс. раз Фото: «БИЗНЕС Online»

Пять лет кикшеринга: «головная боль» Метшина и сложный путь симбиоза

Напомним, в Казани самокатный бум начался в 2020-м, с приходом в город сервисов кикшеринга Whoosh и «МТС-Юрент». Только с июля по начало октября того года арендными самокатами казанцы воспользовались 110 тыс. раз. За новой модой стояли понятные преимущества: скорость, мобильность, экологичность.

Полустихийное распространение самокатов почти сразу породило много вопросов, о которые пришлось ломать копья и властям, и участникам движения, и операторам. И вопросы были небезосновательны — к примеру, уже в 2021 году в Татарстане произошло 12 ДТП с участием самокатов (и не только арендных!), пострадали 16 человек и один погиб.

  • Для несовершеннолетних лиц до 14 лет допускается движение по тротуарам, пешеходным, велосипедным (с 7 лет) и велопешеходным дорожкам (дети до 7 лет должны двигаться на стороне для пешеходов), а также по пешеходным зонам (дети до 7 лет исключительно в сопровождении взрослых).
  • Лица старше 14 лет могут передвигаться по велосипедным и велопешеходным дорожкам, по проезжей части велосипедной зоны, по полосе для велосипедистов, по пешеходной зоне (для СИМ весом менее 35 кг).
  • При отсутствии специализированных зон для СИМ весом менее 35 кг, а также при сопровождении детей до 14 лет на СИМ или велосипеде допускается движение по тротуарам, пешеходным дорожкам.
  • В остальных случаях возможно движение по обочине и правому краю проезжей части (при условии разрешенного движения велосипедов и скорости потока до 60 км/ч).

СИМ должно быть оснащено следующим оборудованием: рабочая тормозная система, звуковой сигнал, световозвращатели (белые спереди, красные или оранжевые по бокам и сзади), фара белого цвета спереди.

  • Максимальная скорость движения — 25 км/ч.
  • Приоритет всегда у пешеходов.
  • При создании помех для движения пешеходов необходимо спешиться.
  • Обязательно использование средств защиты (шлем, налокотники, наколенники).
  • В темное время суток и при недостаточной видимости необходимо иметь при себе световозвращающие элементы для обеспечения видимости.

За что критиковали самокаты? Прежде всего за невнятный статус. Водителями или пешеходами считать самокатчиков? Кто должен отвечать за аварии с их участием? Нужны ли права? С какого возраста можно управлять самокатом? Какую скорость развивать, чтобы не навредить другим участникам движения? Где следует их парковать? А может, проще вообще все запретить? Но на эти вопросы не было ответов и в России — изменения в правила дорожного движения приняли в 2023 году.

Мэр Казани Ильсур Метшин к алармизму вокруг нового транспорта не присоединился, хотя признавал, что его движение нужно четко отрегулировать, и отмечал, что это головная боль для городских властей.

«С одной стороны, мода на самокаты и прочую мобильную технику не только у нас, а по всему миру, — рассуждал Метшин на заре движения, в апреле 2021 года. — Казань как цивилизованный город с молодежью, туристами в тренде. С другой стороны, нет федеральных нормативных актов. Нет законных оснований запретить использование самокатов, но запрет вообще не тот путь. Это и бизнес, и удобство, особенно для молодых людей».

В 2020 году все выглядело диким: самокаты люди ставили где хотели. Во-первых, не было еще как таковых согласованных с исполкомом парковок, а во-вторых, и сама кикшеринговая программа слежения за СИМ не была идеальна. Некоторые казанцы, впервые столкнувшись с арендными самокатами, например, затаскивали их к себе в квартиры. Потом работники вынуждены были включать сирены на самокатах, чтобы их найти, — и дворы оглашались звоном, доносящимся из квартир хитрых жителей. Частыми были случаи, когда СИМ топили в Казанке, сбрасывали с моста «Миллениум» прямо на бетонную набережную, просто закидывали в автомобиль и везли в другой город. Чаще компаниям удавалось определить по камерам или аккаунтам, кто это делал, и взыскивать с них. Но бывали и финансовые потери.

В течение первого сезона кикшеринги в ответ на требования властей снизили максимальную скорость до 30 км/ч, а потом снижали по 5 км/ч в каждый новый сезон, дойдя до предела в 20 км/ч на отдельных участках в 2024 году В течение первого сезона кикшеринги в ответ на требования властей снизили максимальную скорость до 30 км/ч, а потом снижали по 5 км/ч в каждый новый сезон, дойдя до предела в 20 км/ч на отдельных участках в 2024 году Фото: «БИЗНЕС Online»

В первый год работы в Казани самокаты разгонялись до 35–37 км/ч — до максимальной скорости, которую выдавали их электромоторчики. Не было еще стандартов по поводу вместимости на муниципальных парковках, и сервисы запрессовывали максимум самокатов в топовые локации. В Казани они находятся, например, на станциях метро «Площадь Тукая», «Козья слобода», улицах Подлужной и Батурина вдоль Кремля. Самая загруженная из них — парковка на Батурина у подземного перехода, с нее больше всего берут самокатов. Потому в первое время компании, прикинув поток выручки, завозили туда самокаты большими партиями, которые занимали свободное пространство для пешеходов.

В течение первого сезона кикшеринги в ответ на требования властей снизили максимальную скорость до 30 км/ч, а потом снижали по 5 км/ч в каждый новый сезон, дойдя до предела в 20 км/ч на отдельных участках в 2024 году.

  • Если вы получили травму, то важно зафиксировать повреждения: поэтому сначала вызывайте скорую (112), а потом полицию (102) для составления протокола.
  • Зафиксируйте обстоятельства ДТП: запишите данные самокатчика, сохраните контакты свидетелей, сфотографируйте или снимите на видео самокатчика и место происшествия. Если вас сбил самокат из кикшеринга, также запишите номер и название оператора и попробуйте написать в службу поддержки сервиса.
  • Если уже после происшествия появились ссадины или ушибы, обратитесь в травмпункт и зафиксируйте повреждения. Это поможет получить справки для взыскания компенсаций.

В зависимости от степени вреда здоровью и имуществу пострадавшего водитель самоката может понести административную, гражданскую или уголовную ответственность. В частности, его могут обязать компенсировать расходы на лечение и ремонт поврежденных вещей, возместить моральный ущерб или финансовые потери от временной нетрудоспособности пострадавшего.

В случае, если авария произошла из-за неисправности арендованного самоката, ответственность понесет кикшеринг.

Подчеркнем: на арендном самокате действительно невозможно развить скорость больше, чем 20 км/ч, даже катясь с крутого спуска, — самокат просто будет оттормаживаться. За этим следит IOT-модуль, мозги каждого самоката, которые опираются на три параметра: ГЛОНАСС, сотовые вышки (внутри каждого есть сим-карта) и независимую программу, вшитую в IOT-модуль. Так вот, последнее не позволит пользователю ехать более 20 км/ч, даже если выйдут из строя два других, например, по причине «глушилок» от БПЛА. Выход же из строя и систем ГЛОНАСС, и симок крайне маловероятен, подчеркивают наши собеседники в кикшеринговой компании. Если же подобное случается, команда видит такой самокат и как можно быстрее эвакуирует его, потому что иначе дорогой аппарат можно легко потерять.

Потому ошибочно полагать, что сервисы на фоне антидроновых отключений GPS теряют контроль над самокатами. А такие страхи тоже озвучивают наши собеседники, близкие к силовым структурам. Источник в одном из сервисов называет такие мнения «технически неверными утверждениями».

К июню 2021-го исполкому вместе с ГИБДД удалось-таки «приручить» кикшеринговых операторов. Утвердили зоны, где электросамокаты снижают скорость до 10–15 км/ч; запретили использовать их детям до 16 лет, кататься на одном аппарате вдвоем или в нетрезвом виде.

В таком ключе продолжилось взаимодействие операторов и городских властей и дальше. В 2024 году, например, действовали 44 зоны запрета, в число которых дополнительно включили улицы Баумана и Петербургскую. Также расширилось до 500 количество участков с ограниченной до 15 км/ч скоростью. На длинных одноуровневых пешеходных переходах (такие в прошлом году были через проспект Победы) скорость снизили до 5 км/ч, чтобы пользователю было неудобно ехать и он спешивался, ведя самокат рядом.

Если пользователи бросали аппараты вне разметки, в ходе рейдов ГАИ их увозили на штрафстоянку с периодичностью примерно раз в месяц Если пользователи бросали аппараты вне разметки, в ходе рейдов ГАИ их увозили на штрафстоянку с периодичностью примерно раз в месяц Фото: «БИЗНЕС Online»

Как созревали правила парковки и почему Казань — образец порядка

В 2021-м в столице РТ начали решать и проблему с неконтролируемым количеством парковок и самокатов на них. До этого как таковых парковок не было и точно не имелось контроля их перегруженности. Например, как-то на 9 Мая Казанский кремль у набережной был весь окружен брошенными самокатами, которых там скопилось по обе стороны дороги больше тысячи. Потом работники сервисов вывозили их оттуда почти сутки. Такое же случалось на День города и во время спортивных матчей. Это вызывало жалобы жителей, головную боль властей.

В результате появились размеченные парковки — места для них определил исполком, и по регламенту туда влезает не больше 10 самокатов. Если пользователи бросали аппараты вне разметки, в ходе рейдов ГАИ их увозили на штрафстоянку с периодичностью примерно раз в месяц. Разметку компании делают за свой счет — два года назад это стоило 3 тыс. рублей. Аренда одной парковки у исполкома в 2023-м обходилась оператору кикшеринга в 20 тыс. рублей.

Взгляните на фотографии: ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет правила с разрисованными парковками, количество самокатов на них также строго не регламентировано Взгляните на фотографии: ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет правила с разрисованными парковками, количество самокатов на них также строго не регламентировано Фото: «БИЗНЕС Online»

Был утвержден список муниципальных и частных стоянок (например у магазинов «Пятерочка») — в 2024 году только у Whoosh в Казани было 1 784 площадки, согласно их реестру. В 2025-м исполком сообщал о подготовке 1,5 тыс. парковок.

Определенно Казань в этом отношении просто образец порядка. Взгляните на фотографии: ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет подобного правила с разрисованными парковками, количество самокатов на них также строго не регламентировано. В итоге куча самокатов у метро там норма.

«Яндекс» к сезону не готовился, а зайдя в город, начал расставлять свои машинки на парковки Urent и Whoosh, что тоже видно на фотографиях «Яндекс» к сезону не готовился, а зайдя в город, начал расставлять свои машинки на парковки Urent и Whoosh, что тоже видно на фотографиях Фото: «БИЗНЕС Online»

«Парковочные войны» самокатчиков Казани

Еще одна интересная история связана с попыткой «Яндекса» зайти в Казань. Компания выставила свои самокаты в 2023 году, но, проработав один сезон, ушла с рынка. Одна из главных причин ухода — именно в парковках: «Яндекс» не смог договориться ни с городом, ни со своими конкурентами, считают участники рынка.

Приглядитесь к разметке: на каждой парковке ставится принт компании, которая ее арендовала. Но «Яндекс» к сезону не готовился, а зайдя в город, начал расставлять свои машинки на парковки Urent и Whoosh, что тоже видно на фотографиях.

Так и началась «парковочная война». Работники двух компаний-старожилов стали выдавливать новичка со своих парковок, просто вытаскивая самокаты «Яндекса» за пределы разметки, а порой разбрасывая или пряча их. ГАИ, видя этот бардак на тротуаре, во время рейдов штабелями увозила самокаты на штрафстоянку. Но забрать свой эвакуированный флот в сезон слишком дорого — кикшеринговые сервисы делают это в конце лета, чтобы не платить. Таким образом, у новичка оказались замороженными около 300 самокатов — четверть флота «Яндекса», вспоминает знакомый с ситуацией собеседник «БИЗНЕС Online».

ГАИ, видя бардак на тротуаре, во время рейдов штабелями увозила самокаты на штрафстоянку ГАИ, видя бардак на тротуаре, во время рейдов штабелями увозила самокаты на штрафстоянку Фото: «БИЗНЕС Online»

Чтобы исключить эвакуацию, работники кикшеринга приспособились кататься впереди сотрудников ГАИ, наводя порядок на своих парковках. У Whoosh и Urent эти процессы отработаны: менеджмент компаний контролирует процессы, находясь непосредственно в Казани. Кроме того, старожилы рынка пристально следят и за состоянием своей умной техники: в хлам разряженный, сломавшийся самокат можно и потерять, а стоит он более 120 тыс. рублей за единицу. Обихоженный аппарат нравится и клиентам, что повышает количество поездок.

Какова доходность в этом бизнесе? Whoosh раскрыл данные компании за 2024 год: увеличив флот почти до 214 тыс. единиц (на 43%), компания заработала 14,3 млрд рублей и получила прибыль 1,8 миллиарда.

Точка зрения Наиля Магдеева по сей день остается принципиальной: запускать в городе кикшеринговые сервисы нельзя без внятных правил пользования и должной инфраструктуры Точка зрения Наиля Магдеева по сей день остается принципиальной: запускать в городе кикшеринговые сервисы нельзя без внятных правил пользования и должной инфраструктуры Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я своим внукам кататься не разрешаю. У меня нет запасных»

Таким образом, сервисы шли на уступки, подстраиваясь под требования продвинутых городских властей. Однако не везде в Татарстане отношения складывались так гладко.

В 2022 году мэр Челнов Наиль Магдеев «выгнал» из автограда сервис Whoosh, запустившийся до официального соглашения с городскими властями. Баталия разгорелась нешуточная: из-за изъятия самокатов компания даже грозила жалобами в прокуратуру. Но точка зрения градоначальника и по сей день остается принципиальной: запускать в городе кикшеринговые сервисы нельзя без внятных правил пользования и должной инфраструктуры. Таковой, по мнению Магдеева, в Челнах пока нет.

«Я своим внукам кататься не разрешаю. У меня нет запасных», — заявлял Магдеев.

В подтверждение своих доводов он неоднократно ссылался и на опросы общественного мнения, которые администрация проводила в соцсетях, и на статистику ДТП с участием самокатчиков. В Челнах таких случаев, в том числе с летальным исходом, было достаточно: например, в 2021-м автомобилист сбил насмерть 19-летнюю девушку, которая на электросамокате пересекала зебру. Впрочем, хотя градоначальник еще два года назад упоминал о разработке необходимой инфраструктуры в Челнах, с мертвой точки дело, похоже, так и не сдвинулось.

Зато, кажется, продолжит работать кикшеринг в Нижнекамске. В пресс-службе исполкома сезон пообещали открыть во второй половине апреля. В пресс-службе исполкома города «БИЗНЕС Online» сообщили, что СИМ должны выкатить на парковки в течение 10 дней. Whoosh в этом году собирается зайти в нефтехимическую столицу РТ впервые — и разместит не менее 300 самокатов; Urent, работающий здесь с 2023-го, точное количество устройств пока не анонсирует.

В Альметьевске электросамокаты Urent ездят с 2022 года. Столица велодорожек Татарстана, однако, в 2025-м пока не определилась с возможностью запуска сервисов. «Вопрос в настоящее время остается открытым», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе исполкома. Администрация руководствуется принципом безопасности и комфорта для всех участников движения, отдавая приоритет пешеходам. «В связи с этим было запущено исследование с целью выявления отношения жителей к использованию электросамокатов. Результаты будут тщательно проанализированы и учтены при принятии дальнейших решений», — добавили в пресс-службе. Кроме того, в городе следят и за новшествами федерального законодательства в соответствующей сфере.

Электросамокат является источником повышенной опасности. Поэтому под такие развлечения нужна специальная инфраструктура либо зоны спокойного движения, где скорость будет ограничена до 25 км/ч и для машин, и для СИМ Электросамокат является источником повышенной опасности. Поэтому под такие развлечения нужна специальная инфраструктура либо зоны спокойного движения, где скорость будет ограничена до 25 км/ч и для машин, и для СИМ Фото: «БИЗНЕС Online»

Взгляд общественников: «Ждем, кто победит — закон или бизнес»

Нужен ли полный запрет самокатов? Или другие меры могут быть продуктивнее? «БИЗНЕС Online» предложил экспертам прокомментировать эту ситуацию.

Еще лет 10 назад, вспоминает координатор общества «Синие ведерки» Шкуматов, страну накрыла эпидемия скутеров. И тогда ГИБДД просто ввела для них новую категорию прав, обязав ставить на мопеды номерные знаки. Проблема сошла на нет буквально через полгода-год. По его мнению, с самокатами можно поступить точно так же, обязав сдавать экзамены на знание ПДД и принципы управления самокатом. А заодно ввести требование о получении номеров на СИМ.

«Я вообще сторонник не запрета электросамокатов, а того, чтобы был какой-то здравый смысл, — говорит Шкуматов. — Запрет ударяет по интересам бизнеса: прежде всего кикшеринга и служб доставки, чьи курьеры используют средства микромобильности».

Теперь в числе интересантов — бизнес, согласен председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов. Компании вложились в покупку самокатов, организацию обслуживания, аренду парковочных мест. «Поэтому сейчас ждем, кто победит — закон или бизнес, — говорит он. — Конечно, мы бы хотели увидеть освобождение пешеходных тротуаров от электросамокатов и электровелосипедов. К сожалению, это не может произойти мгновенно. Пока программа-максимум выглядит так, как предложил следственный комитет: ограничение скорости до 10 километров в час и водительские права для водителей электросамокатов». Но проблемы все равно останутся — такая скорость пользователю электросамоката не нужна, этого можно и на велосипеде достичь.

Соколов также напоминает, что жизнь человека гораздо важнее, чем доходы от каких-то новых видов развлечений, и приветствует тот факт, что все больше ответственных людей — чиновников, депутатов, руководителей регионов, мэров городов и т. д., которые отвечают за организацию транспортного движения, начинают понимать: электросамокат является источником повышенной опасности. Поэтому под такие развлечения нужна специальная инфраструктура либо зоны спокойного движения, где скорость будет ограничена 25 км/ч и для машин, и для СИМ.

«Совмещение на узенькой велодорожке велосипедиста и владельца электросамоката — вещь абсолютно не безобидная. Это совершенно разные виды мобильности по энергетике, скорости, по всему на свете» «Совмещение на узенькой велодорожке велосипедиста и владельца электросамоката — вещь абсолютно не безобидная. Это совершенно разные виды мобильности по энергетике, скорости, по всему на свете» Фото: «БИЗНЕС Online»

Электросамокаты сбрасывают интерес к личным авто у молодежи, но…

В вопросе средств индивидуальной мобильности есть две противоположные точки зрения: консервативная и, так сказать, молодежно-энтузиастская, напоминает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Блинкин.

Консервативная (и Блинкин ее поддерживает) состоит в том, что все они должны использоваться в парках, на стадионах, специально оборудованных территориях. Т. е. как развлечение и отдых. Сколько угодно таких дорожек можно делать в городских парках, на подходах к стадионам, больших пространствах. В любом крупном городе можно найти подходящие места. Блинкин придерживается этой концепции.

«К тому, чтобы совмещать это с пешеходами на тротуаре или с автомобилями на дороге, я отношусь отрицательно, — говорит он. — Когда по тротуару едет электросамокат с крупным молодым человеком, а тем более с двумя — он представляет угрозу для жизни и здоровья пешеходов». Если же самокат выставить на проезжую часть — появится угроза жизни и здоровью уже водителя этого самоката. Если выставить его на велодорожку, то существует огромный зарубежный опыт: совмещение на узенькой велодорожке велосипедиста и владельца электросамоката — вещь абсолютно не безобидная. Это совершенно разные виды мобильности по энергетике, скорости, по всему на свете. Да и велодорожек в городах России немного.

«Вторая же точка зрения — молодежно-энтузиастская — тоже неглупая и имеет право на существование. Она состоит в том, что этот вид передвижения в известной мере сбрасывает интерес к личным автомобилям у целого поколения граждан, у молодежи. И это тоже правда. Чем кончится дискуссия, не знаю, но это один из самых интересных вопросов городской транспортной политики, который города мира будут решать в ближайшие годы», — резюмирует эксперт.

По мнению директора Института транспортного планирования Якимова, есть правила дорожного движения, где все обозначено: разрешенная мощность, возраст пользователя, зоны проезда — просто их надо соблюдать и контролировать.