«На стратегической сессии по энергетике под руководством Михаила Мишустина прозвучал один из ключевых тезисов: низкие цены на электроэнергию — важнейшее конкурентное преимущество России, его надо развивать» «На стратегической сессии по энергетике под руководством Михаила Мишустина прозвучал один из ключевых тезисов: низкие цены на электроэнергию — важнейшее конкурентное преимущество России, его надо развивать» Фото: © Александр Астафьев, РИА «Новости»

Для базовой госсобственности лучшая форма управления — казенные предприятия

На неделе, 8 апреля, состоялась стратегическая сессия по энергетике под руководством председателя правительства РФ Михаила Мишустина. Один из ключевых тезисов, прозвучавших там: низкие цены на электроэнергию — важнейшее конкурентное преимущество России, его надо развивать. Это то, что я всегда пытался зафиксировать, противостоя реформам Анатолия Чубайса. Кроме того, тезис противоречит принципу равнодоходности бизнесов, который Россия приняла (хотя я и мои единомышленники в Думе были категорически против), вступая в ВТО. Второй важный тезис — подтверждение энергодефицита Дальнего Востока и юга России. В-третьих, согласно генсхеме размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, планируется рост энергопроизводства на 15% за предстоящий период.

Это штука тоже чрезвычайно важная. Кроме того, на Дальнем Востоке никакого опережающего развития такая генсхема не обеспечит, она в принципе не может обеспечивать рост реального сектора нашей страны в среднемировом темпе. Формально основная часть электроэнергетики в руках государства. В трех основных компаниях энергетического сектора доминирует государство. Более того, государство обеспечивает до 90% инвестиций. Однако управляется эта госсобственность по принципу затраты — государству, прибыль — частным лицам. Для незаконопослушных государств (а Россия таковой является) всякие разные государственно-частные партнерства в среднем именно так и работают.

Я всегда считал, что для базовой госсобственности лучшая форма управления — казенные предприятия. Кстати, как только началась Первая мировая война, наиболее значимые коммерческие предприятия Санкт-Петербурга переводились в режим казенных, и это было правильно. Для остальных должны быть очень жесткие законы об управлении госсобственностью и госпакетами акций. Как минимум исключающие возможность менеджерам типа гендиректора ООО «РусХимАльянс» Кирилла Селезнева «отчудить» у государства 150 млрд рублей, не нарушая закона, которого нет. Напомню, что в марте именно по этой причине Генпрокуратура РФ взялась за Селезнева и бывшего топ-менеджера «Газпрома» Алексея Митюшова.

Лучшие «болванки» для законов по управлению госсобственностью и госпакетами акций были в Германии. Я их пытался сделать в России, много по этой теме работал с немцами и считаю их в данной области настоящими профессионалами. Кстати, известная идея, что для нашей страны максимально синергетичен союз с Германией, вполне соответствует моему личному опыту. Но не менее известна и последовательна борьба англосаксов против такого союза.

Иван Грачев: «Без мира с Россией европейцам не светят углеводороды из Центральной Азии»

Инспирирование конфликта на Украине позволило Штатам не допустить союза России и Германии

Признаюсь, однажды после моего выступления на Мюнхенской конференции по безопасности я как раз рассказывал о совместных энергетических проектах, которые были бы чрезвычайно интересны для Германии и РФ. Я был ошарашен, когда один известный и у нас, и у них политолог подошел после моего выступления и в частной беседе начал объяснять, что подавляющее большинство редакторов ведущих немецких СМИ подписывают так называемую Атлантическую хартию, т. е. присягают на верность США и потому вряд ли будут защищать интересы Германии.

Промывка мозгов и инспирирование конфликта на Украине позволили Штатам считать проблему союза России и Германии закрытой на одно-два поколения и приступить к уходу из Европы. При этом США постарались вырастить и оставить у руля в ФРГ стойких и последовательных русофобов, каковыми являются внуки фашистов типа главы немецкого МИДа Анналены Бербок, будущего канцлера Фридриха Мерца и др. Кроме того, конфликт на Украине показал, что ресурсная обеспеченность и военный потенциал, включая ядерное оружие, важнее с точки зрения вероятности выживания, чем текущий ВВП, особенно если последний раздут с помощью финансовых услуг и спекуляций, о чем я уже многократно писал.

Думаю, снятие в связи с этим тормозов на неограниченное финансирование милитаризации — это не истерика, а вполне себе стратегия на ближайшее поколение. Альтернативная волна с востока Германии, в принципе, возможна, но, на мой взгляд, маловероятна. Надо добавить, что таможенная война президента США Дональда Трампа и дальнейшее снижение уровня жизни будут способствовать милитаризации Германии, как это было и ранее. К сожалению для меня и моих знакомых немцев, в основном варианте мы получим милитаризованную русофобскую Германию, никакие союзы с которой невозможны в ближайшей исторической перспективе.

Про США надо понимать, что при любом сколь угодно сильном сотрудничестве культуры, науки и экономики (чего я, безусловно, искренне желаю, чтобы уменьшить вероятность ядерных конфликтов) у каждого нового американского президента зафиксировано, что единственная страна, которая может уничтожить Соединенные Штаты, — это Россия. Следовательно, это угроза номер один, от которой надо избавляться всеми правдами и неправдами. Мы обязаны это учитывать. Соответственно, на ближайшую и среднесрочную перспективу никакой альтернативы сдвоенному полюсу Россия — Китай не существует.

«Есть Пенжинская губа на севере Охотского моря. С советских времен там были предварительные планы построить приливную электростанцию. Там огромные приливные волны, до 13 метров. Это огромная энергия, которая, в принципе, позволяет построить электростанцию мощностью до 100 ГВт» Фото: ru.freepik.com

Есть определенная уверенность, что новой Великой депрессии в США не произойдет

Для нас в части тарифов представляет значительный интерес и в текущем плане, и в плане каких-то отдаленных вещей то, как повлияет тарифная война, гремевшая этой неделе, на США, Китай и российско-китайский союз. Что касается Штатов, наши отчаянные эксперты вопили, мол, $6 трлн пропало, всё, крах, а потом начнется рецессия. На самом деле, если внимательно посмотреть реальные колебания фондовых рынков, финансовые роботы в считаные минуты устроили падение индекса Доу Джонса чуть ли не на 15%. По сравнению с этим падение на 3,6% не настолько значительно.

Характерно на эту тему высказывался министр финансов США Скотт Бессант в чрезвычайно интересном интервью Такеру Карлсону. Примечательно, что Бессант демонстративно отвергал вероятность рецессии, успокаивал паникующих, объясняя примерно, как я: это просто краткосрочная реакция рынка, паниковать не надо, мы работаем над созданием долгосрочных основ процветания и обязательно их обеспечим.

На эту тему на днях вышла интересная статья в American Thinker под названием «Пора повышать тарифы». Базовые ее идеи сводятся к тому, что 50 лет нам впаривали, будто свободная торговля всех обогатит и устроит процветание США, а по факту она привела к тому, что с момента вступления Китая в ВТО из Соединенных Штатов в Поднебесную уплыли $18 триллионов. Многие американские города обезлюдели и превратились в призраки. Статья эта подкрепляется эмоциональными и численными оценками того, что говорит Бессант. Поэтому есть определенная уверенность, что новой Великой депрессии в США не произойдет.

Характерно, что, как только Трамп ввел 90-дневную отсрочку тарифов для части стран и рынки вернулись на место, пошли злорадные вопли, будто он не ведает что творит, что он моргнул первым. Это тоже неправда. Реально средние тарифы после наезда-отката выросли с 3 до 20% с массовым потоком стран, желающих с Трампом договориться.

Трамп сжалился над Европой, но «врубил» Китаю уже 125%, а рынки и нефть подросли

Почему Европа не спасет Китай

В части войны с Китаем ситуация более сложная. Хотя подавляющее большинство энтропистов говорят, что КНР готова к войне, а США — нет. И на самом деле Китаю, как ресурсно недостаточной стране, имеющей профицит в торговле с США, эта война обойдется тяжелее. В мировой прессе прошел ряд аналитических статей, в одной из которых анализируются бюджеты Китая и США и упоминается, что в Штатах повышение «тарифов на Китай» на 10% не привело к инфляции в США. Это косвенный признак того, что американцы смогли перебросить на граждан Поднебесной введенные тарифы.

«Есть Пенжинская губа на севере Охотского моря. С советских времен там были предварительные планы построить приливную электростанцию. Там огромные приливные волны, до 13 метров. Это огромная энергия, которая, в принципе, позволяет построить электростанцию мощностью до 100 ГВт» «Оценки стоимости строительства такие: для первой очереди нужно 60 миллиардов долларов, для второй — 200 миллиардов долларов. С учетом того, что я анализировал данные по строительству других гидростанций, полагаю, реально нужно около 500 миллиардов долларов, чтобы построить такую приливную электростанцию» Фото: ru.freepik.com

Также появились аналитические статьи о том, что реальные налоговые поступления в КНР уменьшились после введения Трампом этих тарифов за счет того, что китайским компаниям пришлось снизить цены на товары, которые они поставляют в Америку, чтобы сохранить рынки. Я о таком говорил, и это находит подтверждение в китайском бюджете. Но 125%, которые ввел Трамп, — это уже не 10%. Настолько снизить цены вряд ли возможно. Поэтому, на мой взгляд, Китай тоже пойдет на уступки, потому что не может пойти на одномоментное резкое прекращение торговли с США.

В целом это означает, что есть осознание того, что, может быть, не так быстро, но США будут заниматься индустриализацией для обеспечения долгосрочного процветания. Начнут заниматься декитаизацией рынка. Это осознание будет подталкивать Китай к более плотному союзу с Россией, в том числе и в экономике. Уверен, им просто деваться некуда. Кстати, Европа Китай не спасет, потому что у КНР порядка $460 млрд профицита в торговле с европейцами, у которых $200 с лишним миллиардов профицита с США. Часть профицита Европа компенсирует и таким образом может покупать товары из Китая. Но Соединенные Штаты, вводя на Германию и всех остальных тарифы, безусловно, этот профицит не обнулят, но сильно уменьшат. Таким образом, у самой Европы не будет возможности в таких объемах обеспечивать Китай деньгами на ресурсы.

C моей точки зрения, неизбежная тарифная война обязательно укрепит союз России и КНР. Я просто приведу пример в развитие темы о том, что нужны синергетические проекты, которые позволили бы Китаю, может быть, избавиться от необходимости зарабатывать столько денег, сколько он сегодня зарабатывает на европейских и американских рынках, откуда его, несомненно, будут вытеснять. Есть такая Пенжинская губа на севере Охотского моря. С советских времен там были предварительные планы построить приливную электростанцию. Там огромные приливные волны, до 13 метров. Это как 25–30 рек Амазонок протекают то в одну, то в другую сторону. Т. е. это огромная энергия, которая, в принципе, позволяет построить электростанцию мощностью до 100 ГВт.

Для сравнения: это примерно треть того, что сегодня производит вся Россия, а тут одна электростанция. Оценки стоимости строительства такие: для первой очереди нужно $60 млрд, для второй — $200 миллиардов. С учетом того, что я анализировал данные по строительству других гидростанций, полагаю, реально нужно около $500 млрд, чтобы построить такую приливную электростанцию. Во-первых, для России этот проект слишком дорогой. Во-вторых, как бы быстро Дальний Восток ни развивался, там нет такого количества потребителей. Это заведомо избыточные мощности. Но если бы это был совместный проект с Китаем, то это было бы не так уж и дорого. Близкие по масштабу затрат электростанции, кстати, КНР пытается построить в Гималаях.

«Проект абсолютно реалистичный с точки зрения получения дешевой энергии, которая китайским партнерам была бы позарез нужна, потому что это дефицитный ресурс» «Проект абсолютно реалистичный с точки зрения получения дешевой энергии, которая китайским партнерам была бы позарез нужна, потому что это дефицитный ресурс» Фото: ru.freepik.com

Китай должен иметь сухопутные маршруты в Евразии, если будет конфликт с США

В дуэте с Китаем Россия полностью решила бы все проблемы энергодефицита Дальнего Востока, и это был бы самый мощный толчок, который только можно придумать для быстрого форсированного развития региона. Избыточная электроэнергия бы обеспечила сколь угодно большой рост региона. Для Поднебесной же это очень большие объемы чистой энергии, которая им позарез нужна. Передать полученную электроэнергию в Китай было бы вполне реально. Однажды на большой энергетической конференции в Пекине, где я выступал как председатель комитета Госдумы по энергетике и беседовал с китайскими профессионалами, они фиксировали, что у них есть готовые варианты передачи электроэнергии на 3 тыс. км, и экономически целесообразную передачу до 5 тыс. км КНР тоже могла бы организовать.

Кстати говоря, окупаемость проекта, если цены на электроэнергию примерно равны ценам для американских промышленных предприятий (что ниже цен на электроэнергию в России и чуть-чуть выше, чем электроэнергия в Китае), случилась бы через 15–20 лет. В зависимости от затрат строить можно очередями.

В этом смысле проект абсолютно реалистичный с точки зрения получения дешевой энергии, которая китайским партнерам была бы позарез нужна, потому что это дефицитный ресурс. Китаю обязательно нужно иметь гарантированные сухопутные маршруты на случай конфликта с США. Конкурентоспособность их маршрутов полностью зависит от стоимости электроэнергии. При этом от соотношения цены на 1 кВт⋅ч и литра дизельного топлива для корабля или какого-то иного топлива.

Соответственно, это мощнейший синергетический проект, который может быть реализован, обладающий огромным потенциалом для России и Китая, но пока такие проекты даже не обсуждаются. На мой взгляд, это совершенно неправильно. Потому что, повторю, у КНР нет стратегии, как обеспечить себя ресурсами, прежде всего энергетическими, после того как их лишат денег с европейских и американских рынков.