«Сейчас все в запущенном состоянии. Яхты и катера, которые ходят по Волге, в столице РТ даже не могут получить нормальный сервис. При этом у людей есть огромная потребность в выходе к воде», — констатирует главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина, которая, чтобы погрузиться в тему, сама прошла курсы капитанов. Ситуация может измениться уже через пять лет: почти революционный проект превращения полуострова Локомотив в крупнейшую речную марину на 700 судов приобрел очертания. Федералы считают, что столица республики может стать примером для других городов на воде. Осталось найти деньги и понять, что делать с периодическим обмелением Волги и памятниками. О том, кому сейчас принадлежит полуостров и какие перспективы проекта, — в материале «БИЗНЕС Online».
Проект развития полуострова Локомотив
«Главная цель — сформировать речной фасад города»
Головоломка с тем, как вернуть Казани доступ к Волге, много лет отрезанной от города промзонами и ж/д путями, впервые, похоже, начинает решаться. Сначала вторую жизнь с префиксом «Новая» получила улица Портовая, где строительство нового большого квартала дает надежду на выход к реке. А недавно на форуме «Казаныш» прозвучала еще бо́льшая сенсация: концепция развития полуострова Локомотив не просто подготовлена, но и получила одобрение раиса РТ Рустама Минниханова.
По плану через 5–6 лет на 65 га прибрежной территории может появиться самая большая речная марина в России, рассчитанная на 750 судов, центр экстремальных водных видов спорта, общественный центр и многое другое… Проект-сказка за 10 млрд рублей выглядит своеобразной кульминацией концепции «Казань — город на воде», включающей в себя 17 крупных объектов речной инфраструктуры, в том числе 11 городских марин.




Квартиры с видом на Волгу и в шаге от входа в акваторию Казани. Дома бизнес-класса «Авторы на Большой»
Дом «Авторы на Большой». Застройщик ООО «СЗ „ДЕВЕЛОПЕР №2“». Строительство ведется при поддержке АО «Банк ДОМ. РФ». Проектные декларации на сайте наш. дом.рф
Офис застройщика: г. Казань, ул. Волкова, 61, 2-й этаж
Телефон: +7 (843) 216-16-51
Сайт: avtor-bolshaya.ru
Как рассказала «БИЗНЕС Online» главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина, работа над проектом шла около полутора лет. Сначала команда разработала концепцию развития всей речной инфраструктуры, которая включает в себя и городские марины, и места для швартовки, и детские парусные школы, и судостроительный кластер. «Ключевой момент — все объекты должны иметь единый дизайн-код. Институт развития города сейчас прорабатывает единые требования к элементам и общую методологию работы над каждой точкой, — объяснила она. — На форуме „Казаныш“ была презентована идеологическая концепция. Финальная реализация может с ней не совпадать на сто процентов, поскольку при подготовке проекта должны быть произведены масштабные изыскания. Но мы уже точно можем сказать, что именно эта точка определена основным местом развития туристической водной инфраструктуры».
По словам Тухватуллиной, рассматривалось несколько вариантов, прорабатывались локации в этом же районе, выше и ниже по течению, но в итоге остановились на самом Локомотиве. При таком раскладе большая марина международного уровня будет закладываться левее существующей.
Первичную концепцию еще на прошлом «Казаныше» презентовал генеральный директор и соучредитель ООО «Архитектурная мастерская „Старая Казань“» Павел Тиняев, член правления федерации парусного спорта РТ и эксперт Института развития города. «Забыта та часть города, которая выходит на реку. Я не знаю ни одного больше такого города, где была бы столь плохая ситуация с прибрежной береговой полосой! — сетует он. — Многие со скепсисом воспримут цифры 10 миллиардов, 700 мест и прочее, но все проекты такого уровня единомоментно не делаются, должно быть поступательное движение. Главная градостроительная цель проекта не просто сделать стоянку для маломерного флота, а сформировать речной фасад Казани, то, как наш город будет восприниматься с воды».
Ситуация осложняется тем, что ничего подобного в РФ еще не было. Руководитель комиссии по яхтенному туризму российского союза туриндустрии Анна Носова, принимавшая участие в разработке казанского проекта, обращает внимание, что отрасль только начинает формироваться. «Сейчас заявлены по всей стране проекты, связанные с созданием яхт и марин, инфраструктуры для водного транспорта и туризма. У Казани есть все шансы показать пример другим городам на воде, не только на Волге, в плане подходов к развитию и реализации водного ресурса, прибрежных территорий, туристического потенциала. Что касается полуострова Локомотив, на мой взгляд, таких аналогов в России нет, потому что на сегодняшний момент все похожие проекты заявляются в составе туристических комплексов», — рассказала она «БИЗНЕС Online».
Концепция «Казань — город на воде», презентованная в 2023 году, предполагала создание 17 крупных объектов речной инфраструктуры в историческом ядре: 11 городских марин, 1 городского яхт-клуба и 6 гостевых стоянок на реке Казанке.
Предполагается, что ключевыми элементами обновленной системы речного сервиса станут городские марины — стоянки для маломерных судов. Они, по проекту, будут сформированы из плавучих понтонов для разных судов — длиной от 8 до 12 метров. Емкость таких плавучих пристаней будет составлять от 5 мест с возможностью расширения до 100 мест.
Так, 6 марин предлагают расположить у ЖК «Ричмонд», «Ак Барс Арены», Нацбиблиотеки РТ, центра семьи «Казан», на улице Портовой, где началась реновация на площади 287 га, и у «Ривьеры». Например, у «Чаши» планируется создание 50 швартовочных мест для маломерных судов — для этого потребуется организация подхода к береговой линии, подвод сетей, установка понтонов для швартовки маломерных судов и проведение работ по углублению дна.
Кроме того, для развития водных видов спорта определены три локации: у детской парусной школы «Локомотив» на 100 занимающихся, на набережной «Заречье» на 150 человек и у сквера «Стамбул» на 90 человек. На базе подросткового клуба «Лидер» планируется создание центра судомодельного спорта (рассчитанного на 30 занимающихся). А секцию водно-морского спорта и морского многоборья (на 30 человек) планируют разместить на берегу реки Казанки в Советском районе.
Концепция предусматривает и гостевые — у парка «Манзара», «Ривьеры», экстрим-парка «Урам», Кремлевской дамбы и Кремлевской набережной, а также «зеленые» стоянки для небольших лодок вроде каяков и байдарок в пяти локациях — в районе Больших Дербышек, Борисоглебского, у трассы М7, Щербаково и Савиновского парка на Казанке.
Ожидалось, что проект поможет благоустроить 12,2 км береговой полосы и 1,4 тыс. современных швартовочных мест в 14 локациях, создаст новые рабочие места в индустрии сервисного обслуживания флота.
Время восстановить утерянное: как рождалась концепция
Разговоры о том, что городу нужен полноценный яхт-клуб мирового уровня, велись давно. «На Волге в свое время было очень много точек, дебаркадеров и причалов, для жителей города вода была неотъемлемой частью жизни. Пришло время восстановить утерянное. Мы изучили всю инфраструктуру, которая была раньше. Провели несколько стратсессий, подключили к обсуждению профессиональные сообщества, вместе с ними размышляли, какой функционал может быть на этих территориях. Именно на стратсессиях и появилась идея создания центра экстремальных водных видов спорта — как „Урам“, только на воде», — объясняет Тухватуллина.
Ринат Арсланов: «Яхтсмены из других городов очень любят наш город, особенно ту часть Волги, в которой мы находимся»
Комиссия по яхтенному туризму российского союза туриндустрии дала свои рекомендации на основании международных исследований, учитывая и позицию локального сообщества, и международный опыт специалистов, специализирующихся на проектировании яхт и марин. «Яхтсмены из других городов очень любят наш город, особенно ту часть Волги, в которой мы находимся. Здесь очень много водных просторов. И они бы с удовольствием почаще здесь бывали, если имелась бы инфраструктура», — отмечает участник одной из встреч, президент федерации парусного спорта Казани и по совместительству владелец Казанского завода малотоннажной химии Ринат Арсланов.
Сама Тухватуллина, для того чтобы «погрузиться в тему» речного судоходства, пошла на курсы управления парусным судном. «Мы с капитанами прошли вдоль Волги и Казанки, они показывали мне все объекты, мы изучили все, что осталось, все зафиксировали на карте. Сейчас все в основном в довольно запущенном состоянии. Яхты и катера, которые ходят по Волге, в столице РТ даже не могут получить нормальный сервис. При этом у людей есть огромная потребность в выходе к воде и желание развиваться в данном направлении. Мы прямо физически чувствуем, насколько большая потребность в этом, и общество к такому сегодня полностью готово», — заметила собеседница «БИЗНЕС Online».
Марина на полуострове Локомотив задумана как полноценное общественное пространство и место, где горожане, а не только туристы или судовладельцы получат возможность разнообразно для себя проводить время у воды
Все собранные «биг дата» вылились в предконцептуальные разработки. Локомотив должен превратиться в полноценное общественное пространство — для всех сразу. «Здесь должны быть созданы все условия для швартовки всех видов речных судов — вплоть до больших яхт, чтобы туристы, которые путешествуют по воде, могли оставить здесь суда и погулять по Казани. Для жителей здесь появится новое общественное пространство с прогулочной зоной, инфраструктурой и сервисами — от общепита до речных трамвайчиков. Дети занимаются в муниципальной парусной школе. И все желающие могут обучаться и тренироваться в центре экстремальных водных видов спорта», — рассказала Тухватуллина.
Один из самых лакомых кусочков марины — центр экстремальных видов спорта — будет доступен и для новичков, желающих покорить воду, и для спортсменов, занимающихся профессионально
Один из самых лакомых кусочков марины — центр экстремальных водных видов спорта — будет доступен и для новичков, желающих покорить воду, и для спортсменов, занимающихся профессионально. Планируется, что здесь смогут соседствовать разные виды спорта: кайтсерфинг, виндсерфинг, яхтинг, серфинг, специально для которого хотят создать искусственную волну. Центр сделают круглогодичным. Вся территория будет «жить» и в холодное время года. На полуострове появится коммерческая инфраструктура, можно будет заниматься сноукайтингом.
Для жителей и туристов пустят речной трамвайчик
Для жителей и туристов пустят речной трамвайчик. К работе привлекли «Флот РТ» во главе с гендиректором Романом Лизалиным. «Рядом с этой мариной, возле части пирса может появиться причальная стенка для подхода наших судов. В моей команде есть классные специалисты, которые могут передать свой опыт, и хорошо, что нас слышат и прислушиваются к нам», — поделился он. «Да, проблемы на Локомотиве действительно есть, работы предстоит очень много. Вероятно, еще надо столько выкопать, грунта вывезти или что-то, наоборот, насыпать. Но главное — перспектива есть к тому, что это будет реализовано», — сказал Лизалин, добавив, что интересы «Флота РТ» станут также учитываться в новом проекте.
«Главное — перспектива есть к тому, что это будет реализовано»
Маловодье, исторические мостовые, отрезанность от города и другие вызовы
Красивые картинки показаны, примерные затраты озвучены. Какие подводные камни придется обходить на этом пути?
Проложить инфраструктуру. «Парковки, пешеходная доступность, гостиницы. В этом проекте фактически нет момента, который бы позволял зарабатывать деньги, все чисто затратное. Построили и начинаем тратить на содержание. Кто будет это содержать? За какие деньги?» — говорит президент федерации парусного спорта Татарстана Альберт Садыков. С ним согласен председатель центра парусного спорта и водного туризма Олег Тюрин: «Если они учитывают 750 стояночных мест для яхт, это значит, что должно быть как минимум 750 стояночных мест для автомобилей. Вы сами понимаете, один человек не поедет кататься на яхте. Минимально должно быть 1,5 тысячи мест. Если же их разместить на привокзальной площади, то стоянка будет находиться на расстоянии 2 километров. Состоятельным людям такое не понравится».
Олег Тюрин: «Если они учитывают 750 стояночных мест для яхт, это значит, что должно быть как минимум 750 стояночных мест для автомобилей»
Вопрос транспортной доступности — один из первоочередных в проекте, единогласно замечают наши собеседники. Территория, хоть и находящаяся близко к центру города, «отрезана» от нее железнодорожными путями. «Нужно будет связать эту территорию с центром города, создать пешеходные маршруты через железнодорожные пути, мосты. Плюс необходимо проезды расширять, создавать парковочные места», — делится своим видением Носова. На полуострове пока нет никаких коммуникаций, отмечают опрошенные нами эксперты. Единственное, что проведено, — электричество, и то силами находящихся там яхтсменов. Впрочем, по словам Тухватуллиной, вопросы благоустройства существующей территории будут решаться приоритетно. «Дорога, например, в ужасном состоянии, она узкая и неудобная, — подтверждает она. — Поэтому уже в ближайшее время нужно будет решить вопрос с транспортной доступностью, планированием парковочных мест, подъездными путями и так далее».
Не застраивать Локомотив ангарами для хранения судов. Сейчас многие российские яхтсмены вынуждены перегонять свои суда на зимовку в Самару. Казани нужно «перехватывать» бизнес, говорили ранее на «Казаныше». Однако, по словам главного архитектора столицы РТ, делать ангары на полуострове не будут, дабы не перекрывать вид на Кремль: «Это лицо города, водный фасад тоже очень важен. Мы оставим здесь один эллинг, а техническую зону для зимнего хранения и сервисного обслуживания судов предлагаем предусмотреть в другом месте — есть несколько подходящих локаций, этот вопрос сейчас прорабатывается». Одним из таких мест для эллингов (ангары для хранения лодок в зимнее время) могла бы стать территория рекультивированных иловых полей в Победилово, считает Арсланов. По причине сохранения «парадного» вида с воды на полуострове не планируют строить крупные гостиницы и жилье. Там же должен разместиться и собственный сервис. «Конкурентное преимущество Казани в будущем станет состоять в том, что здесь будет возможность в том числе и для соседних регионов содержать, обслуживать себя всесезонно», — подчеркнула Носова.
Найти консенсус с землевладельцами. Территорию пляжа «Локомотив» делят между собой частные лица, крупные компании (к примеру, ТАИФ) и город. Акватория находится в ведении федеральных властей и арендуется водопользователями на довольно долгий срок. «Это очень непростой вопрос. По данному спектру обязательно надо работать. Он сложный», — отмечают наши собеседники, выражая недоумение, как в случае строительства будут делиться территории и действовать договоры об аренде водохранилища. И если городские власти сетуют на «коммерческий интерес» бизнеса к проекту, предприниматели указывают на нехватку ясных условий с землями и гарантиями заработка.
Здесь же находится Прилуцкий молельный дом, который старообрядцы поморского согласия Казани вернули себе в августе 2020 года
Еще одна точка влияния на полуостров — старообрядцы. Единственная улица на Локомотиве носит имя Протопопа Аввакума — религиозного деятеля, возглавившего старообрядческое движение. Здесь же находится Прилуцкий молельный дом, который старообрядцы поморского согласия Казани вернули себе в августе 2020-го. Постройка конца XVIII века была конфискована при советской власти, а в последние годы использовалась как подсобное помещение яхт-клуба и лодочной станции. Старообрядческий скит верующим безвозмездно передали РЖД.
Первые упоминания о доме датируются 1809 годом. В конце XVIII века купец первой гильдии Василий Савинов обратился к казанскому старообрядческому обществу с просьбой о постройке молитвенного храма в слободке, называемой Стекольным заводом. Здание построили по подобию московского Преображенского богадельного дома. Существовало два молитвенных храма: мужской и женский, вокруг них были расположены кельи церковного причта, по соседству располагалось кладбище, земля под кладбищем была пожертвована купцом Савиновым Старообрядческому обществу в 1815 году. В 1823-м комплекс зданий передали в полную собственность Казанскому старообрядческому обществу. Однако пробыли они там недолго: храм закрыли в 1845 году по указу императора Николая I о борьбе с раскольниками. Двери храма смогли открыться вновь лишь в 1905-м при Николае II. В конце 1937 года в Прилуцком молитвенном храме совершили последнюю церковную службу. Затем храм заняло управление железной дороги. Здание является объектом культурного наследия республиканского значения.
Сохранить памятники. Кроме старообрядческого храма, на полуострове есть еще несколько памятников археологии и архитектуры. Например, старинная мощеная дорога, впервые показавшаяся в 2019 году после обмеления Волги, и азелинский могильник ориентировочно III–V веков. Хоть и часть культурного наследия в теплое время года скрывается под водой, у них есть определенные границы и режим использования территории, подтвердили в комитете по охране объектов культурного наследия. Как сохранять памятники — большой вопрос. «Несколько древних кладбищ, археологические объекты, в том числе поселения наших древних предков периода неолита и ранней бронзы, еще не изученные археологами, находящиеся на дне Куйбышевского водохранилища, при дноуглублении будут безвозвратно разрушены», — предупреждает биолог Антон Бортяков.
Учесть периодическое обмеление Волги. Периоды «великой засухи» в сознании некоторых экспертов ставят существование марин в Казани под вопрос. «В последнее время наблюдается большой перепад глубин, примерно до 4 метров доходит, потому с данной проблемой надо будет бороться. Вторая проблема, с чем мы станем всегда сталкиваться, — это маловодье», — говорит Арсланов. Спасением стало бы создание единого центра принятия решений по Волжско-Камскому каскаду, неоднократно говорил министр экологии и природных ресурсов Татарстана Александр Шадриков. Бортяков считает, что предполагаемый выход — либо изначально строить марину на достаточных глубинах, либо держать уровень Куйбышевского водохранилища на высоких отметках все лето.
«Одна из проблем, с чем мы станем всегда сталкиваться, — это маловодье», — говорит Арсланов
Сохранить природу. Территория полуострова близко граничит с особо охраняемой природной территорией (ООПТ) «Волжские просторы», обратил внимание Бортяков. В заказнике, созданном всего пять лет назад, обитают 40 видов животных и 11 видов растений, занесенных в Красную книгу РТ, а орлан-белохвост и жук красотел пахучий и вовсе включены в Красную книгу России. Здесь запрещена любая деятельность, влекущая изменение исторически сложившегося природного ландшафта, создание новых и расширение существующих населенных пунктов, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, сброс сточных вод без предварительной очистки и многое другое. На территории ООПТ разрешены любительское и спортивное рыболовство и охота, а также передвижение на моторных лодках, однако как повлияет на хрупкую среду гигантская марина под боком — вопрос.
Альберт Садыков: «Огороженные территории воды, которые предполагаются в этом месте, будут заиливаться. Данный вопрос [проектом] никоим образом не решаем»
«К сожалению, в эскизном исполнении проекта, если его наложить на реальные карты Куйбышевского водохранилища, они совпадают с малыми небольшими глубинами, частично даже заросшими макрофитами, такими как рогоз, тростник. Это все будет подразумевать снос данной растительности, а там, на минуточку, находится бо́льшая часть прибрежной биоты: гнезда птиц в летний период, нерестилища рыб в весенний период. Это еще и биологический фильтр, очищающий воду, водохранилище, огромное количество донных организмов, моллюсков, которые служат непосредственно пищей для первых и для вторых», — переживает биолог. Беспокойство у эколога вызывает отсутствие в проекте заправочной станции с системой водоочистки, которая не допустила бы разлива нефтепродуктов в воду. Впрочем, разработчики концепции уверяют, что перед эскизным проектированием и разработкой документации обязательно будут произведены все необходимые изыскания: экологические, археологические, планируется тщательно исследовать рельеф дна на предмет необходимости дноуглубления и т. д.
Решить вопрос с заиливанием дна. «Огороженные территории воды, которые предполагаются в этом месте, будут заиливаться. Данный вопрос [проектом] никоим образом не решаем», — обращает внимание Садыков. Впрочем, Тухватуллина заверила, что засыпки Волги под объекты инфраструктуры не предполагается, а для марины построят гидротехнические сооружения, обеспечивающие волно- и ветрозащиту судов, причалы. «Более того, мы считаем, что нужно вернуть в этом месте прежнюю конфигурацию русла реки. Исторически там была протока, вода не цвела — мы планируем восстановить там циркуляцию воды, закладываем это в концепцию. В результате доращиваем новую марину, укрепляем береговую линию и благоустраиваем существующую территорию», — добавила она.
Строительство «главного» речного хаба для яхт и маломерных судов на полуострове Локомотив не только меняет облик столицы Татарстана, но и задает новый вектор развития прибрежных территорий в других городах России, стоящих на реках
«Все думают, что тут богатые яхты, но…»: а кто инвесторы-то?
Цена вопроса, звучавшая на «Казаныше», — около 10,5 млрд рублей. Для сравнения: вся новая речная инфраструктура Казани в 2023 году оценивалась на аналогичную сумму. Предварительная окупаемость проекта, считает Носова, составит порядка 10–12 лет с учетом нынешней ставки. По задумке, он должен реализоваться в рамках государственно-частного партнерства, где 30% — вложения властей на коммуникации, сети, гидротехнические сооружения, а 70% — вложения бизнеса на причальную инфраструктуру, коммерческую застройку.
Во время презентации проекта раису РТ Рустаму Минниханову доложили о пяти инвесторах, желающих зайти на эту территорию, однако называть конкретные персоналии, по всей видимости, пока что рано. «Уже сегодня мы видим большой интерес к этой территории. В исполкоме еженедельно Ильдар Саитзянович Шакиров (замруководителя исполкома города, курирующий вопросы транспорта, экономического развития и торговли — прим. ред.) собирает совещание, куда может прийти любой инвестор со своим проектом и рассказать, что он хочет сделать, — отметила Тухватуллина. — Уже целый ряд инвесторов выразили желание реализовать на Локомотиве свои проекты, но чаще всего речь идет о каком-то ресторане или гостинице — о коммерческом интересе. Глобального инвестора, который мог бы взять на себя создание марины, нет».
Город также не готов согласовывать все инициативы. «Если мы начнем точечно согласовывать отдельные проекты перед утверждением мастер-плана всей этой территории, то получим лоскутное одеяло из разношерстных концепций, что будет неправильно», — резонно объясняет спикер.
Кто может быть финансово заинтересован в проекте? В отсутствие на горизонте крупного игрока посмотрим на тех, кто уже обитает на Локомотиве. С начала 2000-х здесь базируется несколько парусных клубов: самыми заметными были «Тимерхан» холдинговой компании «Ак Барс», клуб ТАИФа и центр парусного спорта и водного туризма. Сейчас, особенно зимой, полуостров выглядит довольно скучно — по дороге виднеются склады, железные заборы, гаражи. В солнечный морозный день территория не очень навевает мысли о прогулках на воде. Катера укутаны в брезент и запорошены слоем снега. Там, где в теплое время года разливается большая вода, можно ходить. «Эти столбы, конечно, портят вид, но без них обойтись нельзя», — объясняет Арсланов. Серые столбы, торчащие из-под воды, заменяют якорную систему. Весной они скрываются под водой.
В солнечный морозный день территория Локомотива не очень навевает мысли о прогулках на воде
«Все думают, что тут богатые яхты, но здесь [находятся] совершенно разные люди», — говорит Арсланов. На полуострове базируются спортсмены, рыбаки, ценящие релакс вдали от берегов, заглядывают «в гости» транзитчики, которые идут по Волге и заходят в эту лагуну.
Серые столбы, торчащие из-под воды, заменяют якорную систему. Весной они скрываются под водой
Тишину ушедших в зимнюю спячку яхт-клубов в будний день прерывают лишь строительные работы. В новом сезоне здесь откроется общественное пространство, заведение общепита, будут проводиться различные мероприятия, боут-шоу (выставка лодок), но уже в бо́льших масштабах. Все делается силами федерации парусного спорта Казани. «В последнее время мы стали здесь немножко менять облик, пытаемся своими силами изменить ситуацию. Обустроили стояночные места, разместили понтонные группы. Я бы не сказал, что здесь суперяхты размещаются. В основном встают лодки простых людей, которые влюблены в нашу Волгу, — рассказывает Арсланов. — До 2030 года же тоже надо жить, развивать спорт и людям отдыхать. Поэтому мы своими усилиями здесь пытаемся что-то сделать, организовываем стояночные места».
«Все думают, что тут богатые яхты, но здесь [находятся] совершенно разные люди», — говорит Арсланов
Локомотив уже давно стал домом для казанских яхтсменов. Однако активное шевеление на территории началось всего два года назад: появились арендные яхты, катающие казанцев и туристов, организация праздников и корпоративов с водными прогулками. «За эти два года здесь произошли большие изменения», — резюмирует Арсланов. Не дожидаясь первых шагов от властей по реализации концепции, яхтсмены начинают покорять и пределы полуострова. В этом году, помимо водных активностей на самом Локомотиве, возле центра семьи «Казан» начнется строительство яхт-клуба и лодочной станции. По словам создателя проекта, руководителя компании «Парус» Вячеслава Егорова, объект будет прежде всего предназначен для туристов, на его территории также будет ресторан. В будущем здесь появится детская парусная школа. Проект был представлен еще в 2023-м на архитектурных «Диалогах». Суммарный объем инвестиций — от 50 млн до 100 млн рублей.
Есть и другая, неприглядная сторона полуострова — его пляж
Кроме яхт и причалов, есть и другая, неприглядная сторона полуострова — его пляж. Купаться там обычно запрещено (кого это останавливает?), а беседки носят неофициальное прозвище «места для бомжей и алкашей». «Вообще-то говоря, я туда езжу уже не первые 10 лет, он был всегда в очень непривлекательном виде. Когда я начал заниматься пляжем, мы поставили перед собой минимальные задачи — привнести какое-то благоустройство в это место. Именно „какое-то“ благоустройство, — вспоминает известный казанский предприниматель и меценат, владелец медцентра „Март“ и здания, где работают центр „Смена“, театр „Сдвиг“, Яков Маргулис, занимавшийся благоустройством пляжа в 2023 году. — Мы туда провели воду, сделали душевые, полив для того, чтобы люди могли мыть ноги, поставили туалет, который там как бы числился, но никогда не функционировал. Сделали раздевалки, даже помещения для людей маломобильных, чтобы они могли приезжать». Однако, в отличие от яхт-клуба, динамично развивающегося последние два года, пляж, по его словам, привлекает людей, «которые не совсем подчиняются правилам поведения в общественных местах».
При этом позиция у всего местного бизнеса скорее выжидательная: мол, пусть сначала будет оформленный проект и понятные правила игры, потом уже решим, как и сколько вкладывать. «Этот проект без господдержки невозможен, потому что объемы инвестиций такого проекта — свыше заявленных 10 миллиардов. Зарабатываемая часть очень мала на такой площади, срок окупаемости такого объекта составляет не менее 50 лет. Без государственной поддержки и без государственного видения того, как мы хотим украсить и улучшить наш город, этого не будет», — говорит Егоров.
«Этот проект без господдержки невозможен, потому что объемы инвестиций такого проекта — свыше заявленных 10 миллиардов»
«Вдоль Волги живут 60 миллионов человек. Представляете, что будет, если организовать нормальный трафик…»
Время на раздумье пока есть. Сейчас на основе презентованной концепции необходимо разработать проект. За этим следуют различные изыскания: экологические, археологические, специалистам придется тщательно исследовать рельеф дна на предмет необходимости дноуглубления. Следующий шаг — эскизное проектирование, затем — разработка рабочей документации, после чего становится понятна конечная смета, говорит о предстоящем фронте работ Тухватуллина. Ориентировочный план на текущий год — подготовка технического задания для центра экстремальных водных видов спорта, встречи с ключевыми участниками проекта и разработка стандартов строительства.
«Должна быть разработана детальная программа развития водно-транспортной инфраструктуры в Казани. Она должна распространяться в том числе и на весь регион для того, чтобы сформировать требования по инфраструктурному обеспечению водных туристических маршрутов. Водный туризм генерирует большой поток туристов к разным объектам притяжения, достопримечательностям, но не везде достаточно той инфраструктуры для того, чтобы такой туристический поток пропустить. Вот поэтому нужна программа и необходим единый орган управления этим всем, потому что это очень экосистемная и кросс-дисциплинарная история. Здесь не только туризм, но и транспорт, судостроение, комфортная городская среда, образование, логистика», — говорит Носова. Реализация такого проекта невозможна без коммуникации с федеральными ведомствами — минстроем, минэкономразвития РФ, для того чтобы выработать единые подходы к реализации подобных проектов. Зато в результате Локомотив, как ожидается, сможет стать частью глобального проекта «Большая Волга» от ВЭБ.РФ, который должен объединить 13 регионов.
«Представляете, что будет, если организовать нормальный трафик, условия, стоянки для размещения судов, общественные пространства?»
«Если все сделать в комплексе, это будет очень привлекательное место для всей России. Вдоль Волги проживают 60 миллионов человек. Представляете, что будет, если организовать нормальный трафик, условия, стоянки для размещения судов, общественные пространства?» — говорит Арсланов.
По словам Тухватуллиной, как правило, от проекта до реализации проходит 5−6 лет, но все будет зависеть от внешних обстоятельств. «Такой объект реально реализовать с учетом разработки всей проектной документации, изысканий в горизонте 2030 года, — подтверждает руководитель комиссии по яхтенному туризму российского союза туриндустрии. — Но впереди еще предстоит большая работа города в сотрудничестве с федеральным министерством. О каких-то конкретных сроках сложно говорить, но этот проект, я считаю, за пять лет более чем реально реализовывается».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 144
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.