Одна из причин, почему война начинает затрагивать тыловиков, — дезертирство «Одна из причин, почему война начинает затрагивать тыловиков, — дезертирство» Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

И честь войны коснулась ваших животов

29 января называющий себя президентом Украины Владимир Зеленский выступил на встрече с курсантами и лицеистами военных учебных заведений. Там он сообщил ободряющую новость, заявив, что преподаватели военных лицеев и высших учебных заведений должны быть на фронте: только там будущий офицер может узнать, что такое настоящая война.

«Все наши парни и девушки должны знать, что происходит на фронте, что такое современная война. А значит, вы, кто их учит, обязаны иметь соответствующий опыт», — заявил Зеленский.

Сложно сказать, насколько он обескуражил кадровый преподавательский состав, однако общее правило остается неизменным: если на фронт начинают призывать тыловиков, значит, ситуация критическая. Косвенно это подтверждают и другие данные. Так, 25 января стало известно, что музыкантов Львовского военного оркестра отправляют в пехотные подразделения на передовую, о чем сообщила депутат Верховной рады Украины София Федина.

«Музыканты ну очень „суперэффективные бойцы“. В отличие от полицейских, следователей, сотрудников ГБР (государственное бюро расследованийприм. ред.), силовиков-пенсионеров, которые имеют выучку и умеют пользоваться оружием, — ведь не для фронта „мама цветочки растила“», — написала Федина в своем телеграм-канале.

Кроме того, еще 14 января депутат Верховной рады Украины Марьяна Безуглая сообщила, что главнокомандующий ВСУ Александр Сырский переводит механиков и техников военно-воздушных сил Украины в сухопутные войска. По словам Безуглой, это ослабляет оборону целых областей.

Все это говорит о том, что кризис украинских вооруженных сил, «о котором так долго говорили большевики», наступил. Пока еще не в терминальной стадии, но забирать на фронт требуется уже буквально всех, кого только можно. Любые тыловые соединения, в задачу которых не входит поддержание контроля на удерживаемых территориях, должны быть отправлены на передовую.

Одна из причин, почему война начинает затрагивать тыловиков, — дезертирство.

Дезертирство как явление

В конкретных цифрах дезертирство в рядах украинской армии выглядит следующим образом: в 2022 году дезертировали 3 214 человек, а самовольно оставили воинскую часть 6 183 военнослужащих. В 2024-м этот показатель составляет 23 209 и 66 240 военных соответственно.

Важно уточнить, что это официальные данные. В реальности же цифра, скорее всего, значительно выше и может составлять не менее 100–120 тыс. человек личного состава. Схожую цифру называла депутат Верховной рады Украины Анна Скороход. Говорят об украинском дезертирстве и на Западе: в причинах проблемы на этой неделе разбиралась британская The Guardian.

Например, характерен случай, произошедший в 156-й бригаде. Издание «Судебно-юридическая газета» рассказывает, что старший лейтенант Игорь П. 10 июля 2024 года приступил к исполнению обязанностей помощника начальника штаба — начальника связи одного из пехотных батальонов 156-й отдельной механизированной бригады (до октября бригада числилась пехотной, т. к. не было техники). В январе 2025-го в батальоне была проведена проверка, в ходе которой выяснилось:

— в журналах учета личного состава рот батальона частично отсутствуют поименные списки личного состава;

— отсутствуют сведения о начале и окончании ведения журналов;

— журналы учета личного состава не прошиты и не пронумерованы;

— в списках личного состава обнаружено немало исправлений и ошибок;

— журналы боевой подготовки батальона должным образом не заполнены.

Проще говоря, офицер, скорее всего, просто не стал заниматься ведением документации. Личный состав, разумеется, сразу оценил такой подход, справедливо решив, что, раз документы не оформлены, значит, выяснить, кто именно здесь был, не представляется возможным, после чего, недолго думая, стал разбегаться, ведь с неучтенных спроса нет.

В результате действия, а точнее, бездействие Игоря П. было квалифицировано как небрежное отношение к военной службе. В связи с этим был составлен протокол. Офицер пытался объяснить, что, когда он пришел на службу, бардак уже существовал и самостоятельно устранить его он не мог. Правда, по его же заверениям, он старался исправить ситуацию, но обстоятельства были сильнее, чем необходимость заполнить документы. «В итоге 15 января Костопольский райсуд Ровенской области хотя и признал старшего лейтенанта виновным в халатном отношении к военной службе, однако ограничился устным замечанием, после чего закрыл производство по делу», — пишет издание.

Наиболее характерной, можно сказать, показательной историей стала ситуация с 155-й бригадой «Анна Русская». Мы о ней рассказывали чуть более подробно. Вкратце история следующая.

Неделя СВО: 100 квадратных километров под Курском освобождены, а для ВСУ готовят «французскую» бригаду

В середине октября президент Франции Эмманюэль Макрон опубликовал кадры подготовки украинской бригады Anne de Kyiv (Анна Киевская, или Анна Русская, супруга французского короля Генриха I и королева Франции, прим. ред.). Как он тогда заявил, под руководством французских инструкторов подготовку проходят 2,3 тыс. военнослужащих Украины.

Бригаду планировалось сделать «под ключ»: она должна была быть оснащена 128 бронетранспортерами VAB, 188 САУ Caesar, неизвестным количеством РСЗО LRU (модернизированный вариант РСЗО M270 MLRS) и 18 колесными танками AMX-10RC. Также Anne de Kyiv получила 20 единиц ПТРК MILAN, грузовые автомобили и радиолокационные станции.

Предполагалось, что после отправки на Украину бригада будет пополнена до 4,5 тыс. человек личного состава, который станет перенимать опыт у прошедших обучение во Франции. Однако вышло иначе.

На Украину бригада вернулась не полностью: около 200–300 человек дезертировали уже во Франции, непосредственно на Украине от бригады откололось еще несколько сотен человек (сказать точно трудно, но, судя по источникам, до тысячи). В итоге вместо обученной полубригады Киев получил несколько недоукомплектованных батальонов. В результате подразделения бригады были переданы в другие бригады ВСУ, а получивших специальную подготовку бойцов перевели в пехоту.

С одной стороны, конечно, необходимо приветствовать антивоенное настроение украинских дезертиров. В конце концов, чем раньше украинская армия начнет расходиться по домам, тем раньше закончится война, тем меньше будет горя и страданий. Можно сказать, в текущих условиях это самая прагматичная позиция для насильно мобилизованных украинцев.

С другой стороны, каковы причины? Первая и очевидная — смерть. Российские войска буквально перемалывают мобилизованных мужчин. Страх смерти, а вернее, страх ее неизбежности, безальтернативности понятен. Но ведь воинская служба — это и про умение страх перебороть, заглушить чувство внутренней стабильности и восстать против смерти. Но чтобы это случилось, нужно нечто такое, что уже было описано классиками литературы. Эрих Мария Ремарк верно отметил, что единственная хорошая вещь, которую породила война, — это товарищество. Есть ли это в современной украинской армии?

Российские войска буквально перемалывают мобилизованных мужчин Российские войска буквально перемалывают мобилизованных мужчин Фото: © Станислав Красильников, РИА «Новости»

Бригады просят пощады

24 января украинское издание Hromadske (по иронии судьбы лишившееся финансовых подачек от США и теперь готовящееся к разорению) опубликовало крайне интересный материал о трудностях 157-й механизированной бригады. Проблема, поставленная автором статьи, заключалась в следующем: бригаду сильно и тяжело бьют, а что с этим делать, неясно.

«Эта новосозданная бригада не прошла необходимого боевого слаживания, однако ее сразу отправили на самые горячие направления — покровское и кураховское. Командование игнорирует родственников», — обратилась в редакцию Hromadske от имени родственников военных из 157-й отдельной механизированной бригады Ольга. «Управленческий хаос. Массовые случаи самовольного оставления части (СОЧ). Неподготовленные новобранцы на нуле. Уничтожение до 40 процентов личного состава», — говорится в материале.

Ситуация, впрочем, не является секретом. Всем заинтересованным давно известно, что бригады 150-й серии представляют собой весьма сомнительные по качеству соединения как в боевой выучке, так и в материально-техническом оснащении. Шутка ли, но ввиду отсутствия необходимого количества бронетехники эти подразделения, задумывавшиеся как механизированные, собирались уже как пехотные и лишь во второй половине 2024 года стали наконец дооснащаться до состояния механизированных.

Как следствие, какие-то сложные задачи выполнять эти подразделения не могут. Низкая стойкость личного состава и материальная обеспеченность явственно говорят о том, что держаться до упора, как это делают старые подразделения, они не смогут. Собственно, генерал Андрей Мордвичев, шагавший по железной дороге от Очеретино до Селидово, а ныне осадивший Покровск, именно эти подразделения распинывал по дороге. Что, впрочем, неудивительно: лучшие украинские части искали могилы в Курской области.

«Я должен был учиться на ПТРК (противотанковом ракетном комплексеприм. ред.). Базовую общевойсковую военную подготовку (БЗВП) прошли. Ждали отправления по специальности. А вместо этого нас отправили на Зару (покровское направление), и в первый же день многих пацанов — на ноль. Некоторые сразу отказывались. Оружие сдавали и говорили: „Мы никуда идти не будем“», — приводит издание слова некоего Олега, одного из бойцов 157-й бригады, мобилизованного в июле.

По всей видимости, Олег из числа тех, кого человек, называющий себя президентом Украины, подверг принудительной мобилизации.

157-ю справедливо сравнивают с 155-й бригадой, уточняя, что «шансов смотаться во Францию не было». Издание отмечает, что говорить о потерях и беглецах в бригаде не принято, даже на условиях анонимности. Вместе с тем приводится следующая цифра: до тысячи беглецов. Важно отметить, что к бегству склоняется не только солдатская масса, оно затронуло и офицерский корпус.

«Идут очень много, и офицеров тоже. Они вообще нас бросали. Вечером прислали в WhatsApp* сообщение: „Мы ушли“. Одну группу вывезли в окопы, они на это посмотрели, сели в машину и уехали. Сразу 7 человек», — продолжает рассказывать Олег, который почему-то сам еще не покинул позиций.

Слаженности, очевидно, тоже нет никакой. Бригаду, как отметили выше, «разбирают на части», проще говоря, раздергивают по батальонам и отправляют на опасные участки фронта. «То есть приехали из других бригад и забрали наши уже созданные батальоны полностью в штат. Так у нас просто под ноль выгребли два батальона. Хотя мы вышли на боевые только два месяца назад», — передает издание слова горемыки-военнослужащего.

Ну, а дальше, в общем-то, случается банальность для украинских частей. Оказывается, что отобранные батальоны, приданные другим бригадам, отправляют в штурмовые подразделения. Учитывая, что украинские штурмовики — это один сплошной «Шторм-Z» в исполнении Евгения Пригожина, выжить там можно только случайно. Боевой дух, понятно, в таких условиях предельно низкий.

«Во время формирования воинской части поступали распорядительные документы высших штабов на передачу личного состава в подразделения ДШВ (десантно-штурмовые войска, аналог ВДВ в ВС РФ,прим. ред.), морской пехоты и тому подобное. А личный состав уже создал небольшие коллективы, группы, где люди подружились… А тут приезжают и отбирают их совсем в другую часть. Когда появилось понимание, что это ДШВ, в эти дни у нас, например, увеличилось количество СОЧ», — сетует полковник Чуб на страницах издания.

В целом может показаться, что это проблема бригад 150-й серии. Действительно, их формирование прошло не так, как требовалось. Проще говоря, бригады создали по одной методике, а на фронт отправили до того, как формирование закончилось. Грубо говоря, данные подразделения не получили ни должной слаженности, ни должного обеспечения, ни теоретического опыта, ни полноценной номенклатуры личного состава.

Чем-то их судьба напоминает сюжет голливудского фильма, когда некие богатые люди научились выращивать себе новые тела, чтобы пересадить сознание старого человека в молодую плоть. И вот финалом таких фильмов становится следующий момент: персонаж прибегает менять сознание в новое тело, но видит, что тело недоформировано и в таком уродце ему предстоит жить. Примерно то же самое представляют собой бригады 150-й серии.

Однако если бы проблема внутренних отношений была характерна только для них, ситуация для украинских войск была бы гораздо проще. В реальности подобные отношения характерны и для более старых частей.

425-й «штрафной» полк «Скала»

20 января на сайте президента Украины появилось сообщение, согласно которому командир 425-го штурмового батальона «Скала» Юрий Гаркавый, находящийся в звании подполковника, получает звание «Герой Украины».

Геройство данного командира объясняет паблик DeepState, уверяющий, что 425-й штурмовой полк является пожарной командой на красноармейском (покровском) участке фронта и демонстрирует «достаточно высокий и эффективный» уровень действий, работая в точках прорыва. «Чествование командира отражает заслугу каждого бойца всего полка, который является большой командой, показывая результат, мужество и отвагу, пройдя трудный боевой путь, высеченный кровью и огнем», — пишет паблик.

Более того, 21 января стало известно, что штурмовой батальон «Скала» был переформирован в 425-й отдельный штурмовой полк. Подразделение действительно считается наиболее распиаренным, имеет в своем составе танки Leopard-1A5, БМП M2 Bradley, а также БТР M117. Подчеркнем, что наличие западной техники является вернейшим признаком высокого положения в украинской военной иерархии.

Отдельно отметим, что в вооруженных силах Украины всего четыре подразделения имеют на своем балансе такую технику: это 5-я танковая, 68-я егерская и 44-я механизированная бригады. В целом Leopard-1A5 — машина откровенно старая, выпуск прекратился в середине 1980-х, однако, учитывая, что на этой войне танки — это средство поддержки, наличие такой техники лучше, чем ее отсутствие. Впрочем, «престижность» этого танка кроется только в том, что это иностранное производство, а значит, танк по определению лучше, чем любой советский аналог, хотя практика показывает, что лучший танк этой войны — Т-72 в различных модификациях.

Вместе с тем повторимся, что объективных успехов у данного подразделения не заметно. После начала полномасштабной осады Покровска «Скала» потеряла значительную часть приданной техники, а также личного состава, что очевидным образом вынудило командование отправить батальон на доукомплектование, результатом которого и стала реорганизация в полк.

Кроме парадной стороны, есть и иная. Так, только пропавших без вести за этим подразделением числится 498 человек. Из того, что известно в открытых источниках: батальон был сформирован весной 2022 года как «батальон разведки». Страница в «Википедии» подробностями не балует, но кое-что определить можно.

Написано, например, что в 2022 году он работал при 40-й отдельной артиллерийской бригаде им. Великого князя Витовта (сформирована в 2015-м), а вот за 2023-й сообщений нет, косвенно это говорит о том, что тем же самым он и занимался. А с июля 2024 года идет описание «стремительных маневров» на передовой. Т. е. разведчиков перевели в штурмовики. Причина очевидна — нехватка личного состава.

Разумеется, в статье «Википедии» описываются бравые и успешные действия подразделения, но, как в классическом анекдоте, побеждают они все дальше и дальше от старой линии фронта, буквально материализуя тезис о «мужественном отходе на заранее выбранные позиции и панических атаках врага». По всей видимости, подразделение так и воевало бы, если бы не небольшой скандал в украинской блогосфере.

Телеграм-канал «Не На Часі!!!» опубликовал 14-минутный видеоролик, в котором один за другим демонстрировались пять сотен пропавших без вести из числа личного состава данной бригады. Отметим, что пропавшие без вести — это те, о ком вообще нет никаких сведений, при этом есть и официально погибшие, пленные, раненые, люди с ампутированными конечностями и т. д.

Дополнительно автор канала записал небольшое видео, в котором рассказал, что военнослужащих систематически пытают, расстреливают, отбирают деньги, а для того чтобы правда не всплыла на поверхность, у бойцов изымают телефоны и не дают связаться с близкими. Кроме того, командованием бригады налажена система информаторов, т. е. стукачей, которые сами не принимают участия в боевых действиях, а снабжают командование информацией о реальной жизни подразделения.

Отметим, автор забыл уточнить, что также есть люди, организующие силовое воздействие на личный состав, т. е. организаторы пыток, побоев и иных видов устрашений, вплоть, скорее всего, до расстрелов особо ретивых. Все это понятно, в интересах того самого «героя Украины» Гаркавого.

Важно уточнить, что речь идет о реально элитном подразделении украинской армии, наверное, действительно одном из лучших. При этом все минусы бригад 150-й серии, все издевательства, наплевательское отношение, отсутствие взаимовыручки, присутствуют в полной мере. И если мы предположим, что эта ситуация в разной степени характерна для вооруженных сил Украины в целом, то сможем примерно представить, что действительно происходит с организацией армии, а также почему растет количество дезертиров.

Высшая доблесть «нерабов»

В интервью «БИЗНЕС Online» военный журналист Влад Шлепченко высказал очень интересную мысль: в какой-то степени солдатские бунты на Украине уже начались. Вопрос в том, что начались они не классическим образом, не через уничтожение командного состава, а через бегство, на которое офицеры закрывают глаза просто потому, что им было бы безопаснее, если бы наиболее активные покинули подразделение, а не устроили расправу.

«В конце 2022-го — 2023 году был ряд видео, где расправлялись с офицерами. А есть такое явление, фрэггинг называется. Это изобрели американцы в ходе вьетнамской войны, когда военнослужащие в качестве благодарности офицеру за „мясные штурмы“, за то, что артиллерия свои позиции накрыла, за образцово-показательное „неснабжение“ и все остальное в палатку или блиндаж гранату закинули. То есть не стреляли, потому что по выстрелу можно установить детали и так далее. А гранату забросил, сказал, что он там сам игрался, напился пьяным и игрался с гранатами. Вот фрэггинг… Там происходит, грубо говоря, селекция. Самые нелояльные, недоверяющие, инициативные, местами асоциальные люди бегут, прячутся, выезжают в Чернобыльскую область, живут там коммунами. А те, кто привык пассивно ожидать чего-то от государства, доверять, хотят подчиняться, идут в расход. То есть там фактически социал-дарвинизм. Выживают те, кто не доверяет государству», — говорит Шлепченко.

И в рамках украинской политической философии это наиболее интересный момент. Политически активные украинцы несколько десятилетий, со времен первого Майдана, «оранжевой революции», пеняли жителям России на то, что они-то свободные и если захотят, то уж точно свергнут ненавистный режим, в то время как россияне — это «безвольные рабы».

Однако реальным политическим ходом, настоящим политическим протестом, который украинец оказался способен противопоставить «злочинной власти», стало бегство. Это бегство через речку Тису в Румынию, это проход через Карпатские горы в Польшу и Венгрию, это попытка прорваться сквозь топкие болота Полесья в соседнюю Беларусь. И это дезертирство из действующей армии.

Поразительным образом робеющие перед сотрудниками ТЦК «нерабы» высшей доблестью сделали то, что во всех остальных странах и армиях мира считалось символом трусости, — бегство.