На российском рынке сегодня представлено 65 китайских производителей. На первый взгляд, в стране создана здоровая конкуренция, однако глава РОАД Алексей Подщеколдин считает, что часть китайских автокомпаний скоро свернет продажи — из-за малых объемов и, как следствие, отсутствия рентабельности. По его прогнозу, из-за высокой ключевой ставки и валютного курса продажи новых машин в 2025 году упадут на 15–25%. Вслед за обрушением автопродаж «посыплются» и дилерские сети, а далее не за горами и волна банкротств. О том, как чувствовал себя автомобильный рынок в 2024 году, откроют ли иностранные бренды свои производства в России и в чем заключается «геноцид отрасли», — в материале «БИЗНЕС Online».
Алексей Подщеколдин: «В России 55 миллионов автомобилей, из которых примерно 15 миллионов стоят (зарегистрированы, но не на ходу), а 39 миллионов регулярно передвигаются. При этом 72 процента автопарка России — это автомобили старше 10 лет»
72% автопарка России — это автомобили старше 10 лет
Благодаря государственному вмешательству во всех направлениях снизилась доступность автомобиля, что привело к «обрушению рынка». Под таким лейтмотивом в Москве вчера прошла пресс-конференция президента российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Алексея Подщеколдина.
Согласно данным РОАД (он свел все числовые данные, полученные от «Автостата», «Автомаркетолога», АЕВ и НАПИ), в 2024 году по всей стране было продано почти 8,6 млн автомобилей, из которых 6,9 млн сделок (80%) пришлось на вторичный рынок. В среднем за прошедшие 10 лет физическими и юридическими лицами ежегодно приобреталось 7,5 млн авто. После 2022 года, когда с началом СВО рынок «сдулся» до 6,6 млн сделок, в 2023-м он показал 25-процентный рост — до 8,3 млн авто. При этом по итогам 2024-го доля приобретаемых новых автомобилей продемонстрировала рост, достигнув практически доэсвэошных времен. Так, если в 2022 году доля новых автомобилей составляла 10%, в 2023-м — 14%, то уже в 2024-м — 20%.
В целом количество регистраций в прошедшем году выросло на 3,5%, при этом регистрация новых автомобилей увеличилась на 46%, а на вторичном рынке, наоборот, упала на 3%.
Нединамичный рост спроса на новые автомобили приводит к стремительному старению автомобильного парка. «В России 55 миллионов автомобилей, из которых примерно 15 миллионов стоят (зарегистрированы, но не на ходу), а 39 миллионов регулярно передвигаются. При этом 72 процента автопарка России — это автомобили старше 10 лет», — озвучил Подщеколдин. На более «свежие» машины приходится 15,3 млн экземпляров.
Если брать в разбивке легковые/грузовые, то парк легкового пассажирского транспорта «стареет» стремительнее. Так, если в 2015 году доля авто старше 10 лет составляла 48,9%, то уже по итогам 2024-го — 72,2%. Рост составил 23,3%. Доля «состарившихся» грузовых автомобилей увеличилась на 17,2% — с 58,8 до 76%.
«Авторынок России серьезно заболел»
По оценкам главы РОАД, для омоложения автопарка в России необходимо продавать по 3 млн новых автомобилей ежегодно на протяжении 10 лет. Подщеколдин привел пример 2008 года, когда на фоне почти 3-миллионных российских автопродаж в стране стали строить автомобильные заводы корейских, японских и европейских брендов. Сейчас же, по его словам, в этом нет смысла, т. к. проще завезти готовую продукцию, которая к нам поставляется, несмотря на высокий утилизационный сбор, что приводит к росту цен на новые авто. Сегодня же в России новых автомобилей продается в 2 раза меньше от требуемого количества: 1,69 млн единиц по итогам 2024 года.
До октября 2024-го рынок показывал стабильные результаты, но к концу года ситуация изменилась. «В ноябре прошлого года рынок упал на 28 процентов, это не 5 и не 10 процентов. Так что можно говорить об обрушении. Если применить медицинскую терминологию, то можно сказать, что авторынок России серьезно заболел, — посетовал Подщеколдин. — При этом оздоровление его не ведется».
Для того чтобы продавать 3 млн автомобилей в год, по словам главы РОАД, необходимо не только наладить собственное производство, но и импорт. «Чем больше автомобилей — тем доступнее цена», — озвучил эксперт базовые знания экономики. Но, для того чтобы открыть или запустить производство у нас в стране, надо, чтобы вышедших с конвейера этого завода автомобилей в год продавалось не меньше 200 тысяч.
При этом, указывает Подщеколдин, Банк России считает, что проданных в 2024-м легковых авто и LCV не просто достаточно, а даже слишком много. Но при таком подходе ни один автопроизводитель не придет с инвестициями, поскольку строить автозавод на рынке объемом менее 3 млн общих годовых продаж просто бессмысленно.
Вдобавок к этому государство вставляет и другие палки в колеса, но не автомобилей, а экономике автопроизводителей. Бесконечно повышая величину утилизационного сбора, не получится заставить иностранцев локализоваться в России. Есть и другие препоны: ключевая ставка, валютный курс вскоре сделают свое дело, что приведет к еще более худшим показателям, считает Подщеколдин. «Из-за „налога [Эльвиры] Набиуллиной“ (главы ЦБ РФ, речь о ключевой ставке — прим. ред.) пострадает отрасль, а следом обычные потребители, — сетует эксперт. — Если государство ничего не предпримет, нас ждет геноцид отрасли».
По его прогнозам, в текущем году в базовой версии (при условии, что ключевая ставка не увеличится) автомобильный рынок ждет 15-процентная просадка, или 1,45 млн проданных новых авто. В случае пессимистичного сценария рынок ждет падение на четверть до 1,3 миллиона.
В РОАД также указали, что рынок автомобилей с пробегом при базовом сценарии снизится на 5% до 6,5 млн единиц, при пессимистическом сценарии — на 15% до 6 млн машин.
Такие цифры могут привести к кризису в автомобильной сфере. Общая численность сотрудников, задействованных в автомобильной отрасли, составляет более 300 тыс., что в 3 раза превышает количество людей, занятых собственно в автопроизводстве. В настоящее время в России насчитывается 19 сборочных площадок, часть из которых, правда, сегодня пока простаивает. По мнению Подщеколдина, вслед за обрушением автопродаж рухнут и дилерские сети, может пойти волна банкротств.
15 трлн рублей, или 10% ВВП
Проданные 8,6 млн машин «вкачали» в экономику почти 15 трлн рублей: новые авто «дали» 5,65 трлн рублей, а автомобили с пробегом — 9,3 триллиона. Таким образом, новые автомобили, доля которых в продажах составляет всего 20%, дали 38% поступлений денежных средств.
Стоимость автомобилей благодаря различным экономическим потрясениям только растет. Так, в 2024 году средняя цена нового авто составила 3,35 млн рублей. Это на 14% больше, чем в 2023-м, и на 46% больше, чем в 2022-м. По этой причине емкость автомобильного рынка за прошлый год составила 15 трлн рублей, или $163 миллиарда. Это на 18,5% больше, чем в 2023-м, в рублевом эквиваленте и на 16,8% — в долларовом (в 2023-м 8,3 млн проданных авто «вкачали» в экономику 12,6 трлн рублей).
Стоимость автомобилей благодаря различным экономическим потрясениям только растет. Так, в 2024 году средняя цена нового авто составила 3,35 млн рублей. Это на 14% больше, чем в 2023-м, и на 46% больше, чем в 2022-м
По данным РОАД, в 2021 году средняя цена нового легкового автомобиля составляла в России 1,99 млн рублей. В 2022-м она достигла 2,29 млн рублей, а в 2023-м — 2,92 миллиона.
Чтобы купить новый автомобиль в 2024 году, россиянину требовалась 41 среднемесячная зарплата, в 2014-м этот показатель составлял 30 зарплат, подсчитали в РОАД. При этом в 2014 году средняя зарплата в России составляла 34 тыс. рублей, в 2024-м — 80 тыс. рублей.
В целом за три года произошли кардинальные изменения в разбивке по ценовым сегментам. Так, доля автомобилей стоимостью до 2 млн рублей снизилась с 70 до 32%, авто с ценой до 3 млн заняли уже 32% рынка, премиальный класс (свыше 3 млн рублей) вырос с 14 до 36%.
Основная причина того, что автомобили из категории приемлемых попадают в категорию дорогих, — серьезные логистические затраты, а также различные официальные сборы, которые составляют 40% от конечной цены.
В 2024 году было продано 1,69 млн новых авто. Из них 540 тыс. — это чисто отечественные автомобили (LADA, GAZ, UAZ), а 60 тыс. — машины совместных российско-китайских предприятий (Sollers, Moskvich, Evolute, X-Cite)
Как распределился рынок
Как выше указано, в 2024 году было продано 1,69 млн новых авто. Из них 540 тыс. — это чисто отечественные автомобили (LADA, GAZ, UAZ), а 60 тыс. — машины совместных российско-китайских предприятий (Sollers, Moskvich, Evolute, X-Cite). На фоне заградительных пошлин количество автомобилей, завезенных из недружественных стран, сократилось с 156 тыс. в 2023-м до 126 тыс. в 2024-м.
Всеми «пробелами» воспользовались китайские производители. Всего в 2024 году было продано свыше 962 тыс. китайских авто, что в 1,7 раза больше, чем было реализовано в 2023-м. Таким образом, на 53% российский автомобильный рынок состоит из машин китайских брендов. По итогам 2024 года 36% досталось автомобилям отечественного происхождения, а 7% — машинам других стран. Если брать 2021-й, когда 7% рынка приходилось на Китай, 67% занимали иностранные бренды. Таким образом, уже в 2021 году, до китайской экспансии, автопром давно был не российским — с точки зрения преобладания зарубежных марок.
«Многообразие принесет рынку печальные последствия»
Но и в стане китайских производителей не все так просто. Из 65 китайских брендов, представленных в России, только 4 смогли продать за год свыше 100 тыс. автомобилей — это Haval, Chery, Geely и Changan. При этом больше 20 брендов не смогли продать больше 10 тыс. машин за год.
«Продавать по тысяче автомобилей в год — это экономически невыгодно, — приводит свои доводы автоэксперт. — В этом году часть китайских автокомпаний обязательно уйдет из России. И действительно, вы купили китайский автомобиль, а дилерский центр закрылся. И где вы будете ремонтироваться?» В среднем продажи автомобилей на один дилерский центр в РФ составляют менее 20 штук в месяц.
В пример Подщеколдин привел историю Lifan, который реализовал в РФ в свое время 160 тыс. машин, из которых 120 тыс. по-прежнему стоят на учете. Но на эти автомобили невозможно найти запчасти, и владельцам Lifan можно только посочувствовать. Автовладельцам стоит учитывать риски, связанные с приобретением автомобилей брендов, не имеющих устойчивых позиций на российском рынке, чтобы избежать возможных проблем в будущем.
Эксперт порекомендовал потребителям внимательнее присматриваться к китайским автопроизводителя, в первую очередь так называемой большой китайской тройке — Haval, Chery и Geely. Два из этих брендов, напомнил руководитель РОАД, имеют в России и сопредельной Беларуси собственные сборочные производства.
Чтобы рынок стал более цивилизованным, на уровне федеральных властей должны быть созданы условия, при которых тем же китайцам было бы выгодно организовывать в России свои сборочные производства — как автомобильные, так и заводы по выпуску автокомплектующих. «Это будет оказывать прямое влияние на ценообразование», — заметил глава ассоциации.
А если китайские или другие иностранные инвесторы не хотят вкладываться в производство в России, то на законодательном уровне необходимо ввести определенные ограничения, потому что введение утилизационного сбора не сильно их пугает.
Резюмируя, Подщеколдин отметил, что основная проблема «китайцев» — это многообразие моделей, на которые отсутствуют каталоги запчастей, нет доступа к полной диагностике всех моделей, недостаточно качественных инструкций по эксплуатации. В случае отсутствия вышеуказанного глава РОАД призывает государство не запускать такие автомобили к нам в страну, чтобы через 5–10 лет обычные потребители смогли эксплуатировать машины.
Инфографика: РОАД
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.