Еще в начале недели ректор Ленар Сафин с гордостью рассказывал, что Казанский университет — второй по популярности среди иностранных студентов после РУДН, здесь учатся 12,6 тыс. зарубежных студентов Еще в начале недели ректор Ленар Сафин с гордостью рассказывал, что Казанский университет — второй по популярности среди иностранцев после РУДН, здесь учатся 12,6 тыс. зарубежных студентов Фото: Сергей Елагин

Сафин откроет филиал КФУ в Эмиратах

О планах открыть свой третий зарубежный филиал Казанский (Приволжский) федеральный университет объявил в пятницу в праздничной обстановке. Очевидно, переговоры начались давно, но объявление о том, что КФУ появится в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), специально приурочили к торжественному собранию по случаю 220-летия вуза. Для университета международная тема — особенная.

Еще в начале недели ректор Ленар Сафин с гордостью рассказывал, что Казанский университет — второй по популярности среди иностранцев после РУДН, здесь учатся 12,6 тыс. зарубежных студентов. Первые профессора, приезжавшие в КФУ, были иностранцами, сам вуз всегда ориентировался на работу со странами Востока и Центральной Азии, подчеркивал проректор по внешним связям КФУ Тимирхан Алишев. В его презентации отмечалось, что в этом году вуз подписал 52 международных соглашения о сотрудничестве. «Сегодня с точки зрения транснационализации университет занимает, наверное, лидирующие позиции в Российской Федерации. По международным рейтингам показываем, наверное, лучшие позиции по многим показателям», — не скромничал представитель вуза.

Первый зарубежный филиал КФУ открылся в октябре 2022 года в городе Джизаке Республики Узбекистан. Сейчас там учатся более 600 студентов по направлениям медицины, журналистики, информационных технологий, строятся новые корпуса. Второй, запуск которого обсуждался с 2021-го, заработал в декабре 2023 года в Каире (Египет). Там уже учатся несколько тысяч студентов, обучение идет на английском языке по трем образовательным программам, говорил Алишев несколько дней назад и анонсировал расширение сети филиалов, но без деталей. Речь была о подразделении в ОАЭ. Кстати, звучали также планы открыть филиал в казахстанском Шымкенте.

В июне 2023 года КФУ представил опыт сотрудничества с арабскими странами на форуме в Университете Шарджи в ОАЭ В июне 2023 года КФУ представил опыт сотрудничества с арабскими странами на форуме в Университете Шарджи в ОАЭ Фото: kpfu.ru

Тема нового эмиратского филиала вряд ли возникла недавно. Еще 6 лет назад, в 2017 году, на тот момент ректор КФУ Ильшат Гафуров приезжал в Абу-Даби в составе делегации из Татарстана и провел несколько ознакомительных визитов в университеты, чтобы изучить «перспективы сближения и сотрудничества». Видимо, тот визит оказался не слишком успешным. Ведь спустя два года, в 2019-м, Гафуров на встрече с министром образования ОАЭ заявит, что пока контакты вуза с образовательными учреждениями из Эмиратов остаются единичными. «Мы осознаем, что сегодня наше сотрудничество находится практически на нулевом уровне», — подтвердит министр из ОАЭ. Тем не менее с той поры публичных подвижек не было.

В июне 2023 года КФУ представил опыт сотрудничества с арабскими странами на форуме в Университете Шарджи в ОАЭ. Алишев тогда упоминал Эмираты в числе тех стран, с которыми у вуза развивается сотрудничество в сфере нефтегазовых технологий. Но примеров конкретного партнерства не приводил. Да и в целом российское образование в ОАЭ пока представлено не так масштабно. Только в октябре 2024-го, месяц назад, в Эмиратах появился первый филиал российского вуза, Плехановского университета. В начале этого года впервые прозвучал проект создания российского университета в Абу-Даби. По задумке российского правительства, в нем ведущие российские вузы будут реализовывать свои образовательные программы. Является ли филиал в КФУ частью этого проекта или самостоятельным звеном, пока неясно. Как и в целом еще остается много вопросов.

Кого будут готовить? «Высококвалифицированных специалистов широкого профиля. Специалистов, которые способны работать в условиях сильной неопределенности» Кого будут готовить? «Высококвалифицированных специалистов широкого профиля. Специалистов, которые способны работать в условиях сильной неопределенности» Фото: «БИЗНЕС Online»

Филиал обещают открыть за «год-полтора», а выпускать будут «специалистов широкого профиля»

Соглашение о создании филиала в ОАЭ вуз подписал с египетской компанией Modern Group. Она же помогала Казанскому университету с открытием филиала в Каире. Modern Group специализируется на проектировании и строительстве зданий для образовательных учреждений, также вкладывает средства и в другие сферы — сельское хозяйство, СМИ, промышленность. Кстати, в июле 2023 года председатель правления египетской компании Modern Group доктор Валид Деабес провел в Казани переговоры с раисом РТ Рустамом Миннихановым. Речь была о филиале в Каире, но не исключено, что и тема эмиратского затрагивалась.

Деталей подписанного сейчас соглашения нет. В пресс-службе Казанского университета не смогли предоставить «БИЗНЕС Online» дополнительные подробности и текст документа. Непонятно, например, в каком эмирате планируется открыть учреждение, какой объем финансирования, откуда средства и когда заработает.

Много времени запуск филиала не займет, заверил позже прессу первый проректор – проректор по научной деятельности КФУ, доктор физико-математических наук Дмитрий Таюрский. «Мы делаем всегда очень быстро все. <…> В течение года-полутора откроем филиал в Эмиратах», — отметил он. Плехановский университет недавно хвалился тем, что от получения аккредитации для филиала в ОАЭ до зачисления первых студентов прошло меньше года — рекордный срок.

Кого будут готовить? «Высококвалифицированных специалистов широкого профиля. Специалистов, которые способны работать в условиях сильной неопределенности. Вот сегодня мы же видим, какой мир у нас сложный. И сегодня конкретному ремеслу учить, наверное, неправильно. Надо готовить людей, способных реагировать на вызовы, которые стоят. Это будут специалисты междисциплинарных областей», — расплывчато ответил Таюрский. Позже пресс-служба КФУ уточнила, что готовить вуз собирается кадры для ОАЭ и стран Ближнего Востока, а обучение будет идти по таким направлениям, как цифровые технологии, нефтегазовый инжиниринг и медицина.

«Казанский университет —это учебное заведение очень уважаемое, рейтинговое. Я думаю, что в Эмиратах сейчас достаточно много людей, которые хотели бы получить образование на русском языке» «Казанский университет — это учебное заведение очень уважаемое, рейтинговое. Я думаю, что в Эмиратах сейчас достаточно много людей, которые хотели бы получить образование на русском языке» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Политические релоканты — это Ереван. А в Эмираты релоцируются люди обеспеченные»

Планы КФУ интересны не только сами по себе, но и в контексте другого недавнего события. В конце октября в Дубае с помпой открылась международная школа бывшего депутата Госсовета РТ Альбины Насыровой «Бала-Сити» (англоязычный бренд BC Akademy). Школу в этот день посетил композитор Игорь Крутой, там расположилась и его музыкальная академия, а еще на мероприятие приехали вице-спикер Госсовета республики Марат Ахметов и депутат Госсовета Татарстана, руководитель исполкома всемирного конгресса татар Данис Шакиров. Выходит, проект был «благословлен» в казанском Кремле. И вот теперь — новый шаг. Значит, есть спрос?

Новые образовательные проекты в ОАЭ из Татарстана связаны с «запросами российской общины в Эмиратах, которая растет», заявил в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. «Я думаю, что это делается именно для релокантов, и это очень круто. Во-первых, из-за того, что у Татарстана особые отношения с арабскими странами в силу просто общности религии. Казанский университет — это учебное заведение очень уважаемое, рейтинговое. Я думаю, что в Эмиратах сейчас достаточно много людей, которые хотели бы получить образование на русском языке. Возможно, что будет многоязычное обучение, возможно, там будут давать образование на английском, арабском, на каком угодно», — предполагает спикер.

Он обратил внимание на то, что Эмираты «сейчас стали местом релокации не просто граждан России». «Политические релоканты уезжают туда, где дешевле. Политические релоканты — это Ереван. А в Эмираты релоцируются люди обеспеченные, которые считают, что это хорошо для их бизнеса, которому, может быть, не так комфортно в нынешней России, как в Эмиратах. Кто-то, может быть, и с политическим убеждением, но это не большинство», — указал политолог.

«Местные жители тоже могут учиться, безусловно. Но вопрос, что из себя будет представлять изначальный контингент. Если мы начнем от точки входа, то, собственно говоря, на кого сейчас это рассчитано? В большей степени на местных жителей или на детей переехавших туда россиян? Думаю, что в большей степени все-таки на детей переехавших туда россиян», — отметил Калачев.

При этом и обучение местных жителей «очень хорошо с учетом тех особых отношений, которые сейчас у нас складываются с Эмиратами». «То есть арабы, знающие русский язык или получившие образование в Казанском университете, будут востребованы наверняка. Число science-проектов растет. На самом деле вещь не только для тех, кто переехал из России. Но и для тех, кто переехал из Узбекистана, Казахстана или еще откуда-то. Так что перспектива, безусловно, есть», — добавил собеседник газеты.

«Во-первых, образование — это тоже товар, и хорошо его продавать полезно. Доходы от образования пойдут на самообразование. Во-вторых, это укрепляет культурные связи, потому что лучший механизм найти себе единомышленника — обучить его. И одно, и второе работает», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Ну пойдут туда релоканты и пусть пойдут. Но вряд ли они дружно пойдут куда-то учиться. Наш релокант искренне уверен, что он все и так знает. Представьте себе Аллу Борисовну [Пугачеву], учащуюся в вузе. Хотя она в возрасте, вечном причем. Я это к примеру говорю. Понятно, что речь про детей релокантов. Но даже Алла Борисовна, она же там тоже с детишками», — указал спикер.

«Частная школа — да, может быть для [детей] релокантов, потому что вряд ли в частную иностранную школу в серьезной богатой стране кто-то отпустит своих детей. Мы же не даем связи. Школа — это не только образование, это еще и связи. А вот вуз — это немножко другое. Там дается знание, которое потом надо применять», — добавил Журавлев.