«Когда начальником УСБ МВД по РТ был еще Сергей Чепуштанов, он позвал меня трудиться в УФМС. Я там 7 лет отработал, а после расформирования уволился по выслуге лет», — рассказывает о своей карьере в органах Юрий, который на этой неделе прибыл в казанский пункт отбора контрактников «Батыр». Он уходит на СВО по ряду причин: не смог найти себя на гражданке, а бойцы на фронте получают хорошую зарплату. Кроме него, мы поговорили еще с тремя добровольцами. О том, что они думают о возможном перемирии, какова их главная мотивация и как будущие бойцы борются со страхом и сомнениями, — в монологах, записанных «БИЗНЕС Online».
«Семья знает, что я собираюсь на СВО, они поддержали. В шутку сказали: «Деньги будешь отправлять?» Главное не переживать. Чего горевать раньше времени?»
«Я служил в армии и МВД — мне военная служба по душе»
Юрий, 48 лет:
— Я родился во времена СССР в Северо-Казахстанской области, Булаевском районе. После школы учился в СПТУ, я водитель широкого профиля, по специальности — машинист-тракторист. Учиться туда отправился только из-за водительского удостоверения — папа мне не давал машину без прав. В 18 лет прошел срочную службу в зенитно-ракетном полку, в городе Тянь-Шане, на границе с Китаем. Я был дивизионным банщиком, круглосуточно там работал: охранял, топил и обслуживал — выступал начальником.
После развала СССР, когда мне было 20, мы с семьей все бросили и уехали на историческую родину родителей — в Татарстан. Здесь я получил российский паспорт и пошел работать в РУВД Ново-Савиновского района. Поступил на заочку — в Казанский юридический институт МВД России. После службы в милиции пошел по направлению по борьбе с организованной преступностью. После расформирования УБОП я перешел в центр по противодействию экстремизму — в отдел «Э».
Всю жизнь в уголовке проработал, был оперуполномоченным. Сергей Чепуштанов в свое время, когда еще был начальником УСБ МВД по РТ, позвал меня трудиться в УФМС по Татарстану. Я там 7 лет отработал, а после расформирования уволился по выслуге лет. Службе в правоохранительных органах я отдал 23 года жизни. На пенсии я уже 8-й год, у меня даже удостоверение ветерана труда есть — в 65 лет начнет действовать, пока лежит в сейфе.
Когда я ушел на пенсию, первым делом выспался. Меня не будили ночные звонки по работе. Своими делами занимался, пробовал бизнес открыть — не сложилось.
Свободного времени много, люблю на рыбалку ездить, а вот браконьерство и охота не мое. Зачем просто так в зайцев стрелять? Вот если бы они мою капусту в огороде съели — другой разговор, а так жалко.
И все же сейчас как-то скучно… У меня день сурка какой-то, я устал. Решил уходить на СВО. Если честно, я иду зарабатывать. Если бы там платили 30–40 тысяч рублей, то не пошел бы. А чего скрывать? Хочу дочку жильем обеспечить — лишним не будет. Больше всего боюсь вернуться без рук, а так… Кому известно, сколько проживешь? За державу тоже обидно. Я вообще ни дня в своей жизни официально «на дядю» не работал. Для меня это чуждо. Я служил в армии и МВД — мне военная служба по душе.
Семья знает, что я собираюсь на СВО, они поддержали. В шутку сказали: «Деньги будешь отправлять?» Главное не переживать. Чего горевать раньше времени?
На СВО я бы хотел ремонтом заниматься — люблю машины, в моторах ковыряться. Могу хоть сейчас на «КАМАЗ» сесть и поехать, в водительских правах категорий у меня достаточно.
Получу ли я награды в будущем? Даже не думал о таком — это же от ситуации зависит. Если получится — хорошо.
Планирую подписать контракт на год, а дальше автоматически продлят. Там же по указу контракт будет продлеваться до окончания СВО. Я же юрист — перед тем как прийти в «Батыр», ознакомился со всеми документами.
По поводу ближайших перспектив считаю, что перемирие нецелесообразно, надо до конца идти. Зачем за дело просто так браться? Война — дело затратное, да и непонятно, кем ты останешься в мировой истории. Задача есть — нужно выполнять. Это не конфликт между Арменией и Азербайджаном — тут государство третьего уровня. Уровень войны совсем другой. На мировой арене какое у тебя будет лицо? Если решил — надо биться.
«Иду, потому что хочу, чтобы молодежь не отправляли»
Дмитрий Карабанов, 43 года:
— Я родился в Татарстане, в селе Высокая Гора. Когда был совсем маленьким, с родителями переехал в Архангельск — они у меня военные. Окончил школу — пошел в армию. Служил в ракетных войсках стратегического назначения в должности командира подразделения. Решил продолжить — подписал контракт. Немного там задержался — меня подставили, и я на 7 лет попал в места не столь отдаленные.
Отсидел. В 30 лет вернулся в родной Татарстан — родители уже жили здесь. Обзавелся семьей, у меня двое детей. Пытался работать, но постоянно обманывали. Думал на Север рвануть — жена не хотела, да и дети маленькие, их же тоже нужно устраивать в школу.
Перед тем как прийти сюда, долго думал. Сначала не брали по здоровью, в то же время супруга не отпускала — сами понимаете, родной человек. Но что-то же надо делать — решился уйти на СВО. Жизнь заставила. В принципе, военная тематика для меня не чужда — в моей семье много военных. Сейчас жена уже смирилась с моим желанием, а родителям я не стал рассказывать — не хочу их расстраивать, скажу, что в командировку уезжаю. В общем, иду осознанно, мне бояться нечего.
О деньгах я не думаю. Там, на войне, тебе не плюют в спину — там ее прикрывают. Лучше уж там, чем здесь. Приду — приду, нет — нет. Как говорится, наша судьба зависит только от нас. Я уже хочу, чтобы все закончилось, чтобы молодежь не отправляли — для этого же мы есть.
У меня много товарищей, которые служат на СВО, — они поддерживают мое решение. Кем я там буду, решит руководство, но хотел бы служить в должности командира.
Мне медали и грамоты не нужны. Я хочу стать как дед.
Никита Ковалев: «Стать Героем России в будущем — почему бы и нет?»
«Риски и здесь есть: в любой момент может кирпич на голову упасть — никто не застрахован»
Никита Ковалев, 28 лет:
— Я из Зеленодольска. После окончания школы поступил на вышку — в КНИТУ. Получил диплом по специальности «информатика и вычислительная техника». В армии не служил.
По вахтам ездил, много где работал: в Мурманске, Петрозаводске, Калининграде, Санкт-Петербурге. Когда появилась жена — ездить перестал. Сейчас работаю на заводе имени Горького в родном городе. Устал, если честно. Не увольнялся перед тем, как прийти сюда. Хочу, чтобы рабочее место оставили за мной.
О службе думал давно, да и друг звал. В 18 лет в армию не ходил, долг Родине не отдал, поэтому решил сейчас восполнить. Да, работа у меня есть, но она не оплачивается, да и патриоты мы, но всем деньги нужны. Я и раньше бы отправился на СВО, но дочь останавливала — ей полтора года, а сейчас психанул — решил идти.
Хорошо было бы попасть туда, где поспокойнее и чтобы платили хорошо. А так куда пошлют, контракт ведь уже будет подписан.
Моя семья печально отреагировала на мое решение, все переживают. От родителей много выслушал, мама думает, что меня сразу на передовую отправят. Ее понять можно — я все-таки единственный ребенок в семье. Риски и здесь есть: в любой момент может кирпич на голову упасть — никто не застрахован. Есть понимание, что можешь не вернуться. Друзья мне говорят одно: «Думай сам, жизнь твоя».
Стать Героем России в будущем — почему бы и нет? Звание и медали всегда приятно получать, в памяти остаться. Я уже задумываюсь о том, что останусь и дальше работать в военной сфере. Планирую отслужить год, а потом контракт все равно продлится. Если все закончится — вернусь. Самое сложное — физическая подготовка. Я же уже старенький, но настроен решительно.
«Люди идут служить и говорят: «Ищу себя». Но зачем? Это далеко не то место, чтобы искать себя. Если сомневаешься, лучше не иди. Вряд ли это хорошим закончится»
«Не боится только дурак»
Виктор, 38 лет:
— Я приехал из Саратова. Все свое детство занимался, как и все, спортом — хоккей, борьба, всего понемногу. После школы получил среднее специальное образование. По профессии я повар. Затем срочная служба в Подмосковье в должности пожарного-спасателя. После армии вернулся в родной город, отработал два года в милиции и ушел по собственному.
Работал там-сям и решил снова подписывать контракт. Три года служил в Самаре в разведке. Контракт закончился, и я вновь вернулся в Саратов. Даже на кладбище поработал — такая суета там, совсем не тихо и не спокойно.
В 2022 году не стал ждать, когда меня мобилизуют, — подписал контракт по собственному желанию и уехал на СВО. Был сапером. Отработал 9 месяцев и вернулся. Сейчас снова решил уходить — не нахожу я себя на гражданке, все равно тянет туда.
Моя главная цель — служить, зарабатывать и помогать. Что бы ни говорили, но на 100 человек всего трое патриотов. О «Батыре» узнал от боевых товарищей — они, так же как и я, перезаключали контракт здесь.
Вообще, идти на спецоперацию или нет — выбор каждого. Советовать что-то бессмысленно. Семья меня даже не отговаривала — это без толку. Если я решил, значит, так надо. Слов нет, все переживают.
Риски осознаю, конечно. Я всегда шел служить осознанно. Как можно неосознанно принять такое решение? Люди идут служить и говорят: «Ищу себя». Но зачем? Это далеко не то место, чтобы искать себя. Если сомневаешься, лучше не иди. Вряд ли это хорошим закончится.
Каждая моя командировка открывала для меня что-то новое. Ребята у меня спрашивали: «Как себя там вести?» А откуда я знаю? Сам не знаю, как себя поведу, — это психология. Каждый день сценарий меняется. Это большая взрослая игра. Ты не знаешь, что будет завтра. Невозможно быть полностью готовым. Морально — да, но приезжаешь туда, и каждый раз страшно. Не боится только дурак.
Обмундирование с прошлого контракта у меня было, но я все оставил — там нужнее. Сейчас я буду готовиться. Лишнего брать не стану, но и необходимое не оставлю.
Медали меня не интересуют — я никогда не стремился. Какой смысл? Отказываться не буду, но и выпрашивать тоже. Главное — живым вернуться. У меня уже есть награды за прошлую поездку.
Подписал контракт на год, но он закончится, когда СВО завершится. В этот раз я решил служить до пенсии, но думать об этом пока рано — привык действовать по факту.
Я считаю, что перемирие — частичное или заморозка на какое-то время — будет, но отвлекаться на это не нужно.

Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
От 2 500 000 рублей единовременно при заключении контракта в Татарстане. Звоните и записывайтесь 8 (800) 222-59-00
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.