Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов собрал руководство районов и профильных специалистов Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов собрал руководство районов и профильных специалистов Фото: e-nkama.ru

Полосу Бегишево отремонтируют к юбилею Челнов?

Накануне в Нижнекамске провели большое совещание по транспортным вопросам Закамья. Министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов собрал руководство районов и профильных специалистов, приехали в том числе руководители ГБУ «Институт пространственного планирования РТ» и АО «Институт „Татдорпроект“». Прессу на мероприятие не пригласили, по итогам вышел релиз на сайте миндортранса республики. Однако «БИЗНЕС Online» узнал некоторые детали, на которые стоит обратить внимание.

Значительная часть встречи была о будущем аэропорта Бегишево, в котором в 2023 году открылся новый терминал. Теперь главная задача для Татарстана — это ремонт взлетно-посадочной полосы. В начале года Ханифов упоминал о проекте на коллегии миндортранса РТ и уточнял, что предстоит удлинить полосу с нынешних 1,9 до 2,5 км, чтобы она могла принимать воздушные суда классом выше. Правда, если поначалу к задуманному планировалось приступить в 2026 году, то теперь сроки сдвинулись влево и начать планируется уже в текущем. «Подгоняет» республику юбилей Набережных Челнов, который планируется отметить в феврале 2026-го. «В этом году начинаем и на следующий год планируем завершить ремонт взлетно-посадочной полосы Бегишево. Дата круглая у нас командует», — заметил накануне Фарит Мударисович.

Прозвучала и еще одна интересная деталь. Бегишево хотят ремонтировать так, чтобы воздушная гавань полностью не останавливала работу. Это «уникальный» проект, заметил накануне после совещания глава Нижнекамска Рамиль Муллин. «Впервые, по крайней мере в моей практике, мы попробуем сделать ремонт без остановки работы аэропорта. Такую технологию с Росавиацией мы отрабатываем. Я думаю, у нас получится. Примерно это будет выглядеть так, что три дня летаем, три дня ремонтируем», — описал руководитель миндортранса Татарстана. Таким образом, пассажирам Бегишево (а это жители не только РТ, но и соседних регионов) стоит готовиться к изменениям в расписании.

Бегишево хотят ремонтировать так, чтобы воздушная гавань полностью не останавливала работу Бегишево хотят ремонтировать так, чтобы воздушная гавань полностью не останавливала работу Фото: e-nkama.ru

Но если планы есть, то денежный вопрос, судя по всему, пока не решен. В январе Ханифов рассказывал, что республика надеется на федеральное софинансирование: «За нами — проект, за федералами — деньги на ремонт взлетки».

Задача номер один на 2025 год — подготовить проектную документацию капитального ремонта с заменой светосигнального оборудования, уточнил в разговоре с «БИЗНЕС Online» генеральный директор Бегишево Андрей Парфененко. По его словам, ремонт будет проводиться по графику Росавиации, который находится на стадии согласования: «Даты [ремонта] двигаются в зависимости от готовности проектных документов различных аэропортов».

Задача номер один на 2025 год — подготовить проектную документацию капитального ремонта с заменой светосигнального оборудования Задача номер один на 2025 год — подготовить проектную документацию капитального ремонта с заменой светосигнального оборудования Фото: mindortrans.tatarstan.ru

«Оптимальный график работы аэропорта во время ремонта будет определен в проектной документации. Пока об этом говорить преждевременно. Исходя из геологических, геодезических исследований, исходя из состояния и объема работ, будет определен уже порядок работы аэропорта. Но в любом случае стоит задача его работу не останавливать. Возможно, полнедели будут проводить ремонтные работы, а [другие] полнедели из аэропорта будут совершаться полеты. Но идти на полную остановку мы не готовы», — сказал собеседник.

Что с деньгами? «Для ремонта планируется софинансирование из федерального бюджета в долях, так как имущество региональное. То есть взлетная полоса и светосигнальное оборудование находятся в собственности минземимущества [Татарстана], финансирование возможно через субсидирование со стороны Федерации. Объем этого субсидирования определяется постановлениями правительства Российской Федерации. Соответственно, часть финансирования планируется из регионального бюджета, а пропорция определяется постановлением правительства РФ», — поделился Парфененко. По его словам, стоимость работ будет понятна после проектирования.

«Бегишево — это международный аэропорт, и он должен иметь свою железнодорожную платформу, чтобы туда приезжали жители не только нашей республики, но и соседних регионов» «Бегишево — это международный аэропорт, и он должен иметь свою железнодорожную платформу, чтобы туда приезжали жители не только нашей республики, но и соседних регионов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Эту тему сейчас станем двигать»: железнодорожная ветка до Бегишево все-таки будет?

Еще один проект под Бегишево — это строительство железнодорожной ветки до аэропорта. Впервые о ней заговорили в 2021 году, но с тех пор подвижек (во всяком случае публичных) не произошло, хотя тема все еще остается актуальной. Сейчас общественный транспорт до Бегишево не ходит, добираться до него, например, из Набережных Челнов можно на личном транспорте или такси. Стоимость такой поездки — 1 тыс. рублей и выше.

«К аэропорту Бегишево мы должны подвести железнодорожные пути. Мы эту работу с вами начинали. К сожалению, [была] пара лет работы на крупных объектах дорожного строительства, и немножко я от этой темы отошел. Ее сейчас станем двигать, — пообещал накануне глава миндортранса РТ. — Бегишево — это международный аэропорт, и он должен иметь свою железнодорожную платформу, чтобы туда приезжали жители не только нашей республики, но и соседних регионов. Эту работу будем вместе с вами продолжать, с муниципалитетами. Аэропорт на землях Тукаевского [района], собственник — КАМАЗ, развивается Нижнекамск. Три в одном. Тем более это интересно!»

О планах запустить ж/д пути до аэропорта Бегишево стало известно еще в начале 2021 года. Главы муниципальных образований Закамья попросили миндортранс РТ и РЖД, чтобы от их населенных пунктов ходил железнодорожный транспорт до аэропорта. Экс-глава Тукаевского района Фаил Камаев объяснял потребность в аэроэкспрессе необходимостью «организации трудовой миграции Закамского кластера».

Позже за технико-экономическое обоснование и проектирование взялся филиал РЖД — Куйбышевская железная дорога. Как рассказывали источники нашего издания, изначально существовал вариант, по которому ветка к аэропорту шла бы от челнинского вокзала до станции Никашновка, которая находится менее чем в километре от взлетно-посадочной полосы, по уже существующим путям. Это было бы выгоднее с экономической стороны. Однако от идеи отказались, т. к. услуга аэроэкспресса нужна не только Набережным Челнам и Нижнекамску, но и всем районам, у которых есть выход к Куйбышевской железной дороге. Кроме того, был и фактор загруженности существующих путей.

Склоняться начали к варианту транзитного проезда через аэропорт — с ж/д станции Челнов напрямую в аэропорт вдоль трассы Набережные Челны – Альметьевск. В будущем этот вариант давал бы возможность соединить и другие муниципалитеты — Агрыз, Бугульму, Альметьевск, Заинск, Елабугу, Менделеевск и Ижевск.

Планировалось, что время прибытия электричек установят РЖД, которые учитывают свои внутренние нюансы — например, чередуют грузовые и пассажирские составы. Аэропорт же передал пожелание, чтобы расписание прибытия электричек составлялось с учетом времени вылетов регулярных рейсов.

Самый главный вопрос — рентабельность проекта. Ранее предпринималось несколько попыток открытия автобусного маршрута различными перевозчиками в Набережных Челнах и других городах, но они провалились. И тогда зачем запускать дорогостоящий проект, когда пассажиропоток у Бегишево небольшой? Начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев в начале этого года говорил, что проект строительства железнодорожной ветки к Бегишево может быть реализован при появлении частных инвесторов.

Строительство железнодорожной ветки до Бегишево обсуждалось с властями Татарстана, но проект может быть реализован только при появлении частных инвесторов, говорил в январе начальник Куйбышевской железной дороги (филиал РЖД) Вячеслав Дмитриев. О каких инвесторах идет речь, не прозвучало, но и то выступление Дмитриева, и нынешнее Ханифова выглядит как намек на КАМАЗ, которому принадлежит аэропорт и который ранее вложился в новый терминал. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу автогиганта.

По словам собеседника газеты, основным интересантом ветки ранее была ОЭЗ «Алабуга», хотя и участие КАМАЗа тоже подразумевалось.

Гендиректор Бегишево в разговоре с нашим изданием отметил, что общественный транспорт до воздушной гавани — это «большая и больная проблема». «У нас две трети жалоб по работе аэропорта — это отсутствие пассажирского сообщения именно общественным транспортом с Нижнекамском, Набережными Челнами, в меньшей степени Альметьевском, Бугульмой, Елабугой. К сожалению, этот вопрос очень долгие годы не решается, скорее всего, ввиду отсутствия денег. Так как рейс этот заведомо убыточный, он должен быть практически на 100 процентов субсидируемый. На коммерческой основе там вряд ли получится работать, потому что количество людей, желающих ехать на общественном транспорте, не такое большое, но они есть», — рассуждает Парфененко.

По словам спикера, пока проект железнодорожной ветки все еще обсуждается. «Стратегически, наверное, железнодорожная ветка до аэропорта — это неплохо. Но с точки зрения окупаемости, коммерческой составляющей это будет однозначно субсидированное направление, потому что люди уже привыкли ездить на своих машинах. У нас две большие парковки: платная и бесплатная. Люди привыкли ими пользоваться, оставлять свои авто у аэропорта», — добавил гендиректор Бегишево.

Фарит Ханифов: «При стопроцентном превышении норматива станции должны уже встать. Как мы еще работаем, я не знаю» Фарит Ханифов: «При 100-процентном превышении норматива станции должны уже встать. Как мы еще работаем, я не знаю» Фото: e-nkama.ru

«Мы сегодня не можем вывозить то, что заводы производят. Это вообще никуда не годится!»

Наконец, прозвучала еще одна тема — железнодорожный логистический хаб для Закамья по примеру Свияжского мультимодального центра в Зеленодольском районе. Он должен разгрузить железнодорожные пути и узловые станции, обеспечить нормальный вывоз продукции из Татарстана, в том числе нефтехимии, пояснил Ханифов.

«Мы сегодня на железной дороге сделали колоссальную ошибку, пропустив мимо нас проблему порожнего состава», — отметил министр. По его словам, загрузка узловых станций в республике порожними вагонами периодически превышает норматив на 300%. «160 процентов [превышения норматива] стабильно. При 100-процентном превышении норматива станции должны уже встать. Как мы еще работаем, я не знаю. Грузы уходят с железной дороги на реку, в трубопроводы или, что еще хуже, на [автомобильную] дорогу», — отметил спикер и призвал восстановить баланс.

«Один диспетчер (я ее тетей Машей называю) в сутки распределяла 16 тысяч вагонов! Вручную! Всего если у нас 10 тысяч вагонов, мы все — в коллапсе! Это притом, что мы все цифровизированы, у всех планшеты есть. А сегодня еще [добавился] вот этот многочисленный, непонятно откуда взявшийся порожний состав. Мы сегодня не можем вывозить нефтехимию, нефтепереработку, у нас горючее собирается в огромном количестве. Не дай бог что-то случится! <…> Мы сегодня не можем вывозить то, что заводы производят. Это вообще никуда не годится!» — переживал министр. Суть хаба в том, чтобы груженые вагоны с материалами для республики (в том числе инертные материалы, металл) не доезжали до узловых станций и разгружались раньше.

«Обязательно такой хаб необходимо сделать здесь. И перехватывающий хаб нужен в районе Альметьевска или Бугульмы, иначе мы никогда не достигнем параметров, которые установлены минпромом и минэкономики. Мы должны из Нижнекамского узла вывозить 20 миллионов тонн груза — это переработка нашего завода (судя по всему, речь о „Нижнекамскнефтехиме“прим. ред.), а мы сегодня 14 [тонн вывезти] не можем, задыхаемся. Потому строительство хаба — это важнейшая задача. Мы сегодня проедемся», — указал министр.

Упомянул он и тему грузовых портов, которые, слава богу, «не сдали на металлолом» и которые нужно восстановить. Неважно, кому сейчас принадлежат объекты, надо помочь, оговорился Ханифов.

Сейчас общественный транспорт в Татарстан закупается «очень разнообъемно»: в один год — 200 машин, а в другой — 40 Сейчас общественный транспорт в Татарстан закупается «очень разнообъемно»: в один год — 200 машин, а в другой — 40 Фото: «БИЗНЕС Online»

В год надо закупать 117 автобусов, а задача по ремонту региональных дорог «архисложная»

Говорили на совещании и об общественном транспорте — одной из главных болевых точек, в том числе для Закамья. Задача — чтобы 85% транспорта укладывалось в нормативное состояние, т. е. было не вышедшим за сроки эксплуатации. Сейчас общественный транспорт в Татарстан закупается «очень разнообъемно»: в один год — 200 машин, а в другой — 40. «И такое скачкообразное приобретение не дает возможности планировать», — заметил Ханифов. По расчетам миндортранса РТ, которые ранее представили раису республики, в Татарстан нужно ежегодно закупать порядка 117 новых автобусов.

Еще один проект — цифровая платформа, которая объединит совершаемые грузовые и пассажирские перевозки на разных видах транспорта. «Этот вопрос очень важный, потому что мы зачастую подвергаемся замечаниям — в частности, от транспортной прокуратуры. Но самое главное замечание от населения, что мы сегодня, имея такое большое количество автобусов в республике, около 8 тысяч штук, возить население комфортно не научились», — сказал министр.

Еще Ханифов уточнил, что раис РТ ранее согласовал строительство перехватывающих парковок рядом с железнодорожными станциями. «Такая тема возникла, когда мы проводили БРИКС. Рустаму Нургалиевичу очень понравилось, как мы перрон Вахитово подготовили. И поэтому там, где будет отремонтирован старый перрон или построен новый, мы сделаем перехватывающие парковки», — отметил министр. Также планируется завершить переименование железнодорожных платформ: убрать «нечеловеческие» и назвать их приятно.

Наконец, Фарит Мударисович обозначил «архисложную» задачу: надо «каким-то образом» довести 60% региональных автодорог до нормативного состояния. Сейчас доля нормативных — 51%, причем за последние пять лет она выросла лишь на 4,7%. «За пять лет! Это с такими-то деньгами, которые у нас раньше были. А сейчас нам нужно подняться почти на 8 процентов», — добавил министр.