На этой неделе Мосгорсуд вновь оставил в СИЗО бывшего ректора КФУ Ильшата Гафурова На этой неделе Мосгорсуд вновь оставил в СИЗО бывшего ректора КФУ Ильшата Гафурова Фото: «БИЗНЕС Online»

«Гафуров может потерять зрение, ему может грозить полная слепота»

На этой неделе Мосгорсуд вновь оставил в СИЗО бывшего ректора КФУ Ильшата Гафурова, уголовное дело в отношении которого рассматривается по существу в Савеловском районном суде. Напомним, его обвиняют по двум эпизодам — подстрекательство к приготовлению и подстрекательство к убийству елабужского местного депутата, предпринимателя и, как утверждает сторона защиты, лидера группировки «Айдароновские» Айдара Исрафилова. Того застрелили в конце августа 1999-го в Москве.

Еще в середине декабря прошлого года судья Ольга Чистова удовлетворила ходатайство прокурора Миланы Дигаевой и в очередной раз продлила подсудимому срок содержания под стражей еще на 3 месяца — до 20 апреля 2025 года. Адвокаты Гафурова не согласились с постановлением суда и подали апелляционные жалобы в вышестоящую инстанцию.

Адвокат Александр Нарышкин напомнил суду, что в 2002 году в отношении Гафурова было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое так и не было отменено в установленном законом порядке, — это было сделано не в судебном порядке, а постановлением за подписью первого замруководителя ГСУ СК России. «Я считаю, что само возбуждение уголовного дела, избрание меры пресечения в отношении моего подзащитного в виде содержания под стражей и дальнейшее ее продление являются незаконными и необоснованными», — указал Нарышкин. Особенно он подчеркнул, что суд не учел личность Гафурова, его должностное положение и «деятельность на пользу государства и общества», а также его награды. Кроме того, адвокат напомнил, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по делу Гафурова уже истек. Поэтому Нарышкин просил постановление Савеловского суда отменить и изменить меру пресечения на домашний арест в квартире на Миусской площади в Москве.

Убийство за $100 тысяч: как в Москве стартовал суд над Гафуровым

В свою очередь адвокат Ольга Нарышкина указала, что уголовное дело расследуется с 1999 года, но «никаких убедительных доказательств вины Гафурова не добыто». Она обратила внимание на «почтенный возраст» подсудимого, который начал терять зрение. «В условиях СИЗО нет подходящей медицинской помощи. Вследствие чего Гафуров может потерять зрение, ему может грозить полная слепота», — подчеркнула адвокат. По ее словам, доверитель всю жизнь трудился на благо общества, является ветераном труда, а все выезды за границу — служебные командировки или туристические поездки.

«Труд Гафурова был высоко оценен государством и обществом», — добавила Нарышкина, напоминая, что к делу уже были приобщены сведения о многочисленных госнаградах и знаках отличия. Всего их около 50, но особое внимание адвокат обратила на два благодарственных письма Владимира Путина. В одном из них президент благодарит Гафурова за активное участие в избирательной кампании главы государства в 2012 году, а в другом, датированном 2014-м, — за работу по укреплению дружбы между народами. Кроме того, в 2017-м президент наградил подсудимого орденом Дружбы за деятельность по присоединению Крыма.

Адвокат Александр Нарышкин в центре на фото Адвокат Александр Нарышкин (в центре на фото) Фото: «БИЗНЕС Online»

«Гафуров Ильшат Рафкатович является ученым с мировым именем», — указала Нарышкина, добавляя, что он автор более 130 научных трудов и учебных изданий, которые посвящены исследованиям методологии формирования ОЭЗ, оценке экономической эффективности промышленной политики, педагогическому образованию и т. д. «Не боюсь предположить, что долгое время ученые в нашей стране и за рубежом будут чтить ученого Гафурова Ильшата Рафкатовича за тот вклад в развитие науки и образования, который им сделан, будут изучать его труды», — заявила адвокат и добавила, что книги ее доверителя востребованы в Китае, Египте, ОАЭ, Казахстане, Киргизии и других странах. Отдельно она остановилась на вкладе Гафурова в развитие КФУ, который отмечают ученые, преподаватели, общественные деятели. Кроме того, Нарышкина упомянула о характеристике, которую дал Гафурову раис РТ Рустам Минниханов. «В ней он отмечает особый вклад в развитие российского образования и то, что Гафуров пользуется заслуженным авторитетом в академической среде», — указала адвокат.

Нарышкина убеждала суд, что подсудимый не опасен, тем более он и его семья оказывают систематическую помощь участникам СВО. За это семья Гафуровых получила 8 благодарственных писем, которые также приобщены к материалам уголовного дела и свидетельствуют о «неравнодушии к судьбам Родины».

Наконец, адвокат указала, что, как говорил ВС РФ, мера пресечения в виде ареста не обязана сохранятся на весь срок следствия и суда. «В настоящее время обстоятельства изменились, сторона обвинения закончила предоставление доказательств, все свидетели обвинения допрошены. Оказать на них давление невозможно. Идет стадия предоставления доказательств стороны защиты», — подчеркнул Нарышкина и, как коллега, просила изменить меру пресечения Гафурову на домашний арест.

Гафуров напомнил суду, что содержится под стражей более трех лет «за преступления, которые не совершал» Гафуров напомнил суду, что содержится под стражей более 3 лет «за преступления, которые не совершал» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сейчас идет попытка переписать историю того времени»

Гафуров напомнил суду, что содержится под стражей более 3 лет «за преступления, которые не совершал». «Если бы я был виновен, то под тем давлением, которое было оказано, я бы, наверное, уже давно признался», — заявил подсудимый. Он отметил, что с момента инкриминируемого ему преступления прошло 26 лет, с тех пор были проведены «серьезные следственные мероприятия», в результате которых выявили организаторов, исполнителей и заказчика преступления. «В качестве организаторов и исполнителей были определены участники одного из крупнейших преступных сообществ Татарстана, так называемые участники ОПС „29-й комплекс“, возникшего в городе Набережные Челны и действовавшего как в республике, так и в Москве. В качестве заказчика был установлен и решением Верховного суда утвержден руководитель преступной группировки „Айдароновские“. Он был одним из лидеров вместе с Айдаром Исрафиловым, это некий Айрат Шакиров. В результате междоусобной войны они совершили данное преступление», — рассказал Гафуров.

Сам он, по его словам, в то время уже работал главой администрации Елабуги и Елабужского района и за все время никаких нареканий ни со стороны правоохранительных органов, ни со стороны вышестоящей власти не имел. При этом в 2010 году «после соответствующей проверки» был назначен ректором КФУ, а потом дважды переназначался.

«Сейчас идет попытка переписать историю того времени, попытка вразрез со всеми существующими фактами представить пострадавшего руководителя и лидера преступной группировки „Айдароновские“ Исрафилова пушистым общественником, а меня — злодеем, который из личных неприязненных отношений подстрекал лидера ОПС „29-й комплекс“ к убийству Исрафилова. Причем утверждается, что мои личные неприязненные отношения сформировались из-за того, что потерпевший Исрафилов якобы критиковал меня и публично обвинял в неправомерных действиях на посту главы администрации города Елабуги и района», — указал Гафуров. Он подчеркнул, что обвинение не представило ни одного доказательства этому, причем ни один из допрошенных свидетелей не подтвердил ни одного факта критики. «Не смогли озвучить сути, в чем могла заключаться какая-либо критика в мой адрес», — добавил подсудимый.

Далее он отметил, что т. к. Елабуга — небольшой город, то вся жизнь главы проходит на глазах у населения. «Никто никогда не мог меня в чем-то упрекнуть в те годы, хотя я всегда проходил разного рода проверки — и в республике, и округе, и на уровне Российской Федерации, как при выборах в Госсовет РТ, так и при назначениях и поощрениях», — подчеркнул Гафуров.

Также он отметил свой «немаленький возраст» и пожаловался, что с момента задержания не получал медицинской помощи, в которой нуждался. «Как только удавалось договориться о медицинской помощи, так меня сразу этапировали — сначала в Самару, потом в Тольятти, потом обратно. И здесь сначала в СИЗО №99/1, потом в СИЗО №4 почти полтора года. У меня большие проблемы со зрением, один глаз почти не видит уже. Я не могу ни в очках, ни без очков, могу только, прищурившись, что-то читать. Зрение катастрофически ухудшается», — негодовал Гафуров. Кроме того, он напомнил, что у него «расшатались» импланты, а условий в СИЗО для стоматологического лечения тоже нет.

«Более причин для оговора Гафурова Ильшата не имею»: сенсационные обвинения ослепшего Еремы

Подсудимый отметил, что раньше у него была нормальная семья, супруга, которая всю жизнь проработала в школе, две дочери, трое внуков и престарелая мама. «Папу я потерял, находясь здесь уже, — голос Гафурова дрогнул. А затем он продолжил: — Не должно же быть так, что человек всю жизнь трудился, доработал до пенсии и стал вдруг преступником». Экс-ректор пообещал, что скрываться не собирается, зато планирует доказать свою правоту. Тем более, по его словам, не сможет оказать давление на свидетелей, которые «сидят по тюрьмам». «Они сами стали активно отказываться от своих показаний. Как указывают свидетели, они их давали под давлением следователей. Их показания являются ложными. Четыре свидетеля обвинения на суде сказали, что они, по сути, не согласны с предварительными показаниями», — рассказал суду Гафуров. Он также напомнил, что один из лидеров «29-го комплекса» Юрий Еременко просил допросить его еще раз, однако суд отказал. Подсудимый поблагодарил свидетелей защиты за «честность и мужество» и за то, что «рассказали правду о том периоде в 1990-е годы». «Я не опасен и уж точно не могу встречаться, находясь под домашним арестом, с кем-то из лидеров преступных сообществ, многих из которых увидел только здесь», — заверил он и также просил отпустить его под домашний арест.

Прокурор возражал и обратил внимание, что суд апелляционной инстанции не может высказываться о доказанности или недоказанности предъявленного обвинения. «Мы рассматриваем узкий круг вопросов, а именно законность или незаконность вынесенного постановления о продлении содержания под стражей», — указал он. Поэтому просил жалобы адвокатов не удовлетворять. В итоге судья согласилась с прокурором.

Между тем в пятницу, 21 февраля, Савеловский районный суд продолжит рассмотрение по существу уголовного дела в отношении Гафурова.