«Это оказалась массовая агитация, столько информации было. Пирамида собрала столько людей, сколько ни один артист в жизни не собирает. За руку не заводили, но информация, которая поступала в массы, и психологическая обработка — все равно что завести за руку», — говорила в зале Вахитовского райсуда Лилия Колосова. Одной из вкладчиц Finiko она стала в 2021-м, пока искала дополнительный заработок в сети. О том, как оборонялась потерпевшая, почему скрыла своих «подопечных», которые регистрировались по ее реферальной ссылке, и в чем же винит Доронина и Ко, — в репортаже «БИЗНЕС Online» с ее допроса в суде.
Лилия Колосова вложила в проект Finiko 1,5 млн рублей
«Мне сказали: рисков нет, гарантия — 25 лет»
Лилия Колосова из Казани — самозанятая, ей 50 лет. На очередном допросе в Вахитовском районном суде потерпевшая подробно рассказала, как стала одной из потерпевших по уголовному делу Finiko.
В феврале 2021 года Колосова искала дополнительный заработок. Наткнулась на видеоролики компании Finiko: в них основатели пирамиды Кирилл Доронин, Марат и Эдвард Сабировы и Зыгмунт Зыгмунтович рассказывали о том, каким образом платформа зарабатывает прибыль на бирже. Больше всего женщине запомнились видеоролики вице-президента пирамиды Дины Габдуллиной (Ахметзяновой): «Понравилось, как говорила об этом Дина». Колосова заинтересовалась, она решила написать Габдуллиной в мессенджер. Спустя время с будущей вкладчицей связалась помощница вице-президента платформы Ирина.
1 марта Колосову пригласили в бизнес-центр на Ямашева, где помощница Габдуллиной подробно рассказала о программах, прибыли и доходности. «(Ирина — прим. ред.) сказала, что рисков нет, только если биржа перестанет работать. Гарантия — 25 лет, и депозит возвратный, даже если что-то случится», — пояснила потерпевшая на вопрос гособвинителя Елены Петровой.
Последней каплей перед принятием решения, уточнила Колосова, стала публикация в СМИ. «(Ирина — прим. ред.) показала статью в „БИЗНЕС Online“, где говорилось, как на Finiko вышли правоохранительные органы. В статье было написано, что в компании отсутствуют признаки финансовой пирамиды», — объяснила женщина. К слову, вспомнить название статьи потерпевшая не смогла, сказала лишь, что текст публиковался в декабре 2020 года. Звучит странно, ведь именно тогда по требованию прокуратуры в ГСУ МВД по РТ и возбудили уголовное дело.
Разговоры не прошли даром. Колосова решила вложить собственные накопления — 220 тыс. рублей наличными. Однако, пообщавшись с Ириной, женщина решила вложить более внушительную сумму — 1 млн 560 тыс. рублей. Из них 1 млн 90 тыс. Колосова взяла в кредит, а еще продала машину и добавила личные сбережения.
В этот же день вкладчицу зарегистрировали на платформе, во всем помогала Ирина. А 16 марта договорились внести деньги. Брокерством занимался друг Габдуллиной, деньги передавала Колосова в центре Казани, в машине. Перед тем как передать деньги, женщина уточнила у брокера, будет ли расписка, на что он ответил: «Твоя расписка — это Дина, данные документы никто не подписывает». Спустя пару часов в телефоне отразилась валюта — 20 тыс. цифронов.
После вложений Колосова посещала семинары, на которых вкладчикам рассказывали, что на первых порах нежелательно выводить средства, мол, лучше вкладываться, чтобы в будущем был доход. По поводу дохода потерпевшая уточнила, что его гарантировал Доронин и другие лидеры компании.
Вкладчице по сравнению с остальными потерпевшими повезло: она смогла вывести 408 456 рублей. Учитывая выведенные средства, ущерб составил 1 млн 151 тыс. рублей, только вот из этих денег Колосовой ничего не вернули.
Кирилл Доронин
«Если бы вы со сцены говорили не только о прибыли…»
Кирилл Доронин из «аквариума» спросил потерпевшую о пользовательском соглашении. Вкладчица пояснила, что о договоре-соглашении она узнала только от следователя.
«Почему вы задаете эти вопросы сейчас? — поинтересовалась Колосова, хотя вопросы потерпевшие на данном этапе не задают. — Почему вы о соглашении не говорили на ваших сценах, выступлениях? О рисках и ответственности? Если бы вы со сцены говорили не только о прибыли, но и о таких вещах, сейчас вы бы не сидели там, а мы бы не стояли здесь».
Затем женщина вспомнила одного из допрошенных вкладчиков. «Как я поняла, читая статью, один из потерпевших сказал, что договор проанализировал юрист и он не имеет юридической силы», — напомнила Колосова.
К слову, речь идет о самом крупном потерпевшем — бизнесмене Андрее Миновском из Сергиева Посада. В платформу он вложил 11 млн рублей.
Любопытный факт: вкладчик брал кредиты в банках, а в 2021 году обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Деньги кредиторам, как это требует закон, Миновский не возвращал, а продолжал вкладывать деньги в платформу Finiko. Арбитражный управляющий об этом не знал. В конечном счете Арбитражный суд признал вкладчика банкротом.
Сторона защиты считает, что Миновский совершил преступления по ст. 195 УК РФ («Неправомерные действия при банкротстве») и ст. 196 УК РФ («Преднамеренное банкротство»). Защита попросила направить данные в правоохранительные органы по Московской области для проведения проверки. Также защита попросила исключить вкладчика из числа потерпевших.
Защита попросила направить данные в правоохранительные органы по Московской области для проведения проверки
«Она загнала нас в такую кабалу, что люди остались без квартир»
Другие фигуранты дела были настойчивее, чем Доронин.
— Кто вас надоумил взять кредит? — поинтересовалась подсудимая Габдуллина, она одна из немногих, кто находится на свободе, ее мера пресечения — запрет определенных действий.
— Я вообще не хотела брать кредит, я только ипотеку брала, — объясняла потерпевшая. — Я пообщалась с вкладчиками, они рассказывали, что купили. Мне крышу снесло, и я решила взять кредит, я вам поверила.
Колосова подчеркнула, что лично Габдуллина ей не рекомендовала идти в банк за деньгами. «Это сложилось из многих факторов. Я еще хотела заложить квартиру, если бы кредит не дали. У меня помутнение произошло», — поясняла она.
Помимо этого, выяснилось, что потерпевшая летом 2021 года не поставила деньги на вывод, а реинвестировала их в другой продукт. «Это психологический момент, который подействовал на меня. Думаю, вы знали, что [платформа] близится к закрытию — скам не скам… Были моменты, когда людей психологически подводили к тому, чтобы вкладывали в продукты, а не выводили деньги», — пыталась объяснить свою позицию Колосова.
Также во время допроса выяснилось, что по реферальной ссылке Колосовой зарегистрировались подруга и ее брат. Они вложили по 10 тыс. рублей, как оказалось, следователю об этом не сообщалось. Женщина пояснила, что вложенные деньги подруге и ее брату она вернула из собственных средств, а бонусы не получала, т. к. не выводила средства.
«Я никого не привлекала, я подруге рассказала, намеренно рекламу не проводила, — поясняла вкладчица. — Я сразу же вернула им деньги, материальный ущерб не нанесла, я никому ничего не должна».
По версии Колосовой, Габдуллина «давала людям подталкивающую информацию». Также она вспомнила, как подсудимая в своем телеграм-канале говорила, что будет помогать подписчикам с решением материальных проблем. «В итоге она загнала нас в такую кабалу, что люди остались без квартир, денег», — эмоционально подчеркивала вкладчица.
Адвокат руководителя техподдержки Антона Семыкина Вадим Максимов задал вопрос конкретно: в чем же заключается злоупотребление доверием?
— Это оказалась массовая агитация, столько информации было, — пыталась объяснить вкладчица. — Пирамида собрала столько людей, сколько ни один артист в жизни не собирает. За руку не заводили, но информация, которая поступала в массы, и психологическая обработка — все равно что завести за руку, — считает Колосова.
— Вы говорили, что не разбираетесь в биткоинах и кошельках, зачем обратились в сферу, в которой не разбираетесь?
— Обещали большую доходность и говорили, что, даже если не разбираетесь, вам помогут. «Придите и отдайте деньги», — уточнила она.
Также потерпевшая во время допроса заявила гражданский иск, в котором требует банковские проценты — 101 тыс. рублей, упущенную выгоду — 234 тыс. и моральный ущерб — 300 тыс. рублей.
Впрочем, из всего допроса ясно главное — потерпевшая требует исключительно рубли. «У нас российский суд работает в рублях, другая валюта неприемлема», — подчеркнула она.
Допрос потерпевших по уголовному делу продолжится сегодня.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.