1. В филиале Нацмузея РТ, Музее им. Горького и Шаляпина, открылась выставка «Сергей Есенин: „Я хочу верить в лучшее…“», посвященная 130-летию главного «хулигана» Серебряного века. Специально к этой дате музей-заповедник из родового гнезда Есенина (село Константиново Рязанской области) привез личные вещи поэта, фотографии, рукописи, живописные работы и многое другое.

  2. Из Рязани в Казань приехали 79 предметов, не считая реплик автографов и некоторых фотографий. Экспонаты, расположенные по пяти разделам, иллюстрируют основные этапы жизни и творчества «крестьянского певца». «Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах», — писал Есенин.

  3. На входе зрителей сразу же встречает безупречный Есенин, устремляющий взор на просторы Родины...

  4. …И его заколка.

  5. Для музея-заповедника нести Есенина в массы не впервой. Директор культурного учреждения Вячеслав Журавлев рассказал, что они провели более 50 выставочных проектов по всей России — от Калининграда до острова Итуруп на Дальнем Востоке. А в этом году планируется познакомить с творчеством русского «хулигана» еще и зарубежных ценителей поэзии — экспонаты поедут в Азербайджан и Китай.

  6. «Есенин — очень любимый всеми поэт. Мы однажды приехали в небольшой городок, о котором коллеги оттуда достаточно смущенно сказали: „Не рассчитывайте на большое посещение, у нас просто очень мало людей“. В итоге зал больше 300 квадратных метров оказался битком. Люди подносили стулья, стояли в проходе… У нас на фотографиях — одни только головы, даже выставки не было видно. И для нас это хороший показатель того, что Есенина ждут», — также поделилась замдиректора по научной работе музея-заповедника Валерия Евдокимова.

  7. Выставка носит название «Я хочу верить в лучшее…» — это строчка из стихотворения поэта «Русь». И, хотя продолжение добавляет больше романтики, организаторы выставки отмечают, что именно такая фраза наиболее подходяще характеризует натуру Есенина. «Мы стараемся бороться с образом хулигана, потому что это только одна из граней есенинского гения. Все равно все его произведения больше пропитаны не олицетворением пьянства, уныния и пессимизма, как говорили советские критики, которые были против есенинского творчества, а наоборот — заряжающее светом, добром, верой, надеждой», — утверждает директор музея-заповедника Есенина.

  8. Один из разделов посвящен дружбе Есенина и Максима Горького. Казанский музей представил 10 экспонатов, связанных с классиком русской литературы, один из них — стол из дома Пешковых, стулья, хранившиеся в московской квартире Алексея Максимовича, его бумага, ручка, блокнот, а также уникальный журнал «Летопись за XVI год», в котором впервые было опубликовано стихотворение Есенина. Заведующая музеем Горького и Шаляпина Марианна Гаврилова заметила, что объединяет двух авторов не только признанный талант, но и особая эмпатичность. «Несмотря на свой образ в обществе и поведение, Есенин был человеком, который очень болезненно, очень остро чувствовал боль других людей. Он переживал за свой край, Родину, людей, за те события, которые происходят в его стране», — подчеркнула Гаврилова.

  9. Горький после встречи с Есениным рассказывал о его необыкновенном мастерстве чтения, и не он один восхищался. «Один из друзей Сергея Александровича рассказывал, что во время пребывания в Туркестане Есенин как раз работал над поэмой и долгое время не хотел читать неготовое произведение. Читал ее только кулуарно, близким друзьям. В Ташкенте тогда было жарко, открыли окна, и, когда Есенин заканчивал читать, оказалось, что вся улица столпилась возле их окна. Все слушали, и была такая тишина, что никто даже не заподозрил огромное количество людей за окнами. И он высовывается и говорит: „Ну пусть это будет творческая встреча“», — рассказала Евдокимова.

  10. Стенды с личными вещами дополняет ряд картин, которые погружают зрителя в различные этапы творчества Есенина. Например, здесь сразу вспоминается стихотворный цикл «Персидские мотивы».

  11. Картины также переносят зрителей в места, где жил и творил поэт. Но под полотном с изображением дома Александра Блока в Петрограде (вспоминается та самая судьбоносная встреча молодого Есенина с поэтическим кумиром) можно обнаружить рукописи вовсе не о «Медном всаднике» или Невском проспекте. «Где бы Есенин ни находился, когда бы он ни жил, он все равно вспомнит о Константинове, — убеждена Евдокимова. — Будучи в Петрограде, он издает сборник „Радуница“, где ключевой темой все равно остается Родина. А впервые опубликованное там стихотворение „Гой ты, Русь моя родная“ становится красной нитью всего творчества».

  12. К слову, о путешествиях. Есенин жил по принципу древнегреческого мудреца Бианта «Все свое ношу с собой» и брал большое количество чемоданов в свои путешествия. В арсенале поэта был даже огромный чемодан-сундук фирмы Louis Vuitton. В наше время Есенин наверняка стал бы лицом бренда. А слева — парчовая накидка его супруги, танцовщицы Айседоры Дункан, отделанная лебяжьим пухом

  13. Об уникальности Есенина можно судить даже по тому факту, что он вместе с Дункан был пассажиром первой международной авиалинии «Советский Союз – Германия», который соединял Москву и Кёнигсберг.

  14. Эта шляпа-котелок появилась у «франта», когда мода на них только-только начиналась в Париже, и все кинулись приобретать элегантный аксессуар. А маленький крючок в нижнем правом углу нужен был поэту для застегивания пуговиц на ботинках. Так что, хотя эталоном эпатажности в XX веке принято считать Владимира Маяковского с его желтой кофтой «из трех аршин заката», вечный «конкурент» футуриста и тут не уступил. «Он сам себе был имиджмейкером. Сначала Есенин приходит в русском костюме, но буквально за пять лет преображается в городского денди — у него костюмы от самых дорогих портных, он приходит в гости к самому известному литератору, и почти все пишут отклики об этой встрече», — говорит Евдокимова. Даже на портретах рязанских художников поэт всегда выглядит безупречно.

  15. Несмотря на хулиганский образ, в школе Есенин был круглым отличником и даже должен был стать учителем, однако выбрал путь творчества.

  16. Родина и творчество занимали основное место в жизни поэта, а последнее даже однажды спасло ему жизнь. «Во время кавказской поездки Есенин тяжело заболел, — рассказывает Евдокимова. — Была аномально холодная зима на Кавказе, а он достаточно легко оделся. Тогда все друзья беспокоились, потому что воспаление легких было серьезным. И вот он лежит у себя в комнате — температура под 40, кашляет — и вдруг просит бумагу для письма. Через час к нему заходят — и уже никакой температуры нет, зато написано стихотворение. Как произошло, что произошло в тот момент, никто не знает, но на следующий день он встает, как будто ничего и не болело».

  17. По словам Гавриловой, совместная выставка не была запланирована за месяцы вперед, как это обычно случается с совместными проектами. К музею им. Горького и Шаляпина коллеги из Рязани обратились едва ли не в конце прошлого года, а сами экспонаты привезли всего два дня назад. «Мы были согласны на все — каких героев они представят в контексте Есенина, какие привезут материалы. Потому что для нас это действительно большая удача», — заключила заведующая музеем.

  18. Познакомиться с биографией и творчеством «певца уходящей Руси» можно до 2 марта, затем экспонаты вернутся в родовое гнездо Есенина.