Ежегодно на конференции министров культуры стран ОИС определяется культурная столица исламского мира. Столица Татарстана также представила свою заявку Ежегодно на конференции министров культуры стран ОИС определяется культурная столица исламского мира. Столица Татарстана также представила свою заявку Фото: rais.tatarstan.ru

«Единственный город, который подал заявку за пределами географии ОИС, — это мы»

«Это признание заслуг наших просветителей, ученых, представителей культуры и искусства, а также знак доверия России со стороны исламского мира», — говорил в минувшую субботу раис Татарстана Рустам Минниханов о присвоении Казани статуса культурной столицы исламского мира в 2026 году. Такое решение, напомним, на прошлой неделе приняли министры культуры стран Организации исламского сотрудничества (ОИС) в Джидде. А сегодня на брифинге в кабмине РТ министр культуры Ирада Аюпова, помощник главы республики Тимур Сулейманов, которые непосредственно защищали заявку Казани в Саудовской Аравии, а также глава ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин рассказали, что все-таки дает этот статус и достойна ли его татарстанская столица.

Казань стала первым городом с 2005 года, когда начала реализовываться программа культурных столиц исламского мира, который получил данный статус и при этом расположен за географией стран ОИС. «Первая культурная столица исламского мира — это Мекка. Конечно, для нас очень почетно быть в списке таких городов, которые общепризнанно являются культурными центрами», — отметил Сулейманов.

«Что даст? Деньги не выделяются…»: Минниханов выбьет Казани «столичный» статус в ОИС?

Позже, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», он рассказал, что у Казани было немало «потенциальных конкурентов». Заочную заявку подают города из всех 57 стран – участников ОИС. Кроме того, у номинированного города должен быть подтвержденный исторический статус, большая научная известность, собственные научно-исследовательские центры, а также учреждения, активно занимающимся индивидуальным и групповым продвижением культуры. Помимо этого, будущая культурная столица исламского мира должна нести выдающийся вклад в мировую культуру.

Ни один из участников конференции не высказался против получения столицей РТ звания культурная столица исламского мира. Напротив, выступление татарстанской делегации вызвало большой интерес Ни один из участников конференции не высказался против получения Казанью звания культурной столицы исламского мира. Напротив, выступление татарстанской делегации вызвало большой интерес Фото: rais.tatrstan.ru

«Могу сказать только одно. Единственный город, который подал заявку за пределами географии ОИС, — это мы. И в итоге были номинированы и поддержаны», — подчеркнул Сулейманов.

При этом, добавила Аюпова, ни один из участников не высказался против получения звания столицей РТ. Напротив, выступление татарстанской делегации вызвало большой интерес. Многие представители других стран (например, из Национального музея Бахрейна) подходили к министру и благодарили за информацию, захотели лично приехать в Казань. Ведь многие не ассоциируют ислам с Россией, поэтому такое количество проживающих у нас мусульман для них было открытием. «Мы недооцениваем себя! Это колоссальный интерес к нам, к нашей культуре», — убеждала Аюпова.

Позже она снова подняла вопрос отсутствия знаний о России и РТ. Министр привела пример с презентации культуры Татарстана в Куала-Лумпур, где о республике не имели широкого представления. А когда коллеги из Малайзии узнали об укладах, доступности образования, инклюзивных проектах в РТ, то начали по-другому относиться и налаживать партнерские взаимоотношения. «О нас ничего не знают в мире! Не надо питать иллюзий — люди живут в своих коробочках, у них действительно очень-очень агрессивное восприятие всего, что находится „вне“. <…> Поэтому у нас есть блестящая возможность показать себя миру, показать нашу историю и миссию этого мероприятия», — подытожила Аюпова.

«Но одно дело, когда ты сам о себе так заявляешь, а другое — когда получаешь признание на международном уровне, тем более от стран Организации исламского сотрудничества. Это уже совсем иной уровень!» — отметил Камиль СамигуллинФото: prav.tatarstan.ru

А что было в заявке?

В 2014 году ДУМ запатентовало товарный знак «Казань — северная столица мусульманского мира», напомнил муфтий. Так город позиционировали на международных площадках (ОБСЕ, ООН, Совет Европы и др.). «Но одно дело, когда ты сам о себе так заявляешь, а другое — когда получаешь признание на международном уровне, тем более от стран Организации исламского сотрудничества. Это уже совсем иной уровень!» — указал Самигуллин.

По его словам, такой статус для Казани на самом деле заслуженный, потому что «татары внесли неоценимый вклад в мировую исламскую культуру». Тут он вспомнил об издании первого в мире печатного Корана «Казан басмасы», который вышел в свет в столице в 1803 году. «Это самая распространенная в мире казанская книга!» — подчеркнул муфтий. Кроме того, в 2022-м, в год празднования 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии, приступили к написанию рукописного Корана. В конце 2024-го работу по его созданию завершили — началась проверка и подготовка к печати. «Алла бирса, напечатаем. Может быть, презентация Корана будет первым мероприятием в год исламской культуры», — выразил он надежду.

Показал Самигуллин и монографию «Возрождение некоторых цепочек богословов Татарстана», которую в прошлом году издал председатель Верховного шариатского суда Бахрейна Ибрахим аль-Мурейхи. На обложке трехтомника изображена мечеть Кул-Шариф. Кроме того, Татарстан — первопроходец в вопросе исламских финансов в России, здесь сильная система исламского образования, самый строгий комитет по стандарту «халяль», четверть всех мечетей РФ располагается в республике (1 605), из них 14 построили в прошлом году, перечислял заслуги РТ Камиль хазрат.

Аюпова также напомнила об историческом наследии Волжской Булгарии, произведении «Кыйсса-и Йосыф» Кул Гали и других известных по всему миру личностях — Шигабутдине Марджани, Галимжане Баруди, Мусе Бигиеве и др.

Казань позиционировали, как «землю исламского просвещения». Поэтому ключевыми станут мероприятия, связанные с наукой Казань позиционировали как «землю исламского просвещения». Поэтому ключевыми станут мероприятия, связанные с наукой Фото: By Nikitin bokeh — Own work, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Как проходила защита и что будет дальше?

Татарстан узнал о программе культурных столиц в 2023 году. В августе Казань посетил гендиректор Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (ICESCO), которая реализует данный проект, Салим бин Мухаммед аль-Малик. После встречи с ним Минниханов и поручил проработать вопрос по заявке Казани. Тогда же, кстати, и началось включение объектов культурного наследия в список ICESCO. Сейчас в нем уже есть обсерватория в Казанском федеральном университете и Казанский кремль. На этапе включения в список — Сабантуй. А в Иннополисе прорабатывается вопрос о создании отдельной кафедры ICESCO для развития взаимодействия в научно-образовательном направлении.

12 февраля на заседании в Джидде выступил Минниханов, на следующий день проходила защита заявок. После нее Аюпова и Сулейманов тоже встречались с главой ICESCO. «Он сделал акцент на том, что, поскольку впервые город вне географии ОИС становится культурной столицей исламского мира, им бы очень хотелось, чтобы участниками наших событий, мероприятий, который в 2026 году запланированы, были различные институты и выдающиеся личности со всего мира», — поделился помощник раиса.

Ирада Аюпова: «[Главное, чтобы] люди, которые приедут сюда, убедились в том, что это звание оправдано» Ирада Аюпова: «[Главное, чтобы] люди, которые приедут сюда, убедились в том, что это звание оправданно» Фото: prav.atarstan.ru

Исламский мир простирается по всему земному шару, и определить единственный центр — географически сложная задача. Для того чтобы транслировать масштабную повестку и проводить общие мероприятия, культурной столице исламского мира обычно выбирают еще 2–3 «побратима». «Вы будете смеяться, но у нас город-побратим в 2026 году — Багдад, — обратила внимание Аюпова. — То место, откуда к нам пришел ислам. Это нереальный символизм». После выступления на конференции Аюпова даже предложила коллеге из «города мира» провести своеобразный флешмоб — воссоздать путь исследования ислама из Багдада в Древний Болгар, чтобы остановиться в ключевых культурных центрах.

Следующий шаг — создание оргкомитета по проведению года и подготовка плана мероприятий. Хотя примерный план уже есть, но пока он включает уже существующие события. Например, форум «Россия – исламский мир: KazanForum», «Изге Болгар җыены», этно-fashion фестиваль «Стиль жизни — культурный код», кинофестиваль «Алтын минбар». Кроме того, Казань позиционировали как «землю исламского просвещения». Поэтому ключевыми станут мероприятия, связанные с наукой, добавила Аюпова.

Само открытие года запланировано на апрель 2026-го. Для «инаугурации» Казани есть «просто великолепная площадка» — новый театр им. Камала, заметили спикеры. А вот закрытие пока намечено на ноябрь.

Говоря о материальной составляющей культурной программы, Аюпова объяснила, что каждое мероприятие уже финансово обеспечено. «Безусловно, дополнительное финансирование потребуется, хотя все те мероприятия, о которых мы говорили, уже у нас сегодня находятся в планах и проходят под эгидой статуса международных мероприятий», — заметила министр.

При этом, добавила Аюпова, министр культуры РФ Ольга Любимова пообещала «всяческую» поддержку со стороны федерального ведомства. «Я могу сказать, что финансовая сторона не самая главная. Эти страны сегодня своей численностью, наверное, охватывают треть земного шара. И если мы в данной ситуации сможем обеспечить достойную географию и трансляцию… [Главное, чтобы] люди, которые приедут сюда, убедились в том, что это звание оправданно», — в заключение добавила Аюпова.