Новым заместителем генерального директора ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису назначили Антона Сарайкина Новым заместителем генерального директора ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису назначили Антона Сарайкина Фото: пресс-служба ПАО «КАМАЗ»

Когогин сменил главного по продажам

О том, что продажи на КАМАЗе теперь курирует новый топ-менеджер, стало известно сегодня утром. Должность заместителя генерального директора по продажам и сервису занял 44-летний Антон Сарайкин, сообщила пресс-служба челнинского предприятия.

В официальном релизе, помимо самого заявления, приводится краткая биография Сарайкина, который ранее более четырех лет трудился директором автомобильного завода, список его заслуг и комментарий генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина. Как отметил Когогин, с новым руководителем камазовскому блоку по продажам и сервису «предстоит продолжить начатые преобразования, в том числе внедрять новые технологии, и обеспечивать выполнение всех планов компании по реализации техники КАМАЗа на рынке России и за рубежом».

При этом в сообщении ни слова о предыдущем кураторе продаж и сервиса — 61-летнем Андрее Чурсине. Последний успел проработать в должности заместителя гендиректора немногим более года. Свой пост он занял в декабре 2023-го, тогда сменил «ветерана» Рустама Шамсутдинова. Вскоре после назначения Чурсин стал и генеральным директором по совместительству торгово-финансовой компании «КАМАЗ» (занимается продажами и сервисом техники «КАМАЗ»). «Имеет большой опыт работы в области продаж грузовых автомобилей и сервисного обслуживания», — так завод представлял своего нового главного «продажника». Между прочим, бывшего коммерческого директора в России шведского производителя Scania.

Когогин меняет «коней»: главным «продажником» КАМАЗа стал экс-дилер шведской Scania

Судя по всему, теперь Чурсин потерял обе должности. К примеру, Шамсутдинова после отставки сделали руководителем по совместительству СТФК «КАМАЗ», оставили с предприятием. В чем причина отставки Чурсина и остается ли он в структуре завода, челнинский завод не уточнил. «Все, что мы хотели сказать по поводу данного назначения, отражено в пресс-релизе», — заявили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе предприятия. Интересно, что еще неделю назад топ-менеджер проводил День клиента КАМАЗа в Московской области, открывал новый официальный дилерский центр компании. Что случилось?

Один из собеседников газеты называет новое назначение «неожиданным» и отмечает, что явных предпосылок для перестановки не было. «Возможно, от Чурсина было много жалоб на качество продукции, а Сарайкин настаивал, что все в порядке, что ОТК работает как надо, что брак за ворота не выезжает. Вот Когогин и решил», — рассуждает источник. Руководители нескольких дилерских центров, которые занимаются продажами техники «КАМАЗ», воздержались от комментариев с формулировкой «не уполномочены говорить».

Сергей Когогин отметил, что новому руководителю по продажам и сервису «предстоит продолжить начатые преобразования, в том числе внедрять новые технологии, и обеспечивать выполнение всех планов компании по реализации техники КАМАЗа на рынке России и за рубежом» Сергей Когогин отметил, что новому руководителю по продажам и сервису «предстоит продолжить начатые преобразования, в том числе внедрять новые технологии, и обеспечивать выполнение всех планов компании по реализации техники КАМАЗа на рынке России и за рубежом» Фото: «БИЗНЕС Online»

Но с продажами же все хорошо

Интересно, что в один день КАМАЗ сообщил и об отставке предыдущего главного «продажника», и о лидерстве на российском рынке по продажам. Сегодня КАМАЗ привел статистику со ссылкой на данные ГАИ по продажам новых грузовиков свыше 14 т в январе 2025-го. Так, челнинцы сохранили лидерство по продажам и заняли 27% отечественного рынка. Всего было зарегистрировано 5 тыс. грузовиков, из них почти 1,4 тыс. — КАМАЗа.

«Рост доли КАМАЗа отмечается с октября 2024 года. Тогда марка занимала 19 процентов рынка. В ноябре и декабре доля ПАО „КАМАЗ“ составляла 24 и 26 процентов соответственно. Также стоит отметить, что КАМАЗ — единственная компания на рынке грузовиков свыше 14 тонн, которая показала рост продаж по отношению к январю 2024 года. Рост КАМАЗа составил 4 процента при снижающемся на 30 процентов рынке», — говорится в сообщении.

Были и другие подсчеты. По итогам 2024 года КАМАЗ продал чуть более 17 тыс. крупнотоннажных грузовиков (HCV), что на 33% ниже 2023-го, когда автогигант реализовал почти 26 тыс. машин. Доля челнинцев на российском рынке упала с 20,5 до 17%. Такие данные в начале года приводил «Автостат». Челнинский автогигант, указывали в аналитическом агентстве, впервые уступил лидерство на рынке тяжелых грузовиков в России китайскому Sitrak, у которого 19,5 тыс. проданных экземпляров (почти пятая часть рынка).

Впервые при подсчете агентство разделило статистику по крупнотоннажникам и среднетоннажным грузовикам (MCV). К первому оно отнесло грузовые автомобили массой более 16 т, ко вторым — от 3,5 до 16 тонн. Изменение методики подсчета в «Автостате» объяснили «очень разными трендами» — по тяжелым грузовикам есть серьезное снижение продаж. У КАМАЗа по среднетоннажникам 2-е место — 5,5 тыс. проданных грузовиков с ростом к прошлому году на 7,5%.

«КАМАЗ другую продукцию должен делать…»: автогигант отдал-таки рынок китайцам?

В КАМАЗе в свою очередь не согласились с утверждением, что компания утратила лидерство по продажам крупнотоннажных грузовых автомобилей. У завода тогда снова возникли вопросы к методике подсчета. Как указывали в пресс-службе предприятия, «Автостат» включил в категорию крупнотоннажных, тяжелых грузовиков машины массой свыше 16 тонн. А если считать, что тяжелый грузовик начинается от 14 т, то КАМАЗ в прошлом году продал 20,3 тыс. автомобилей. Но даже в таком случае есть снижение. Впрочем, стоит учитывать, что в статистике «Автостата» учтены не все проданные автомобили. Агентство при подсчетах опирается на статистику Госавтоинспекции, но в ней не учитывается техника, поставленная силовым структурам, также указали на КАМАЗе.

При этом о существовании трудностей с продажами может говорить и финотчет компании. Чистый убыток ПАО «КАМАЗ» по российскому стандарту бухгалтерского учета (РСБУ) за 2024-й составил 3,35 млрд рублей против прибыли в 11,9 млрд в предыдущем году. Выручка за этот же период снизилась на 8,8% до 323,4 млрд рублей.

Финансовые показатели ПАО «КАМАЗ», заверили на самом предприятии, связаны с изменениями в экономике под внешним давлением и усилиями по обеспечению транспортной безопасности страны. «Ситуацию с убытком не стоит драматизировать, у нас бывали финрезультаты и более плохие, правда, последние несколько лет мы работали с хорошей прибылью, так что подушка безопасности у нас есть», — объясняли «БИЗНЕС Online» в пресс-службе завода. Сам итог был прогнозируемым и ожидаемым, указали в компании. И добавили, что предприятие продолжит программу импортозамещения. Кроме того, КАМАЗ за отчетный период не остановил ни одного инвестпроекта по модернизации производства и развитию модельного ряда.

 О трудностях с продажами говорит финотчет компании. Чистый убыток ПАО «КАМАЗ» по российскому стандарту бухгалтерского учета за 2024-й составил 3,35 млрд рублей против прибыли в 11,9 млрд в предыдущем году. Выручка за этот же период снизилась на 8,8% до 323,4 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Рулить продажами будет экономист и директор автомобильного завода

Сарайкин работает на челнинском заводе с 2006 года. Окончил Камский политехнический институт (КамПИ, сейчас — Камская государственная инженерно-экономическая академия) по специальности «экономика и управление на предприятии в машиностроении». Позже продолжил образование в аспирантуре, получил звание кандидата экономических наук. В 2006 году начал работать на КАМАЗе в должности ведущего экономиста завода двигателей.

Прошел путь от экономиста до директора одного из основных заводов технологической цепочки — автомобильного завода. В разные годы трудился заместителем директора по экономике и финансам завода двигателей, возглавлял департамент экономики ПАО «КАМАЗ». С 2018-го в течение двух лет работал директором по качеству – директором департамента качества в блоке первого заместителя генерального директора – исполнительного директора.

«Полученный опыт и знания позволяют ему понимать потребности как производства, так и потребителей продукции», — объясняет КАМАЗ в своем релизе.

Завод также упоминает, что Сарайкин имеет степень кандидата экономических наук. За добросовестный и плодотворный труд он неоднократно награждался почетными грамотами ПАО «КАМАЗ», союза машиностроителей России. В 2022 году он награжден медалью ГК «Ростех» «За отличие», а в 2023-м — медалью министерства обороны РФ «За трудовую доблесть».

И если в сервисе опыт у Сарайкина есть, то вот непосредственно продажами специалист прежде, кажется, не занимался. Между тем заместитель гендиректора по продажам и сервису — это одна из ключевых должностей.

«В целом рынок падает, но у КАМАЗа есть преимущество: он под госзакупки подходит, он локализованный. Ему в этом плане даже лучше, чем ввозимым машинам» «В целом рынок падает, но у КАМАЗа есть преимущество: он под госзакупки подходит, он локализованный. Ему в этом плане даже лучше, чем ввозимым машинам» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Вообще-то Чурсин — бывший коммерческий директор Scania, человек уважаемый в профессиональной среде»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали новое назначение на КАМАЗе и порассуждали, в чем могут быть причины перестановки.

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Я бы, наверное, с проседанием продаж перестановку не стал связывать. Естественно, сам КАМАЗ на это тоже влияет и люди, которые там работают. Но вообще-то Чурсин — бывший коммерческий директор Scania, человек уважаемый в профессиональной среде. Там, как всегда, есть оговорки, как к любому специалисту, но, если мне не изменяет память, он даже с кем-то из своей команды пришел на КАМАЗ. И в принципе у профессионального сообщества было ожидание, что дело пойдет в правильном направлении. Так что связывать именно с ним или с его командой просадку по продажам, наверное, было бы не совсем правильно. Все-таки есть такая вещь, как конкуренция, которую никуда не денешь. Значит, что-то было, возможно, китайцы смогли предложить лучшие цены либо не сработал утилизационный сбор, на который все надеялись. То есть на рынке сложилась ситуация, которую команда управленцев КАМАЗа, наверное, не смогла чисто в силу объективных причин пересилить.

Я думаю, что если бы, условно, Сарайкин пришел полтора года назад, то ситуация была бы та же самая. Не думаю, что случилось бы какое-то чудо, но Сергей Анатольевич Когогин тоже человек с гигантским опытом. Он лучше нас чувствует ситуацию. Я так полагаю, что он верит в то, что эти перестановки что-то дадут. Вполне возможно. Надо посмотреть.

Какая сейчас ситуация у завода? Конкуренция очень высокая, просто крайне высокая, и она постепенно все-таки усиливается не только со стороны китайских производителей, но и российских. В меньшей степени не так заметно, но тем не менее. Потому что в сегменте среднетоннажной техники КАМАЗ напрямую уже с ГАЗом конкурирует. ГАЗ увеличивает объемы производства, там тоже локализация производства, сварка кабин, производство других компонентов, моторы тоже или уже, или будут российские в зависимости от модели. Здесь плотно все будет, в данном случае про «Компас» (среднетоннажная модель «КАМАЗа»прим. ред.) речь идет.

Про большие машины: в середине года в продаже появится тягач «БАЗ», который будет прямым конкурентом камазовской техники полноприводной. Это узкий сегмент, объем продаж там и производства небольшой, и БАЗ не претендует на какие-то гигантские объемы. Но это тоже ведь конкурент. Здесь также будет непросто, потому что каждый завод, естественно, станет бороться за долю рынка. Так что ситуация сложная.

И самое главное, наверное, еще и то, что в предыдущие годы у нас же были закупки сумасшедшие. В 2023-м и инфраструктурные проекты большие были, огромное количество самосвальной техники заказывалось, была ситуация, что, сколько ты на рынок ни выведешь, он все проглотит. В 2024 году ситуация была другая, когда предложение было выше, чем спрос. Я предполагаю, что и некоторые китайские компании тоже недовыполнили план, который они рисовали себе. Поэтому, конечно, когда спрос выше предложения, все это тяжелее.

Если резюмировать, КАМАЗ все равно остается лидером или одним из лидеров в своем сегменте. Понятно, что он никуда не провалится и не уйдет в тень. Ясно, что бороться с китайцами будет тяжело, но тут должен сложиться пазл. Это продукт, который выпускается, грамотное его позиционирование, представление. Или вывод на рынок, если речь идет о каких-то новых моделях и модификациях. Плюс к этому удобоваримые для рынка цены. Грамотная сервисная поддержка. Тут никаких секретов особых нет. Вот если весь этот пазл будет складываться, то я думаю, что КАМАЗ свои позиции удержит.


Даниил Минаев — главный редактор журнала «Грузовик Пресс»:

— Продажи у всех сейчас сложные, и здесь КАМАЗ не исключение. Насколько ему трудно сегодня удерживать позиции на рынке? Да так же примерно, как и в прошлом году. В целом рынок падает, но у КАМАЗа есть преимущество: он под госзакупки подходит, он локализованный. Ему в этом плане даже лучше, чем ввозимым машинам.