Скандал в Атырау

В конце марта в казахстанском Атырау случилось происшествие, моментально вызвав бурную общественную дискуссию. Это неудивительно: инцидент не просто имел исламский подтекст, но и явно указывал на радикальные тенденции. А подобное резко контрастирует с современным контекстом.

На фоне курса Казахстана на цифровизацию, развитие искусственного интеллекта и укрепление стратегических связей с «продвинутой» Европой это событие воспринимается как шаг назад, в прошлое. Оно не только подчеркивает остроту проблемы, но и усиливает тревогу властей по поводу возможной радикализации, в которую часть общества может стремительно скатиться, словно самолет, сорвавшийся в штопор. Плачевный опыт соседнего Узбекистана служит здесь наглядным примером.

Казахские женщины в традиционных кимешеках Казахские женщины в традиционных кимешеках Фото: Азат Ахунов

При этом в высших кругах, формирующих государственную идеологию, заметен явный крен в сторону тенгрианства — языческого прошлого казахов, а также восхваления славного наследия Золотой Орды. Национальная идеология выстраивается вокруг идеи прямого преемства великой империи.

Роль ислама в этом контексте признается, но лишь как один из элементов культурного наследия, наравне с древними традициями и языческими корнями. Например, вместо хиджаба и никаба активно продвигается кимешек — традиционный головной убор замужних казахских женщин.

Ярким примером стала масштабная акция на последний Науруз в Кокшетау, где в рекордном шествии приняли участие 1,6 тыс. женщин в кимешеках. Это мероприятие стало частью кампании по укреплению национальной идентичности, опирающейся на доисламские традиции. Такой подход, однако, создает дополнительное напряжение между светским курсом государства и религиозными течениями, которые все громче заявляют о себе.

Во время массового спортивного мероприятия, проходившего в дни празднования Навруза, в Ледовом дворце Атырау четыре девушки в никабах — мусульманской одежде, полностью закрывающей лицо и тело, — решили сорвать хайп и сделали фотографию с государственным флагом Казахстана «Во время массового спортивного мероприятия, проходившего в дни празднования Навруза, в Ледовом дворце Атырау четыре девушки в никабах — мусульманской одежде, полностью закрывающей лицо и тело, — решили сорвать хайп и сделали фотографию с государственным флагом Казахстана» Фото: социальные сети

Сорвали хайп

Но теперь о самом инциденте, взбудоражившем общественность. Во время массового спортивного мероприятия, проходившего в дни празднования Навруза, в Ледовом дворце Атырау четыре девушки в никабах — мусульманской одежде, полностью закрывающей лицо и тело, — решили сорвать хайп и сделали фотографию с государственным флагом Казахстана. На флаг были нанесены арабская надпись, а именно исламская шахада («Нет Бога, кроме Аллаха»), и силуэт меча, что является фактически точной копией национального флага Саудовской Аравии. При этом одна из них, словно в попытке усилить провокацию, надела поверх никаба белую папаху, напоминающую дагестанскую.

Особое внимание привлек жест: две подняли указательный палец вверх. Этот символ, хоть и не является универсальным для всех мусульман, активно используется представителями некоторых исламских течений, включая ваххабизм.

Снимок быстро распространился в социальных сетях, вызвав шквал эмоций: от возмущения до обвинений в надругательстве над государственным символом.

Согласно статье 372 УК Республики Казахстан, флаг и герб не могут быть искажены или использованы в провокационном контексте. Нарушение этой нормы считается серьезным преступлением, что только усилило общественный резонанс.

Реакция правоохранительных органов последовала незамедлительно. Уже в тот же день было возбуждено уголовное дело по статье 372 УК РК. Это подчеркнуло серьезность ситуации и намерение властей жестко пресекать любые попытки дестабилизации общественного порядка.

Однако суд 1 апреля 2025 года переквалифицировал дело в административное правонарушение: двух взрослых участниц оштрафовали на 78 640 тенге (13 211 рублей) и арестовали на 15 суток, а родителей двух несовершеннолетних оштрафовали на 39 320 тенге (6 606 рублей) по статье 434 КоАП РК за мелкое хулиганство.

«Атака на духовное наследие»

Общественность разделилась: часть граждан сочла меры недостаточными, учитывая изначальную квалификацию по уголовной статье, другие отметили, что правосудие учло возраст и обстоятельства.

Так известный общественный деятель, экс-вице-министр образования и депутат парламента Мурат Абенов в своих социальных сетях призвал органы внутренних дел не спускать дело на тормозах. Он отметил, что это не просто нарушение по административной статье, а потенциально более серьезное преступление, связанное с экстремизмом и пропагандой против конституционного строя. Абенов подчеркнул, что акция выглядит спланированной, и задался вопросом: кто стоит за этими действиями?

«Вижу, есть попытки оправдать женщин, задержанных по факту проведения акции с флагом Казахстана с нанесенными на него надписями, схожими с флагом афганского движения „Талибан“ (запрещенная в РФ террористическая организацияприм. ред.), — написал Абенов. — Якобы они просто купили флаг через интернет-магазин Wildberries и сами не имеют отношения к его созданию».

Другой скандально известный депутат Ермурат Бапи назвал инцидент «спланированной провокацией против нации», связав его с продажей подобных флагов за 5 тыс. тенге (850 рублей) и влиянием радикальных течений, подрывающих традиции. Бапи акцентировал внимание силовых структур на якобы покупке флага на российском маркетплейсе, хотя, как выяснил вышеупомянутый Абенов, такие флаги ранее активно продавались в Казнете. На заседании парламента Бапи заявил: «Сейчас мы наблюдаем на интернет-ресурсах и в общественной среде, как атака на духовное наследие нашей нации, на обычаи и традиции, передающиеся тысячелетиями из поколения в поколение, не прекращается. В прошлом году некоторые лица, движимые чуждым религиозным течением, пытались наш бесценный казахский музыкальный инструмент — домбру — обозвать „харамом“ и никчемным, а другая группа людей в национальном головном уборе саукеле в полуобнаженном виде продемонстрировали танец в юрте, которая считается символом казахской степи и многовекового кочевого образа жизни наших предков, чем вызвали негодование казахского общества. А теперь опять происходит надругательство над одним из главных символов нашего государства — государственным флагом».

Перевод стрелок на Россию со стороны Бапи неслучаен. Он давно демонстрирует антироссийский настрой, критикуя зависимость Казахстана от Москвы и ее «агрессивную политику». По его мнению, страна могла бы избежать экономических потерь, диверсифицировав экспорт нефти вместо ориентации на российское направление.

Реакция на инцидент в Атырау с измененным флагом вызвала жаркие споры в сети. Многие возмущены мягкостью наказания — штрафами и административным арестом на 15 суток. Вот мнение одного из пользователей сети: «40 тысяч [тенге] — разве это наказание для таких? Если не браться за них сейчас, потом будет поздно, они придут за каждым из нас».

«Получается, в Ледовый дворец можно прийти в чем угодно и с чем угодно?» — удивляется еще один пользователь. «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!» — саркастично замечает другой. Один из участников дискуссии процитировал статью 372 УК РК с наказанием до 2 лет лишения свободы. «Снять одежду ниндзя, дать образование и отправить работать на завод на благо Казахстана!» — и такое предложение звучит на просторах сети.

Другие увидели в акции провокацию. Пользователь спросил: «Что было бы с ними в Штатах с американским флагом?», на что другой комментатор ответил: «Лет 20 в оранжевых костюмах». Впрочем, есть и такие мнения: «Это мелкое хулиганство, никому вреда не нанесли. Разберитесь лучше с хищениями на реконструкции моста».

В итоге суждения разделились: от призывов к репрессиям до критики властей за отвлечение от реальных проблем.

Вызов светским основам государства

На первый взгляд, инцидент мог показаться спонтанной акцией, однако анализ деталей указывает на его глубокий символический подтекст. Использование государственного флага с арабской надписью и изображением меча, не соответствующими официальной атрибутике, представляет собой сознательный вызов светским основам государства.

Появление девушек в никабах на публичном мероприятии выходит за рамки простого нарушения общественных норм. Этот инцидент отражает формирование новой религиозной идентичности среди части казахстанского общества, которая сознательно противопоставляет себя традиционным национальным ценностям. Особую тревогу вызывает то, что подобные настроения находят отклик преимущественно среди молодежи, что свидетельствует о глубинных трансформациях в общественном сознании.

Кроме того, подобное происходит уже не в первый раз. Демонстрация национального флага с шахадой девушками в никабах превратилась, по сути, в своеобразный флешмоб. В июле прошлого года ситуация случилась практически в точности до мелочей, усилив опасения о намеренном провоцировании общества.

Сложившаяся ситуация требует взвешенного подхода, сочетающего защиту государственных символов с пониманием социальных процессов, стоящих за подобными проявлениями. Вопрос о границе между свободой самовыражения и защитой государственных символов остается открытым. Инцидент с флагом в Атырау в очередной раз поднял эту сложную дилемму, заставив общество задуматься о балансе между традициями, религией и законом. Пока власти и граждане ищут ответы, очевидно одно: подобные случаи становятся индикатором социальных и политических противоречий, которые требуют не только правового регулирования, но и широкого общественного диалога.