В феврале этого года у самосвала Shacman модели SX3258 приостановили действие одобрения типа транспортного средства (ОТТС) В феврале этого года у самосвала Shacman модели SX3258 приостановили действие одобрения типа транспортного средства (ОТТС) Фото: «БИЗНЕС Online»

«Себя на рынке очень хорошо зарекомендовала»

Казанский предприниматель Айдар Шафигуллин оказывает услуги грузоперевозок — возит на самосвале щебень, песок, грунт в пределах города. До этого ездил на советском «КАМАЗе», как и отец. А полгода назад пересел на китайский Shacman: купил б/у самосвал 2023 года выпуска в Москве за 5,6 млн рублей. Причем, по словам бизнесмена, он целенаправленно выбирал между самосвалами именно этой марки. «Себя на рынке очень хорошо зарекомендовала, много положительных отзывов было», — объясняет Шафигуллин.

При этом машина первым собственником использовалась очень активно: по словам нового покупателя, пробег у нее был около 90 тыс. км — для самосвалов, которые катаются в основном в пределах города, за год это внушительные цифры. Но Шафигуллин смотрит на ситуацию оптимистичнее, по его словам, самосвал только «прошел обкатку». Сам он за полгода «накатал» около 20 тыс. километров.

«За полгода ни разу не пришлось загонять в сервис», — рассказывает собеседник газеты. Хотя позже вспоминает, что заезжал на ТО, ну и было кое-что по мелочи: тут лампочка не горит, там фару нужно поменять. «Серьезных поломок не было. Если вовремя делать ТО, следить за машиной, то ничего и не случится», — говорит владелец грузового «китайца».

В целом в его окружении никто из водителей, которые управляли этими китайскими самосвалами, не жаловался. «Понятное дело, если сравнивать с какой-нибудь Scania или Volvo — это совсем другое, — говорит казанский предприниматель. — Но тут и на бюджет надо ориентироваться. Берете или Shacman, или Scania за 25 миллионов…»

И вот в феврале этого года у самосвала Shacman модели SX3258, на котором ездит Шафигуллин, приостановили действие одобрения типа транспортного средства (ОТТС). По словам собеседника, узнав эту новость, он интересовался у представителей лизинговых компаний: что будет с его машиной? Но те успокоили, что это касается только новых самосвалов, которые теперь запрещено продавать.

«Понятное дело, если сравнивать с какой-нибудь Scania или Volvo — это совсем другое. Но тут и на бюджет надо ориентироваться. Берете или Shacman, или Scania за 25 миллионов…» «Понятное дело, если сравнивать с какой-нибудь Scania или Volvo — это совсем другое. Но тут и на бюджет надо ориентироваться. Берете или Shacman, или Scania за 25 миллионов…» Фото: © Hauke-Christian Dittrich / dpa / www.globallookpress.com

«…несут прямую угрозу жизни и здоровью водителей и пассажиров»

Действительно, согласно решению Росстандарта, с февраля этого года дилерам запрещено продавать грузовики Shacman SX3258 — крупнотоннажные самосвалы колесного типа 6×4 и 6×6 грузоподъемностью (по данным дилеров) от 20 до 40 тонн.

Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) — это обязательный документ, который нужен, чтобы зарегистрировать машины, которые раньше не использовались в России. Его получают как на импортные машины, так и на автомобили российской сборки.

ОТТС подтверждает, что машина соответствует всем техническим характеристикам, которые заявлены заводом-изготовителем, экологическим стандартам и требованиям по безопасности. ОТТС получают для ввоза и экспорта машин во все страны Таможенного союза (кроме России, это Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия).

Как объяснил «БИЗНЕС Online» эксперт аудита негосударственной некоммерческой организации «Ассоциация по безопасности машин и оборудования „Тест-СДМ“» Юрий Привалов, этот документ должен получать завод-изготовитель. Если предприятие находится в стране, которая не является резидентом Таможенного союза ЕАЭС (а Китай не резидент), то за него это ОТТС получает представитель, который у него должен быть на территории страны. В случае с Shacman это ООО «Шакман моторс». «Далее они совместно несут ответственность по соблюдению этого регламента», — подчеркивает эксперт.

Представитель завода-изготовителя сам выбирает, где получать ОТТС. В России его выдачей занимаются аккредитованные организации — их, по словам Привалова, в стране около 20. Кроме того, он может получить ОТТС в странах Таможенного союза — в России этот документ тоже будет действовать. В случае с Китаем при получении ОТТС всегда должны быть сертификационные испытания, указывает Привалов: т. е. образец для испытаний должен быть доставлен в лабораторию, где будут проводиться испытания, на основании которых выдадут документ.

ОТТС можно получить на одну машину, на партию и на серию автомобилей (в случае с китайскими самосвалами оно было получено на серию). «Партийное» ОТТС действует, пока не израсходуется партия машин, серийное — не более трех лет. Затем документ нужно продлевать.

Что будет, если завод-изготовитель не получит ОТТС? Владелец авто не сможет оформить ПТС.

По данным Росстандарта, на территорию России было ввезено больше 15 тыс. «потенциально опасных грузовиков», из которых 2 170 уже находятся в эксплуатации. Какой период охватывает статистика ведомства, не указано. Но, например, по данным аналитического агентства «Автостат», только за прошлый год по всей России было продано около 15 тыс. крупнотоннажных грузовиков бренда Shacman, из которых треть тот самый «запрещенный» самосвал. По статистике агентства (которое относит к сегменту HCV грузовые автомобили полной массой более 16 т), крупногабаритные Shacman по продажам в прошлом году заняли 3-е место на рынке, чуть уступив «КАМАЗу» и китайской марке Sitrak.

В Татарстане Shacman по общим продажам грузовиков находится на 4-м месте, уступая, кроме «КАМАЗа» и Sitrak, соотечественникам из FAW. За два года в республике было поставлено на учет порядка 1,5 тыс. грузовиков Shacman. При этом лидером по продажам внутри марки стал тот самый «запрещенный» самосвал: за два года — 395 машин (199 в 2023-м и 196 в 2024-м).

Какие же претензии предъявляют контролирующие органы китайскому самосвалу? По данным Росстандарта, самосвалы Shacman типа SX3258 не соответствуют «целому ряду обязательных требований».

Первое — в кабине слишком шумно, что сказывается на состоянии водителей. «Нарушения в части шумовых ограничений являются фактором производственного стресса, непосредственно влияют на самочувствие и здоровье водителя такого грузового транспортного средства, способствуют его усталости, что в конечном итоге может стать причиной ДТП. Нервное напряжение водителей, связанное с повышенным фоновым шумом, может привести к таким нарушениям здоровья, как головная боль, головокружение и обострение артериального давления», — сказано в материалах ведомства.

Второе — несоответствия в части задней противоподкатной защиты (или так называемого противоподкатного бруса) и боковых защитных устройств. «[Эти несоответствия] несут прямую угрозу жизни и здоровью водителей и пассажиров легковых транспортных средств, которым в случае попадания в ДТП с участием такой грузовой техники будут причинены значительные повреждения».

А начались проблемы Shacman в 2023 году, причем отправной точкой стали действия обычного уральского предпринимателя. Федеральный прецедент создал простой челябинский бизнесмен, директор ООО «Спецавтострой» Денис Винокуров. В 2022-м он купил китайский самосвал, после чего «обратил внимание на ряд отличий купленного автомобиля» от техники европейского и российского производства. Далее он дважды привозил самосвал на испытательный полигон в Подмосковье (процедура испытаний недешевая — около полумиллиона рублей). Результаты оказались отрицательными, т. е. реальные характеристики не соответствовали заявленным. По их итогам Винокуров написал жалобу в Росстандарт (это был апрель 2023-го, т. е. ровно два года назад) и попросил «принять меры по запрету эксплуатации небезопасной техники на российских дорогах».

«БИЗНЕС Online» связался с Винокуровым. Он, выслушав вопрос, заявил: «Я не готов обсуждать это, даже не хочу никаких комментариев давать».

«Приказ Росстандарта сильно повлиял на перераспределение рынка»

Имя челябинского бизнесмена прозвучало на пресс-конференции, которую собрали в Москве представители Shacman, правда, через два месяца после появления запрета на продажу новых машин модели SX3258. Здесь уверены, что отрицательные результаты испытаний относятся к одной машине. «Есть претензия к конкретному автомобилю, который был испытан заявителем — частным лицом. Ни к партии [автомобилей], ни к требованию к ОТТС у Росстандарта претензий нет», — подчеркнули представители бренда.

С 2023 года они вели переписку (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online») с надзорным органом: предложили провести свою экспертизу, проинспектировать завод-изготовитель, проанализировать, сколько вообще таких машин могло оказаться на рынке, отозвать их, провести осмотр и ремонт. Но Росстандарт, по словам руководителя рабочей группы дилеров Shacman Владимира Пичугина, предъявлял все новые требования к проведению отзывной кампании и не согласовывал ее, обязывая доработать. А как объясняют представители Shacman, нельзя начинать устранять неисправности в самосвалах, пока не будет согласована эта программа.

Гендиректор «Шакман моторс» Вадим Филатов указывает на несовершенство российского законодательства — бренд направляет свои предложения, но вместо «разумных» сроков получает ответ в течение законных 30 дней (и обычно это требование дополнить программу). Так, собственно, переписка и растягивается.

В итоге в феврале 2025-го в «Шакман моторс» (официальное представительство Shacman) прошла внеплановая документарная проверка, добро на которую дала Генпрокуратура. По итогам приостановили действие ОТТС, выданное на эти самосвалы. Параллельно были аннулированы электронные ПТС, присвоенные еще не проданным автомобилям.

В самой компании отмечают, что самосвалы Shacman «являются важнейшей частью строительного сектора» и даже внесли вклад «в развитие национальной инфраструктуры». Из последнего: например, самосвалы активно использовали при стройке Крымского моста, магистралей М11, М4 и М10, а также при укладке платной трассы М12, соединяющей Москву с Казанью. Также здесь видят ущерб и для государства — снижение инвестиций в автопром, а вслед за этим и снижение выплат налогов, издержки для бизнеса.

На пресс-конференции много говорили и о том, что решение Росстандарта стало следствием «недобросовестной конкуренции», хоть и не называли имена вероятных «заказчиков». «Мы можем о чем-то догадываться, но давайте каждый будет догадываться о своем», — сказал вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Виталий Киселев.

На пресс-конференции, которую собрали в Москве, много говорили о том, что решение Росстандарта стало следствием «недобросовестной конкуренции», хоть и не называли имена вероятных «заказчиков» На пресс-конференции, которую собрали в Москве, много говорили о том, что решение Росстандарта стало следствием «недобросовестной конкуренции», хоть и не называли имена вероятных «заказчиков» Фото: Елена Колебакина-Усманова

«Еще до начала проверки пошла волна негативных отзывов об автомобилях — просто моментом. Все дилеры взорвались, когда проверка еще не началась, не закончилась», — рассказал директор «Шакман моторс» Филатов. «Приказ Росстандарта сильно повлиял на перераспределение рынка по этим маркам, — продолжил он. — Соответственно, машины, которые были на лидирующих позициях, сейчас не продаются. Получается, что продаются не дилерами Shacman, а другими…»

Между тем перевозчики, с которыми общался «БИЗНЕС Online», отмечают, что на российском рынке есть прямая альтернатива «запрещенному» Shacman — это тяжелые самосвалы «КАМАЗ» серии 6520/6522. По продажам такие самосвалы в Татарстане немного обгоняют китайского собрата — за два года их было поставлено на учет в РТ 463. Но динамика нисходящая: если в 2023-м их было продано 300, то в прошлом году — 163.

По словам участников пресс-конференции, сейчас парки дилеров из нераспроданных машин оцениваются примерно в 20 млрд рублей и дилеры даже рассматривают возможности реэкспорта этих самосвалов. В таком случае государство должно будет вернуть им 7 млрд рублей таможенных платежей, 4 млрд рублей уплаченного утильсбора и 3,5 млрд рублей НДС. «Это государственные убытки», — указал Пичугин.

В недавнем интервью корпоративной газете Сергей Когогин заявил, что у китайских грузовиков «уйма» несоответствий регламентам В недавнем интервью корпоративной газете Сергей Когогин заявил, что у китайских грузовиков «уйма» несоответствий регламентам Фото: «БИЗНЕС Online»

Когогин: «Добросовестной эта конкуренция не была»

При этом сам гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин не скрывает своего неравнодушного отношения к китайским конкурентам. В недавнем интервью корпоративной газете он заявил, что у китайских грузовиков «уйма» несоответствий регламентам. Он рассказывал, что был в Китае и видел там самосвал совсем на другой платформе, а не на той, что можно наблюдать у нас в стране. «Когда я указал на это коллеге, вице-президенту крупнейшей китайской компании, ответственному за экспорт, он пояснил, что в Китае на этот счет жесткое нормативное регулирование. Иначе говоря, у себя они работают четко по нормативам, а к нам завозили транспорт, который сегодня де-факто опасен для участников дорожного движения. Несоответствий уйма, хотя у нас техрегламенты приблизительно одинаковые», — оценивал Когогин.

Когогин о китайцах: «Завозили транспорт, который опасен! Несоответствий уйма!»

Гендиректор КАМАЗа считает, что китайские бренды пользовались «заморозкой» надзора, когда ввозили в РФ грузовики. «Вместе с открытием границ для параллельного импорта в России было приостановлено действие определенных нормативных актов. Государственный технический надзор фактически оказался заморожен. После того как нас перестало штормить с поставками, функция Гостехнадзора была восстановлена и первые же проверки показали: нет, добросовестной эта конкуренция не была».

Одновременно Когогин считает, что в текущем году «запрещенные» самосвалы Shacman уже не успеют вернуться на российский рынок. «У них просто нет культуры проведения отзывных кампаний. Они пошли по простому принципу: пока российское законодательство спит, мы действуем. Теперь оно проснулось, и им нужно сначала устранить проблему со складскими остатками, затем доработать очевидные технологические провалы», — рассуждает гендиректор КАМАЗа, предвкушая многочисленные суды потребителей с импортерами.

Когогин считает, что в этом году «запрещенные» самосвалы Shacman уже не успеют вернуться на российский рынок Когогин считает, что в этом году «запрещенные» самосвалы Shacman уже не успеют вернуться на российский рынок Фото: «БИЗНЕС Online»

Остановились ли продажи самосвалов Shacman?

За продажу новых «запрещенных» самосвалов Shacman Росстандарт грозит административной ответственностью. По словам гендиректора ООО «АБН групп» (это официальный дилер грузовиков Shacman в Казани) Александра Белицкого, у них осталось 6 непроданных самосвалов такого типа и сейчас их продажа на «стопе». Еще два дилера, которые базируются в Казани, — «Вэлмо рус» (филиал московской компании) и ООО «Дельтаскан» (бенефициаром которой, как и крупнейшей транспортной компании в РТ Delko, считается татарстанский предприниматель Радик Гарифьянов). В обеих компаниях от общения с прессой отказались.

По словам Белицкого, еще в феврале представители «Шакман моторс» собирали дилеров в Москве, чтобы обсудить ситуацию, но пока дилеры заморозили продажу новых машин.

Чего, впрочем, не скажешь о продавцах б/у техники. Например, на одном из сайтов объявлений «БИЗНЕС Online» нашел в продаже тот самый «запрещенный» самосвал 2022 года выпуска. Продавец отмечает, что машина «в достойном состоянии, все детали и узлы обслужены». Способ продажи — от физлица физлицу. Причина продажи — «отсутствие стабильной работы». Разговаривать с корреспондентом он отказался, а за машину просит 5,7 млн рублей. Новые, по словам Белицкого, до запрета продавались по цене около 9 млн рублей.

Объявления о продаже б/у самосвалов Shacman есть и в других городах России. При этом пока непонятно, можно ли вообще перепродать «запрещенный» бэушный грузовик. По словам вице-президента национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, машину, которая попадает под отзывную кампанию, можно перепродать только без последующей регистрации, чему вряд ли обрадуется новый собственник. Однако стоит отметить, что отзывная кампания Shacman не началась, поскольку ее не согласовали. Впрочем, и у гендиректора «Шакман моторс» Филатова нет четкого ответа на этот вопрос: по его словам, в предписании Росстандарта нет ничего об уже поставленных на учет грузовиках, все зависит от того, как документ будут трактовать в органах.

А пока спецтехника, которая была куплена до запрета, продолжает ездить по дорогам. Кстати, Когогин считает, что делать этого нельзя. «К примеру, тормозные системы [на этих самосвалах] — их же нельзя оставить в текущем состоянии, иначе сколько мы получим смертей на дорогах», — предупреждает гендиректор КАМАЗа, предсказывая, что из-за этих неисправностей машины, которые уже эксплуатируются, «будут останавливаться». «Это его частное мнение, давайте мы к этому так и отнесемся», — заявил на пресс-конференции Shacman вице-президент РОАД Киселев, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». А по словам руководителя рабочей группы дилеров бренда Пичугина, страховой коэффициент по Shacman не превышает показатели европейских и российских брендов.

«Их текущую эксплуатацию никто не запрещает. Те автомобили, которые уже зарегистрированы в ГАИ, так и работают», — подтвердил нашей газете вице-президент НАС Шапарин, отмечая, впрочем, что у госорганов есть все рычаги, чтобы это исправить. «Это беспрецедентное событие, но в целом понятно, как надо действовать, потому что ситуация в законодательстве отрегулирована», — указывает собеседник.

«Претензии абсолютно надуманные, и, скорее всего, они высосаны из пальца, чтобы ограничить конкуренцию» «Претензии абсолютно надуманные, и, скорее всего, они высосаны из пальца, чтобы ограничить конкуренцию» Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

«Сейчас самый подходящий момент «выжимать» игроков с рынка»

При этом представители самого рынка грузоперевозок скорее удивлены сложившейся ситуацией. «У тех, кто пользуется этими самосвалами, нареканий таких явных не было», — говорит в беседе с «БИЗНЕС Online» директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников. По его мнению, объективным показателем был бы проведенный краш-тест, еще и в сравнении с несколькими грузовиками, который и показал бы, какой автомобиль действительно опасен. В целом по поводу претензий Сотников говорит так: боковые устройства можно поставить, если они не стоят, это недорого, а гул в кабине — нормально: «Посидите в любом самосвале, думаете, там будет тихо?»

Противооткатный брус, по словам директора компании – дилера Shacman Белицкого, у всех грузовиков примерно одинаковый. Собеседник «БИЗНЕС Onine» недоумевает, почему к этой конструкции вообще могли возникнуть претензии. «Можно любую технику, наверное, под гидравлический пресс поставить, и будет одинаковый итог», — говорит Белицкий.

Сергей Сотников: «Я сторонник того, что у нас в России должен быть еще какой-то производитель грузовой техники аналогичного класса, потому что у нас получается монополия» Сергей Сотников: «Я сторонник того, что у нас в России должен быть еще какой-то производитель грузовой техники аналогичного класса, потому что у нас получается монополия» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Претензии абсолютно надуманные, и, скорее всего, они высосаны из пальца, чтобы ограничить конкуренцию», — уверенно говорит гендиректор ООО «ТК ЮЛ» Алмаз Мифтахутдинов. «Отзывы по Shacman просто отличные, никаких поломок за это время не было. А КАМАЗ раз в сезон обязательно встает на ремонт», — говорит собеседник, отмечая, что при этом обслуживание российского самосвала обходится не дешевле, чем китайского.

Большегрузы идут на дно: как ставка ЦБ и цены рушат продажи «КАМАЗов» и «китайцев»

Основатель транспортной компании «Капитал» Рамиль Хакимзянов отмечает, что сегодня сложилась ситуация, когда рынок продаж грузовиков показывает падение и при этом на нем присутствует много брендов. «Соответственно, сейчас самый подходящий момент „выжимать“ игроков с рынка», — оценивает он произошедшее с Shacman. При этом, по его мнению, если уйдет только данный бренд, то для рынка будет некритично — есть и другие китайские производители. «Но если будут выдавливать всех „китайцев“, то возникнет колоссальная проблема. Потому что КАМАЗ со всеми не справится», — указывает собеседник.

Представитель ТПП РТ Сотников развернувшуюся ситуацию называет «охотой на ведьм», которая началась из-за того, что «китайцы» резко стали популярны у грузоперевозчиков. «Когда три года назад уходили европейцы, все в один голос уверяли, что сейчас есть возможность эту долю рынка КАМАЗу завоевать. И я в том числе при каждом удобном случае говорил, — отмечает Сотников. — Но я сторонник того, что у нас в России должен быть еще какой-то производитель грузовой техники аналогичного класса, потому что у нас получается монополия». При этом, по его словам, китайской технике было выставлено достаточно ограничений, например недавнее повышение утильсбора. «Но потребитель голосует рублем: давайте посмотрим, что больше покупается?» — анализирует Сотников.

Виталий Киселев: «Господин Когогин сказал, что он готов закрыть 50 процентов рынка, — заявил вице-президент РОАД Киселев, отсылая к интервью гендиректора КАМАЗа. — Вопрос к Сергею Анатольевичу: а остальные 50 процентов кто будет закрывать?» Виталий Киселев: «Господин Когогин сказал, что он готов закрыть 50 процентов рынка, — заявил вице-президент РОАД Киселев, отсылая к интервью гендиректора КАМАЗа. — Вопрос к Сергею Анатольевичу: а остальные 50 процентов кто будет закрывать?» Фото: Елена Колебакина-Усманова

Следующий — Sitrak?

Впрочем, представители Shacman заверили, что не собираются уходить из нашей страны. Более того, они планируют локализовать производство грузовиков в России. Правда, никакой конкретики пока нет.

«Господин Когогин сказал, что он готов закрыть 50 процентов рынка, — заявил вице-президент РОАД Киселев, отсылая к интервью гендиректора КАМАЗа. — Вопрос к Сергею Анатольевичу: а остальные 50 процентов кто будет закрывать? Наверное, китайские бренды. Поэтому они работать будут. Shacman будет работать в любом случае».

Однако ситуация с китайским брендом может быть не единственной. В начале февраля глава минпромторга РФ Антон Алиханов заявил, что производители из Поднебесной активно проникают на российский рынок и поэтому министерство принимает меры «для восстановления баланса». Так, по его словам, проверки выявили нарушения по китайским грузовикам трех марок. Названия он не озвучил, но спустя неделю появился запрет Росстандарта на продажу Shacman. Так кто следующий?

«В ходе сертификации заявляются одни компоненты, сертификация проходит, а потом заезжает машина с другими компонентами. Соответственно, минпромторг решил навести здесь порядок, и было принято исключительно жесткое решение, — поддерживают действия министерства в национальном автомобильном союзе (НАС) и дают нынешней ситуации название „Shacman-гейт“. — Мы рассчитываем на то, что это решение будет повторено с другими китайскими марками».

По словам вице-президента НАС, в первую очередь проверка должна коснуться грузовиков бренда Sitrak — лидера по продажам в России. «У него точно такая же ситуация, — сказал Шапарин „БИЗНЕС Online“. — Он был пойман Росстандартом на том, что их машины, которые продаются, не соответствуют тому, что сертифицировалось. И объявил отзывную кампанию, которая идет ни шатко ни валко».

При этом, по словам собеседника газеты, у Sitrak никто не приостанавливал ОТТС: «Почему — это очень большой вопрос, ответ на который мы надеемся получить в суде». НАС подал иск к Росстандарту, посчитав, что госорган бездействует — первое заседание назначено на 21 апреля.