«Я много узнал об этом городе. 400 лет назад Великий чайный путь, который соединил наши страны, также проходил через Казань, и через этот путь китайский уишанский чай везли в Россию», — заявил лидер Поднебесной Си Цзиньпин во время встречи с российским коллегой Владимиром Путиным на полях саммита БРИКС. В том, что стало причиной возникновения торговых отношений между Китаем и Россией, почему начали возить именно чай, как напиток аристократов ушел в массы, чем культура чаепития у татар отличалась от европейской, что привело к краху Великого чайного пути и можно ли его восстановить, разбирался ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ Искандер Измайлов.
Искандер Измайлов
Казань и Китай: как начиналась вековая история
Саммит БРИКС в Казани 2024-го уже стал событием года не только для Татарстана, но и для всей России. А вполне возможно, что это одно из самых знаковых явлений, определяющих облик этого года в мире. Но для историков эти явления важны, когда имеют не просто современное политическое звучание, но и историческую глубину. На саммите при желании можно было открыть много подобных трендов. Но внимание многих привлекли слова председателя КНР Си Цзиньпина о том, что он знает Казань как город, который был связан с историей Китая. «Я много узнал об этом городе. 400 лет назад Великий чайный путь, который соединил наши страны, также проходил через Казань, и через этот путь китайский уишанский чай везли в Россию», — отметил он.
История в очередной раз показывает, что в Евразии с глубокой древности не было точек на карте, которые нельзя было бы связать какими-либо прямыми линиями культурных, торговых и военно-политических связей. Казань, уже тысячу лет олицетворяющая собой место встречи цивилизаций и торговых путей, не могла не стать центром контактов с Китаем. Если конкретно говорить о русско-китайских торговых и дипломатических отношениях, то они ведут свой отсчет от Нерченского договора 1689 года. Следовательно, им исполняется ровно 335 лет.
Несколько слов следует сказать о глубоких древних связях степей Евразии с Китаем, чтобы понимать общую историческую перспективу. Можно сказать, что само возникновение китайской цивилизации обязано своим происхождением индоевропейским народам. Некие выходцы из степной зоны Евразии, родственные племенам, оставившим на Южном Урале памятники андроновской культуры и великолепные памятники типа Аркаим и Синташта, дошли до низовий Желтой реки и Хуанхэ, где объединили местные народы и создали первое государство Шан. Эти вожди имели на вооружение боевые колесницы, что предопределило успех их завоевания. В данном государстве возникли первые города, были созданы первые каналы и изобретено первое иероглифическое письмо. К сожалению, письмо это использовалось в религиозных целях, поэтому мы больше знаем, о чем молились эти люди, а не о том, как они жили.
«Я много узнал об этом городе. 400 лет назад Великий чайный путь, который соединил наши страны, также проходил через Казань, и через этот путь китайский уишанский чай везли в Россию», — отметил Си Цзиньпин
Долгое время великие цивилизации Востока не были связаны друг с другом, поскольку препятствовали география и враждебные племена. Только в конце I века до н. э. Парфянская держава завоевала Среднюю Азию, а Империя Хань изгнала хунну из Восточного Туркестана и заняла Ферганскую долину. При этом произошел один интересный эпизод, зафиксированный в китайских источниках, когда ханьская армия встретилась в бою с необычными дисциплинированными и стойкими воинами. Современные историки считают, что это был парфянский гарнизон, состоявший из римских легионеров, плененных после разгрома Марка Красса в битве при Каррах (53 год до н. э.). Как бы то ни было, соприкосновение великих держав вызвало движение товаров — пряностей и шелка в обмен на золото и ювелирные изделия.
Новый и необычайный всплеск этой мировой торговли пришелся на время Монгольской империи, когда вся Северная Евразия оказалась объединена под единой властью и законами, общей денежной и фискальной системой, а главное — желанием реализовать излишки шелка, фарфора и пряностей, производимых в Китае, в Европу, которая расплачивалась тоннами серебра. Только на территории Улуса Джучи, которая собирала около 5% налогов от ввозимых товаров год, в обращении находилось около 5 млн серебряных дирхемов.
Но не только товарами обогащалась Золотая Орда. Сюда из Китая проникла технология производства чугуна и начался настоящий переворот в домашнем хозяйстве — на смену непрочным, хрупким керамическим и каменным котлам и быстро сгорающим медным пришли фактически вечные чугунные. Другим изобретением был порох и пушки. Именно в городе Болгаре в 1376 году впервые в Восточной Европе были использованы пороховые орудия для обороны города. Так что связи между Китаем и Поволжьем имеют давнюю и славную историю взаимного обмена и взаимного обогащения.
Чайная церемония была уделом высшей аристократии
Примерно в это же время, видимо, в Восточную Европу проникает чай. Тогда это еще не был такой доступный и демократичный напиток. Как и всякая иноземная и престижная культура, чайная церемония была уделом высшей аристократии. Но отдельные находки из памятников Золотой Орды показывают, что чаепитие среди татар было частью элитарной культуры.
Здесь необходимо сделать отступление о чае. Изначально на родине в горных провинциях Китая Сычуань и Юньнань чай — это дерево. Некоторые столетние деревья имеют до двух обхватов толщиной. Как признают современные исследователи, именно отсюда чай начал распространяться на юг в Бирму и Ассам, а также на север, где стал мелколистым кустарником. Именно здесь стали собирать его листья, высушивая и приготовляя сухую смесь в виде небольшой таблетки с отверстием по центру. В Китае существовала целая индустрия производства чая. В окрестностях столицы Империи Сун X–XII веков городе Кайфын археологи раскопали остатки почти 200 мельниц для измельчения чая в порошок. Находки показывают, что на севере Китая предпочтение отдавалось пенистому порошковому зеленому чаю. Этот напиток был впервые упомянут в IV–II вв. до н. э. иероглифом, который читали как «cha/ча». Именно под этим термином его узнали тюрки и называли чаем.
На юге Китая предпочтение отдавали темному настоянному чаю. Интересно, что португальцы, а потом и англичане (о той эпохе и нравах этих европейцев рассказывают, в частности, романы Джеймса Клавелла «Тай Пан» и «Сёгун», по которому снят мини-сериал 1980 года с Тосиро Мифунэ и Ричардом Чемберленом «Сёгун», в этом году вышел еще один одноименный масштабный сериал), торгуя с южными провинциями Китая, быстро поняли важность и прибыльность данного продукта.
В XIX веке чайная торговля в Европе приносила Англии огромные прибыли. Но имела значение скорость перевозки чая, чтобы он не испортился. В США были созданы специальные быстроходные клиперы, потом в гонку с ними вступили верфи Шотландии, где стали создавать свои «чайные» клиперы — «Гончие Псы Океана». «Чайные гонки» — это захватывающий триллер мировой экономики. На них создавались и рушились состояния. Самые быстрые из них проходили путь от Шанхая до Ливерпуля за 80 дней (отсюда, кстати, знаменитый роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней»). Но открытие Суэцкого канала и создание быстроходных паровых судов, которые совершали путь из Бомбея до Лондона за 16 суток, уничтожило красоту и гордость парусного флота. На сегодня сохранился только один знаменитый «Гончий Пес» — клипер «Катти Сарк». Но важно отметить и другое — на местном миньнаньском диалекте он назывался the/те, в английском превратившись в tea.
Хотя это был примерно один продукт, постепенно культура чаепития, использования добавок, а потом и культивирование чая на Цейлоне и Индии привели к тому, что между английским tea и русско-татарским чаем возникла значительная разница. Английские чаи были все больше красными и черными, тогда как в России предпочитали кирпичный чай, отдавая предпочтение сортам зеленого чая.
Еще со времени Монгольской империи в Центральной Азии было распространена торговля двумя видами чая — по-тюркски «шары-чай / желтый чай» и «кара-чай / черный чай». Они имели вид прессованного брикета, запечатанного в пакет с императорской печатью. Этот кирпичик делился на 60 частей, которые были единицами расчета порций и иногда заменяли деньги при расчетах.
Среди прочих товаров караван привез и чай
Торговые отношения с Китаем и роль станицы Каргалинская
При этом в Северной Евразии разворачивался свой триллер. По традиционным караванным путям постоянно ходили караваны, многие из которых водили татары. Так, в 1657 году большой караван с различными товарами в Москву привел «тобольский бухарин» Сейткул Аблин, который имел опыт подобных торговых операций. На следующий год караван совершил еще одно путешествие в Китай и обратно в Москву, и в нем участвовали 10 татар. Среди прочих товаров караван привез и чай.
Прямой торговле между Китаем препятствовали как расстояния, так и торговые запреты и непрерывная война в степях Центральной Азии. Попыткой урегулировать эти связи и решить межгосударственные пограничные споры стал Нерчинский договор (1689 год), по которому Россия вынуждена была уступить Приамурье, но получила возможность напрямую торговать с Китаем в Пекине. Это было достижение, которое привело в действие цепь событий.
Возникли регулярные торговые контакты, для чего в XVIII веке снаряжались специальные обозы со значительной охраной, поскольку время было неспокойным — в степи Центральной Азии и Монголии шли войны между джунгарами и монголами с маньчжурской династией Цин. Караваны часто оказывались объектами нападений. Но прибыль легко перекрывала все издержки.
В начале XVIII века для удобства взаимной торговли и лучшего контроля со стороны властей был заключен новый, Кяхтинский (Буринский), договор и построены два города: на русской стороне Кяхта, а на китайской — Маймачен. Именно через них шла вся торговля.
Главными статьями вывоза в Китай в конце XVIII века была пушнина — десятки тысяч шкур морской выдры, котика, лисицы, песца и горностая. В Китае покупались хлопчатобумажные ткани («китайка»), шелк, ревень, анис, табак и другие продукты. В конце XVIII века было вывезено около 14 тыс. т зеленого и черного чая. Торговый путь от Москвы до Пекина достигал почти 9 тыс. верст, и караваны шли по нему почти два года. На специальном подворье в Пекине российские товары (в основном пушнина) распродавалась в течение нескольких месяцев, закупались китайские товары, а потом торговый обоз начинал движение в обратную сторону. Из Москвы товары развозились по российским городам и крупным ярмаркам. Некоторая часть продавалась дальше в Европу. Для государственной казны эта торговля была чрезвычайно выгодной и уже в конце XVII века превзошла товарооборот с Европой.
Надо сказать, что часть торговли чаем шла по традиционному Великому шелковому пути, где важным центром была станица Каргалинская — татарская торговая слобода, через которую шла караванная торговля со Средней Азией. В XIX веке импорт тканей сократился и, наоборот, Россия стала продавать ее в Китай, а закупки чая регулярно росли, достигая до 400 тыс. пудов в год в 40-е годы XIX века.
«Для знакомства с китайской чайной культурой при русской миссии были созданы специальные училища, создававшие учебные пособия»
Как татарские купцы торговали китайским чаем
Расширение торговли потребовало от Российского государства развития дорожной сети. В 1863 году был открыт один из самых протяженных и известных из них — Большой Сибирский тракт. Он проходил через Казань, связав через нее Москву с Сибирью. На окраине Казани появилась близ Арского поля Сибирская застава. По местным легендам, именно здесь близ Варваринской церкви каторжников освобождали от цепей, поскольку из Сибири бежать было некуда. Торговый путь от Кяхты до Москвы, по справочникам составлявший 5,5 тыс. верст, купцы называли Великим чайным путем. Примерно столько же верст составлял путь от центра китайской чайной торговли Фуцзяня. Т. е. общее протяжение чайного пути было более 11 тыс. верст.
Для знакомства с китайской чайной культурой при русской миссии были созданы специальные училища, издававшие учебные пособия. Одно из первых таких пособий по китайской грамматике, подготовленной Иакинфом (Николаем Бичуриным), был раздел «Название китайских кяхтинских чаев». Очевидно, это переведенный им обычный китайский «Канон чая» с адаптацией к реалиям местной торговли. Данное пособие стало важной вехой в понимании разницы чаев и их особенностей.
Долгое время основными чая в России являлись татары и другие тюркские народы еще с эпохи Золотой Орды. Но в XVIII веке произошла «демократизация» этого напитка — из элемента элитарной культуры чаепитие стало напитком всех состоятельных татар.
Купцы татарских слобод Казани имели устойчивые торговые связи с Китаем сначала через Кяхту, а затем через Чувачек. Из Империи Цин в Россию они в основном ввозили хлопчатобумажные ткани и чай. В 1822 году через Кяхту вели торговлю казанские купцы первой гильдии Муса Апанаев, Абдулла Абсалямов, Башир Аитов, Мустафа Сеуров и пр. Перед отправкой за границу татарские купцы получали «аттестат» из Ратуши для отсрочки платежа пошлин до окончания торговли. Обычно казанские купцы торговали козловыми кожами, а позднее мылом, тканями, мукой и т. д. Например, купец Юнус Китаев доставил в Кяхту из Казани козловые кожи на 80 тыс. рублей.
Внутри Казани татарские купцы торговали китайскими товарами на различных рынках и в Гостином дворе. Одним из самых крупных заведений Сенного базара считалась фирма купца первой гильдии Исмагила Утямышева, сбывавшая чай и сахар с годовым оборотом в 1 млн рублей. Помимо известных купеческих фамилий, обладавших серьезным капиталом, на Сенном базаре вели активную торговлю десятки мелких предпринимателей, а также крестьяне из окрестных уездов.
По новому Кульджинскому договору 1851 года, Китай открывал новые пункты для пограничной торговли в Кульдже и Чугучаке, откуда караваны через Семипалатинск и Петропавловск вели в Москву и Нижний Новгород. Именно эти города стали центрами формирования татарских анклавов и до сих пор остаются таковыми. С российской стороны здесь торговали хлопчатобумажными тканями и шерстяными изделиями, а в обмен получали в основном чай.
Чай транспортировали в специальной таре — ящиках цыбиках. Цыбик — стандартный ящик весом до 2 пудов чая. От этой упаковки произошла фамилия семьи, которая поколениями занималась производством и развесом чая. Вот как описывал упаковку чая елабужский писатель и литератор Дмитрий Стахеев, по воле своего отца в молодости оказавшийся в Кяхте заведовать отцовскими торговыми операциями: «Чай, поступающий в продажу, китайцы закупоривают в камышовые ящики. Они плотно с помощью рук и ног и деревянных чурбанов набивают в ящики чай; внутренние стенки этих ящиков обкладываются досками, наполнив ящик насколько можно плотнее, то есть до известного века (от 85 до 100 фунтов), китайцы кладут на верх чай фактуру своей фирмы и, заложив снова несколько рядов бумагу и бамбуковые листья, заплетают на ящик камыш».
Потом эти ящики с чаем завертывали в войлоки из бараньей или верблюжьей шерсти и наваливали на горбатую спину верблюдов, причем клали только от двух до четырех ящиков. Таким образом собирался караван от 500 до 1 тысячи верблюдов, который вез свой груз до Кяхты. Здесь чай покупался российскими купцами и поступал в их собственность.
Из Кяхты обозы и караваны с чаем и другими товарами двигались по всей Сибири и Уралу, достигая Казани, где складировался в Гостином дворе, а оттуда мелкими партиями вывозился в окрестные города, а наиболее крупные партии по Волге следовали на Нижегородскую (Макарьевскую) ярмарку и в Москву.
Сенной базар
Русские пили чай с вареньем, англичане — с ромом, а татары — с чак-чаком и баурсаком
Одновременно в начале XIX века в Россию пришла из Европы мода пить кофе и чай. Подражая английскому великосветскому быту, российская элита начала употреблять чай. Практически полвека чай в России считался дворянским напитком. Сахар был очень дорогим, поэтому сельские помещики приобрели обычай пить чай с вареньем, которое варили в больших количествах. В воспоминаниях современников подчеркивалось: «Чай тогда только что начинал входить в употребление, и лишь у очень богатых людей его подавали гостям. Цыбик прекрасного чаю был подарком незаурядным». В данном случае под цыбиком понималась небольшая красивая упаковка чая на сотню граммов.
Продукты, сопровождавшие чаепитие, были весьма разнообразными: сахар, сливки, варенье, хлебные и кондитерские изделия. Пить чай по-русски означало пить его с едой и сладостями. Из Англии пришла мода пить грог — горячий чай с ромом. Дело в том, что в английском флоте решили сократить выдачу рома судовым командам и стали наполовину заменять его чаем. Этот обычай пришелся по душе матросам и офицерам. Название напитка происходит от прозвища британского вице-адмирала Эдварда Вернона (1684–1757) — Олд Грог (Старый Грог). Сам ром выдавался команде как средство от цинги и для дезинфекции воды, которая часто протухала во время длительных плаваний в открытом море. Этот напиток получил большое распространение в Европе и пришел в Россию после похода в Европу в 1815 году. Княгиня Екатерина Раевская рассказывала, как перестала ставить на стол самовар перед гостями мужа, когда во время такого застолья услышала от одного из кавказских сослуживцев супруга, что он за раз выпивает 12 стаканов грога и еще 12 стаканов с сахаром. Это, конечно, похоже на анекдот, но смысл его понятен — это уже мало похоже на чинное чаепитие. Вместе с тем это выдает нам картинку того быта, когда чай был элементом заграничного быта и довольно дорогим продуктом, доставляемым из Англии.
Между тем рядом процветала другая культура чаепития, которая имела давнюю традицию и была распространена у татар и других тюркских народов. В основном это был такта чай, т. е. чай в виде дощечек. Заваривали его накрошенным. В отличие от английского чая, у татар в почете был зеленый чай. Этот напиток воспевал еще татарский поэт и богослов Габдрахим Утыз-Имяни (1752–1836), отмечая: «Чуден чай, как питье из райской реки Каусар». Понятно, что культура чаепития у татар отличалась от европейской. У татар к чаю подавались различные сладости и сухофрукты. Среди сладостей выделялся чак-чак, баурсак, пахлава, талкыш-калеве и другие кондитерские изделия. Особо надо отметить, что по традиции использовался не сахар, а мед и сладости на его основе. Обычно чай пили со сливками или добавляли в него толику молока. В Казани были и специальные чайные. Одна из них имела годовой оборот почти в 1 млн рублей.
Что разрушило Великий чайный путь и можно ли его восстановить?
Сильный удар по Великому чайному пути нанесла морская торговля. Быстрота и дешевизна доставки чая из Кантона (Южный Китай) и Бомбея (Индия) через Суэцкий канал в Одессу привели к тому, что чайная торговля через Сибирь оказалась экономически невыгодной. В начале XIX века «кантонский» чай стал все шире попадать на внутренние рынки страны. Сначала его распространение попытались остановить торговыми пошлинами, но в середине века эти запреты были сняты.
Стремясь спасти континентальную торговлю и всю связанную с ней инфраструктуру, император Александр II поддержал проект Урало-Сибирской железной дороги. Но беда для Казани была в том, что путь этот прошел мимо нее — через Екатеринбург, Уфу и Самару. Разные части Транссибирской железнодорожной магистрали строились в 1891–1916 годах и были закончены уже при советской власти, когда Казань была соединена с северным ответвлением магистрали. Но для Казани в начале XX века Великий чайный путь прекратил свое существование.
Однако сейчас в новых условиях Казань имеет все шансы вновь стать важнейшим центром на новом формирующемся трансъевразийском пути, занять ключевое положение в его логистике. Для этого есть все: развитая сеть автомобильных и железных дорог, речная сеть по Волге с выходом к Балтике и Каспию, а также развитая информационная сеть. Если сюда добавить историко-культурную традицию, то картина будет вполне впечатляющей. Все позволяет Казани с оптимизмом смотреть в будущее и приветствовать новый поворот политики и экономики нашей страны на Восток и полноценно участвовать в нем.
Актуальность научного осмысления создания и развития Великого чайного пути уже с недавнего времени была понята в Академии наук РТ, которая по предложению директора института истории им. Марджани академика Радика Салихова разработала проект научной программы «Великий Чайный путь: от древности к современности». Проект находится на стадии обсуждения и ждет открытия финансирования. В нем предусмотрено подробное рассмотрение древних историко-культурных связей между Татарстаном и Китаем, включая события, судеб людей и будущего этих связей.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.