На этой неделе вызвали большой резонанс два запрета от региональных властей. Владимирская область запретила религиозную одежду в школах и отменять запрет не намерена, а Вологодская готовится запретить продажу алкоголя по будням, оставив для реализации только два часа, с 12:00 до 14:00. Кремль заявил, что эти вопросы находятся в компетенции региональных властей, дискуссии по ним нет. А вы что думаете по поводу этих запретов? И какой бы вы запрет ввели? Или, наоборот, что разрешили бы? «БИЗНЕС Online» отвечают Максим Шевченко, Вахтанг Кипшидзе, Дамир Исхаков, Шамиль Агеев, Илья Гращенков и другие.
Максим Шевченко журналист— Я уверен, что подобные решения должны приниматься депутатами, а не исполнительной властью. Это первое. Потому что депутаты, в отличие от исполнительной власти, представляют полноту народа, населения того или иного региона. Я не люблю слово «население», но такие решения должны приниматься после серьезной общественной дискуссии. В общественной палате, законодательном собрании региона с привлечением других людей. Потому что, как говорится, «мы не рабы, рабы не мы», чтобы нам сверху просто посылали такие указы без серьезной подготовки и без какого-то серьезного обеспечения. Просыпаемся, а нам что-то запретили или разрешили. Такие вопросы даже в царской России, в Российской империи, где не было демократии в западном смысле, все равно принимались после обсуждения в Дворянском собрании, в Купеческом собрании, на земских сходах крестьян. Земство участвовало в обсуждении!
А тут чиновник, «кто-то», одна женщина во Владимирской области, министр эта, взяла и вместе с сотрудниками издала приказ такого масштаба, который касается не только, как мы видим, региона, но и всей России. И то же самое в Вологодской области. Экстравагантный, чудаковатый губернатор, о котором так говорят сами жители Вологодской области, подчеркиваю это. Много разных жителей говорили мне: «Он парень интересный, но чудаковатый». И он так вот решил. Я не знаю, правильно это или неправильно, везде есть свои резоны, но почему мы должны обсуждать такие знаковые приказы постфактум, а не до их принятия? Вот это главная претензия к этому всему.
Потому что если начать рассуждать, то в запрете религиозной одежды в школах есть свои резоны, свои минусы, свои опасности, свои угрозы. Но что считать религиозной одеждой? Если мы слово «хиджаб» заменим словом «платочек», то что, в хиджабе ходить девочке нельзя, а в платочке можно? А почему в платочке нельзя? А в чем еще нельзя? Вот это главная претензия. С нами опять обращаются, как с кеглями какими-то, которые можно построить для игры. Начальники строят нас для игры, и именно это главное свинство с их стороны. Свинство, пренебрежение, неуважение к людям. И именно поэтому все это так скандально принимается.
Поэтому я бы принял закон о запрете принятия общественно значимых указов, которые имеют значение не только для ведомственного употребления, а для жизни граждан, без широкого обсуждения в общественной палате и законодательном собрании.
Шамиль Агеев председатель Торгово-промышленной палаты РТ— Я думаю так: осенняя или весенняя активность бывает в связи с погодой и прочими условиями. Потому что ни то, ни это не вписывается ни в какие рамки. Есть определенные правила, и чем меньше таких предложений будет, [тем лучше]. От нечего делать, наверное, этим занимаются. Вместо того чтобы воспитанием молодежи заниматься, повышением уровня жизни, молодежь как-то воспитывать, как-то помогать людям, которые находятся на спецоперации, вместо всего этого какой-то дуристикой занимаются.
Что бы я лично разрешил или запретил? Я как-то об этом не задумывался. Зачем еще что-то запрещать? Алкоголь совсем не запретишь, сухой закон мы уже проходили. Одежду какую-то запрещать? Мы в Торгово-промышленной палате Татарстана сейчас думаем сделать кодекс предпринимателей с тем, чтобы не одна только прибыль была, а какие-то вещи, связанные с работой в коллективах, с молодежью. Упустили работу с молодежью, это необходимо как-то поправить. И с пенсионерами надо больше заниматься. Сейчас такая ситуация, что нужно посмотреть другими глазами на жизнь. Мы уже в иных условиях живем и еще не понимаем, что идет серьезная проверка всей системы России на прочность. Особенно странами НАТО. Поэтому сейчас больший упор я бы на это сделал.
Вахтанг Кипшидзе заместитель председателя синодального отдела по взаимодействиям церкви с обществом и СМИ— Что касается запрета алкоголя, мне кажется, тут надо оставить на усмотрение местных властей и посмотреть на тот эффект, который последует в результате такого запрета. Я думаю, что в этом нет никакого скандала. Власти регионов могут пробовать разные меры по борьбе с алкоголизмом, неумеренным употреблением алкоголя. Подобного рода ограничения тоже могут быть такой формой. Думаю, что нужно посмотреть на эффект, который принесет эта мера, и исходя из этого принимать решение о сохранении или корректировке.
Что касается решения властей Владимирской области, то, конечно, мы видим определенный резонанс, который вызван этой мерой. Мне кажется, надо подобные инициативы обсуждать в спокойном режиме, потому что межрелигиозный мир является для нашего общества абсолютной ценностью. При принятии тех или иных решений в этой сфере, на мой взгляд, нужно находиться во взаимодействии со всеми религиозными общинами, с общественными деятелями, с представителями органов власти различных регионов. Тогда, я думаю, все возможные негативные последствия будут нивелированы. На мой взгляд, нужен общественный диалог.
Если идет речь о такой традиции, как покрытие головы, мы знаем, что она существует не только в мусульманстве, но и в христианстве. Я не знаю всех деталей инициативы, но если девочка просто надевает платок в школу… Дело не в фасоне этого платка, является он религиозным или нет, а просто в факте покрытия головы. Если девочка надевает платок или, например, шляпу… До революции в церковь в основном ходили представители дворянского сословия, но в том числе в шляпке. До сих пор существует обычай покрытия головы. Насколько он является религиозным… Я думаю, что не в полной мере. Это уже надрелигиозная традиция. Я не вижу препятствий, чтобы кто-то покрыл голову, опять же без заведомого позиционирования как факта принадлежности к той или иной религиозной общине. Мне кажется, православную и мусульманскую девочек, которые надели платок, не отличишь.
Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»— Не помню, кому принадлежат слова: «Надо один раз запретить все и на этом закончить». Кто-то из современников это сказал. Что я думаю по такому поводу? И то и другое есть нарушение наших национальных ценностей. Мы все время говорим о том, что мы стоим за сохранение традиционных ценностей. И оба этих запрета традиционные ценности нарушают. Есть традиционные ценности мусульман. И в этих традиционных ценностях мусульман женщине отведена определенная роль и положение. Хорошо это или плохо — это не мое дело. Это традиционная ценность мусульман. Так сложилось. Женщина у них должна ходить с покрытой головой. Кстати, у евреев тоже.
Женщина должна ходить с покрытой головой, чтобы волосы не были видны. Платок это или парик и так далее. И тело должно быть покрыто до пяток, до ступней. И это традиционная ценность мусульман. И если человек исповедует глубоко эту религию, мы не вправе запрещать ему в том числе демонстрировать и такую свою ценность — отношение к религии.
Что касается алкоголя, хорошо это или плохо, но это есть традиционная ценность других национальностей. Что когда хочется выпить, надо выпить. И тем, что запретят продавать алкоголь, не запретят выпивать. Уже был товарищ Горбачев (последний генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев — прим. ред.), сухой закон, вырубались виноградники. Мы это все уже проходили. Просто молодое поколение не помнит, что было в конце 80-х, в 90-х годах. Это тоже глупость. Я не могу оценивать действия губернатора. Он выбран не мной, у него есть свои избиратели, у него есть начальство и есть кому его оценивать. Но с человеческой точки зрения это большая глупость. Опять будут водку покупать у таксистов по двойной или тройной цене.
И у [поэта, актера и исполнителя Владимира] Высоцкого, помните (он пел песню актера Михаила Ножкина — прим. ред.): «Вот, допустим, захочется выпить вам, а вам выпить нигде не дают, все кричат да грозят вытрезвителем и в нетрезвую душу плюют. А на кладбище все спокойненько, от общественности вдалеке, все культурненько, все пристойненько, и закусочка на бугорке»? Так о чем я? Нельзя одной рукой поддерживать национальные, традиционные ценности, а другой рукой с ними бороться. И вот это вот враскорячку стояние… Давайте тогда определим, какие традиционные ценности мы будем всем миром поддерживать, а какие станем запрещать в разных регионах и городах. Сейчас начнется суверенитет городов, где преимущественно выпивают, и суверенитет сел, где преимущественно поддерживают сухой закон. Ну что за глупости?!
Уже не знают, что еще придумать, чтобы подпрыгнуть так, чтобы их заметили. Ведь это все от желания, чтобы их заметили. Помните, у Гоголя в «Ревизоре»: «А встретитесь с императором, скажите ему, что, мол, есть такой Петр Иванович Бобчинский». Вот все от этого — я подпрыгну повыше, меня заметят, пригреют, назначат. Глупости это все…
Сергей Сотников директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ— Я бы ввел запрет на дурость. Потому что иногда слушаешь некоторых — такие дурацкие предложения вносят. И не всегда понятно, человек то ли смеется, то ли действительно так думает.
А если серьезно, то, что касается алкоголя, конечно, надо с этим делом бороться. У нас города перенасыщены по количеству торговых точек по продаже алкоголя. Всякие «Красное и Белое» и так далее. И молодежь не мыслит сейчас какую-то встречу, мероприятие без выпивки. Ничего хорошего в этом нет, и, соответственно, нужно с этой тенденцией бороться. Но главное — не повторить горбачевский опыт.
Что касается Владимирской области и запрета хиджабов… Вы знаете, люди не разбираются ни в хиджабах, ни в никабах, ни в прочем. Но лично я все-таки за то, чтобы в школе было светское образование. И религиозно выпячивать себя, я считаю, неправильно. Если кто-то хочет получить какое-то сугубо религиозное образование, для этого существуют религиозные школы. Тем более если разобраться, то во всей Владимирской области наберется только несколько десятков таких людей. Не так уж и много.
Радик Абдрахманов совладелец национально-туристического комплекса «Туган Авылым»— Этот вопрос [о запрете хиджабов] уже много раз обсуждался, много раз муссируется. Я недавно статью у вас прочитал, что люди путают хиджаб и никаб. Черную одежду, которая лицо закрывает, и мусульманскую одежду, которая наша традиционная, которую испокон веков носили в нашей стране.
У нас же многонациональная страна, у всех разная религия, и нельзя кого-то в чем-то ограничивать. Потому что для таких верующих мусульман неприемлемо, что их дочери ходят без платка. Поэтому я считаю, что ни в коем случае запрещать нельзя, потому что это сеет только рознь, негатив и раздражает людей другой веры.
Что касается [ограничения времени продажи] алкоголя, я за то, чтобы алкоголь не продавали. Потому что я сам не пью, читаю намаз. И, конечно, за то, чтобы ограничивать продажу алкогольных напитков, потому что это вредит здоровью. Это мое личное мнение, хотя ограничения, наверное, ущемляют права того, кто хочет выпить. Я думаю, что надо вводить более жесткие ограничения по табаку, но обычно бывает так, что, когда что-то запрещают, люди, наоборот, хотят это делать. И это вызывает повышенный интерес.
Что я бы запретил? У нас очень толерантная страна, где особых запретов-то и нет. Я считаю, что надо запрещать то, что вредит здоровью, больше пропагандировать здоровый образ жизни и спорт, как в принципе у нас и делается.
Илья Гращенков политолог, генеральный директор центра развития региональной политики (ЦРРП)— Я понимаю желание принять какие-то радикальные меры по аналогии с теми, которые принимались еще в Советском Союзе. Я знаю, что губернатор [Вологодской области Георгий] Филимонов большой поклонник Сталина и, видимо, считает, что какие-то радикальные меры способны раз и навсегда решить какую-то задачу. Как мы видим, кампания Горбачева в позднем СССР по введению сухого закона на территории всей страны проблему с алкоголизмом никак не решала. Сейчас так же.
Если доля потребления алкоголя растет, то этому есть причина, и бороться надо с ней, а не со следствием. Причина понятна: у людей растет уровень тревожности, непонимание завтрашнего дня, какая-то отрешенность от жизни, потому что непонятные цели, перспективы. Особенно на Севере, который (особенно Вологодская область) по уровню экономического развития отстает даже от соседних регионов. Русский Север традиционно считается таким депрессивным. Поэтому бороться прежде всего надо с этим. Запрет же скорее просто породит какие-то другие проблемы: будут больше пить контрафакта, появятся «разливайки» подпольные. Мы же все это проходили. Мне кажется, пиара от такого закона получилось больше, чем будет какого-то здравого смысла, Филимонов вряд ли добьется желаемого результата.
Владимирская область — это другая история. Она связана не с запретом, а скорее с ограничением той культурной экспансии, которая на сегодняшний день есть. Что такое культурный консенсус? Когда вы что-то принимаете, это что-то не является формой радикального непринятия. И если культура ислама в России в целом принимается в какой-то части (например, культура кухни, взаимоотношения стран находятся на высоком уровне), то вот некоторые формы радикального проявления являются для общества таким раздражающим триггером. И ограничение именно никабов связано с тем, что это не в традиции даже мусульманских регионов, даже соседних стран. Это традиции ближневосточные скорее. Я бы их не сравнивал — запрет на продажу алкоголя и запрет на никаб. Одно связано именно с неудобными ограничениями, выталкиванием этой сферы в серую зону, а другое является предметом ограничения такой культурной экспансии.
Запрет — это вообще не лучшая форма борьбы с чем-либо. Лучшая форма — поощрение. Если вы хотите что-то поощрять, например здоровый образ жизни, чтобы люди не пили, соответственно, можно для тех, кто ведет здоровый образ жизни, сделать более доступную и качественную медицину, социальные выплаты. Или, наоборот, штрафы. Если ведешь нездоровый образ жизни, то, например, социальная страховка для тебя становится дороже. Это больше мотивирует людей, чем прямые запреты.
Прямые запреты действительно должны касаться каких-то форм радикального проявления, которые подрывают привычные устои жизни. Когда что-то подобное возникает, никем не поощряется, но в силу отсутствия какого-либо морального запрета общественного становится возможным. Такие вещи можно запрещать. Что касается никабов, понятный запрет. Что еще могло бы быть? Например, громкий шум от мотоциклов или от соседей. Вещь, которую никак не урегулируешь, если люди не идут на общественный компромисс. Поэтому здесь запрет какого-то шума в определенные часы или в целом громких мотоциклов возможен. Например, запрет курения с определенного возраста и пожизненно. Такие практики, например, в Австралии были и позволяли радикально снизить проблему курения. Вот какие-то такие запреты, которые либо очень долгие стратегически, либо конкретика, что не может общественность порешать. Вот подобные вещи можно запрещать.
Александр Добровинский бывший адвокат, управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнеры»— По поводу того, какие бы я запреты вводил или не вводил — это отдельная тема. Не стоит сейчас об этом говорить. Я начну с алкоголя. Я бы вообще запретил [его продажу], потому что я антиалкогольный человек. Я не употребляю алкоголь ни в каком виде практически никогда. И если я выпью бокал вина раз в месяц или раз в два месяца, то это самое большое, что может быть. Поэтому я отношусь к алкоголю плохо. Я считаю, что это разновидность наркотика. Это мое личное мнение, и все, что делается для того, чтобы люди пили меньше алкоголя, — это очень хорошо.
Почему мы боремся с сигаретами, запрещаем курить в ресторанах и так далее, но не боремся с алкоголем? Поэтому Вологодская область — молодцы! Могу просто поаплодировать. Это мое личное мнение, человека, который всю жизнь борется с алкоголизмом в стране. Я считаю, что это вредно. Это не мое, и все тут.
Что же касается вашего хитрого и не совсем корректного вопроса, потому что вы задали вопрос про религиозную одежду… Это не так, и вы, не знаю почему, пытались ввести меня в заблуждение. Дело заключается в том, что не вся религиозная одежда подлежала или подлежит по решению области остракизму. А исключительно хиджабы для девочек, я читал об этом. Потому что есть иная религиозная одежда, как мы знаем. Буддисты ходят в оранжевых одеждах и так далее. И это под запрет не попало. Кресты большие можно приравнять к чему угодно: к одежде, к украшениям — и это тоже под запрет не попало. Меня немножко удивляет позиция властей, которые сосредоточились исключительно на этом (на хиджабах — прим. ред.), ну а вы как бы встали на их сторону, что меня немножко удивило.
И если мы говорим о религиозной одежде вообще и такой закон будет принят, то это должно касаться всех конфессий. А если мы говорим исключительно о магометанстве, то мне кажется, что это неправильно.
Михаил Скоблионок генеральный директор ЗАО «ТАКПО», президент еврейской национально-культурной автономии РТ— Очень трудно ответить, я ведь человек не религиозный. Вот у нас была еврейская школа, 12-я, которую я возглавлял. Там учились и русские дети, и татарские, все учились. Кто хотел, носил тюбетейки еврейские, кто не хотел, не носил. Я не считаю, что нужно запрещать. Если ребенок хочет носить религиозную одежду, это его право.
По продаже алкоголя: если ребенок хочет выпить, он всегда выпивку найдет. Вы себя молодым помните, и я себя молодым помню. Если я хотел выпить, мне какая разница, где я? Всегда найду где выпить, и в 10-м, и в 8-м классе. Если я не хочу пить, я нигде не буду искать. А взрослые тем более, у них всегда самогонка есть.
Я бы, честно скажу, никаких запретов не вводил. Нужно, чтобы каждый человек сам для себя выработал какой-то запрет. Для меня самое страшное — это наркотики. Слава богу, у меня столько детей и никто не страдает этим делом. Ну вообще я считаю, тех, кто приучает к наркотикам детей и людей в принципе, самым страшным злом.
Воровать государственные деньги — вот это я бы запретил. Самая умная страна сейчас, как бы кто ни говорил, — это Китай. Они ввели смертную казнь для тех, кто ворует государственные деньги. Расстреливают и отнимают все имущество не только у человека, но и всей его семьи. Вот это самое умное решение. Если бы это сделали, дали хорошую людям зарплату… Но всех, кто ворует, надо без разговоров брать, расстреливать и отбирать все имущество у них. Это был бы самый лучший порядок.
Вячеслав Зубарев гендиректор ООО УК «ТрансТехСервис», депутат Госсовета РТ V созыва— Если абстрагированно рассуждать, в целом, конечно, запрет — это крайняя мера. Нужно другими инструментами обходиться. Как правило, запретами не добиться результата. Если он в сочетании с какими-то другими мотивациями, действиями — это нормально. А примеры Вологодской и Владимировской областей вызваны, наверное, какими-то причинами. Не просто же так это сделали. Если где-то пьянство процветает, что-то надо делать.
Мне кажется, у нас столько регламентов уже запрещающих, что правильнее ставить вопрос: что бы можно было разрешить? У нас избыточная регламентация во многих вопросах.
Сергей Обухов депутат Госдумы (КПРФ)— Меня вообще смущает кампания, начатая рядом политиков, на введение запретов бесконечных, которые сейчас предлагается учредить в обществе. Особенно когда некоторые государственные мужи в личное пространство и жизнь граждан норовят влезть. Это я прежде всего об инициативах некоторых своих очень активных думских коллег.
Что касается искусственно нервной реакции по поводу владимирской школьной инициативы, то шум просто неадекватен. О запрете ношения шорт в Дагестане, стремящемся развивать свою туристическую привлекательность, как-то промолчали. А школьной формой в столице Древней Руси некоторые представители горных республик почему-то озаботились. Я рассматриваю этот скандал вокруг школьной формы во Владимире как инсценировку «Единой России» по отвлечению внимания на негодный объект. Есть такой политтехнологический прием.
Сначала один уважаемый депутат от этой партии из одного горного региона вызывает к себе на ковер депутата из той же партии из среднерусского региона. Потом депутат ЕР, ведущий популярной телепередачи, обзывает в эфире другого уважаемого горного депутата «Единой России». А тот в ответ якобы ему угрожает. И все из-за того, что губернатор от «Единой России» из Владимира, древней столицы Руси, ввел у себя правила, которые уже ввел у себя на Кавказе другой региональный лидер «Единой России». Нонсенс? Дисфункция партийной политики? Лучше бы они обсуждали, как на всей территории страны неукоснительно выполнять федеральные законы Российской Федерации.
Мне кажется, что чрезмерный ажиотаж был связан абсолютно не с этими решениями. Представляется, что владимирский и вологодский эпизоды — это кампания по отвлечению внимания и заполнение паузы в связи с ожидаемыми глобальными решениями. Например, все элиты ждут, кто будет руководить мировым гегемоном. Я имею в виду выборы в США. Как вы видите, все замерло в элитных тусовках. В верхах также нервничают по поводу роста потребительских цен и разгулявшейся инфляции, что тревожит тягловые сословия в российском обществе.
Что касается решений такого всеми любимого экзотического вологодского губернатора, как Филимонов, то он просто продолжает эпатировать и косплеить разные исторические практики. И период Иосифа Виссарионовича. И теперь ему хотелось бы ему повторить практику государя-императора периода Первой мировой войны, я имею ввиду тотальные ограничения на продажу алкоголя и сухой закон. Но мы все помним, чем это закончилось для государственности, хоть при Николае II, хоть при Михаиле I, я говорю о Горбачеве.
Я бы ввел главный запрет: запретить государственным чиновникам и депутатам говорить глупости и тревожить народ ими.
Сергей Мельников заместитель директора Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН по научной работе и общественным связям— Что касается ношения головных уборов, эта тема давно разрабатывается в науке. Скоро в Совете Федерации будет выставка «Традиционные женские образы России». Там будет представлено 25 образов женщин разных народов, и все они подтверждают одно обстоятельство — никогда женщина свое лицо не закрывала. Был короткий период во время свадебной церемонии, когда некоторые женщины использовали тонкое покрывало, которое потом снимали.
Поэтому, с одной стороны, тенденция правильная. С другой — есть разница между никабом и хиджабом: один полностью закрывает лицо, другой — атрибут и принадлежность к определенному цивилизационному коду, исламу. Поэтому к этому надо осторожно подходить и стараться, чтобы такие вопросы решались так, чтобы не вызывать дискуссии и социальный взрыв в обществе. Кстати, наши коллеги из республик Средней Азии более радикально к этому подходят. Они считают, что безопасность важнее, чем традиции. Хотя у них как раз были традиции закрывать лицо.
Что касается алкоголя, то это зло, с которым надо бороться. Но нужно исторические параллели проводить, в частности с антиалкогольной кампанией, которая проводилась в 1985 году, после прихода Михаила Горбачева к власти. Надо смотреть, чтобы это носило разумный характер и не вызывало социальную напряженность.
Что бы я запретил или разрешил? Запрещать всегда проще, чем что-то разрешать. Отстаивать или регулировать таким образом, чтобы это было на благо общества. Поэтому любой запрет должен быть тщательно обоснован.
Мансур Гилязов драматург— Один запрет просто великолепен — насчет алкоголя. А по поводу религиозной одежды — это, конечно, нарушение всех чувств, всех канонов. Тем более Россия сейчас доказывает, что присутствие ислама, мусульманских всех обрядов является одним из важнейших моментов привлекательности нашей страны и доказательством того, что мы действительно свободны и перспективны. Одна из причин процветания БРИКС — ислам. Ведь это сохранение института семьи, института деторождения и так далее, всех нравственных устоев. Ислам ведь именно несет все моменты, которые сейчас важны для сохранения человечества, мироздания. Поэтому, мне кажется, все, что делается против ислама в виде запрета одежды, вредит всем.
Потом, исламская одежда настолько красивая! Какие показы мод идут, девочки выходят в этих платьях. В других религиях одежда тоже красивая. Запрет, мне кажется, только вызовет у детей комплексы, а этого не хотелось бы.
Ограничение [продажи] алкоголя — это прекрасно. Вот Чечня же вообще исключила алкоголь. У них же ни одной бутылки водки не продается, там вообще употребления алкоголя нет, и прекрасно живут. Никто не возмущается или недоволен. Мужчины этого не скажут, жены, дети тем более, все прекрасно. Поэтому они такие все крепкие, здоровые. И у них нет ни депрессии, ни вот этих алкогольных зависимостей. Так что, я считаю, что все это классно.
Я бы запретил или минимизировал развлечения для детей в интернете. Вот эти всякие блогеры, которые несут бред, абсурд и ведут только к полному нравственному опустошению. Интернет должен быть только источником информации, помощником в учебе. Никакой развлекухи там не должно быть. Тысячелетиями, миллионами лет мы создавали здоровых, крепких детей с хорошим зрением, иммунитетом, с хорошими инстинктами, и буквально в течение нескольких десятков лет все это разрушается. Вот этот процесс надо остановить. У всех серьезных, самых богатых, самых умных людей дети интернетом не пользуются.
Дамир Исхаков главный редактор журнала «Туган җир»— Что касается запрета мусульманской одежды, это явный идиотизм [местных] властей, который не соответствует современным реалиям. Ужатие продажи водки тоже ничего не даст, таким образом вопрос не решается. Поэтому я не думаю, что это полезные акты.
Запрещать можно только общественно опасные деяния. В мусульманской одежде никакой опасности я не вижу. Потребление водки — это скорее такая нравственная проблема, и при помощи запретов данный вопрос не решается. Надо воспитанием заниматься со школьных лет, и вообще государство не должно на водочной торговле наживаться, монопольной торговле. В общем, к цивилизованным методам нужно переходить. Что касается ограничений продажи по времени — это возможно. Тут еще такого страшного нет, хотя это тоже вопрос не решает никаким образом. Кто хочет выпить, всегда найдет возможность. Это просто приведет к появлению подпольной торговли.
В нашей стране много чего запретного есть. Я хочу больше демократии и меньше всяких запретов. Человек сам должен знать, что ему надо делать, что нельзя в пределах законодательных норм страны.
Ренат Валиуллин руководитель исполкома ассамблеи народов РТ, депутат Госсовета РТ— Эти два резонансных запрета вызвали ажиотаж в медийном поле, много об этом рассуждают. По сути, каждый регион может по-своему трактовать, учитывая свою специфику, менталитет, другие аспекты. Мы как-то комментировать это пока не можем, со стороны Чечни комментарии были на уровне депутатов Госдумы. По продаже алкоголя ограничения тоже будут.
Конечно, запретить можно многое. Но надо понимать, как это будет действовать и к чему приведет. Нужно понять основную цель запрета. Например, какая цель была у запрета религиозной одежды в школах? Это было спонтанно решено. Такие инициативы обоснованны или нет? В чем заключается цель подобных инициатив, непонятно.
Рустэм Ямалеев президент общественной организации «Национальный конгресс татар и тюркских народов»— Некоторая молодежь неформально одевается, и вот эту неформальную одежду я бы тоже запретил. Что касается алкоголя, наверное, это неправильно. Кому надо, пусть и употребляют. Нужно вести огромную пропаганду губительного влияния алкоголя с наглядными примерами. А то, что одежду запретили… У нас как-то свобода все-таки должна быть, если кто-то хочет религиозно одеваться, исключая госучреждения.
Что бы я запретил или разрешил? Одежду мусульманскую я бы разрешил всем носить. Алкоголь, наверное, хорошо, что ограничивают, ночью не продают. Нужно идти по школам, колледжам, на примерах показывать вред алкоголя. Большую работу надо проводить и по алкоголю, и по другим запретным вещам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.