Ильгам Шакиров почти священное имя для татарской культуры. Вчера исполнилось ровно 90 лет со дня рождения главного артиста в истории татарской эстрады. В канун этой даты мы поговорили с людьми, которые знали певца, видели его в профессиональной деятельности и личной жизни. Среди фактов, которые мы собрали для юбилейного материала, есть и хорошо известные, и не слишком растиражированные истории. Как сын «врага народа» прошел свой путь на культурный олимп, почему не стал народным артистом СССР, в какой его песне присутствует дух Джима Моррисона и за что «татарского соловья» ругал Назиб Жиганов — читайте об этом и не только на «БИЗНЕС Online».
Ильгам Шакиров (слева в нижнем ряду) с одноклассниками. Фотография в музее певца Шакирова в деревне Яна-Буляк РТ
Факты из биографии «татарского соловья»
1. Младший ребенок в многодетной деревенской семье. Будущий главный татарский певец родился 15 февраля 1935 года в деревне Яна-Буляк ныне Тукаевского района Татарстана. Ильгам Шакиров был младшим ребенком в многодетной семье. Его отец был репрессирован в 1937-м, роль последнего взял на себя старший брат, позже пропавший без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Поэтому маленький Ильгам с раннего детства узнал, что такое труд и нужда.
2. Односельчане не слишком ценили музыкальный талант. Мальчик любил петь, выступал на школьных утренниках, но мама не слишком поддерживала это увлечение. Да и односельчане к профессии «певец» относились скептически. Согласно известной истории, то ли реальной, то ли анекдоту, уже известный певец Шакиров, приехав на малую родину, был озадачен вопросом от земляков: «Ну что, Ильгам, все поешь, работу так и не нашел?»
3. В школе написал сочинение в стихах. Творческие же таланты ребенка были разнообразными. Когда в школе учительница дала задание написать сочинение на тему «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», Шакиров написал его в стихах, в итоге получилась настоящая поэма.
4. Хотел стать прокурором. Арест отца повлиял на положение семьи Шакировых в деревне. Из-за этого очень переживал подросший Ильгам, поэтому хотел стать прокурором, чтобы отомстить тем, кто обижал его семью.
5. Мог стать преподавателем математики. После школы Шакиров поехал поступать в Елабужский педагогический техникум, где планировал отучиться на преподавателя математики (он лучше всех знал предмет в школе). Но в учебное заведение будущего певца не взяли. Как потом признался преподаватель, принимавший у него экзамен в Елабуге, в анкете абитуриента стояла пометка «сын врага народа». Таких зачислять было нельзя.
6. Получил консерваторское образование. В 1954-м наш герой поступил в Казанское музыкальное училище, а уже через год был принят на вокальный факультет Казанской государственной консерватории, которую и окончил в 1960-м по специальности «вокал».
7. На большую сцену впервые вышел в 1957-м. В 1957 году в театре оперы и балета им. Джалиля проходил конкурс молодых исполнителей. Татарский самородок исполнил там «Кара урман шаулый» Салиха Сайдашева. За это исполнение его хвалила Елена Амбросимова — педагог Шакирова в консерватории, ждавшая его за кулисами. «Видишь, дорогой Ильгам, можно, сохраняя национальный колорит, татарский моң, петь, используя профессиональную вокальную технику», — сказала тогда супруга другого легендарного педагога композитора Альберта Лемана.
8. Награда за арию из оперы «Рабочий». Тогда же, в 1957-м, на первом фестивале молодых исполнителей Шакиров исполнил арию Нигъмата из оперы «Эшче» («Рабочий») Султана Габяши. Это один из первых примеров национальной оперы на татарском языке на историко-революционную тему. За это певец получил диплом первой степени.
Для коллектива артист специально искал музыкантов, играющих на электрогитаре (тогда в РТ таких фактически не было). Искал со словами: «Мне нужна плоская гитара, которая электрическая»
9. Всего одна запись в трудовой книжке. Единственная запись в трудовой книжке Шакирова — работа в Татарской филармонии им. Тукая, которая началась в 1960 году. Артист трудился здесь художественным руководителем филармонии, преподавателем вокала и ведущим солистом. Общий трудовой стаж в филармонии составил почти 60 лет.
10. Создал один из первых в ТАССР вокально-инструментальных ансамблей. «Идель» — один из первых ВИА в нашей республике, который Шакиров собрал вместе с Вадимом Усмановым. Для коллектива артист специально искал музыкантов, играющих на электрогитаре (тогда в ТАССР таких фактически не было). Искал со словами: «Мне нужна плоская гитара, которая электрическая».
«Идель» — один из первых ВИА в нашей республике
11. Ему так и не дали звание народного артиста СССР. Артисты такого масштаба, конечно, должны получать звание народного артиста СССР. Но Шакиров так и остался без него и, как говорят, сильно из-за этого переживал. Вроде бы без звания он остался в том числе и потому, что, как и многие творческие личности, был на ты с вредными привычками. «А может, он и выпивал, потому что не получил должного признания?» — говорит один из собеседников газеты, лично знавший Шакирова.
12. Получил звание народного артиста Каракалпакии. Шакиров потрясающе исполнял разные народные песни (узбекские, казахские, башкирские), а за исполнение каракалпакских композиций в 1981 году ему присвоили звание народного артиста Каракалпакии, тогда автономной республики в составе Узбекской ССР.
13. Последняя прижизненная пластинка Шакирова вышла в 1993 году. «Чатырлар» — одна из самых любопытных пластинок певца. Часть композиций на ней записана с симфоническим оркестром, часть — с группой «Идель». Ее в 1993-м выпустила московская фирма «Апрелевка-Саунд», которая возникла на базе Апрелевского завода грампластинок (предприятие откололось от звукозаписывающей студии «Мелодия» в 1991-м).
14. 80-летие артиста отметили в Государственном Кремлевском дворце. В марте 2015 года концерт по случаю 80-летия Шакирова в московском Государственном Кремлевском дворце собрал аншлаг — 6 тыс. зрителей. Среди тех, кто поздравлял юбиляра, были Иосиф Кобзон и Надежда Бабкина. По рассказам очевидцев, Шакиров сам хотел выйти на сцену, но из-за переживаний почувствовал себя плохо, отказался от выступления и уехал после первого отделения.
15. Его похоронили на Ново-Татарском кладбище. Умер Шакиров 16 января 2019 года, не дожив месяц до своего 84-летия, после долгой и продолжительной болезни. Гражданская панихида в театре им. Джалиля собрала всю республиканскую элиту, а зал Казанской оперы не смог вместить всех желающих проститься с легендой. Похоронили «татарского соловья» на Ново-Татарском кладбище, рядом с государственным деятелем Альбертом Камалеевым, татарскими учеными Мирзой Махмутовым и Миркасымом Усмановым.
16. Кому вручают республиканскую премию имени Шакирова? Имя Шакирова носит республиканская премия, которая вручается раз в два года в трех номинациях: «Вокал» (мужчины), «Вокал» (женщины), «Народное пение» (артист самодеятельности). Одним из первых ее лауреатов стал Филюс Кагиров, которого называют главным музыкальным наследником Шакирова.
17. Как увековечена память об артисте? Имя певца получил 3-тысячный концертный зал в «Казань Экспо» и проспект на окраине Казани.
18. В театре его сыграл Раиль Шамсуаров. Главный театральный хит Казани этого года — спектакль «Альфия Авзалова. Путь в вечность» Айдара Заббарова. Билеты на премьеру, посвященную жизни и творчеству Альфии Авзаловой, становятся дефицитом. Отношения двух легенд — Шакирова и Авзаловой, которым приписывали длительный роман, — одна из так до конца и неразрешенных интриг в истории татарской эстрады. Шакирова в спектакле сыграл актер Раиль Шамсуаров.
«Татарский соловей» самостоятельно изучал татарский фольклор, находил старинные мелодии
Каким артистом и музыкантом был Шакиров
19. Энциклопедические знания татарской музыки. На своих концертах и выступлениях Шакиров очень часто рассказывал истории о той или иной песне, вел просветительскую деятельность. В том числе за это его называли продолжателем традиций Габдуллы Тукая, который в 1910 году в «Восточном клубе» читал лекции «Халык әдәбияты» («Народная литература»), где также рассказывал о татарских песнях.
20. Изучал татарский музыкальный фольклор. «Татарский соловей» самостоятельно изучал татарский фольклор, находил старинные мелодии. Причем сам обрабатывал музыкальные находки, доводил до «лучшего звучания» и возвращал на сцену. Например, так появился хит «И, җаный җанашым».
21. Сам писал музыку, но скрывал это. Шакиров был одарен не только вокально, он писал музыку, сочинял мелодии. При этом был настолько скромный, что не афишировал этого, потому немногие знают, что музыка многих популярных композиций Шакирова именно его авторства: «Син сазыңны уйнадың» на слова Наки Исанбета, «Бик еракта идек без» (на пластинке «Чатырлар» даже написано, что это «татарская народная песня), «Бер алманы бишкә бүләйек» на слова Разиля Валеева. Он говорил, что музыка его песен «народная».
За два дня вместе со своим «любимым» баянистом, мультиинструменталистом Рустамом Валеевым записал около 30 татарских народных песен и выпустил их на кассете
22. Хотел издать сборник татарских народных песен. Еще в советское время Шакиров пошел в татарский обком с предложением — выпустить альбом из 100 народных песен, в который нужно включить как самые древние мелодии, так и современные песни, включая разные жанры — частушки, баиты и т. д. Предложение певца выслушали, одобрили, но ничего так и не сделали.
23. Записал сборник татарских песен за два дня. Спустя много лет, будучи уже в возрасте, Шакиров почти осуществил свою идею. Он пришел в студию звукозаписи на улице Горького, 15, где за два дня вместе со своим любимым баянистом, мультиинструменталистом Рустамом Валеевым записал около 30 татарских народных песен и выпустил их на кассете.
24. Из Финляндии привез песню «Туган ил». Шакиров привез из Финляндии песню «Туган ил», ставшую популярной не только у финских татар, но и у нас в республике.
25. Одинаково хорошо пел и русские народные песни. Татарский баритон прекрасно пел и русские народные музыкальные произведения, которые изучал в Казанской консерватории. Существовала даже запись с исполнением Шакировым русских песен, но, к сожалению, до наших дней она не сохранилась.
26. Давал «полезные советы» композиторам. Шакиров не просто исполнял готовые песни коллег, а вносил в них свои существенные правки. Он умел обработать и дополнить произведение так, чтобы оно зазвучало по-новому. Даже легендарный композитор Рустам Яхин, вспоминают наши собеседники, признавался, что Шакиров давал «полезные советы», когда они вместе работали.
Татарский баритон прекрасно пел и русские народные музыкальные произведения, которые изучал по учебной программе в Казанской консерватории
27. Натан Рахлин признал, что вариант «Китмә, сандугач» Шакирова лучше. Однажды во время исполнения Шакировым «Китмә, сандугач» основатель Государственного симфонического оркестра Татарстана Натан Рахлин остановил его и сказал: «Нет, здесь не те ноты». На что певец ответил: «Хорошо, я спою как надо, а потом свой вариант». А после спросил у Рахлина, какой вариант лучше. «Ваш лучше», — ответил дирижер.
28. Его голосу были подвластны оперные арии. Учась в консерватории, Шакиров исполнял и записывал оперные партии. Например, арии Онегина, Фигаро, он даже записал партию царя Ксеркса из одноименной барочной оперы Генделя и многие другие баритональные партии. Их артист пел в начале карьеры на концертах по стране.
Портрет Ильгама Шакирова в Казанском музыкальном колледже им. Аухадеева
29. Любил выступать под аккомпанемент фортепиано. Шакиров очень уважал камерное пение. Часто его аккомпаниаторами выступали такие известные композиторы, как Ренат Еникеев и Александр Ключарев.
30. Был музыкальным «хулиганом». Вместе с ВИА «Идель» его фронтмен Шакиров «хулиганил» с музыкальным звучанием, вставляя в татарские песни джазовые соло на саксофоне и рок-н-рольные гитарные партии. Например, это можно услышать в аранжировках к песням «Гольмәрьям», «Сәрбиназ», «Җәй айлары», «Чулпан» и др. Так певец вместе со своими музыкантами дал новый импульс татарской эстраде, сохранив народные мотивы и мелизматику.
31. В песне Шакирова цитировались The Doors. Уровень продвинутости татарской эстрады тех лет характеризует один маленький факт — в песне «Идел буе каеннары», исполнявшейся Шакировым, звучит проигрыш из композиции Hello, I Love You от великих The Doors Джима Моррисона.
Певец вместе со своими музыкантами дал новый импульс татарской эстраде, сохранив народные мотивы и мелизматику
32. Первым спел запрещенный куплет «Туган тел». «Татарский соловей» стал первым исполнителем, спевшим четвертый куплет стихотворения Тукая «Туган тел». В нем речь шла о молитве, Аллахе, и в советское время эти строки запрещали, даже не печатали в учебниках.
33. Спел с рэпером. На первом своем выступлении на «Татар җыры» в 2007 году народный артист удивил публику, выступив с татарским рэпером Шакуром (Алмаз Курбанов). Они исполнили песню «Бик еракта идек без». Сольно в этот же вечер Шакиров спел «И, җаный җанашым», причем сидя из-за болезни.
Отношения с великими: Жиганов, Яхин, Пахмутова
34. Если бы не Ильяс Аухадеев, Шакиров мог бы вернуться в деревню. Когда Шакиров приехал в Казань поступать в консерваторию в 1954 году, то не успел на вступительные экзамены. По счастливой случайности он попал к Ильясу Аухадееву, который тогда работал директором Казанского музыкального училища (его имя сейчас носит Казанский музыкальный колледж). Услышав Шакирова, он сразу зачислил в студенты будущую звезду татарской эстрады.
Жиганов заставил Шакирова подписать распределение на работу в филармонию Казани
35. Назиб Жиганов не отпустил в Уфу. Когда Ильгам-абый учился в консерватории, в Казань из столицы Башкортостана приехал агент, который пригласил Шакирова работать на уфимское радио, обещал «зарплату, квартиру». Но когда об этом узнал ректор Казанской консерватории Назиб Жиганов, то вызвал к себе певца, стал его ругать и заставил подписать распределение на работу в местную филармонию.
36. Творческий дуэт с Рустемом Яхиным. Много лет композитор, автор гимна Татарстана Яхин дружил и работал с Шакировым. В этом творческом дуэте родилось немало ярчайших и знаковых татарских песен, одна из которых — «Китмә, сандугач». Когда Яхин презентовал ее Шакирову, тот воскликнул: «У тебя получился соловей, который искупался в шампанском!» (имея в виду, что композитор написал хит).
37. Дружба с Александром Ключаревым. Шакиров очень дружил с пианистом, педагогом и композитором Ключаревым, с которым они часто выступали вместе. Певец был уверен, что Ключарев знал татарскую музыку и татарский язык лучше любого татарина. Более того, татарский самородок настолько восхищался музыкой Ключарева, что восклицал: «Эх, если бы я был сопрано, то пел бы и другие его произведения».
38. «Туган җирем, Татарстан» благодаря Шакирову чуть не стала гимном республики. «Туган җирем, Татарстан», известную песню Ключарева, Шакиров почти превратил в гимн нашей республики. Настолько популярным стало произведение, когда его пел народный артист РТ.
39. Ренат Еникеев начинал как аккомпаниатор Шакирова. Будущий знаменитый татарский композитор Еникеев начинал свою творческую деятельность как аккомпаниатор Шакирова, вместе они в 1960-е ездили на концерты в Ленинград.
40. Поразил Мстислава Ростроповича своим пением. На концерте в Московском институте инженеров-дорожников в 1974-м Шакиров пел «Иске кара урман». За кулисами тогда стоял знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович, который, посмотрев выступление татарского певца, сказал ему: «Ты меня, Ильгам, просто убил, завтра ко мне в гости, пожалуйста». Последняя их встреча состоялась в 2004 году, когда Ростропович приезжал в Казань в рамках тура со своей супругой Галиной Вишневской, они выступали в ГБКЗ им. Сайдашева, куда пришел Шакиров.
41. Приятельствовал с актером Евгением Моргуновым. В 1980-е на отдыхе в Ялте Шакиров познакомился с известным советским актером Евгением Моргуновым, который каждый сентябрь отдыхал там в Доме актера. После знакомства они продолжали общаться.
42. Был знаком с Александрой Пахмутовой. В 1970-е Шакиров знакомится с композитором Александрой Пахмутовой. Существует даже записка, которую она оставила артисту. «Уважаемому Ильгаму Шакирову с искренними пожеланиями счастья и творческих успехов. А. Пахмутова», — говорится в той самой записке, сделанной на нотном листе 25 марта 1970 года.
43. В Ялте его объявлял Николай Крючков. В одной из поездок наш герой оказался на концерте популярных советских актеров, приехавших с программой «Мы из кино». Среди них были Георгий Вицин и Николай Крючков, выступавшие в Ялтинском драмтеатре им. Чехова. В какой-то момент Крючков со сцены объявил, что среди зрителей сидит великий татарский певец Шакиров! Весь зал встал и долго хлопал артисту.
44. Как Кобзон поздравил Шакирова с юбилеем. На уже упомянутом концерте в Государственном Кремлевском дворце в честь 80-летия Шакирова с проникновенной речью выступил великий Кобзон. «Я счастлив за моего коллегу, мы одного поколения. Я так рад, что в Татарстане есть такой прекрасный певец. Уже на протяжении многих лет я сам выхожу на эстраду, уже 55 лет, — произнес легендарный советский артист и сорвал аплодисменты. — И каждый раз, когда я видел на афишах имя и фамилию Ильгама Шакирова, я радовался не только за него, я радовался за тех татар, которые создали это имя… Я рад за вас и благодарен всем вам за то, что вы пришли увидеть и поздравить свою легенду, своего любимого национального певца Ильгама Шакирова. Ильгам, стареть — юк, а вот с девушками ходить — эйе».
Не преподавал, но был наставником
Шакиров сыграл большую роль в становлении специалистов, таких как Габдельфат Сафин, Фердинанд Салахов, Салават Фатхетдинов и многих других
45. Проявлял яркие педагогические способности. Еще одна грань таланта Шакирова — педагог-наставник. Он хоть и не преподавал, но, будучи художественным руководителем филармонии им. Тукая, сыграл большую роль в становлении таких артистов, как Фердинанд Салахов, Габдельфат Сафин, Салават Фатхетдинов и многих других.
46. Наставлял не только вокалистов. Наставнические качества проявлялись не только в общении с вокалистами, но и прочими музыкантами, аккомпаниаторами, концертмейстерами, которых Шакиров «заставлял» учить, играть и сочинять сольные произведения. Например, баяниста Рамиля Курамшина, который благодаря ему сочинил свои хиты.
47. «Читал лекции» студентам ленинградских вузов. В 1965–1966 годы во время гастролей в Ленинграде Шакиров проводил встречи со студентами-татарами, которые тогда учились в Северной столице. Это были студенты педагогического института, Ленинградской консерватории, театра музыки и кино и т. д. На встрече он рассказывал, как развивается татарское музыкальное искусство. Своего аккомпаниатора, композитора Еникеева, он тогда заставил студентам сыграть «Лунную сонату» Бетховена и сказал: «Смотрите, вот парень, татарин, играет „Лунную сонату“. Могли вы себе представить, что до таких высот дойдет татарское исполнительское искусство?»
48. Благодаря певцу Разиль Валеев начал писать тексты песен. Когда будущий народный поэт Татарстана Разиль Валеев еще учился в Литературном институте в Москве, к нему в общежитие пришел Шакиров и, вспоминал сам Валеев в одном из интервью, «заставил» за два часа написать песню «Дулкын» («Волна»). До этого момента поэт не планировал писать тексты песен. Потом у творческого дуэта Шакиров – Валеев появились «Таң җыры», «Бер алманы бишкә бүләйек» и многие-многие другие композиции. Кстати, Валеев — последний, кто навестил Шакирова. 15 января он пришел к певцу в гости, а уходя, долго пожимал ему руку, будто зная, что больше они не увидятся.
49. Если бы не Шакиров, не было бы Хайдара Бигичева. Супруга легендарного Хайдара Бигичева Зухра Сахабиева, рассказал директор филармонии им. Тукая Кадим Нуруллин, однажды призналась: если бы Ильгам Гильмутдинович не приехал с выступлением в деревню Чембилей Нижегородской области, где родился Бигичев, то он, она сама и многие другие не поехали бы поступать в Казанскую консерваторию. Все настолько были влюблены в Шакирова, что тоже захотели стать певцами. Фактически он открыл новую эпоху татарского исполнительского искусства и «заставил» общество посмотреть на песню по-другому.
50. Впервые вывел на сцену Венеру Ганиеву. После окончания Казанской консерватории молодую Венеру Ганиеву отправили с Шакировым на концерт в деревню. Ее тогда не знали как певицу, и, когда объявили, в зале стояла тишина, никто не хлопал. От страха и волнения она даже не смогла выйти на сцену, так и стояла за кулисами. Тогда вышел Шакиров: «Вы что таращитесь как истуканы? Сейчас к вам выйдет певица Венера Ганиева. Это ее первый выход на сцену. У нее очень большое будущее. Как вы ее встретите, такой ее и ждет творческий путь. Встречайте. На сцене — Венера Ганиева», — скомандовал он публике. Конечно, публика тепло встретила начинающую артистку.
Баянист Рустам Валеев стал заслуженным артистом РФ именно благодаря Ильгаму-абыю, который настаивал, чтобы Валеев учил сольные партии и выступал самостоятельно
51. Рустам Валеев стал заслуженным артистом РФ благодаря Шакирову. Баянист Рустам Валеев стал заслуженным артистом РФ именно благодаря Ильгаму-абыю, который настаивал, чтобы его аккомпаниатор учил сольные партии и выступал самостоятельно.
52. Учил молодых артистов правильно «открывать рот» во время пения. Мэтр татарской эстрады нередко давал полезные советы коллегам. Например, объяснял, что эстрадному певцу не нужно широко раскрывать рот (сам тоже так не делал), это надо только оперным певцам.
53. Встретил случайно Айдара Файзрахманова и записал с ним песню. Нынешний худрук Татгосфилармонии Айдар Файзрахманов вспоминает, что как-то встретил Шакирова в радиокомитете и это имело творческий итог: «Он увидел меня и сказал: „Мне Айдар будет играть!“ И тогда сбылась моя мечта — я записал с ним песню „Сарман“, которая сохранилась и до сих пор звучит».
Татары в Азербайджане особенно любили Шакирова, т. к. для них он олицетворяет Татарстан, Казань и татарский народ
География выступлений
54. Поддерживал финских татар. Шакиров имел очень тесные контакты с татарами, которые живут в Финляндии, благодаря им он знакомился с западной культурой, музыкой, книгами и кино.
55. Объездил всю Среднюю Азию. Киргизия, Узбекистан, Казахстан и т. д. — везде на концерты Шакирова выстраивались очереди. Приходили семьями, причем каждая забирала его потом в гости. Два часа приходилось сидеть у одних, а дальше другая семья забирала. И он почти не позволял себе отказывать, не хотел обижать.
56. Привез рубашки Фердинанду Салахову из Чехословакии. Шакиров был модником и коллегам тоже любил делать хорошие подарки. Например, он привез коллеге Салахову две рубашки из Чехословакии с гастролей. Певец и педагог Салахов носил их больше 20 лет. Сейчас одна из них хранится в музее филармонии им. Тукая, другая — у самого артиста.
Киргизия, Узбекистан, Казахстан и т. д. — везде на концерты Шакирова выстраивались очереди
57. Для бакинских татар Шакиров олицетворяет татарский народ. В 1972 году «татарский соловей» отправился на гастроли в Баку. Татары в Азербайджане особенно любили Шакирова, т. к. для них он олицетворяет Татарстан, Казань и татарский народ.
58. Был «москвичом» с 1950-х. Интересные слова произнес на концерте в честь 80-летия Шакирова в Москве полпред РТ в РФ, вице-премьер Татарстана Равиль Ахметшин. «Уже с 50-х все московские парки, все московские дворцы помнят голос Ильгама Шакирова. Он москвич с 50-х годов. Действительно, много песен подарил всем поколениям: нашим родителям, детям, сыновьям, внукам», — заявил со сцены Государственного Кремлевского дворца Ахметшин.
59. Спас концерт после того, как в клубе отключилось электричество. В деревне Нурлаты Буинского района в 2001-м открылся новый клуб. На открытии были чиновники, министры, пригласили выступить молодых татарских исполнителей, маститых артистов, а хедлайнером, конечно, был Ильгам-абый. Увы, электрическая подстанция не была рассчитана на такое напряжение, и, пока ведущие произносили вступительную речь, отключилось электричество, техника, микрофоны перестали работать. Образовалась пауза, молодые артисты за кулисами в страхе, как горячую картошку, начали передавать друг другу микрофон со словами: «Я не выйду, без микрофона петь не буду». А ведущие не знали, кого объявить. Всех спас Шакиров, который уверено произнес: «Борчылма, иптәш министр (Зиля Валеева — министр культуры РТ — прим. ред.), үзем хәзер чыгам. Микрофонсыз җырлыйм» («Не беспокойся, товарищ министр, сам сейчас выйду. Спою без микрофона»). Получился мини-концерт Шакирова, который пел и а капелла, и под баян, общался со зрителями, пока не восстановили электричество.
60. Спел песни на открытии мечети (хотя ему запретили). В Самарской области отмечали 300-летие постройки мечети, проводился большой праздник, куда пригласили Ильгама-абыя. Как рассказывал баянист Рустем Валеев, «бабаи» дергали артиста, мол, петь не надо, здесь религиозный праздник. Шакиров пообещал, что петь не будет, только исполнит мунаджаты, а сам, поднявшись на сцену, исполнил 5–6 песен, за что люди проводили его овациями.
Сентябрь 1982 года
Смелый и с чувством юмора: каким был Шакиров-человек?
61. Считал моң одним из важных признаков татарина. Шакиров говорил в одном из интервью: если человек сохраняет в себе татарский моң, то он остается татарином.
62. Даже став знаменитым, жил очень скромно. В 1960–1970-е Ильгам-абый был уже знаменит, но все еще жил в однокомнатной квартире без воды. Нормальное жилье ему выделили, только когда у руля республики встал ее первый президент Минтимер Шаймиев.
63. Не любил долгих оваций. Около 15 лет назад Ильгам-абый вместе с Сафиным давал концерт в Москве, где давно не выступал. Зрители соскучились по нему настолько сильно, что, когда Шакиров вышел на сцену, зал очень долго аплодировал ему стоя. Сперва певец в знак признательности наклонил голову, но аплодисменты не смолкали так долго, что у него лопнуло терпение, и он сказал: «Хватить дурачиться, садитесь на свои места, я приехал сюда петь». И добавил крепкое словцо. Люди сели, но после первой же песни эффект был тот же: зрители вскочили с мест и долго аплодировали.
Шакиров предпочитал модные костюмы, галстуки с интересными принтами, в молодости носил трендовые плащи, тренчи
64. Одевался со вкусом. Почти каждый наш спикер отметил чувство стиля, которое было у Шакирова. Он предпочитал модные костюмы, галстуки с интересными принтами, в молодости носил трендовые плащи, тренчи. И все на нем смотрелось стильно, потому что он был «высокий и худощавый». Его поклонники – финские татары даже присылали ему модные луки из Хельсинки.
65. Выходил на сцену в джинсах-клеш. О любви к моде говорит и то, что Шакиров вместе с музыкантами из «Идель» выходил на сцену в джинсах-клеш, с длинными волосами, у кого-то были бороды, что считалось недопустимым в те времена.
66. Тщательно планировал, в чем выступать. Шакиров педантично готовился к каждому концерту, причем касается это не только голоса, но и внешнего вида. Костюм, галстук, прическа, носки — все должно было быть идеально. По воспоминаниям народной артистки РФ и РТ Зили Сунгатуллиной, она даже делала ему начес перед выступлением.
67. Однажды его вместе с музыкантами чуть не избили за «хипстерский вид». На Северном Кавказе, в одном из городов, после концерта в гостиницу артистов ворвались несколько молодых людей, готовых поколотить волосатых музыкантов за их «хипстерский вид». Они стучались в номер артистов, и тут Шакиров начинает всех спасать: бросает на пол коврик, встает на него, дверь открывается, и он громогласно начинает распевать: «БисмилЛяхи-Рахмани Рахим». Тут у суровых парней резко меняется настрой, а Ильгам-абый им объясняет, что татары тоже мусульмане. Напряжение, конечно, спало, и все перешло в дружескую беседу.
68. Был смелым, не боялся партийных чиновников. К внешнему виду артиста и всего коллектива «Идель» возникали вопросы и у райкома партии. Их однажды вызвали на разговор. «Ильгам Гильмутдинович, ну как так получилось? Вы же народный артист, представитель коммунистической культуры, а сами позволяете своей музыкальной группе выступать в таком непристойном виде, неопрятном», — журили его. В ответ Ильгам-абый показал на портрет бородатого Фридриха Энгельса, висевший в кабинете, и спросил: «А почему ему можно, а им нельзя?»
69. Спас казанского оператора и режиссера Юрия Гвоздя от увольнения. За то, что качал права на собраниях, известного казанского оператора и режиссера Юрия Гвоздя однажды не хотели аттестовывать и пригрозили уволить. Тогда он стал собирать подписи в свою поддержку от разных людей, и первым, кого он встретил, оказался Шакиров, который сразу согласился помочь и подписал письмо. Увидев на нем подпись самого Шакирова, еще 15 человек оставили «автограф» в поддержку Гвоздя, и его аттестовали.
«Әнекәш, на дороге бойся камазиста, тракториста и мотоциклиста. Потому что камазист сидит высоко, ему ничего не будет. Җунне кеше (нормальный человек) на мотоцикл не сядет, а на тракторе трезвым никто не ездит»
70. Шакирову не нравился памятник Бутлерову в центре Казани. Певцу не нравился памятник химику Александру Бутлерову в Ленинском садике Казани. По мнению певца, Бутлеров, чей предок взрывал стены Казанского кремля в 1552 году, сидит на памятнике как «хозяин Казани». Шакиров считал, что лучше бы поставили памятник кому-то из выдающихся деятелей татарской культуры.
71. Не любил мотоциклы. Факт скорее шуточный, но характеризует «татарского соловья» как человека с хорошим чувством юмора. В 1990-е во время гастролей «Жигули», где Ильгам-абый сидел рядом с водителем, чуть не влетел в трактор, неожиданно выскочивший с поля. Певец тогда сказал водителю: «Әнекәш, на дороге бойся камазиста, тракториста и мотоциклиста. Потому что камазист сидит высоко, ему ничего не будет. Җунне кеше (нормальный человек) на мотоцикл не сядет, а на тракторе трезвым никто не ездит», — добавил он с улыбкой.
Почти каждый год старался отдыхать в любимой Ялте, т. к. считал, что морской воздух Крымского полуострова полезен для его «высокого баритона»
Увлечения артиста
72. Писал арабской графикой. Ильгам-абый любил на арабском языке делать пометки, записи, например, сидя в жюри музыкального конкурса. На одном из таких мероприятий, вспоминает народная артистка РФ и РТ Сунгатуллина, она спросила, что Шакиров написал об одном из конкурсантов. Артист показал ей тетрадь с записями на арабском и сказал: «На, читай».
73. Любил творчество Гамиля Афзала. Певец не просто увлекался сатирическими произведениями татарского поэта Гамиля Афзала, но и заучивал наизусть его стихи. А Афзал посвятил Шакирову стихотворение «Җырла, дус».
74. Цитировал монологи Аркадия Райкина. Наш герой восхищался творчеством Аркадия Райкина, особенно любил пересказывать его монолог «Беседа о вреде самогона», где на общественном собрании докладчик журит пьяницу словами: «Все из-за вина, все из-за вина. Может, тут, конечно, и наша вина, что вовремя не предупредили, не провели беседу».
75. Слушал Тома Джонса, АВВА, The Beatles. Музыкальный вкус татарского самородка не ограничивался народными песнями. Например, он слушал пластинки шведского квартета АВВА, британского исполнителя Тома Джонса, которого все знают по хиту Sex Bomb, и, конечно, The Beatles, которые ворвались в музыкальное мировое пространство в 1960-е.
76. Каждый год отдыхал в Ялте. Здоровью Шакиров уделял серьезное внимание, особенно своему голосу. Почти каждый год старался отдыхать в любимой Ялте, т. к. считал, что морской воздух Крымского полуострова полезен для его «высокого баритона».
77. Читал запрещенные книги. В середине 1970-х годов в Казахстане издали книгу Олжаса Сулейманова «АЗ и Я», но через какое-то время решением ЦК КПСС на нее наложили запрет и изъяли из библиотек. Но у Ильгама-абыя эта книга уже была, и он ее берег.
78. Любил жареную картошку с луком. Специально для него блюдо готовили в кафе «Кукан», куда Шакиров любил заглядывать после гастролей. Более того, когда здоровье его начало подводить, он часто ходил обедать или поужинать именно в «Кукан». Любил также легендарную закрытую пиццу с томатным соком.
79. «Пристрастился» к дошираку. Во время гастролей по Сибири, 20 лет назад, полюбил доширак. Это для певца был целый ритуал: он заваривал макароны в пиале и крошил туда лук, чеснок, специи.
80. Любил чай с молоком, а не «молоко с чаем». Во время поездки в Тюмень в 2001 году для участия в избирательной кампании Сергея Собянина, который тогда баллотировался на пост губернатора Тюменской области, в поезде Шакирову предложили чай и спросили, добавить ли молока, на что он ответил: «Наливай, только чтобы это был чай с молоком, а не молоко с чаем».
Будучи уже в возрасте, Ильгам-абый просил отвезти его на озеро Лебяжье, где любил пройтись по местам воспоминаний
81. Пока позволяло здоровье, любил гулять на Лебяжьем. Когда Ильгам-абый уже в пожилом возрасте чувствовал себя хорошо, то просил отвезти его на озеро Лебяжье, где любил пройтись по местам воспоминаний. Здесь он в молодые годы встречался с корифеями татарской литературы: Туфаном Миннуллиным, Гараем Рахимом и т. д. В 1960–1980-е годы на Лебяжьем находился Дом творчества татарских писателей.
Интересные факты
82. У Шакирова был абсолютный слух. Услышав мелодию, Шакиров брал чистый лист и тут же записывал ноты. Не у всех вокалистов встречается такая способность, подчеркивают наши спикеры.
Первая любовь Шакирова — финская татарка по имени Рәхилә
83. Первую любовь встретил в Финляндии. В 1968 году Шакиров вместе с Риммой Ибрагимовой, Айратом Арслановым и другими артистами отправился на гастроли в Финляндию. Там он и встретил свою первую (и, говорят, единственную) любовь — финскую татарку по имени Рәхилә. Вместе они быть не смогли, у девушки была старенькая больная мама, которую она не могла оставить. Увиделись вновь возлюбленные спустя 34 года, когда у татарского артиста были пятидневные гастроли в Финляндии. Артист подарил ей белую шаль, которую она не снимала все время, пока он не уехал. Все эти дни пара провела вместе.
84. Спектакль «Голубая шаль» с участием Шакирова превращался в концерт. В 1956 году, когда оправдали посмертно Карима Тинчурина, первым его «Голубую шаль» поставил режиссер Ширьяздан Сарымсаков. Спектакль шел в июне 1957-го все 30 дней подряд. Когда Шакиров выходил в ходе постановки петь «Кара урман», спектакль превращался в концерт. Звучали аплодисменты, песню просили повторить на бис несколько раз. В итоге спектакль в четырех действиях с тремя антрактами начинался в половине восьмого вечера и шел до полуночи.
В 1950-е Шакиров пел на радио, популярность пришла к нему быстро
85. В 1956 году поклонница прислала ему коймаклар (оладьи). В 1950-е Шакиров пел на радио, популярность пришла к нему быстро. Редакцию радиостанции заваливали письмами. Писали сироты, родители, потерявшие детей, и поклонницы. Одна из них прислала ему оладьи и написала: «Дорогой Ильгам, наша любовь к тебе так велика, что мы хотели позвать тебя в баню и накормить оладьями, приготовленными на масле, но слишком далеки расстояния, слышим тебя только по радио. Пожалуйста, попробуй оладьи, которые я приготовила. С любовью, Савия».
86. Прощальный концерт в день 75-летия. Свой прощальный концерт Шакиров устроил в Татгосфилармонии 15 февраля 2010 года, на свое 75-летие. Со сцены он скромно сказал, что татарский народ будет жив, пока будет жива татарская песня.
87. «Золотой Аполлон» Шакиров. Среди достижений «татарского соловья» есть и такое — награда фонда им. Чайковского «Золотой Аполлон» 2000 года.
Согласно данным «Яндекс.Музыки», у Шакирова 37 тыс. прослушиваний на этом сервисе за месяц
88. Последний портрет. Последний прижизненный портрет Шакирова нарисовал народный художник Татарстана Рифкат Вахитов.
89. «Ангел-хранитель» Ильхам Хазиев. В заключительные дни жизни рядом с певцом был его многолетний личный помощник Ильхам Хазиев.
90. Слушают ли сегодня Шакирова? Согласно данным «Яндекс.Музыки», у Шакирова 37 тыс. прослушиваний на этом сервисе за месяц.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.