«Самое главное, чтобы следующим шагом не началась монополизация «Оплати улыбкой». Тогда мы остановим инновации, а как государство занимается инновациями, мы знаем», — переживал сегодня из-за действий властей Герман Греф. Председатель правления Сбера на дне инвестора снова раскритиковал регулирование Банка России в части платежей. Также менеджмент банка представил акционерам прогнозы финансового учреждения на 2025 год. По мнению Сбера, рост ВВП будет заметно ниже, чем ожидает правительство, а инфляция заметно выше, чем планирует ЦБ. Сам банк в следующем году надеется «сдержать давление на маржу» и нарастить комиссионный доход на 7–10%, а своим главным преимуществом видит человекоцентричность. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
Сбербанк, судя по сегодняшнему выступлению Германа Грефа, все еще настроен заплатить дивиденды за этот год в 50% от годовой чистой прибыли по МСФО, как это предусмотрено текущей дивидендной политикой
Греф обещает дивиденды, хотя «не обошлось без сюрпризов»
Акции Сбербанка, которые три дня подряд теряли в цене, накануне резко развернулись вверх. В четверг ценные бумаги крупнейшего банка страны подорожали на 3,98% до 233,48 рубля, а объем торгов составил 19,9 млрд рублей. Такой «камбэк» вызвал день инвестора, который менеджмент банка традиционно проводит в конце года. Но если в 2023-м банк старательно привлекал внимание публики к мероприятию, а экономические телеграм-каналы рассказывали о подорожании акций, то теперь такого ажиотажа вокруг выступления топов Сбера, кажется, не было.
В конце 2023 года акционеры еще робко, но надеялись на повышенную дивидендность, а сейчас таких ожиданий уже не было. Впрочем, банк, судя по сегодняшнему выступлению Германа Грефа, все еще настроен заплатить дивиденды за этот год в 50% от годовой чистой прибыли по МСФО, как это предусмотрено текущей дивидендной политикой. А вот, к примеру, акционеров ВТБ глава банка Андрей Костин на этой неделе предупредил, что выплат, «может быть, не будет». Внешние условия остаются сложными для всего рынка, но Сбербанк входит в следующий год с хорошей базой, отметил Греф и поблагодарил за это акционеров, команду и клиентов, которые доверяют.
По итогам 2023-го чистая прибыль Сбера составила 1,51 трлн рублей и выросла год к году в 5,2 раза. Банк в апреле выплатил 752 млрд рублей, или 33,3 рубля на акцию. В этом году такого бурного роста прибыли, очевидно, ждать не стоит. По итогам 9 месяцев банк заработал 1,23 трлн рублей чистой прибыли, в годовом выражении — плюс 6,8%. В III квартале прибыль оказалась на том же уровне, что и за аналогичный период прошлого года, — 411,1 млрд рублей. Комментируя тему дивидендов, Греф в презентации заметил, что в этом году «не обошлось без сюрпризов». «Внешний контекст продолжает тестировать нашу способность к изменениям», — изящно сформулировал руководитель банка.
Сегодня у банка 110 млн клиентов, это «огромная цифра», указал Греф. Еще одна цифра: кредитный портфель девелоперов жилья в Сбере составляет 5,4 трлн рублей
На нынешнем дне инвестора Сбер давал прогнозы на 2025-й и подвел итоги первого года стратегии на 2024–2026-е. Напомним, новую стратегию, построенную вокруг человекоцентричности и искусственного интеллекта, Греф представил в декабре 2023-го. «Модель, в которой человек рассматривается как кошелек, уйдет в прошлое», — рассуждал тогда председатель правления банка. Сегодняшнее свое выступление (заранее записанное) начал с цифр. Сегодня у банка 110 млн клиентов, это «огромная цифра», указал Греф. Еще одна цифра: кредитный портфель девелоперов жилья в Сбере составляет 5,4 трлн рублей.
По итогам 2023-го было 108,5 млн клиентов, 2022-го — 106,7 миллиона. Еще у банка 3,2 млн корпоративных клиентов. Здесь рост не такой серьезный, в сентябре 2023 года было 3,1 млн юридических лиц. Финансовые результаты Сбера Греф назвал «сильными» и уточнил, что за 9 месяцев 2024-го банк заработал 1 трлн 227 млрд рублей, что «почти на 7 процентов выше», чем за аналогичный период прошлого года.
Ожидания банка, что инфляция будет снижаться, не оправдались из-за «ряда обстоятельств», указал Греф. Как признал спикер, ограничения импорта и международных расчетов «остаются сложными», а сопровождаются сложные условия «достаточно длительным» периодом ужесточения денежно-кредитной политики. «Ключевая ставка выросла на 5 процентных пунктов за год, и, возможно, это не предел», — предупредил Греф, очевидно, имея в виду предстоящее в декабре заседание совета директоров ЦБ.
Еще одним вызовом для банка стало решение властей поднять налог на прибыль предприятий до 25%. Ранее в этом году Греф упорно просил государство предусмотреть в рамках налоговой реформы инвестиционный вычет и для банков, дескать, их попросту «выбросили» из схемы. Видимо, договориться не вышло. К тому же ЦБ, пытаясь подавить инфляцию, принял «беспрецедентные» меры по ужесточению кредитования и поднял требования к достаточности капитала, отметил Греф. Усиливается конкуренция среди банков, и преимущество банка в стратегии, ориентированной на человека.
Прогноз Сбера на 2025-й: инфляция — 6–7%, рост ВВП — ниже планов кабмина, рост розничных кредитов — не выше 5%
Еще одна часть презентации — прогноз на следующий год. Как ожидает Сбер, жесткая денежно-кредитная политика, «конечно же», сохранится. «И это будет колоссальным вызовом для бизнеса и банковского сектора. Тем не менее мы знаем, что российская экономика за последние годы неоднократно доказывала уникальную способность к адаптации», — отметил Греф.
Сбер, видимо, ожидает, что «уникальная способность» российской экономики проявится вновь. По его прогнозу, ВВП РФ в 2025 году вырастет на 1,3%. Это заметно ниже, чем в прогнозе кабмина (плюс 2,5%) и близко к прогнозу Банка России (0,5–1,5%).
Инфляция начнет снижаться, но только во второй половине 2025 года, ожидают в банке. Сейчас она составляет 8,8%, и это «достаточно высокий» уровень, подчеркивал на неделе президент России Владимир Путин. Прогноз Сбера на следующий год — инфляция на уровне 6–7%, и он не совпадает с планами ЦБ. Регулятор в следующем году обещает инфляцию на уровне 4,5–5%.
В корпоративном секторе кредитный портфель в 2025 году вырастет на 9–11%, «чуть выше инфляции», а розничное кредитование увеличится максимум на 5%, прогнозирует банк. Для сравнения: по итогам 2024-го Сбер летом ожидал роста розничного кредитования на 9–11%. Рост сбережений физических лиц на фоне высоких ставок достигнет 17–19%, надеется кредитная организация.
«Мы строим компанию, ориентированную на людей, и именно в этом наша сила», — заключил Греф
Банк ставит задачу «сдержать давление на маржу» и надеется, что в 2025 году она составит не ниже 5,6%. Это ниже, чем по итогам 2023-го, когда чистая процентная маржа составила 6,3%. Впрочем, представитель Сбера отметил, что и такая задача «очень серьезная амбиция». В ипотеке сохранится уровень 2024-го, но в потребительском кредитовании «риски будут высокими» на протяжении всего следующего года.
Динамика комиссионного дохода банка «будет под давлением», оговорился один из менеджеров Сбера. Тем не менее по итогам 2025 года Сбер надеется заработать на комиссиях на 7–10% больше, чем в 2024-м. «Мы запланировали ряд методологических изменений в доходах от документарного бизнеса», — без деталей отметил спикер. «Мы строим компанию, ориентированную на людей, и именно в этом наша сила», — заключил Греф. Невольно возникал вопрос: разве другие банки на людей не ориентированы?
«Против лома нет приема. Наш регулятор совсем перебирает сейчас с игрой в бизнес»
В следующем году Сбер продолжит реализовывать заложенную стратегию, «несмотря ни на какие обстоятельства», заверил Греф в начале разговора с инвесторами и СМИ, который последовал за презентацией. При этом стратегия потребует серьезных инвестиций: «Генеративный искусственный интеллект — самая дорогая вещь из всех, которые мы когда-либо делали».
Кроме того, на этой неделе утвердили бизнес-план на следующий год и выделили еще один приоритет — повышение эффективности с использованием искусственного интеллекта. «2025-й должен быть для нас годом роста эффективности, потому что без резкого роста нашей эффективности мы не сможем выполнить наши финансовые показатели с учетом сложностей макроэкономики и того, как сейчас складывается регулирование», — предупредил Греф.
К регулированию у Германа Оскаровича действительно есть вопросы. Вопрос о том, какие банк видит угрозы от того, что крупнейшие операторы e-commerce создают собственные финтех-проекты (например, собственные банки у Ozon и Wildberries) и становятся заметными игроками на платежном рынке, задел главу банка. Он назвал главной угрозой на этом рынке сам регулятор.
«Против лома нет приема. Наш регулятор совсем перебирает сейчас с игрой в бизнес. Когда это рентабельно, появляются новые интересанты, они подталкивают к дальнейшим шагам. Очень просто делать бизнес, когда ты монополия. У тебя в руках, с одной стороны, монопольная инфраструктура, с другой — регулирование. Вот это я вижу угрозой даже не для нас, а для страны в целом. Все, что мы видим сегодня в части платежной инфраструктуры e-com, — это порождение неуклюжей игры на этом рынке монопольных государственных структур», — не стеснялся в выражениях Греф.
При этом, по его мнению, представители отрасли ведут себя абсолютно рационально, «используя всю построенную нами инфраструктуру бесплатно, для того, чтобы иметь неконкурентное преимущество». «Мы же боремся с приближением НАТО к нашим границам. У нас все больше и больше границы регулятора заходят за все красные и зеленые буйки в части бизнеса», — сравнил глава Сбера и вспомнил о еще одной болевой точке — платежном QR-коде. Такая технология уже есть у банка, ЦБ же предлагает выработать единое решение. «Сейчас уже нам сказали: монопольный QR со стороны Сбера. Мы говорим: никакой монополии. Мы создали альянс с банками, доля которых в эквайринге более 80 процентов», — настаивал он.
Вспомнил Греф и о том, как обещал акционерам 1 млн терминалов «Оплати улыбкой». Эту «простую технологию» некоторые государственные бизнесмены «обещали рынку еще два года назад». А у Сбера до конца следующего года будет уже 2 млн таких терминалов. «Самое главное, чтобы следующим шагом не началась монополизация „Оплати улыбкой“. Тогда мы остановим инновации, а как государство занимается инновациями, мы знаем», — отрезал глава банка.
Целый ряд отраслей, заемщиков и банки будут находится в сложной ситуации, согласился Греф. Уже сейчас появляются сигналы замедления экономики, в том числе в секторе строительства и инвестиций в жилье
«Если вы живете в России, то какой смысл держать деньги в валюте и не получать по ним доходность?»
Ответил Греф и на вопрос о возможном объединении усилий с «Яндексом» (как минимум в части инфраструктуры) для развития ИИ. Таких планов нет. Более того, по мнению Грефа, это может быть вредно. Ведь здорово, что есть две модели и конкуренция. «Наличие „Яндекса“ в стране просто критически важно для поддержания конкурентной высокотехнологичной среды, и нам такой конкурент крайне нужен. Если мы сольемся в экстазе, я не думаю, что страна выиграет. Это вот та самая „монополька“, с которой мы боремся сейчас в части регулятора», — отметил он.
Интересовались у представителей Сбера и, что называется, насущными вопросами. Например, ситуацией на рынке жилья. Первый зампред правления Александр Ведяхин отметил, что банк выбирал проекты, которые имеют хороший запас прочности. Сейчас денег на эскроу-счетах достаточно, риски под контролем. Спрос на новые проекты снижается, но банк не видит дефолтов и не ожидает существенного ухудшения портфеля застройщиков в 2025 году.
Целый ряд отраслей, заемщиков и банки будут находится в сложной ситуации, согласился Греф. Уже сейчас появляются сигналы замедления экономики, в том числе в секторе строительства и инвестиций в жилье. По его словам, важно не «перегнуть» ситуацию на рынке кредитования, чтобы не допустить стагфляции. «Потом возвращать это все на рельсы экономического роста будет значительно более тяжело», — уверен он.
«Люди вытаскивают деньги из подушек и матрасов, все несут на депозиты, что не может не радовать, потому что это, конечно, позволит экономике активнее использовать эти ресурсы»
Комментируя изменения в поведении потребителей из-за высокой ключевой ставки, Греф отметил сокращение «матрасно-подушечных» денег россиян. За последние полгода оно составило порядка 20%. «Люди вытаскивают деньги из подушек и матрасов, все несут на депозиты, что не может не радовать, потому что это, конечно, позволит экономике активнее использовать эти ресурсы. Но и людям зарабатывать. Жадностью я бы это не называл, но рациональность у людей достаточно высокая», — подчеркнул Греф.
Еще одна тенденция — люди начинают конвертировать сделанные в 2022-м большие «зеленые» запасы. Он привел пример: если «вы положили 100 долларов в 2022 году под подушку, сегодня от них осталось уже 80 в лучшем случае», учитывая инфляцию в США. В России перспектив получить доходность в валюте нет. Поэтому, призвал Греф, надо нести доллары в банки, конвертировать их и класть на рублевые депозиты. Ведь дальше «перспектива будет с нулевой доходностью, потому что никто не платит сегодня в стране доходность по валютным депозитам». «Если вы живете в России, то какой смысл держать деньги в валюте и не получать по ним доходность?» — задался вопросом Греф.
Кроме того, добавил он, пространства для существенного ослабления рубля не видно. На конец 2025 года курс будет 112–115 рублей за доллар.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.