Рынок трансформируется стремительно, и под него вынуждены подстраиваться абсолютно все — от промышленных гигантов до самозанятых селлеров Рынок трансформируется стремительно, и под него вынуждены подстраиваться абсолютно все — от промышленных гигантов до самозанятых селлеров Фото: «БИЗНЕС Online»

178 млрд на е-com: как бизнес зарабатывает в интернете

178 млрд рублей — в такую сумму оценивается общий объем рынка интернет-торговли в Татарстане. Это на 44% больше, чем годом ранее, и это 11% от всего объема розничных продаж (годом ранее было 8,8%), приводит данные по республике федеральная ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Рынок трансформируется стремительно, и под него вынуждены подстраиваться абсолютно все — от промышленных гигантов до самозанятых селлеров. Для калибровки восприятия: обороты розничной торговли в Татарстане за прошлый год выросли только на 7,4%.

Кто, где и как торгует в интернете? Почти 97% продаж сегодня — это внутренняя торговля, трансграничной долей (официальной) в нынешних условиях можно пренебречь. А вот во внутренней АКИТ выделяет три основные бизнес-модели — с оговоркой, что в основном они используются в смешанном виде.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Маркетплейсы. Занимают 62,8% рынка e-com. Сюда включены не только Ozon, Wildberries и иже с ними, но и все категории площадок: нишевые, специализированные, сетевой розницы — все витрины, продающие товар не собственного производства, работающие по агентской схеме.

Омниканальные компании. Их доля — 21,5% рынка. Это торговые предприятия, которые, помимо классических розничных магазинов, имеют свой онлайн-канал. «Фактически это вся сетевая розница. Сегодня любое розничное торговое предприятие уже не называет себя только офлайн-игроком: наличие обоих каналов продаж — это норма», — говорят в АКИТ. Такие компании часто есть и на маркетплейсах — считается важным обеспечить там свое присутствие.

Классические интернет-магазины. Занимают 12,6% в общем объеме продаж на внутреннем рынке интернет-торговли. Продают лишь собственный товар только через интернет-ресурс, не имеют торговых точек.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Татарстан традиционно входит в десятку самых развитых регионов по e-com, и здесь хорошо представлены все категории. Конечно, главного регионального игрока в этой нише республика потеряла с продажей KazanExpress «Магниту». ООО «Магнит Маркет» до сих пор зарегистрировано в Зеленодольске вместе со своей выручкой почти в 6 млрд рублей (по итогам 2023 года), но как кейс его рассматривать уже не очень репрезентативно.

Впрочем, интереснейшие игроки есть и без него. По данным базы проверки контрагентов «Контур.Фокус», в республике больше 37 тыс. компаний с ОКВЭД «Торговля по сети интернет» (47.91), палитра которых объединяет вообще всех — от индивидуальных предпринимателей (армия самозанятых не в счет) до акционерных объединений. Это трейдеры металлопроката, валяльщики валенок, производители бытовой химии и продуктов питания, дилеры запчастей и цветов.

«Взаимосвязи между видом товара и местом реализации сегодня практически нет: главная задача современного рынка торговли — создание бесшовного клиентского пути. За последние годы границы между офлайн- и онлайн-каналами практически исчезли: клиент может выбирать товар в классическом магазине, а заказать его в интернете и наоборот — выбирать в интернете, а покупать в розничном магазине. Гибридный формат — это то, что отличает сегодняшний потребительский рынок», — говорит президент АКИТ Артем Соколов.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

А вот колебания цен на нем очень показательны. Так, по данным ассоциации, наполовину вырос средний чек в автозапчастях и автоаксессуарах (до 3,3 тыс. рублей), на треть — в ювелирных изделиях и часах (7,1 тыс. рублей). При этом в аксессуарах средний чек рухнул на 60% (3,6 тыс. рублей), в аптеках — на 45% (975 рублей). Больше чем на 20% сократился показатель в зоомагазинах (2,3 тыс. рублей), товарах для творчества (3,8 тыс. рублей) и книгах (427 рублей). Средний чек покупки продуктов питания стал меньше на 10% до 758 рублей.

Конечно, полноценный топ крупнейших e-com-игроков на основе открытых данных составить невозможно: далеко не все публично выделяют долю продаж в интернете из общего оборота. «Вы понимаете, что просите нас раскрыть карту сбыта? Это коммерческая тайна», — заползают в раковину секретности даже некоторые крупные игроки. Впрочем, конкретные паттерны и бизнес-модели вырисовываются вполне определенно. Попробуем обрисовать контурную карту стратегий работы в интернете различных видов бизнеса на примере конкретных татарстанских компаний.

Перестройка внутренних процессов компании на электронную торговлю началась еще в 2017-м Перестройка внутренних процессов компании на электронную торговлю началась еще в 2017-м Фото: «БИЗНЕС Online»

Промышленные гиганты и аксакалы рынка: кейс «Нэфис Косметикс»

«Одна из ключевых тенденций на рынке бытовой химии — активное перетекание продаж в электронную коммерцию», — говорила год назад в интервью «БИЗНЕС Online» гендиректор «Нэфис Косметикс» Дина Лаврикова. Еще в 2020-м интернет-продажи компании составляли не более 5% от общего объема, а в прошлом году Лаврикова сообщила, что объем продаж бытовой химии на маркетплейсах сравнялся с совокупным объемом реализации всех федеральных сетей. Это автоматически делает крупнейшего татарстанского производителя бытовой химии (выручка — 22 млрд рублей) крупнейшим игроком e-com-рынка. «В 2023 году получили взрывной рост интернет-продаж в 2,6 раза, на фоне которого плюс еще 8 процентов в 2024-м тоже радуют», — фиксировала она.

Случайностей здесь нет. Перестройка внутренних процессов компании на электронную торговлю началась еще в 2017-м. В 2018 году стартовала работа с маркетплейсами через одного из дистрибьюторов, с 2021-го фирма замкнула работу с маркетплейсами на себе, начала выходить на прямые договоры с ними, а вскоре перешла на прямые контракты и сделала первую большую отгрузку на WB.

«К моменту этой отгрузки мы организовали отдельное подразделение в дирекции продаж — отдел электронной коммерции, прописали и проработали бизнес-процессы, связанные с отгрузками на интернет-площадки, и вышли на продажи на маркетплейсы. Это потребовало, конечно, перестройки работы подразделений компании в части процессов сборки, комплектации, электронного документооборота и так далее», — рассказывает директор по развитию электронной коммерции «Нэфис Косметикс» Александр Шульгин.

Как крупный производитель, «Нэфис Косметикс» может даже подстраивать под маркетплейсы товарную матрицу. «Отслеживаем тенденции рынка, смотрим, что есть нового в нашей отрасли на маркетплейсах, и стараемся выпускать продукцию, соответствующую запросам потребителей. Например, на маркетплейсах у нас в лидерах продаж 5-литровые канистры, стиральные порошки 9–12 килограммов, которые мы производим в основном для маркетплейсов — там хорошо продаются большие веса», — объясняет Шульгин.

Еще в 2020-м интернет-продажи компании составляли не более 5% от общего объема, а в прошлом году Лаврикова сообщила, что объем продаж бытовой химии на маркетплейсах сравнялся с совокупным объемом реализации всех федеральных сетей Еще в 2020-м интернет-продажи компании составляли не более 5% от общего объема, а в прошлом году Лаврикова сообщила, что объем продаж бытовой химии на маркетплейсах сравнялся с совокупным объемом реализации всех федеральных сетей Фото предоставлено АО «Нэфис Косметикс»

Одновременно в 2021 году IT-подразделение компании создает интернет-магазин, который, в отличие от розничной полки, может вместить все 400 sku (товарных наименований), которые были у «Нэфис Косметикс» на тот момент. «Невозможно завести всю продукцию, производимую нашей компанией, на маркетплейсы, ту же „мелкоштучку“, например, не завести, приходится выкручиваться как-то, например спайки делать, — объясняет директор по развитию электронной коммерции организации. — Кроме того, интернет-магазин дает возможность потребителю получать дополнительные скидки на продукцию, участвовать в системе лояльности, узнавать о новостях, читать статьи с полезными рекомендациями, переходить на странички наших брендов в соцсетях, участвовать в розыгрышах и конкурсах».

Основные каналы привлечения покупателей у компании сегодня — страницы брендов в соцсетях («ВКонтакте», «Телеграм» и т. д.), сайты брендов, таргетированная и контекстная реклама. «На маркетплейсах доля продаж выше, поэтому в основном покупательский трафик ведем на страницы наших брендов. Интернет-магазин позволяет дать покупателю свободу выбора, больше ассортимент нашей продукции, нежели на маркетплейсах. Это более имиджевая история, но она также показывает хорошие результаты, год к году в 2 раза прирастаем, причем заказами не только физлиц, но и для B2B-сегмента: отелей, баров, ресторанов и других игроков в основном сегмента HoReCa. В Казани через интернет-магазин отгружаются более сотни клиентов-юрлиц», — объясняет Шульгин.

В АО «Нэфис Косметикс» принята единая модель ценообразования для всех каналов продаж, поэтому продукция что на маркетплейсах, что в сетевом ретейле стоит примерно одинаково, несмотря на накрутку площадок. У большого бизнеса, по словам директора по развитию электронной коммерции, больше возможностей договориться с маркетплейсом по цене через менеджеров площадок, которые ведут ту или иную категорию. «С ними ведем диалог — по коммерческим условиям, ценообразованию и остальным условиям, стараемся сократить эти издержки. Да, есть сложности, но мы их преодолеваем», — объясняет он. Есть и другой нюанс. «Складских мощностей маркетплейсов не хватает, особенно в пиковые, праздничные месяцы. Иногда за полтора-два месяца до Нового года, 23 Февраля и 8 Марта нет окон на отгрузку катастрофически! Очень трудно найти, приходится ежедневно мониторить появление свободных окон», — признает Шульгин.

Многоканальными становятся и другие татарстанские промышленные гиганты. ПАО «КАМАЗ», например, развивает собственный маркетплейс KAMAZ Market, чтобы продвигать автомобили на складах дилеров и официальных партнеров компании. Интернет-магазин есть и у компании «СИБУР».

Три года назад «ГеоМ» вышел на маркетплейсы — они пока лидируют среди всех каналов электронных продаж и закрывают примерно 15% в структуре выручки компании Три года назад «ГеоМ» вышел на маркетплейсы — они пока лидируют среди всех каналов электронных продаж и закрывают примерно 15% в структуре выручки компании Фото: «БИЗНЕС Online»

Дилеры и дистрибьюторы: кейс «ГеоМ»

Если вернуться к выборке компаний с ОКВЭД «Интернет-торговля», «серебро» заберет себе ООО «Группа Компаний „Автоальфа“», зафиксировавшее 5,4 млрд выручки и 36 млн чистой прибыли по итогам 2023 года. Это крупный поставщик автозапчастей и компонентов для российских грузовых автомобилей «КАМАЗ» и «НЕФАЗ», родившийся в 2001-м в Набережных Челнах. Продажи у компании идут как в рознице — через сеть B2B-партнеров в России и странах СНГ, так и в сети. Фирма создала собственный B2B-маркетплейс запчастей, где, как она уверяет, представлено более 3 млн артикулов 5,6 тыс. брендов более чем от 500 поставщиков. А недавно вышла на Ozon, видимо, в надежде охватить еще и пул физлиц.

По похожей многоканальной схеме работает другой крупный дилер запчастей из Челнов — «Торговый дом „ГеоМ“», который поставляет запчасти для тракторов и сельхозтехники как официальный дилер нескольких крупных российских и белорусских заводов. 2023 год компания завершила с выручкой в 354 млн рублей. Пять лет назад в фирме поняли, что нужно развиваться и в сегменте e-com, и создали собственный интернет-магазин. «Он стал первой ступенью развития компании в этой сфере, дал определенную известность в интернете, нас находили организации из разных городов. Кто-то разовый заказ сделал, кто-то с нами остался до сих пор. Сейчас интернет-магазин рекламируется в пяти регионах России, куда мы целенаправленно „бьем“ своими предложениями», — объясняет заместитель генерального директора компании Станислав Мищихин.

Станислав Мищихин: «Серийка» — стартеры, генераторы, которые в каждом тракторе стоят, камеры колесные — все эти расходники уходят хорошо» Станислав Мищихин: «Серийка» — стартеры, генераторы, которые в каждом тракторе стоят, камеры колесные — все эти расходники уходят хорошо» Фото предоставлено Станиславом Мищихиным

Три года назад «ГеоМ» вышел на маркетплейсы — они пока лидируют среди всех каналов электронных продаж и закрывают примерно 15% в структуре выручки компании. И доля будет увеличиваться: если в прошлом году они продавали на маркетплейсах по 30 товаров в день, то с начала 2025-го — по 50–60 деталей. «Мы одни из первых в Татарстане завели на Ozon подгруппу тракторных запчастей. Сейчас мы представлены на Ozon, недавно вышли на „Яндекс.Маркет“. К слову, с декабря 2024 года мы фиксировали падение продаж по всем основным каналам у нас, у клиентов, и из всех каналов продаж растут только маркетплейсы».

При этом «залетает» на маркетплейсах далеко не все. «Отгружаем ходовой товар, редкие позиции не идут. Есть, например, маленький трактор „МТЗ 320“, его коммунальщики в основном используют. Мы загрузили запчасти на него на маркетплейсы — ни одной продажи не было! А вот „серийка“ — стартеры, генераторы, которые в каждом тракторе стоят, камеры колесные — все эти расходники уходят хорошо. Решает и цена, дорогие запчасти типа аксиально-поршневых насосов на маркетплейсах даже не смотрят», — объясняет Мищихин.

Интересно, что, по данным АКИТ, самое большое увеличение объемов продаж в интернете по сравнению с предыдущим годом у категорий «Автозапчасти и автоаксессуары» (плюс 137% к году), средний чек в этой категории вырос на 50% до 3,3 тыс. рублей.

Главная сложность «ниши» — раскрутка. Ozon и Wildberries, несмотря на свою известность, по-прежнему вливают колоссальные бюджеты в рекламу, а у маленьких игроков таких ресурсов нет Главная сложность «ниши» — раскрутка. Ozon и Wildberries, несмотря на свою известность, по-прежнему вливают колоссальные бюджеты в рекламу, а у маленьких игроков таких ресурсов нет Фото: «БИЗНЕС Online»

Будущее — за нишевыми маркетплейсами? Кейсы «Матур Маркет» и «Цветов.ру»

Вообще развитие нишевых игроков АКИТ выделяет как один из главных трендов. Речь идет как о специализированных интернет-магазинах, так и о маркетплейсах, которые работают только в определенной товарной категории. «Этот тренд уже сейчас очень заметен на международном рынке — в Европе, США, Китае. Там немного замедляется рост универсальных площадок, но двукратными темпами идет развитие нишевых площадок. Скорее всего, в будущем нас ждет похожая история на внутреннем рынке, — прогнозирует Соколов. — Крупные маркетплейсы в свою очередь продолжат развиваться как цифровые платформы с широким набором товаров, услуг и сервисов для бизнеса и потребителей».

В Татарстане тоже поднимают голову нишевые игроки. Да так поднимают, что маркетплейс бьюти-товаров «Матур Маркет» с выручкой почти в 1,5 млрд замыкает топ-3 самых оборотистых татарстанских компаний с соответствующим ОКВЭД. Фирма основана дистрибьюторами из бьюти-индустрии и нацелена на профильных клиентов — мастеров.

«Мы зарабатываем на проценте с продаж. Пока работаем в минус, процент слишком маленький (чистый убыток компании по итогам 2023 года составил 64 млн рублейприм. ред.). И при этом на нас доставка: отгрузка идет со склада дистрибьютора, но до конечного потребителя мы доставляем сами, — объясняет учредитель маркетплейса Рамис Хуснутдинов. — Наш процент ниже, чем у федеральных маркетплейсов. Мы потихонечку продаем некоторую свою продукцию на Ozon. Так вот, товар, который мы реализовываем в Казани со своей площадки человеку за 190 рублей, на Ozon мы продаем за 400 рублей. Но нам маркетплейс с этой цены возвращает 180 рублей, 220 рублей Ozon берет за свои услуги!»

Главная сложность «ниши» — раскрутка. Ozon и Wildberries, несмотря на свою известность, по-прежнему вливают колоссальные бюджеты в рекламу, а у маленьких игроков таких ресурсов нет. «Мы для продвижения площадки используем таргет, хотя с 2022 года он подорожал на тысячи процентов! У нас были тогда дни, когда мы 1,5 миллиона слили за 2–3 дня в никуда — оплатили дорогой таргет, а он не „выстрелил“, — объясняет Хуснутдинов. — По старинке тоже работаем: у нас есть торговые представители, которые ходят по парикмахерским, салонам, рассказывают о нас, развивают сарафанное радио».

Еще один любопытный нишевый маркетплейс — сервис доставки букетов «Цветов.ру», который объединил на своей площадке около 400 цветочных магазинов по стране. «У каждого магазинчика свои кабинеты на нашей площадке. У нас есть более привилегированные партнеры, которые не просто подключены к маркетплейсу, а продвигают бренд, работают по лицензионному договору», — рассказывает основатель и владелец цветочного маркетплейса «Цветов.ру» Булат Вахитов. Сервис заработал в 2023-м и в первый год достиг оборота в 102 млн рублей, в 2024-м оборот вырос до 120 млн рублей. В Казани к сервису подключено пока лишь пять магазинов. С продавцов сервис берет 25% комиссии, на этом и зарабатывает. В день через «Цветов.ру» совершается порядка 150 заказов.

Если все затраты в части флористики, цветов и доставки магазины берут на себя, то на маркетплейс ложится обязанность обеспечить айтишную составляющую Если все затраты в части флористики, цветов и доставки магазины берут на себя, то на маркетплейс ложится обязанность обеспечить айтишную составляющую Фото: «БИЗНЕС Online»

«В нашем приложении пользователь видит, сколько минут назад изготовлен букет. Есть приложение для флористов, с его помощью они выкладывают фотографии только что сделанного букета на витрину маркетплейса. Мы со своей стороны выступаем гарантом: если пользователю что-то не понравится, делаем бесплатную замену букета в течение 24 часов без причины», — раскрывает Вахитов уникальное торговое предложение.

И если все затраты в части флористики, цветов и доставки магазины берут на себя, то на маркетплейс ложится обязанность обеспечить айтишную составляющую. По словам владельца цветочного маркетплейса «Цветов.ру», расходы на IT в его компании составили порядка 30 млн рублей. Приложение создавали выходцы из «Яндекс.Лавки» — компания Friflex, базирующаяся в Иннополисе. «Платформа состоит из четырех составляющих, админ-панель, сайт для клиентов, приложение для клиентов и приложение для магазинов. Все ведут три команды разработчиков», — отмечает спикер.

«В нашей сфере есть важный нюанс: подавляющее большинство заказчиков не видят, что заказывают, и, возможно, никогда не увидят, поскольку заказывают букет другому человеку. То есть нам надо вести клиентскую базу не заказчиков, а получателей. Из-за таких нюансов нишевые маркетплейсы будут расти», — считает Вахитов. Он также предрекает рост количества франшизных сетей: россияне чаще путешествуют и переезжают из города в город, при этом у них есть потребность окружить себя привычным сервисом.

Впрочем, это очень дорогое удовольствие. «Если бы сейчас запускал маркетплейс, я бы, наверное, не смог это сделать. У меня была своя сетка цветочных магазинов, и я продавал франшизы, поэтому денег накопил, в том году в январе привлекли инвестиции. Тем, кто только начинает, придется очень сложно. Надо или инвестиции привлекать, или какие-то сбережения иметь, потому что маркетплейс — это очень дорогостоящий бизнес», — подтверждает владелец цветочного маркетплейса «Цветов.ру».

«На маркетинг тратим около 300 тысяч в месяц — это выкуп первых позиций в 2ГИС, реклама на „Яндексе“, содержание сайта. Несмотря на то что бо́льшая часть клиентов постоянные, снижать расходы не планируем. Рынок металлопроката большой, конкурентов достаточно. 12 лет назад у 2ГИС было три странички объявлений по металлопрокату, теперь — страниц 15, если не больше», — рассказывает топ-менеджер одной из компаний по продажам металлопроката. Впрочем, здесь главный способ привлечения клиентов до сих пор сарафанное радио: 95% из них — «постоянники», которые обращаются в компанию регулярно.

Продукцию АО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат» (КВВК) можно купить от Мурманска до Владивостока, однако фирменной розницы у производителя нет: единственный фирменный магазин — при комбинате, в Кукморе Продукцию АО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат» (КВВК) можно купить от Мурманска до Владивостока, однако фирменной розницы у производителя нет: единственный фирменный магазин — при комбинате, в Кукморе Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если мы целимся в большие продажи, фактор цены на маркетплейсе имеет высокое значение»: что в карманах МСП?

Татарстан — один из первых регионов в России, который начал развивать электронную торговлю в республике на уровне правительственной программы задолго до того, как это стало мейнстримом. Как следствие — в пуле e-com-компаний появились игроки, которые перестроили каналы дистрибуции только на электронные или изначально выстраивали свой бизнес под торговлю в сети, причем преимущественно на маркетплейсах как на самом крупном рынке сбыта.

Например, продукцию АО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат» (КВВК) можно купить от Мурманска до Владивостока, однако фирменной розницы у производителя нет: единственный фирменный магазин — при комбинате, в Кукморе. Все остальные продажи от производителя идут через интернет-магазин «Магазин валенок.рф» и маркетплейсы. По итогам 2023 года КВВК выручил 458 млн рублей

Бренд спортивной одежды SkyClo изначально был выстроен под дистрибуцию на маркетплейсах, сегодня 100% товара (а оборот компании превышает 250 млн рублей) продается на интернет-площадках: Ozon, WB, в планах — выход на LaModa. Сооснователь бренда SkyClo Владислав Карзаков рассказывает, что такая бизнес-модель заставляет жестко выстраивать матрицу товаров с учетом юнит-экономики. Доля маркетплейса в цене товара у SkyClo — в среднем 35%. 25–30% составляют себестоимость товара, еще 10–20% идут на операционные расходы и налоги.

«Мы стремимся к маржинальности в 20 процентов, и именно поэтому часть товаров продать на маркетплейсах нереально. У нас, например, это мужские спортивные костюмы для фитнеса. Высокое качество материала, хорошая фурнитура, выглядят интересно. Они в закупе достаточно дорогие, 2 тысячи рублей, продать их за 6 тысяч рублей, чтобы выдержать маржинальность и окупить все расходы, мы не сможем ни при каком раскладе. Поэтому они продаются за 3 тысячи рублей, фактически в минус. И если мы целимся в большие продажи, когда карточка товара приносит тебе 10 миллионов в месяц, фактор цены на маркетплейсе имеет высокое значение», — объясняет сооснователь бренда SkyClo.

По его наблюдениям, собственники бизнесов начинают просчитывать варианты покупки внешнего трафика, который позволит обойтись без Ozon и WB в принципе. «Несколько знакомых мне крупных брендов начинают создавать для себя страницы продажи за пределами маркетплейса — посадочные страницы, интернет-магазины, через которые также можно продавать свою продукцию. И есть вероятность, что более качественные товары бренды будут продавать через свои страницы. Кроме того, если есть возможность покупать трафик вне данных площадок за 10 процентов от стоимости товара, то такие варианты однозначно нужно просчитывать, для крупного бизнеса это становится актуально», — подытожил Карзаков.

Основатель бренда войлочной обуви KIEZ Алмаз Габидуллин также выстраивал продажи только на маркетплейсах. Сейчас KIEZ делает упор на корпоративную продукцию: наносит на обувь индивидуальный логотип, рисунки, национальные узоры. В числе клиентов — крупные заводы, футбольные и хоккейные клубы.

Основатель бренда войлочной обуви KIEZ Алмаз Габидуллин также выстраивал продажи только на маркетплейсах. Сейчас KIEZ делает упор на корпоративную продукцию Основатель бренда войлочной обуви KIEZ Алмаз Габидуллин также выстраивал продажи только на маркетплейсах. Сейчас KIEZ делает упор на корпоративную продукцию Фото: «БИЗНЕС Online»

«Наш товар должен присутствовать во всех регионах, — делится секретами площадок Габидуллин — Тогда при поиске выдача будет лучше. В противном случае товар „провалится“ в поисковой выдаче. Но только крупный игрок может себе позволить объемы закинуть на все склады России».

Работу на маркетплейсах усложняют и большие накрутки площадок. «Мы на Ozon 50 процентов теряем с комиссиями, со всеми расходами, а на WB — до 40 процентов», — говорит Габидулин. При этом маркетплейсы внимательно отслеживают товары по названию, артикулу, карточке бренда. «Допустим, наши товары на Ozon стоят 2 тысячи рублей, а на WB — 1,8 тысячи. Это отследят и скажут: у вас цена завышена. Соответственно, продвижение вперед медленнее пойдет. То есть если мы пытаемся продать подороже, то наш товар не продвигается, — уточняет он. — А самый большой минус в продажах на маркетплейсах — маленький процент выкупа товаров. Люди заказывают несколько пар разных цветов или размеров, могут забрать лишь одну, а за эти „покатушки“ мы вынуждены платить».

Алмаз Габидуллин, KIEZ: «Мечта – возродить здания «Мелиты», сделать швейный промпарк»

«Сейчас уже каждый 8-й предприниматель и самозанятый республики зарегистрировал свои магазины на маркетплейсах, для 33 процентов из них прибыль от онлайн-продаж является основным или единственным источником дохода» «Сейчас уже каждый 8-й предприниматель и самозанятый республики зарегистрировал свои магазины на маркетплейсах, для 33 процентов из них прибыль от онлайн-продаж является основным или единственным источником дохода» Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстан почти исчерпал эффект «низкой базы». Что дальше?

Из 178 млрд рублей оборота электронной торговли 70 млрд Татарстану принесли селлеры и маркетплейсы: по данным минэкономики республики, количество интернет-продавцов подросло за год на 12,6% до 68 тыс., но темпы этого прироста снижаются. Бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев связывает это с тем, что бо́льшая часть предпринимателей, которая может быть заинтересована в интернет-продажах, уже вышла на этот рынок.

«В отличие от тех регионов, которые значительно позже нас начали развивать у себя рынок интернет-торговли, Татарстан почти исчерпал эффект „низкой базы“. Сейчас уже каждый 8-й предприниматель и самозанятый республики зарегистрировал свои магазины на маркетплейсах, для 33 процентов из них прибыль от онлайн-продаж является основным или единственным источником дохода», — объясняет он.

Конкуренцию подогревают и сами маркетплейсы. «В последнее время с учетом роста конкуренции становится все более выгодным заниматься продажами своего товара. Этот тренд чутко уловили и сами маркетплейсы, которые обладают исчерпывающей экспертизой по производимым и продаваемым товарам. Они начали выпускать товары под своими торговыми марками», — объясняет Абдулганиев.

В этой связи новыми красками играет тенденция роста внимания к интернет-магазинам. Президент ассоциации предприятий электронной торговли РТ Айрат Ахметзянов видит сразу несколько тому объяснений:

  • Насыщение рынка маркетплейсов. Конкуренция становится все более жесткой, а комиссии — выше. Постоянно меняющиеся правила игры и штрафы.
  • Рост осознанности покупателей. Покупатели становятся более требовательными к качеству товаров, уровню сервиса и уникальности предложения.
  • Технологии стали доступнее. Создать и продвигать интернет-магазин стало проще и дешевле.
  • Желание брендов выделиться и построить собственный бренд. Маркетплейсы хорошо подходят для массовых продаж, но не всегда — для создания уникального бренда.

«Все товары Российской Федерации загнать в Ozon и Wildberries уже не получится, — говорит Габидуллин. — Они не смогут в каждом городе открыть крупные логистические центры. На WB и Ozon останутся только те игроки, которые могут себе это позволить, кто уже там действительно обосновался, может платить комиссии и расходы и получать еще маржу. Мелкие игроки и мелкие предприниматели будут уже вне борта».