Впервые коллегию минпромторга совместили с заседанием координационного совета министерства промышленности РФ Впервые коллегию минпромторга совместили с заседанием координационного совета министерства промышленности РФ Фото: Сергей Елагин

Коллегия с акцентом на автопром

С небывалым размахом прошла сегодня итоговая коллегия минпромторга Татарстана. Впервые ее совместили с заседанием координационного совета министерства промышленности РФ, посвященным производству автокомпонентов. «Казань Экспо» по этому случаю посетил не только глава федерального минпромторга Антон Алиханов, но и профильные министры почти со всех регионов страны (больше 60). А в двух павильонах на 15,5 тыс. «квадратов» проходила выставка достижений отечественного автопрома — Kazan Truck Expo.

Итак, в 2024 году Татарстан отгрузил продукции более чем на 5,6 трлн рублей, промпроизводство выросло на 5%, отчитался вице-премьер РТ – министр промышленности Олег Коробченко. Опорой экономики остаются добыча и переработка нефти, хотя сама добыча из-за введенных квот немного снизилась. Нефтехимия принесла в экономику РТ 784 млрд рублей. От СИБУРа в этом году ждут ввода в эксплуатацию производства гексена и олефинового комплекса ЭП-600, который позволит удвоить выпуск этилена.

В машиностроении объем отгрузки вырос почти на треть и составил 1,5 трлн рублей. Успехи связаны с выводом на рынок новой продукции, модернизацией и расширением производственных мощностей, ростом гособоронзаказа. Например, несмотря на конкуренцию с иностранными производителями, КАМАЗ выпустил более 41 тыс. автомобилей и намерен нарастить производство к 2030 году до 60 тыс. единиц. На 2025-й у республики план такой: произвести 45 тыс. «КАМАЗов», 11,3 тыс. машин от «Соллерс Алабуга» и 500 автобусов Lotos на газу («РариТЭК»).

«Считаем, что во всех государственных контрактах, на крупных стройках и в добыче полезных ископаемых должна быть задействована отечественная техника. Уважаемый Антон Андреевич [Алиханов], прошу вас рассмотреть на федеральном уровне данное предложение», — призвал Коробченко. В это время на слайде сравнивались преимущества российской и китайской спецтехники — Поднебесная получила зеленую галочку только по цене, якобы она отстает по всем остальным параметрам: логистика запчастей, наличие сервисных центров и квалифицированный персонал.

Казанский вертолетный завод отметили за полностью импортозамещенный «Ансат» и запуск учебно-производственного центра для подготовки кадров — до 3,5 тыс. специалистов в год. Казанский авиационный завод им. Горбунова бьется над расширением производства самолетов Ту-214. В рамках диверсификации производства Зеленодольский завод им. Горького разрабатывает инновационные суда на альтернативных видах топлива, прошелся Коробченко крупными штрихами по гигантам производства.

Почти 70% приходится на промышленность, что подтверждает рост производства. Вот только беда — цена на электричество для предприятий уж сильно высока Почти 70% приходится на промышленность, что подтверждает рост производства. Вот только беда — цена на электричество для предприятий уж сильно высока Фото: «БИЗНЕС Online»

Своя генерация и жилищные программы: что поможет промышленникам?

Говоря об энергетике, министр напомнил, что в 2024 году в Татарстане выработано более 31 млрд кВт⋅ч электроэнергии, что почти на 11% больше показателя 2023-го. Потребление электроэнергии выросло на 5,1% и составило 35 млрд кВт⋅ч. Почти 70% приходится на промышленность, что подтверждает рост производства. Вот только беда — цена на электричество для предприятий уж сильно высока.

«Удешевления можно добиться за счет внедрения собственной генерации. Себестоимость выработки электроэнергии на некоторых предприятиях за счет газотурбинных энергоустановок составляет 2,5 рубля за киловатт-час. Уважаемые коллеги, обращаю внимание, что такое оборудование серийно производит наше предприятие КМПО (Казанское моторостроительное производственное объединениеприм. ред.)», — указал Олег Владимирович.

«Для экономики республики работа одного заводчанина приносит в 100 раз больше пользы и дохода. Поэтому важно привлекать молодежь на заводы» Фото: Сергей Елагин

Таким призывам явно не будут рады в Сетевой компании и «Татэнерго», которые и так с тревогой ждут ввода в этом году ПГУ-250 на «Казаньоргсинтезе» (таким образом активы СИБУРа в республике полностью уйдут на свои мощности и перестанут «кормить» сетевиков и генераторов).

Другое предложение министра касалось болезненного вопроса о кадровом голоде на предприятиях Татарстана. Федеральный резонанс вызвала реплика Коробченко на коллегии 2023 года о том, что нужно сделать все, «чтобы огромная армия курьеров, таксистов, разносчиков пицц приобрела нормальную профессию и работала на наших заводах». К сожалению, на предприятиях ОПК дефицит по-прежнему составляет 8,5 тыс. человек.

«Сфера услуг предлагает конкурентную зарплату выпускникам школ, студентам. И они не идут в нашу промышленность. Вместе с тем для экономики республики работа одного заводчанина приносит в 100 раз больше пользы и дохода. Поэтому важно привлекать молодежь на заводы. Прежде всего жильем — общежитиями, арендными квартирами», — сказал министр.

Слайд предоставлен минпромторгом РТ

Так, построены три арендных дома (из 6 запланированных) для работников КАМАЗа. Но по другим проектам движения нет, негодовал Коробченко. У Минниханова он попросил поддержки в ускорении строительства арендных домов, в частности в Зеленодольске. «Для набора работников необходимы общежития вертолетному, авиационному пороховому заводам, а также КЗТМ („Точмаш“ прим. ред.), Судостроительной корпорации. Сейчас для этих целей подбираются земельные участки. Уважаемые Антон Андреевич, Рустам Нургалиевич, нужны меры государственной поддержки и программа строительства общежитий, а также арендного жилья для предприятий промышленности. При техникумах и колледжах для привлечения учащихся тоже нужны общежития и возможность дуального образования», — заявил спикер.

Вот еще несколько тезисов из доклада минпромторга РТ:

  • Количество электромобилей в Татарстане увеличилось в 3 раза. Республика ждет новых правил господдержки развития электрозарядной инфраструктуры. Это важно для региона, т. к. здесь есть производители современных зарядных станций;
  • В прошлом году предприятия РТ получили почти 110 млрд рублей федерального финансирования. По программе «промышленной ипотеки» заключено 9 договоров, освоено более 970 млн рублей, введено 21 тыс. кв. м производственных площадей;
  • У действующих компаний налоговая задолженность снизилась на 22% до 543 млн рублей. При этом у крупных предприятий, курируемых министерством, долг составил только 11 млн рублей;
  • Вместе с тем на предприятия-банкроты приходится 1,7 млрд задолженности, в том числе 564 млн рублей — на крупные компании;
  • Татарстан сотрудничает более чем с 130 государствами. Товарооборот республики вырос на 10%, а экспорт — на 18%. Для увеличения темпов роста необходимо принять республиканскую программу развития экспортной деятельности;
  • В 2024 году возобновило работу представительство Татарстана в Беларуси. В 2025-м планируется открытие представительства в Иране, а также изучается возможность открытия представительства в Индии.

Айрат Сафин: «В 2025 году планируем совместно с республикой реализовать первые климатические проекты в стране для сетевых объектов ЖКХ» Айрат Сафин: «В 2025 году планируем совместно с республикой реализовать первые климатические проекты в стране для сетевых объектов ЖКХ» Фото: Сергей Елагин

СИБУР и Татарстан строят «Теплую страну»

Крупную промышленность на коллегии представил гендиректор «Казаньоргсинтеза» и СИБУР-РТ Айрат Сафин. Правда, Коробченко оговорился и, приглашая докладчика к трибуне, назвал того гендиректором «Казанькомпрессормаша». «Неожиданно, я поменял работу», — пошутил Айрат Фоатович. Начал он с того, что уже больше трех лет КОС и НКНХ входят в СИБУР. Как раз эти три года пришлись «на сложную, во многом даже агрессивную макроэкономическую реальность, которая повлияла и на нашу бизнес-стратегию». Спич топ-менеджера касался результатов работы компаний в плане импортозамещения.

Например, в области медицины налажен выпуск полного спектра медицинских марок полимеров для одноразовых шприцев. Это обеспечивает независимость здравоохранения от внешних поставок и стабильность снабжения. Для автопрома разработали первую в России марку полиэтилена для топливных баков, заменившую европейские аналоги. Решение, по словам Сафина, позволяет уменьшить вес автомобилей на 45 кг, снизить потребление топлива на 2%. Материал уже используется на АвтоВАЗе, снижая зависимость автопрома от импорта. В строительстве компания освоила импортозамещающие блок-сополимеры и цветной полиэтилен для выпуска труб. «Эти материалы повышают надежность ЖКХ-сетей, увеличивая срок службы труб с 50 до 100 лет, что делает их долговечнее металлических аналогов», — указал спикер.

К слову, о ЖКХ. Впервые были озвучены некоторые подробности проекта «Теплая страна», который СИБУР пилотирует вместе с республикой. Он предполагает замену изношенных сетей ЖКХ и доутепление многоквартирных домов с использованием полимерных решений. Команда КГАСУ, поделился гендиректор КОСа, уже провела оценку энергетических и экономических эффектов проектов.

«В 2025 году планируем совместно с республикой реализовать первые климатические проекты в стране для сетевых объектов ЖКХ. В дальнейшем предполагается разработка и применение методологии комплексного подхода при реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры на уровне страны. В работу будут вовлечены научные и отраслевые организации и объединения. Надеемся на поддержку республики и в данном вопросе», — указал Сафин. Пока, по расчетам компании, переход на полимерные решения может дать порядка 500 млрд рублей денежного эффекта при затратах на модернизацию в 300 млрд рублей.

Андрей Фомичев: «Молодежь приходит слабо подготовленная, немотивированная к интенсивному труду. А в наших условиях, когда предприятие работает 24 часа в сутки, это очень важный аспект» Андрей Фомичев: «Молодежь приходит слабо подготовленная, не мотивированная к интенсивному труду. А в наших условиях, когда предприятие работает 24 часа в сутки, это очень важный аспект» Фото: Сергей Елагин

«Вторсырье — это реальные деньги»

«Конечно, по сравнению с СИБУРом наши итоги не такие внушительные, но тем не менее», — вышел к трибуне вслед за нефтехимиком гендиректор Набережночелнинского картонно-бумажного комбината Андрей Фомичев. За прошлый год комбинат достиг «хороших показателей». На 17% увеличился выпуск картона и бумаги (205 тыс. т), на 11% — гофрированной упаковки (345 млн кв. м). Но есть незначительное падение (2%) по производству «рулончиков туалетной бумаги» — выпустили 410 млн штук.

В 2024-м удалось увеличить производственные мощности. На комбинате установили линию для выпуска крупногабаритной тары, которая «успешно используется» компанией Haier. Также комбинат построил полностью автоматизированный склад на 8 тыс. палето-мест, в текущем году его расширят вдвое, похвастал Фомичев. Кроме того, планируется строительство другого подобного склада с автоматической подачей продукции на загрузку и запуск дополнительной линии для производства туалетной бумаги. Но главным событием станет строительство новой бумажной фабрики с проектной мощностью 70 тыс. т в год. Пока ведутся предпроектные работы, закуплено новое оборудование.

С какими проблемами сталкивается комбинат? Первая из них без неожиданностей — кадровый голод. «Молодежь приходит слабо подготовленная, не мотивированная к интенсивному труду. А в наших условиях, когда предприятие работает 24 часа в сутки, это очень важный аспект», — сетовал Фомичев. Приходится искать специалистов в других регионах — для них комбинат в течение двух лет оплачивает аренду жилья.

Другой вызов — недоступность передовых технологий и техники. Более 20 лет за неимением отечественных аналогов в отрасли используются импортные технологии. С 2022 года пришлось переводить производство на китайское оборудование, которое сегодня еще отстает по качеству от Европы, Америки, Японии. «По опыту своей работы в течение последних трех лет отмечу: мы можем иметь низкое качество оборудования, срыв сроков поставки, недоукомплектованность оборудования согласно договорам и контрактам, длительные сроки поставки, проблемы с платежами и плохое гарантийное обслуживание», — перечислял Фомичев недостатки китайского импорта.

Еще один камень преткновения — сбор макулатуры, которая является основным сырьем для комбината. «Это вторсырье так называемое (бумага, пластик) — это реальные деньги, которые возят в основном сегодня на полигоны, вместо того чтобы сортировать, продавать перерабатывающим предприятиям!» — восклицал спикер. Комбинат на протяжении 10 лет продвигает раздельный сбор органических и неорганических отходов, а в 2025 году предприятие вошло в реестр утилизаторов РФ.

«Неорганические отходы — это огромный потенциал для получения доходов, улучшения экологической ситуации в республике и Российской Федерации в целом», — закончил речь Фомичев.

Алиханов призвал регионы разработать собственные меры поддержки по цифровизации и автоматизации предприятий Алиханов призвал регионы разработать собственные меры поддержки по цифровизации и автоматизации предприятий Фото: Сергей Елагин

Алиханов: «Работать с кадрами нужно, но без роботов мы далеко не уйдем»

Татарстану в промышленности удается опережать высокие общероссийские темпы и прочно держаться в топ-4 среди всех субъектов по объемам отгрузки продукции — такими комплиментами по традиции, присущей подобным мероприятиям, осыпал республику Алиханов. «Хочу поблагодарить руководство республики за многолетнюю позицию в вопросе развития промышленности Татарстана. Вам удается быть в числе безусловных лидеров рейтинга эффективности в сфере промышленности», — сказал Алиханов.

Затронул федеральный гость и вопрос дефицита кадров. Мол, демографические тренды «по щелчку пальцев» не изменить, значит, нужно делать все, чтобы рабочих рук на производстве было меньше. «Работать с кадрами, конечно, нужно. Но без автоматизации и роботизации мы далеко не уйдем. Поэтому те инструменты, которые запускаются в том числе в этом году, должны быть вами максимально востребованы», — обратился министр к региональным властям.

Речь идет о программе скидок для предприятий на закупку отечественных промышленных роботов. В Татарстане, к примеру, инструментом мог бы воспользоваться производитель симуляторов «Эйдос». Скидка может достигать 50% от стоимости робота. Отбор начнется в марте. «Я знаю, что у того же КАМАЗа есть планы по закупке роботов у „Эйдоса“ и не только. Если будет инструмент востребован, то мы готовы кратно увеличивать финансирование», — указал министр.

Алиханов также призвал регионы разработать собственные меры поддержки по цифровизации и автоматизации предприятий. «Особенно это касается малых и средних предприятий, потому что они не всегда охвачены федеральными мерами поддержки. Здесь очень много зависит от активности региональных властей», — подчеркнул чиновник.

Министр напомнил, что президент России Владимир Путин поставил задачу войти в рейтинг топ-25 стран по уровню роботизации. Сейчас в стране только 12 роботов на 10 тыс. занятых в экономике. Тем временем в Южной Корее показатель составляет 1 012 роботов, в Сингапуре — 770, в Китае — 470. Так что путь предстоит огромный.

После серии подробных докладов раису РТ Рустаму Минниханову оставалось только поблагодарить федеральные власти за поддержку. «Вы помогаете нам решать вопросы импортозамещения, защиты рынка. Все эти вопросы, кроме нас с вами, никто не решит. Заверяю, что Татарстан продолжит работать так же активно», — добавил глава региона.

Рынок автокомпонентов достаточно конкурентный, и важно не допустить дисбаланса в условиях для импортеров и отечественных производителей. Для этих целей будет рассмотрена необходимость усиления тарифной защиты Рынок автокомпонентов достаточно конкурентный, и важно не допустить дисбаланса в условиях для импортеров и отечественных производителей. Для этих целей будет рассмотрена необходимость усиления тарифной защиты Фото: Сергей Елагин

«Перечень для параллельного импорта будем сокращать»

Затем гости переместились на второй этаж «Казань Экспо», где преимущественно за закрытыми дверями прошло заседание координационного совета по промышленности. Из открытой части удалось узнать, что в 2022 году в России определили 740 позиций критической номенклатуры в автопроме — сейчас около 330 из них закрыты российскими поставщиками. «По остальным идет активная работа, мы в любом случае должны ее завершить. Чтобы не возникало дефицита в тех нишах, где производство у нас пока отсутствует, продолжает работать механизм параллельного импорта, в этом перечне у нас сейчас более 50 брендов, но, по мере того как на рынок будут вводится новые российские комплектующие, мы будем этот перечень для параллельного импорта оперативно сокращать», — предупредил Алиханов.

При этом рынок автокомпонентов достаточно конкурентный, и важно не допустить дисбаланса в условиях для импортеров и отечественных производителей. Для этих целей будет рассмотрена необходимость усиления тарифной защиты, с учетом того что в разработку отечественных аналогов вложены и бюджетные средства, и собственные инвестиции российских компаний, продолжил он.

«При этом мы будем обелять рынок комплектующих запчастей. В ходе выставки удалось посмотреть, что уже сделано, какие комплектующие уже есть, в том числе и из шинной продукции и свечей зажигания. Мы говорили о важности дальнейшего расширения механизма маркировки для борьбы с контрафактом и некачественным производством у нас в стране. Начался эксперимент по маркировке стекол, свечей зажигания, фильтров, дальше нужно последовательно расширять охват номенклатуры систем прослеживаемости», — подчеркнул министр.

По окончании заседания было подписано соглашение о создании в РТ нового научно-исследовательского центра разработки российской компонентной базы на площадке технопарка «Идея». Основные направления деятельности — разработка и НИОКР по автокомпонентам, создание современной испытательной и валидационной лаборатории, а также центра развития компетенций инженерно-технических специалистов в автопроме. Проект будет реализован в кооперации между минпромторгом России, правительством Республики Татарстан и компанией «Роснано».