
Сегодня вечером завершается священный для мусульман месяц Рамадан. Его неотъемлемой частью стали ифтары, которые продолжают набирать популярность. Теперь они самые разные, появилась мода на ифтары, а в обиходе понятие «ифтарная дипломатия». И звучат голоса, что изначальный смысл ифтара, поклонение Богу, теряется, отходит на второй план. А вы что думаете по поводу моды на ифтары? Не увлеклись ли? Не теряется ли истинный смысл авыз ачу? Вы какие ифтары посетили? «БИЗНЕС Online» отвечают Айрат Фаррахов, Шамиль Агеев, Айрат Шафигуллин, Данис Зарипов, Фарит Фарисов и др.
— Не потерялся ли изначальный смысл ифтара? Я так не думаю. Я тоже соблюдаю уразу. И действительно, ифтары стали популярными. Каждый день на месяц вперед расписан, и иногда ты даже не можешь поужинать со своей семьей. Я очень приветствую, что это становится модным. Пусть это будет так. Через ифтары люди приходят к вере, к иману. Это очень важно.Айрат Фаррахов депутат Госдумы от Татарстана
Трудно сравнить меня, например, и [председателя ДУМ РТ] Камиля хазрата [Самигуллина], кто больше разбирается в Коране, в сурах. Я делаю только еще первые шаги. Но если человек в это время откажется от похабного слова, от бестолкового времяпрепровождения за выпивкой и так далее, разве это плохо? Поэтому это очень правильно. Главное, чтобы было меньше роскоши, просто-напросто. В остальном приветствую.
— Я считаю совершенно правильной критику по поводу моды на ифтары. Мода на ифтары — это хреново, суть теряется. Вместо этого каждый выпендривается, у кого деньги есть, себя показывает. Это уже не про отношение к Аллаху, к себе, себя «прочистить».Шамиль Агеев председатель Торгово-промышленной палаты РТ
Все начинают пищей заниматься, разными этими развлечениями. Какие могут быть развлечения, когда ифтар идет? Это узкий круг людей должен быть. Подвести итоги, что-то друг другу подсказать, кого-то на путь истинный направить. Посмотреть, какие есть недостатки, «почистить» себя. А так, получается, задницами вертят, концерты делают. Это разве ифтар? Херня это все.
В этом году я был на ифтарах, участвовал. Мне сложнее говорить, потому что я очень тесно знаком с духовенством. И московским, и здесь (в республике — прим. ред.). У меня один из предков даже до революции 100 лет одну мечеть в Москве держал. Поэтому я немножко в теме. В этом году я был на трех ифтарах. Они узкого состава были такие. Они такие очень непростые, но в то же время душевные. На самом первом был в «Туган Авылым». Это был самый такой внятный ифтар. Потом хороший ифтар прошел в министерстве промышленности и торговли [Татарстана] и еще один был узкий ифтар. А так собирать массу людей — это совершенно ни к чему.
— Я о фешен-ифтарах не слышал, так что не могу ничего сказать. Но проведение ифтаров — это правильно и хорошо. Все больше и больше людей привлекают к движению, к вере хотя бы тем, что они участвуют в ифтарах. Если даже не держат уразу, не соблюдают все каноны. Даже участие в ифтарах — это уже привлечение людей в веру, к месяцу Рамадан. Поэтому я одобряю.Айрат Шафигуллин руководитель управления федеральной антимонопольной службы (ФАС) по РТ
Если же это популизм то, наверное, не совсем правильно. Если это делается с точки зрения популизма и какой-то моды. Но проведение самих ифтаров, авыз ачу (правильно называть их так, у нас это называлось испокон веков, но это все-таки больше к теологам вопрос) я в принципе поддерживаю. Не могу сказать, что на многих ифтарах побывал. Был только на тех, которые проводили очень близкие мне люди. Открыл для себя, что стало больше людей, которые читают намаз, могут читать суры Корана. Появились молодые новые имамы, хазраты, которые очень хорошо читают, профессионально, на двух языках, на русском, татарском могут читать вагаз — проповеди.
— Что касается моды на ифтары, не хочу отвечать на этот вопрос. А на скольких ифтарах я был… Не считал. Может, на трех-четырех. На ифтар люди собираются пообщаться, провести обряды, положенные в месяц Рамадан. Что понял для себя? Людей верующих, кто в мечети ходит, соблюдает пост, обряды и так далее, с каждым годом становится больше.Азат Кадыров министр земельных и имущественных отношений РТ
— Во-первых, я хочу сказать как руководитель исполкома всемирного конгресса татар, что мы уже используем «ифтарную дипломатию». От Дальнего Востока и до Калининграда под эгидой всемирного конгресса татар наши татарские общественные объединения, предпринимательское сообщество, духовное управление проводят ифтары.Данис Шакиров председатель исполкома всемирного конгресса татар (ВКТ), депутат Госсовета РТ
Это системная работа. Ифтар — это не только торжественный ужин и разговение. Это в первую очередь объединяющая, консолидирующая составляющая. Вот это очень важно. Существуют разные форматы, но, самое главное, если формат позволяет объединиться, консолидироваться под единой идеологической составляющей. 13 тысяч человек собрались на республиканском ифтаре в Татарстане, в Ульяновской области — 5 тысяч, в Самарской области — тысяча. Если ифтар имеет цель объединить людей, то надо поблагодарить организаторов.
Я больше находился в этом году на ифтарах в регионах с компактным проживанием татар. Только 30 процентов татар проживают в Татарстане, остальные 70 процентов — за пределами республики. Для нас очень важно, что именно татары являются основоположниками проведения ифтаров в регионах.
— Жизнь не стоит на месте. Все структуры, каждое направление развивается и что-то вносится новое, современное. Ифтары развиваются тоже, и это вполне нормально и правильно. Это приобщение к национальной культуре. На сегодня все равно наша молодежь мало с чем знакома, это надо все поддерживать в разных формах. Я считаю, что это правильный подход.Данис Зарипов хоккеист, предприниматель, депутат Госсовета РТ
В этом году мне не удалось еще побывать на ифтарах — по расписанию не получалось. А в предыдущие годы всегда по возможности присутствовал.
— Я только за то, чтобы такая мода была. Первые тематические ифтары прошли в Москве. Это было на моих глазах больше 20 лет назад. Никто об этом не вспоминает, но шатры [в Москве] дали толчок. Посмотрите, по всей стране начали проводить.Фарит Фарисов председатель татарской национально-культурной автономии Москвы, зампредседателя ДУМ РФ по особым поручениям
Если на ифтар придут 100 человек и из них 10 процентов хотя бы встанут на намаз, уже есть о чем задуматься. Это значит, что уже есть эффект. Против этого рассуждают в основном те, кто не стоит на намазе. Те, кто не поклоняется и не знает, что такое настоящий ифтар. Ифтар — это не голодание. Ифтар — это почитание своих предков молитвой, сохранение памяти о них. И потом, [надо] постараться соблюдать в течение года все, что ты делал во время поста. Очень плохо, когда рассуждают те, кто в этом не разбирается.
Что касается бизнес-ифтара, посмотрите, это вообще пример. 6 девушек, у которых на всех 15 детей, собрались и решили: «Давайте мы отменим свои поездки за границу, а деньги потратим на бизнес-ифтар. Проведем его, а деньги передадим детским домам и другим нуждающимся». Те, кто в это не погружается, кто этого не делает, вот так и рассуждают. Мода. Пусть будет мода на ифтары, чем мода на те вещи, которые неприемлемы.
Мы сейчас провели около 12 ифтаров на новых территориях. ДУМ РФ провело в Мариуполе, в Казани студенческий провели, в нашем культурном центре провели большие, красочные ифтары. На наших ифтарах в Москве все номера халяльные. Халяльные артисты на них выступают, те, которые задумываются и выступают в русле Торы, Библии и Корана. Я побывал в Казани. Есть что поправить чуть-чуть, но в целом положительно. От количества будет переходить в качество. Очень хороший ифтар провел благотворительный фонд «Ният», участвовали бизнесмены. Люди делились проектами.
Для себя я понял, как нужно проводить ифтары, где есть ошибки. Да, очень много молодежи пришло, новые лица. Если раньше относились к ифтарам как к застолью, например, 5−10 лет назад, то сейчас приходят и сами уже проводят. Съездили в хадж, в умру очень многие.
— Мне хочется сказать, что когда приходят великие посты, мусульманские и православные, любое богоугодное дело можно только приветствовать. Это приобщение в том числе молодежи и тех, кто, может быть, вообще был абстрагирован от всего этого. Это возможность приобщиться.Эдуард Шарафиев депутат Госсовета РТ, участник СВО
Если люди держат пост, на ифтар собираются вечером, общаются, проводят прием пищи, уже, как говорится, со всеми обрядами, совершают молитву, это только можно приветствовать. И чем больше таких ифтаров, тем лучше.
— Есть такая история: один человек ходил по базару и прилюдно перебирал четки, восхваляя Аллаха. Люди спросили у шейха, не является ли это рия (исламский термин, обозначающий показные действия и свершение благого ради того, чтобы покрасоваться перед другими людьми, а не ради Аллаха, — прим. ред.). На это ученый ответил: «Даже если это рия, ты попробуй так же сделай». Пусть те, кто критикует [ифтары], сам попробует их провести.Джалиль Фазлыев главный казый (шариатский судья) Татарстана
Единственное, что мне не нравится, это когда на авыз ачу продают билеты. Вернее, если человек проводит всю трапезу за свой счет и продает билеты, а все деньги с продажи отправляет на благотворительность, здесь его не в чем обвинить. А если на собранные деньги он покрывает свои расходы, даже получает прибыль, то это неправильно.
В этом году я каждый день был на ифтарах, большинство из них — у себя в деревне. Заметил, что людей становится больше, тем более что держать уразу все легче и легче, дни становятся короче.
— Тематические ифтары нужны, но в то же время нельзя уходить от основного смысла. Думаю, какой-то моды на ифтары не должно быть. Ведь авыз ачу организовывают от чистого сердца, ради довольства Всевышнего Аллаха.Радиф Замалетдинов директор института филологии и межкультурной коммуникации КФУ
Я в этом году был примерно на 10 ифтарах. Каких, не хочу говорить. Меня очень обрадовало, что стало много людей, которые держат уразу, делают это искренне, не на показуху. Надеюсь, с каждым годом постящихся станет все больше и больше. Такую тенденцию я замечаю. Хочется верить, что она сохранится.
— Если это не коммерческая история и цель не сбор денег организатору, а помощь нуждающимся, то я считаю, это хорошо. Есть возможность — люди скинулись и помогли нуждающимся. Или если планируется накормить людей, которые держат пост. Сейчас ифтары делают с какими-то программами, чтобы было более интересно. Не считаю, что из-за этого суть теряется. Все зависит от цели.Рушан Мингазов депутат Госсовета РТ, участник СВО
Я был на многих ифтарах, но не могу сказать, что какой-то чем-то отличился. В этом году запомнился ифтар в Москве, когда был день Татарстана. Где были раис республики Рустам Минниханов, [вице-премьер РФ] Марат Шакирзянович Хуснуллин. Там более, скажем так, масштабное мероприятие было.
— Мне кажется, что Казань сейчас поднимается на некий новый уровень по комфорту. Поднимается по какой-то социальной лестнице на другую ступень, где собирается некое другое сообщество, где набираются немного другие смыслы, другие взаимодействия. Я в этом году впервые держал уразу, полностью вошел и стал частью вот этого «ифтартного мира». Были разные ифтары, начиная от простых лекций и заканчивая какими-то фешен-ифтарами, но я там не был.Ильшат Рахимбай татарский режиссер, сценарист, автор фильма «Микулай»
То, что там происходит, с одной стороны, может вызвать вопросы с точки зрения базовых каких-то исламских вещей типа простоты и главного смысла — разговения. Когда собираются, условно, попить воду, поесть финики и помолиться. Но Казань же не может просто так это все проводить. Мы всегда были форпостом вот этого северного ислама. И у нас был всегда светский ислам. У нас не было ортодоксального ислама, как мне кажется, никогда. И ислам у нас всегда был тесно связан с социальной жизнью, бизнесом и культурой. Потому что ислам всегда в жизни татар занимал какую-то такую роль, которая всегда была на фоне. То есть нельзя было нашу жизнь разделять: вот у нас отдельно есть ислам, а отдельно — жизнь, бизнес. И люди в Казани, мне кажется, как раз научились это все грамотно совмещать.
Мы проводим ифтары, общаемся там с партнерами, знакомимся с новыми людьми, делаем там новые проекты, узнаем что-то новое и об истории, и о культуре, и о современности. И, мне кажется, эта тенденция как раз-таки позволяет людям, которые находятся в таком движении, больше и глубже познавать религию, применять ее в жизни. И тем самым открывать новые грани. Получается такой культурный феномен, потому что мир меняется, все обновляется. И это новый мир, с его новыми правилами. Мне кажется, это очень круто.
Я провел в этих тусовках (назовем их так, пусть правильно меня поймут) весь месяц. Для меня это было приятно и очень полезно. Я как будто бы новую Казань для себя открыл. Причем Казань такую, какой она была лет 100 назад, когда была исламская интеллигенция, которая приходила на такие собрания. Например, финские татары. У них есть мечеть, куда они не просто приходят помолиться. К примеру, когда мы снимали там фильм, в мечети проходил концерт. Естественно, финские татары собираются не в кафе, не в рюмочных. Они собираются в мечети, общаются, обмениваются опытом, читают какие-то лекции. И это нормально. Так и было, так и должно быть.
Сейчас мечети превратились в место, где нельзя шаг вправо, шаг влево сделать, просто нужно помолиться и быстренько уходить — я за это не топлю. Я за то, что мечеть должна быть местом для открытого общения, взаимодействия, общения с Богом.
— Я бы не стал комментировать. Если абстрагироваться, есть организаторы того или иного мероприятия и есть участники. Все это происходит на добровольной основе.Альберт Хабибуллин депутат Госсовета РТ
Что касается ифтаров в нашей республике, ведь на этих мероприятиях призывают именно к единству. С одной стороны, подчеркивается многообразие, хотя на ифтары ходят, будем говорить, люди мусульманской веры. С другой, эти мероприятия учат добру. Кроме того, очень много молодежи участвует. Ифтар — это один из способов воспитания нашего общества, чтобы мы всегда жили в мире, в согласии. Тем более в такой многонациональной республике, как наша.
Я лично в таких больших мероприятиях не участвовал, но отношусь к ним очень положительно. По возможности принимаю участие в небольших мероприятиях, у себя на родине или где-то еще. Но, если совсем честно, мне более нравятся такие ифтары, которые мы помним с детства, которые были у наших бабушек, дедушек.
— В любом случае ифтар — это хорошо. Часто на ифтар приходят люди, которые не держат пост, а потом через эти ифтары начинают поститься. Мы этому уделяем огромное значение.Рустэм Ямалеев президент общественной организации «Национальный конгресс татар и тюркских народов»
Мы проводим в год 17–18 ифтаров: для медицинских работников, для силовых структур, для башкир проводим два ифтара, для тюркских народов. Для нас ифтар — это в какой-то степени идеологический рычаг влияния в тюркском мире, в татарском мире Москвы. Способ объединения мусульман. Перед ифтарами обязательно проводим разъяснительную работу, в том числе по линии СВО.
Иногда на ифтарах начинают плясать, песни веселые поют. Я, например, против этого. Все-таки ифтары — это вещь духовная. Поэтому их должно быть больше, охват нужно увеличивать, чтобы разные слои участвовали. Вот у нас многие не держат пост. Молодежь приходит, смотрит на других, как те намаз читают, как ифтарятся.
Фешен-ифтары — это хорошо. Все-таки разносторонние должны быть. Мой представитель Гульнара побывала на фешен-ифтаре [в Казани], вернулась в Москву и хочет сейчас подобное провести в столице. Она была и на большом республиканском ифтаре. Ну разве это плохо, когда 15 тысяч татар собираются на республиканский ифтар?
Я сам был на первом ифтаре в «Туган Авылым», где отец Владимир (председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Татарстанской митрополии протоиерей Владимир Самойленко — прим. ред.) сидел, а рядом с ним [председатель ЦДУМ России] Талгат Таджуддин. Спасибо Радику Абдрахманову за организацию. Мы открыли для себя новые виды ифтара. Очень хорошо прошли вечера для медицинских работников, медсестер пригласили. Во время бесед мы поняли, что не все понимают значение мусульманства, намаза. Каждый раз новый хазрат читает, и каждый раз что-то новое мы узнаем. У [главы духовного собрания мусульман России] Альбира хазрата Крганова два ифтара провели. Обязательно стараемся пригласить хафизов. У нас не просто ифтар, он у нас идеологический.





Халяльный напиток ЭМИЗ — наполни себя внутренней чистотой и здоровьем в священный месяц Рамадан
Акция проводится в течение всего Рамадана — с 1 марта по 31 марта 2025 года. *Предложение действует на ЭМИЗ «Таврический», «Диабетический», «Премиум» объемом 0,75.
Тел. 8 800 444 09 37
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 95
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.