Первым в зал вошел 60-летний Вадим Говорун. На заседании свидетель рассказал, что познакомился с Гафуровым в 2010 году, когда того назначили ректором КФУ Первым в зал вошел 60-летний Вадим Говорун. На заседании свидетель рассказал, что познакомился с Гафуровым в 2010 году, когда того назначили ректором КФУ Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

«Ильшат Рафкатович больше похож на человека Возрождения»

В Савеловском районном суде Москвы продолжился допрос свидетелей стороны защиты по делу экс-ректора КФУ Ильшата Гафурова. Первым в зал вошел 60-летний Вадим Говорун. Он является директором НИИ системной биологии и медицины Роспотребнадзора, а также родным братом Олега Говоруна, который в 2012 году был министром регионального развития РФ.

На заседании свидетель рассказал, что познакомился с Гафуровым в 2010-м, когда того назначили ректором КФУ. Говорун утверждал, что основная заслуга подсудимого была в том, что он был «зачинателем и основателем» федерального университета. «В 2010 году вышло распоряжение и было создано решением правительства по указу президента несколько так называемых федеральных университетов. В то время Казанский государственный университет имени Ленина принадлежал Татарстану и был республиканским университетом. Ильшат Рафкатович на протяжении первых четырех лет сделал так, чтобы он стал учреждением федерального масштаба», — отметил свидетель.

По словам Говоруна, университет при Гафурове «быстро прогрессировал» и занимал в мировых рейтингах вузов все более высокие места. «В отличие от других университетов, КФУ одинаково прогрессировал не только в естественных дисциплинах, которые традиционно были сильны в Казани, но и в гуманитарных, причем новых гуманитарных — экономике, истории и так далее», — отметил свидетель.

Особенно Говорун выделил то, что именно Гафуров был инициатором возврата в КФУ современной биомедицины, которая стала одним из драйвером развития всей университетской науки. «До сих пор в университете работают мои ученики, которые прошли стажировку в Москве», — добавил свидетель. Еще одно направление, которое развивал в вузе Гафуров, — создание фармацевтических средств. На базе КФУ стали разрабатывать лекарства, а некоторые из них уже вошли в практику.

 <span style="color: rgb(36, 36, 36);">По словам Вадима Говоруна, университет при Гафурове «быстро прогрессировал» и занимал в мировых рейтингах вузов все более высокие места. </span> По словам Вадима Говоруна, университет при Гафурове «быстро прогрессировал» и занимал в мировых рейтингах вузов все более высокие места Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ильшат Рафкатович является уникальным человеком для современности. Он больше похож на человека Возрождения, потому что, будучи изначально образован как физик, то есть получив образование на факультете физики и защитив кандидатскую диссертацию, он затем еще получил образование по экономике. Я знаю, что он был еще мэром Елабуги. Его интересовало не только развитие традиционного и нового образования, но и внедрение получаемых в университете результатов в практическое здравоохранение и экономику. Он был всегда этим увлечен», — подчеркнул Говорун. По его словам, особенно сильно все это проявилось во времена эпидемии коронавируса, т. к. в КФУ с 2020 года быстро развернули диагностические лаборатории.

В целом свидетель охарактеризован Гафурова как «чрезвычайно целеустремленного, волевого человека», который почти всю свою жизнь тратил на достижение результата. «У нас с ним часто были дискуссии. Я ему пытался объяснить, что надо немного подумать о себе и семье. Он практически все время был на работе, включая выходные. На первом этапе ректорства ему удалось сделать почти невозможное: он юридически, географически и физически объединил некогда разные институты Татарстана в единое целое, которое называется Казанским федеральным университетом», — считает Говорун. Отдельно он подчеркнул, что Гафуров был «чрезвычайно добр», много общался со студентами, которые проявляли «неподдельный живой интерес» к ректору.

Так когда же закрылся ресторан «Пицунда»?

Следующим свидетелем по делу был Сергей Подстригаев, который с 1982 года живет в Москве и не был знаком ни с Гафуровым, ни с убитым Айдаром Исрафиловым. В 1990-е свидетель работал мастером-прорабом в ЖЭКе в районе улиц Профсоюзной, Кржижановского, Кедрова и 60-летия Октября. Подстригаев рассказал, что в доме №3 на улице Кржижановского находился ресторан «Пицунда», в котором свидетель «бывал частенько».

 Ресторан «Пицунда» в своих показаниях упоминал лидер ОПГ «29-й комплекс» Адыган Саляхов Ресторан «Пицунда» в своих показаниях упоминал лидер ОПГ «29-й комплекс» Адыган Саляхов Фото: «БИЗНЕС Online»

— Помните, когда он закрылся? — спросил адвокат Алексей Парамонов.

— Это где-то в 1998 году, — ответил Подстригаев. — Был долларовый кризис, в связи с чем многие заведения закрывались.

По его словам, затем на месте ресторана открылся магазин электросварочного оборудования, а потом появился магазин автозапчастей, который до сих пор работает.

Лидер ОПГ «29-й комплекс» Адыган Саляхов: «Гафуров был членом нашей группировки»

Отметим, что ресторан «Пицунда» в своих показаниях упоминал лидер ОПГ «29-й комплекс» Адыган Саляхов. Якобы именно там в августе 1999 года он встречался с Гафуровым и Айратом Шакировым, которые после неудачного покушения на Исрафилова просили Саляхова «закончить начатое». Впрочем, в 2013-м лидер «29-го комплекса» утверждал, что встреча была в кафе Подольска Московской области, где он тогда жил, причем на ней был только Шакиров.

О встрече лидера «29-го комплекса» именно в ресторане «Пицунда» с двумя мужчинами «азиатской наружности» также говорил в суде Андрей Будилин, который в конце августа 1999 года привез киллера Алексея Олесика к рынку ЦСКА, где и убили Исрафилова.

Теперь свидетель Подстригаев утверждал, что в 1999-м ресторан уже был закрыт.

 Последним свидетелем на этом заседании был главврач центральной городской клинической больницы № 18 в Казани 59-летний Ринат Залалдинов. Последним свидетелем на этом заседании был главврач Центральной городской клинической больницы №18 в Казани 59-летний Ринат Залалдинов Фото: kzn.ru

«По слухам, он лидер организованной преступной группировки «Айдароновские»

Последним свидетелем на этом заседании был главврач Центральной городской клинической больницы №18 в Казани 59-летний Ринат Залалдинов. Он рассказал, что приехал в Елабугу в 1989-м по распределению после окончания Казанского государственного медицинского института. Три года работал врачом-наркологом, потом еще три — заместителем главврача по платным услугам и взаимодействию со страховыми компаниями Елабужской ЦРБ. В 1994-м Залалдинова назначили директором территориальной больничной кассы. А в 1998-м Гафуров пригласил его на должность замглавы администрации по социальным вопросам. С обвиняемым он уже был знаком на тот момент, т. к. с 1995 года учился с ним на одном потоке в Казанском финансово-экономическом институте.

В 1990-е, еще до прихода Гафурова, по словам свидетеля, ситуация в Елабуге была напряженная, везде были «сплошные проблемы», а задержка по выплате зарплат и пенсий составляла 4–6 месяцев. «Мы поняли, что только ждать помощи извне нам не хватало, и мобилизовали все свои ресурсы, которые есть в районе. Что вырастим на полях, этим и кормили свой народ. Налоги, которые платили наши предприятия, шли на выплату зарплат бюджетникам», — отметил Залалдинов. Он вспоминал, как в те времена лично считал, сколько машин с зерном отправилось на хлебокомбинат. «Из зерна делали муку, крупу, макароны, чтобы раздавать пенсионерам по талонам, самими нами выдуманным. Это чтобы не расшатать ситуацию, не допустить социального бунта. То же самое было по молоку», — рассказал свидетель.

В 1999 году Залалдинова назначили главврачом Елабужской ЦРБ. По его словам, первым делом после прихода на должность он решил объединить «под единоначалие» все лечебные учреждения, среди которых ЦРБ, противотуберкулезный диспансер, скорая помощь, детская поликлиника, молочная кухня и медсанчасть НГДУ «Прикамнефть». «Не все с этим решением были согласны. В частности, главный врач медсанчасти НГДУ, которого поддерживал начальник НГДУ (Нариман Замалетдинов прим. ред.), был против объединения. Мы доказывали на всех уровнях, наши аргументы были услышаны. До сих пор все работает в таком объединенном виде», — рассказал свидетель.

— В чем выразилось несогласие? — уточнил адвокат Александр Нарышкин.

— Я так думаю, они теряли свой суверенитет. Начальник НГДУ хотел иметь свое лечебное учреждение, хотя все расходы по его содержанию, выплате зарплаты, обеспечению лекарствами — все был бюджет», — указал Залалдинов.

По его словам, в те годы НГДУ «Прикамнефть» было «бюджетообразующим предприятием», поэтому «чувствовали себя хозяевами города», как и дорожники, например тот же ЕлАЗ. «А когда пришел Ильшат Рафкатович, чтобы выжить, мы должны были жить и работать по одним правилам. Могу сказать, что Ильшат Рафкатович как политик, как стратег был сильнее руководителя НГДУ „Прикамнефть“. Во многих местах он его обходил, обыгрывал на этом поприще», — отметил свидетель и добавил, что при Гафурове появился памятник нефтяникам, а Коммунистическую улицу переименовали в улицу Нефтяников. «Все это раздражало руководство НГДУ „Прикамнефть“. Они одно время, по-моему, перестали даже ходить на совещания в администрацию. Весь город выходит на субботник, а они просто не выходят. Какой-то небольшой саботаж был», — считает Залалдинов.

Также свидетель рассказал, что в 1990-е годы в Елабуге была напряженная криминогенная обстановка. Поэтому были распространены воровство, поборы и рэкет. По его словам, в 1998–1999-х случился всплеск распространения наркотиков в городе, причем в основном все указывали, что это идет из клуба «Мираж» (тот самый, который Исрафилов устроил в здании бывшего кинотеатра «Кама»,прим. ред.). Залалдинов рассказал, что в те времена он участвовал в рейдах врачей и правоохранителей по местам распространения наркотиков, в том числе в клуб. Кроме того, проводили круглые столы с учителями и родителями, вели разъяснительную работу среди детей. «Я очень надеюсь, что работа дала плоды», — добавил свидетель.

Гафурова он охарактеризовал как приверженного своему делу человека, патриотичного, который «своим личным примером заряжал на работу». Именно благодаря мэру, считает Залалдинов, был построен дом для врачей, введена именная стипендия для молодых врачей, построена реанимация, модернизированы оперблок, приемное отделение, роддом, детская поликлиника, молочная кухня и Мортовская больница. Кроме того, при Гафурове в Елабуге строились новые дома, расширялись улицы, организовывались новые рабочие места, появились два бассейна, спортзалы, футбольные площадки. «Он пользовался авторитетом. Народ можно обмануть только один раз. Поэтому мы старались работать честно и самоотверженно. Люди это видели», — уверен свидетель.

Что касается Исрафилова, то его Залалдинов знал как коллегу по депутатскому корпусу. «Он себя позиционировал как предпринимателя, но, конкретно чем он занимался, я не знаю. У меня с ним было шапочное знакомство. Я его никак не могу охарактеризовать. Могу только сказать, что, по слухам, он лидер организованной преступной группировки „Айдароновские“, которая занималась распространением наркотиков, рэкетом, поборами со школьников», — пояснил свидетель. Он уверен, что Исрафилов пользовался авторитетом «только у своих пацанов».

При этом Залалдинов рассказал, что принимал участие в сессиях местных депутатов, слышал выступления Исрафилова, но не считает их критикой Гафурова. «Я бы назвал это спором, постановкой вопросов. Каждый депутат так мог, да и я говорил. Поэтому это не критика», ­— уверен свидетель. По его словам, Исрафилов позиционировал себя как активного человека, поэтому на сессиях «говорил обо всем», в том числе критиковал органы внутренних дел, прокуратуру и т. д.

Кроме того, свидетель вспомнил, что был на сессии 16 июня 1999 года и Исрафилов тогда критиковал прокурора Вагиза Саттарова, районный отдел МВД, а также жаловался на то, что город не выделяет деньги на содержание здания «Миража». В ответ на это прокурор, как утверждал Залалдинов, настаивал, что Исрафилов должен оформить здание как положено и содержать его. «Это место скопления людей. От него требовалось, чтобы госприемка была, чтобы все пожарные требования, все роспотребовские требования по вентиляции и прочему выполнялись. Мы же с вами свидетели: „Хромая лошадь“ в Перми, торговый центр „Вишня“ в Кемерово, в Казани „Адмирал“. Сколько было жертв! Я думаю, Саттаров помог этого избежать», — уверен свидетель, добавляя, что тогда все власти города были за то, чтобы навести в «Мираже» порядок.

«Я знаю лишь, что причиной убийства был елабужский рынок»

В заключение заседания Парамонов ходатайствовал о приобщении показаний одного из организаторов ОПГ «29-й комплекс» Александра Власова, которые тот давал еще в 2007 году. Они были приобщены к уголовному делу в отношении Рузаля Асадуллина, который привлекался к ответственности за убийство Исрафилова. Тогда Власов рассказывал, что причиной убийства предпринимателя послужил елабужский рынок. «Кем был на рынке Исрафилов, мне неизвестно, но он полностью контролировал доходы рынка», — процитировал Парамонов показания свидетеля. Тогда же Власов утверждал, что к убийству имеют отношение Будилин («выполнял поручения от случая к случаю и в основном выполнял роль водителя») и Олесик («был личным охранником Саляхова»). «Я знаю, что Олесик иногда по полгода жил с Саляховым на Украине. Даже когда задерживали Саляхова, то вместе с ним был Олесик, но его отпустили. Какое отношение имеет к убийству Асадуллин, мне неизвестно. Через кого именно шел заказ на убийство Исрафилова, мне неизвестно. Саляхов меня в это не посвящал. Кто являлся заказчиком убийства Исрафилова, мне неизвестно. Я знаю лишь, что причиной убийства был елабужский рынок», — зачитал Парамонов.

Прокурор Милана Дигаева возражала против приобщения протокола допроса, указывая, что Власов уже был допрошен. Судья Ольга Чистова с ней согласилась и отказала адвокатам.

Власов действительно давал показания в суде в ноябре 2023 года. Тогда он лишь рассказал, что об убийстве Исрафилова узнал напрямую от Олесика и Будилина. «Когда начали нас всех арестовывать, приехали Олесик и Будилин, рассказали, что произошло. Олесик сообщил, что стрелял в Исрафилова, Будилин был с ним, но не знал. Все это исходило от Саляхова», — говорил Власов.

«Группировка «29-й комплекс» была создана в кабинетах МВД»: по делу Гафурова допросили членов ОПГ

При этом на стадии предварительного следствия в 2022 году он утверждал, что Гафуров хотел забрать здание кинотеатра, где Исрафилов открыл ночной клуб, и тогда предприниматель стал открыто критиковать мэра. «Знаю о конфликте со слов Еременко и Саляхова. Гафурова очень нервировала такая ситуация. Гафуров и Исрафилов оба хотели стать депутатами Госсовета РТ, а место было только одно. Если бы фактически Гафуров проиграл выборы, ему бы пришлось отдавать власть в Елабуге. Для разрешения этого конфликта с Исрафиловым по просьбе Гафурова разговаривали Еременко, Асадуллин и, возможно, кто-то еще из „29-го комплекса“. Они просили Исрафилова уехать из Елабуги, оставить место и должность Гафурову. Но Исрафилов отказался», — зачитала тогда в суде показания Власова Дигаева.