Как накануне признался журналистам председатель комитета Госдумы Павел Крашенинников, он сам подписался под этой поправкой. Однако депутат затруднился назвать общее количество поступивших на данный момент поправок, уточняя, что будет «две-три таблицы поправок» Как накануне признался журналистам председатель комитета Госдумы Павел Крашенинников, он сам подписался под этой поправкой. Однако депутат затруднился назвать общее количество поступивших на данный момент предложений, уточняя, что будет «две-три таблицы поправок» Фото: Елена Колебакина-Усманова

Регионам дали право, а у Татарстана еще два предложения

Уже через неделю, 17 февраля, комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству вновь рассмотрит поправки, которые поступили ко второму чтению законопроекта о реформе местного самоуправления. А сам законопроект, как ожидается, могут рассмотреть во втором чтении уже 18 февраля. Скандальная инициатива о ликвидации сельсоветов, которую предложили Павел Крашенинников и Андрей Клишас, в прошлом году вызвала резкую критику Татарстана. Республика настолько активно отстаивала свою позицию, что в итоге рассмотрение инициативы перенесли. Татарстан с облегчением выдохнул, но, казалось, готов и дальше продолжать битву. «Если вдруг реанимируют, мы вновь активно включимся в этот процесс», — обещал спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин.

Тем не менее законопроект не отклонили и не забыли, а буквально сразу после выхода с зимних каникул занялись его доработкой. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что будет подготовлена межфракционная поправка, которая позволит регионам самостоятельно принимать решение — оставаться на двухуровневой системе или переходить на одноуровневую. Как накануне признался журналистам председатель комитета Крашенинников, он сам подписался под этой поправкой. Однако депутат затруднился назвать общее количество поступивших на данный момент предложений, уточняя, что будет «две-три таблицы поправок». «Те поправки, которые приняты, сохранились. Их будет немного, но они будут большие», — сказал глава комитета.

Все-таки отстояли сельсоветы? Володин согласился с Татарстаном по реформе МСУ

Самое главное изменение, по его словам, — это как раз право регионов сохранять двухуровневую систему МСУ. «Там [в поправках] будет особенность организации деятельности двухуровневой системы. У нас была развилка — либо сохранять часть действия старого закона, либо сделать процедуру. Мы эту процедуру в общем виде написали с оговоркой, что субъект может предусматривать дополнительные особенности. То есть мы даем право не просто сохранять, но и некоторые особенности предусматриваем. Я думаю, что будут такие поправки, — перечислил Крашенинников. — Плюс мы с коллегами из Татарстана проговорили еще большой вопрос, связанный с переходным периодом и выборами в конкретных сельских поселениях».

Глава комитета, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», уточнил, что обсуждал поправки непосредственно с руководством республики. «Если хотите знать, общался ли я с руководством Татарстана, то да, общался, в том числе с раисом», — заявил Крашенинников, добавляя, что также уточнял позицию у ряда других регионов, таких как Башкортостан, Пермский, Краснодарский края и прочих.

В итоге Татарстан к законопроекту о реформе МСУ предложил теперь всего две поправки (к прошлой версии республика отправляла 59 предложений). Одна из них — та самая межфракционная, которая появилась, по сути, с подачи Татарстана. А вторую внесут Крашенинников и депутат от РТ Айрат Фаррахов. «Подготовлена дополнительная поправка, направленная на сохранение существующего места глав муниципальных образований в структуре органов местного самоуправления до истечения сроков полномочий представительных органов муниципальных образований, которые будут избраны в сентябре 2025 года сроком на пять лет», — пояснил в беседе с «БИЗНЕС Online» Фаррахов.

Теперь отменяется тот десятилетний переходный период, который Крашенинников и Клишас сначала предлагали после критики Татарстана. По сути, в нем больше нет нужды Теперь отменяется тот 10-летний переходный период, который Крашенинников и Клишас сначала предлагали после критики Татарстана. По сути, в нем больше нет нужды Фото: «БИЗНЕС Online»

10-летний переходный период отменяется, но разрешается смешанная система

Кто еще, как Татарстан, решится сохранить двухуровневую систему МСУ, Крашенинников не знает. Однако к концу 2024 года на одноуровневую систему успели полностью перейти 20 регионов. Среди них, например, Удмуртия, Владимирская, Рязанская, Новосибирская, Омская, Челябинская, Ярославская области и другие. Еще 26 субъектов планировали это сделать в ближайшее время. Но, как отметил Крашенинников, пока «все застыли и смотрят, что будет». «Это же не по щелчку — приняли закон, и все. Обоснования, планы… Это тяжелая история. Мы некоторым регионам по их просьбе помогали, консультировали. Это очень тяжелая история, за день, за месяц не сделать», — поделился депутат.

Обратим внимание, что Удмуртия, которая уже перешла на одноуровневую систему, также решила подправить закон о МСУ, но не в рамках инициативы Крашенинникова и Клишаса, а отдельным законопроектом, который Госсовет республики внес на рассмотрение Госдумы накануне. В нем предлагается назначать старост не только сельских населенных пунктов, но и их части, если там проживают более 500 человек. Это обосновывается необходимостью «объединить и активизировать жителей, а также повысить эффективность взаимодействия местных властей с населением».

«Геннадий Андреевич беседовал в администрации президента…»: Минниханов и Зюганов отстояли сельсоветы?

Впрочем, как заверил Крашенинников нашего корреспондента, в законопроекте не предусмотрена возможность «туда-сюда ходить», т. е. переключаться с двухуровневой системы на одноуровневую и обратно. Зато предложат регионам еще один вариант — выбрать смешанную систему, когда в ряде районов действует одноуровневая система, а в каких-то остается двухуровневая. «Можно на одноуровневую систему сразу перейти, но иногда переходят частично, потому что видят, что в определенном районе выгодно так. Делайте так, если это эффективно, выгодно, если это для граждан плюс. А если видите, что здесь это невозможно, то не делайте. Смешанная система тоже возможна. Такие регионы есть. Например, моя родная Свердловская область: часть [районов] перешли, а часть — нет», — пояснил глава комитета.

Еще один важный момент — теперь отменяется тот 10-летний переходный период, который Крашенинников и Клишас сначала предлагали после критики Татарстана. По сути, в нем больше нет нужды. Желающие перейти на одноуровневую систему не должны медлить. «[Длительных сроков перехода] нет. Закон вступит в силу через 90 дней после публикации. К 2027 году нужно будет привести законодательные акты субъектов Федерации в соответствие с федеральным законом», — указал Крашенинников.

В Татарстане в случае принятия редакции законопроекта остались бы только два вида муниципального образования — городской (Казань и Набережные Челны) и муниципальный округ (43 района) В Татарстане в случае принятия редакции законопроекта остались бы только два вида муниципального образования — городской (Казань и Набережные Челны) и муниципальный округ (43 района) Фото: «БИЗНЕС Online»

В чем был конфликт вокруг законопроекта о реформе МСУ?

Еще в 2020 году поправками к Конституции РФ закрепили понятие единой системы публичной власти. Поэтому сначала приняли закон об общих принципах организации публичной власти в субъектах, когда «президента Татарстана» переименовали в «раиса», а затем в 2021-м Крашенинников и Клишас внесли новый законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Он должен был завершить реформу. Главная новелла этой инициативы касается упразднений муниципалитетов первого уровня. Все они должны были объединиться в более крупные муниципальные и городские округа. В итоге в Татарстане в случае принятия такой редакции законопроекта остались бы только два вида муниципального образования — городской (Казань и Набережные Челны) и муниципальный округ (43 района).

Несмотря на это, Госсовет РТ в конце 2021 года поддержал концепцию законопроекта, который в первом чтении приняли в январе 2022-го. Второе чтение планировали на март, но из-за начала СВО рассмотрение несколько раз переносили. В итоге к законодательной инициативе вернулись только осенью 2024 года.

Рустам Минниханов о ликвидации сельсоветов: «На ровном месте страна будет спорить! Это стыд, позор!»

И вот тут Татарстан внезапно публично начал критиковать законопроект. 28 ноября на заседании Госсовета РТ этот вопрос подняли. Затем Мухаметшин встречался с Володиным, а следом в сети появилась копия обращения Рустама Минниханова на имя спикера Госдумы, в котором раис РТ указывал, что двухуровневая модель МСУ доказала свою эффективность и менять ее было бы неверно.

Главный посыл Татарстана и Минниханова был таким, чтобы регионам дали право самим выбирать между двухуровневой и одноуровневой системами управления. Впрочем, в СМИ раис РТ признавал, что если законопроект примут, то «станут выполнять», но просил все равно оставить два варианта. Крашенинников тогда согласился, что в Татарстане система МСУ работает хорошо, нет нехватки кадров, как во многих других регионах. В итоге авторы законопроекта согласились предоставить регионам переходный период на 10 лет — до 2035 года.

После этого работа опять шла кулуарно. Как рассказывали источники, депутаты Госдумы от Татарстана принципиально отказались голосовать за законопроект, а это, по сути, внесло раскол в ряды «Единой России». Парламентариев не раз приглашали на «беседы» во фракцию, но это не помогло и позиция осталась прежней. Это вкупе с позицией Госсовета РТ и письмом Минниханова вынудило Госдуму отказаться от быстрого рассмотрения законопроекта. Сначала инициативу раскритиковали представители оппозиционных фракций на совете Госдумы, а уже через день Володин в закрытой части пленарки указал авторам инициативы на недоработки и упрекнул, что позиция не была согласована ни с фракциями, ни с бывшими мэрами и губернаторами. В начале февраля спикер Госдумы объявил, что межфракционная поправка готова и внесена на рассмотрение.